Что написано в Библии о конце света? Признаки конца света по Библии. Что говорится в Библии о конце света? Библия никто не знает конец света число

Что такое конец света?

О приближающемся конце света по Библии

1. Что такое конец света?
А. Ветхий Завет о конце света:
Конец света (мира) в Ветхом Завете ассоциируется с Днём Яхве (Иоиль 2) – днём, в который Творец явится, чтобы судить весь мир и воздать праведным и нечестивым по их заслугам. Этот день также описывается в: Исаия 2:2-5; Иоиль 3:1; Амос 9; Захария 14.
Также конец света ассоциируется с Божьим судом (Екклесиаст 11:9; 12:14) и жизнью после смерти : Даниил 12:2-3 «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда». Исаия 66:22-24 «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти».

Б. Новый Завет о Конце Света:
В Новом Завете идея о конце света ассоциируется с
— Великим Судом (Матфея 7:22, Откровение 6:17, Евреям 9:27),
Великими скорбями (Матфея 24:22),
Вторым Пришествием Христа (Деяния 1:10-11, Матфея 24:3, 37, 39; Иакова 5:7-8) и
воскресением мёртвых (Иоанн 6:39, Иоанн 6:44,54; Иоанн 12:48).

2. Конец какого света это будет?
Это будет конец нашего мира, в котором мы живём. Не всего, что существует, а только нашего материального мира: нашего пространства и времени.
Кто является богом века сего? – Сатана (2 Коринфянам 4:3-4 «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы» ). - Вот этого-то века (мира) конец и придёт!
Прежняя эра (век, мир) пройдет. И наступит время другого века (мира): в Ефесянам 1:19б-21 , Матфея 12:32 , Лука 18:30 говорится о «нынешнем веке» и «будущем веке». Новая эра, которая начнётся, будет эрой Царства Божия по всей вселенной.
В Откровении Иоанна Богослова читаем: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откровение 21:1 )

3. Почему должен прийти конец света?
Во-первых, конец света должен прийти потому, что всему, что имеет начало, обязательно приходит конец. Во-вторых, о конце света говорится в Слове Божьем – Библии (в Ветхом и Новом Заветах). И, в-третьих, о приближении конца света свидетельствовал сам Господь Иисус. И о Его свидетельстве мы поговорим подробно, когда обратимся к приметам конца света. Главное заключается в том, что сам Бог предупредил нас о приближении конца света, а Его слову можно верить, потому что оно верно и неизменно:
Матфея 24:35 «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».
Матфея 28:20 «се, Я с вами во все дни до скончания века ».

4. Когда будет конец света?
Матфея 24:36 «О дне же том и часе никто не знает , ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один». Матфея 24:34 «Истинно говорю вам: не прейдет род сей , как всё сие будет».
Матфея 24:42-44 «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет . Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете , приидет Сын Человеческий».
Иисус не открыл человечеству день, в который наступит конец света, но Он дал нам приметы этого конца, заранее предупредив, что этот день придёт неожиданно: как снег на голову.

5. Кого коснётся конец света?
Притча Иисуса о конце света : Матфея 13:24-30 «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».

Объяснение притчи Иисусом : Матфея 13:36-43 «Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!»


Что написано в Библии о последнем времени, Втором Пришествии Христа и о конце света

Текст статьи смотри на странице "Знамения Второго Пришествия Иисуса Христа"

Для облегчения чтения мы выделили ключевые слова в тексте жирным шрифтом и курсивом .

Евангелие от Матфея 10:11-23
11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете;
12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему;
13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда , нежели городу тому.
16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.
17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,
18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.
19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,
20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.
21 Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;
22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.
23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий .

Евангелие от Матфея 24
1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
2 Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.
3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5 ибо , и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят.
6 Также . Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство ; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 все же это - начало болезней .
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут , и прельстят многих;
12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ;
13 претерпевший же до конца спасется.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец .
15 Итак, когда увидите мерзость запустения , реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте , - читающий да разумеет, -
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса
25 Вот, Я наперед сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: "вот, [Он] в пустыне", - не выходите; "вот, [Он] в потаенных комнатах", - не верьте;
27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет ;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются ;
30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
33 так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях.
34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет;
35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ;
37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:
38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж , до того дня, как вошел Ной в ковчег,
39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого ;
40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;
41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.
42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет .
43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, -
50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Евангелие от Матфея 25:1-13
1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий .

Евангелие от Марка 13
1 И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
2 Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.
3 И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:
4 скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться ?
5 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.
7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах , не ужасайтесь: ибо надлежит [сему] быть, - но [это] еще не конец.
8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство ; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это - начало болезней .
9 Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня , для свидетельства перед ними.
10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие .
11 Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.
12 Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.
13 И будете ненавидимы всеми за имя Мое ; претерпевший же до конца спасется.
14 Когда же увидите мерзость запустения , реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
15 а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего;
16 и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.
17 Горе беременным и питающим сосцами в те дни.
18 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.
19 Ибо в те дни будет такая скорбь , какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.
20 И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.
21 Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.
22 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса , чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
23 Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все.
24 Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего ,
25 и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются .
26 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.
27 И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
28 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.
29 Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях .
30 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет.
31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время
.
34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.
35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;
36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.
37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

2-е послание Петра 3:3-10
3 Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям
4 и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же.
5 Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою:
6 потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою.
7 А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков.
8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
9 Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
10 Придет же день Господень , как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

1-е послание Иоанна 2:18-22
18 Дети! последнее время . И как вы слышали, что придет антихрист , и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время .
19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши.
20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все.
21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, [равно как] и то, что всякая ложь не от истины.
22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.

1-е послание Иоанна 4:1-3
1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста , о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

Послание Иуды 17-19
17 Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.
18 Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.
19 Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.

1-е послание Тимофея 4:1-3
1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,
2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
3 запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

2-е послание Тимофею 3:1-7
1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.
2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,
3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,
5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся . Таковых удаляйся.
6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин , утопающих во грехах, водимых различными похотями,
7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

Послание к Евреям 1:10-12
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

Послание к Евреям 12:26-27
26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо .
27 Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

Евреям 8:8-13
8 Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

Римл.11:25-28
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов.

Евангельское чтение третьей подготовительной недели к Великому посту рассказывает нам о конце света, в котором мы в настоящее время живем, и о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Давайте вместе подумаем: будет ли когда-нибудь конец света, или точнее, конец нашей планеты?

На этот вопрос современная наука дает утвердительный ответ. Но впервые концепция неизбежности конца света родилась не в кабинетах ученых, а в древних религиях, жрецы которых часто совмещали религиозное служение со служением науке. Из глубины времен до нас доносятся голоса, предупреждающие человечество о возможном трагическом конце нашей планеты. Так или иначе, но проблема конца света, которая пришла к нам как идея религиозная, стала в наше время научной концепцией, еще никем не опровергнутой.

Трудно сказать, каковы будут естественные причины конца света и какова будет его естественная форма. Будет ли это катастрофа, связанная со страшной атомной войной, когда чрезмерное использование новейших достижений ракетно-ядерной техники приведет к каким-то пертурбациям космического характера. Будет ли это катастрофа, вызванная столкновением нашей Земли с каким-либо космическим телом или другой планетой. Будет ли это, наконец, постепенное уничтожение привычных для нас форм жизни по тем или иным причинам, например, из-за охлаждения Земли в результате атмосферных изменений. Это неизвестно. Невозможно предусмотреть все варианты конца света, но то, что конец неминуем, очевидно.

Однако это рациональный, или научный, аспект проблемы, который рассматривает главным образом ее физическую сторону. Религия же, в частности христианство, задает этот вопрос несколько по-другому. И она имеет полное право так делать, ибо сама эта проблема вышла, повторяем, из религии и в значительной мере предшествовала научному обоснованию.

Проблема эсхатологии, то есть учения о будущих судьбах мира и человечества, занимает значительное место в вероучении Православной Церкви. Планы будущего были начертаны Богом до скончания веков. И если наука сегодня говорит о неизбежности конца нашей планеты, то христианство, в частности Православная Церковь, подтверждая это, одновременно свидетельствует не только о физическом конце света, но и о двух пришествиях Господа, воскресении мертвых и начале Царствия славы и вечной жизни.

Церковь свидетельствует нам не о бессмысленном конце физического мира, а о его великом окончании, являющемся началом нового бытия. И если наука, в которой нет места Богу, говорит о конце света, как о конце событий в значении абсолютного разрушения, то совсем иначе говорит нам об этом Церковь. Согласно учению Церкви, конец света будет заключаться не в разрушении и уничтожении (хотя видимые физические явления могут происходить в форме разрушения), а в его полном изменении и обновлении.

Каковы же признаки приближения конца света, пришествия Господа нашего Иисуса Христа и Страшного Суда?

Этих признаков несколько. Один из них, как свидетельствует Евангелие, заключается в том, что само Евангелие будет распространено и проповедано во всем мире (Мф.24:14 ). Ни одно место на земном шаре, населенное людьми, не обойдет стороной евангельское благовестие. Весь род человеческий должен услышать слово Божие, вкусить того небесного духовного хлеба, который дал миру Спаситель. И дело человека - принять или не принять это благовестие, ибо человек остается абсолютно свободным, и Господь не допускает над ним насилия.

Второй признак - в мире чрезвычайно активно будут проявляться силы зла, преумножится беззаконие, в людях будет охладевать любовь (Мф.24:12 ). Чрезвычайно усугубятся и начнут активно проявляться все негативные стороны человеческой натуры, будет исчезать вера (Лк.18:8 ). Христианство для многих станет предметом ненависти.

Следующий признак - в преддверии конца света пройдут страшные войны (Мф.24:6 ), в которых человечество может вообще не выжить. По всей земле пройдут ужасные землетрясения, будет голод, появятся эпидемии (Мф.24:7 ).

Следует указать еще на один характерный признак. Он будет заключаться в том, что чрезвычайно снизится духовный уровень большинства людей. Они привяжутся к земному и откажутся от любого духовного развития (Мф.24:37-39 ; Быт.6:1-8 ).

И тогда, говорит Христово Евангелие, появится знамение Сына Человеческого на небе, и люди увидят Христа, идущего по тучам небесным в великой силе и славе. По мнению отцов Церкви, знамением Второго Пришествия будет знамение креста. Люди, которые в то время еще будут жить на земле, мгновенно изменятся (1Кор.15:51-52 ), изменится весь мир (2Пет.3:13 ), и одновременно произойдет общее воскресение мертвых, причем, воскреснут они в преобразованном виде и будут особенными, такими, что, по словом ап. Павла, мы не можем сейчас себе и представить. Тела праведников будут духовными, нетленными и бессмертными. Они будут свободны от всей немощи, к которой склонны наши тела. Они не будут иметь земных телесных потребностей и в какой-то мере уподобятся духам (Мф.22:30 ). В таком же преобразованном виде восстанут и тела грешников. Но, обретя нетление, грешники одновременно будут носить в себе и свое страшное духовное состояние.

Трудно себе представить то, о чем сказано. Все это находится за пределами наших обычных представлений. Но одно понятно - со Вторым Пришествием наступит на земле последний и Страшный Суд, который восстановит попранную человечеством справедливость и восстановит весь мир. Это будет общий суд - суд над всеми, без исключения, людьми. Это будет суд торжественный и открытый, строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, суд последний и окончательный, направленный в вечность. Это будет суд вечной справедливости, о которой люди забыли и которую они презирают в течение тысячелетий. Другого пути восстановления этой попранной справедливости нет и быть не может.

Радостная и вечная жизнь ожидает праведных после суда (Мф.13:43 ), и вечные муки уготованы для злых (Мф.25:41-42 ). Но не нужно понимать это примитивно. Так святитель Иоанн Златоуст видит муки грешников в том, что они будут лишены славы Царствия Божиего. Лишение благ Царствия Божиего - это богооставленность, которая сильнее адских мук. Духовное сожаление о потерянном окажется страшнее всего. И мы хорошо знаем по собственному опыту, насколько тяжелее душевные и духовные раны болезней физических, и как деструктивно действуют они на наш организм.

Закончатся ли когда-либо муки грешников? На этот счет существуют разные личные мнения. Но, согласно Евангелию и христианскому вероучению, они называются вечными (Мф.25:46 ), как естественный результат того, что сделал человек в духовном плане за время своей земной жизни.

С кончиной этого мира и превращением его в новый лучший мир откроется вечное Царствие Божие - Царствие славы. Тогда закончится Царствие благодати, которым мы именуем бытие Церкви на земле. Церковь земная войдет в это Царствие славы и сольется с ним навсегда.

Поэтому пусть Справедливый и Милосердный Судия не лишит и нас этого Царствия вечной славы и бесконечного блаженства. Аминь.

Блаженнейший митрополит Владимир

  1. Введение

    Тема грядущего конца мира, когда творение предстанет во всей полноте совершенства, входит составной частью во многие произведения библейской письменности. Представления о конце мира развивались и существенно дополнялись на протяжении веков; ниже мы приводим наиболее существенные из говорящих об этом тексты в хронологическом порядке.

    Библия говорит о том, что мир, в котором мы живем, имеет начало, так как он был сотворен Богом. Этот мир не вечен, но существует во времени; временность является его неотъемлемым свойством. Для библейских авторов существование начала мира естественным образом подразумевает и существование конца, так как время - принципиально иной, чем вечность, способ бытия, и не может быть безграничным. Это представление о развивающемся мире, имеющем начало и конец, принципиально важно и для библейского понимания истории как направленного процесса, в котором разворачивается замысел Всемогущего о мире и человеке.

    В начале истории библейского Откровения в избранном народе сложилось представление о некоем таинственном дне грядущей победы Бога, который завершит собой историю человечества. Основой для этого послужили многочисленные перипетии истории Израиля, в которых избавление народа от бедствий и катастроф происходило благодаря защите Бога. Эти масштабные события описаны в книгах Исхода и Иисуса Навина, Судей и Царств. Здесь народ Божий сталкивается с внешними врагами, которые нередко значительно превосходят его и в военном, и в культурном отношении. Однако упование на Бога приводит к тому, что Он вмешивается в события через избранных мужей - судей, пророков и царей, и обеспечивает победу над врагами и сохранение Израиля от уничтожения. На этой исторической основе сформировалось представление о грядущем Дне Господнем, когда произойдет окончательная победа Израиля над всеми его врагами (которые одновременно считались и врагами Бога).

  2. День посещения у ранних пророков

    В последующие столетия это упрощенное представление претерпело значительные изменения. Главным образом это произошло благодаря служению библейских пророков, для которых День Господень был одной из основных тем их проповеди.

    Кратко основные положения пророческого учения о конце мира и Дне Господнем заключаются в следующем. Пророки говорят о конце мира как о Дне Посещения, когда Бог Сам таинственным образом явится в мире и посетит народ Свой. С этим посещением Бога будут связаны посрамление язычников, избавление Израиля - но также и суд над всеми народами, в том числе и над Израилем. Это посещение Божие пророки изображали как вселенскую катастрофу, в которой уничтожается все, недостойное величия Творца. Поэтому они часто называли День Господень днем мрака и днем гнева, днем суда. Одновременно всякое зло будет изгнано из тварного мира, даже сама смерть будет побеждена.

    Пророки связывали грядущий День Посещения с приходом Христа; для них явление Христа и Посещение Бога во многом совпадали. Так пророки прикровенно выражали весть о том, что Христос Спаситель будет не просто великим человеком, но Воплотившимся Сыном Божьим.

    Обычно слова пророков о конце мира соединяют в себе три ключевых аспекта. Пророки говорят о событиях современной им истории, в которых они видят прообразы грядущего конца мира. Опираясь на эти прообразы, пророки возвещают приход Христа, который должен стать поворотным моментом истории мира. То, что открывается им о конце времен, пророки нередко соединяют с вестью о приходе Христа.

    Историческая последовательность грядущих событий была для пророков не так ясна, как их духовный смысл; поэтому большинство пророков соединяли в своей проповеди приход Христа и завершение истории. Это не ошибка; напротив, в Новом завете приход Христа является началом суда над миром и победы Бога над злом.

    Таковы общие черты пророческого учения о конце мира, который они часто называли «тот день», однако в книге каждого пророка выделяются и специфические для него особенности.

    1. Амос

      Пророк Амос впервые явно говорит о Дне Господнем как о Дне посещения: «Я пройду среди тебя», говорит Бог устами пророка. Амос обращается к тем, кто надеялся, что День Господень станет для Израиля своего рода историческим «хэппи-эндом»: «Горе желающим Дня Господня… он тьма, а не свет». Этот день станет судом над всеми людьми, не исключая и Израиля, к которому Бог в силу избрания предъявляет исключительные нравственные требования. Кроме того, через Амоса Господь говорит, что в «тот день» будет восстановлена падшая скиния дома Давида - это пророчество о Христе, который будет потомком Давида.

    2. Осия

      Младший современник пророка Амоса, Осия также говорит о Суде Божьем, который в конце времен ожидает все дела людей. Но Осия возвещает, что конец мира ознаменуется победой Бога над всяким злом и грехом. Восторжествует всепобеждающая милость Творца, и даже самый главный, «последний» враг - смерть - будет побеждена.

    3. Михей

      Живший немного позже Амоса и Осии пророк Михей видит грядущий День Посещения как явление Самого Бога: Бог «наступает» на высоты земли, и перед величием Его славы тают горы. Таким образом, в конце времен Бог, Которого не может вместить вся тварь, явится миру в полноте. Об исполнении этого пророчества говорят слова Евангелия от Иоанна «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18) .

    4. Исайя Иерусалимский

      Последний пророк 8-го в до РХ, Исайя Иерусалимский, также изображает День Господень как день Суда и победы Божьей. Но кроме этого, Исайя говорит о нем как о дне спасения, которое Бог совершит через Христа - рожденного от Девы потомка Давида. «Младенец родился нам - Сын дан нам», говорит Исайя, и в Нем Сам Бог вмешается в ход истории. С приходом Христа необратимо изменится вся тварь, зло и насилие будет побеждено, и им уже не будет места на преображенной земле. Поразительный образ волка, живущего вместе с ягненком - одно из самых знаменитых библейских описаний грядущего обновления мира. Исайя говорит также, что в День Господень не только избранный народ, но и язычники, обратятся к Богу и обретут спасение. Но избавление в славе Христа, мир Божий, открытый для всех людей в Царстве Его, одновременно является гибелью для всякого греха.

  3. День Господень у пророков предпленной эпохи и плена
    1. Софония: день трубы и бранного крика

      В пророчестве Софонии, жившего в конце 7-го в. до РХ, выявляются новые аспекты грядущего конца света. Он предстает взору пророка как пир, на котором будет заклана жертва Господня. На этот пир соберутся избранные чада Божьи; для грешников же это будет день ослепления, так как согрешивший человек теряет способность видеть мир в истинном свете. Софония называет конец света днем гнева и брани, и говорит о том, что день этот близок. В данном случае речь идет, впрочем, не столько об исторической перспективе, сколько о неотвратимости Судного дня.

    2. Иезекииль

      В первой половине 6-го в. до РХ пророк Иезекииль, для которого разрушение Иерусалима стало прообразом конца света, возвещает, что День Господень будет днем обновления мира. Иезекииль говорит о таинственном Пастыре, Который придет в те дни. Он «встанет в проломе стены», чтобы защитить от бедствия Своих овец. Ни один из людей не может сделать этого, каждый из них несет ответственность за свои и только свои дела. Лишь Христос, Пастырь Израиля, будет защищать людей. В конце своей книги пророк Иезекииль описывает конец мира как битву Бога против сил зла. Поражение Гога, северного царя, символизирующего силы зла, стало характерным образом библейской апокалиптики. Главное же в пророчестве о вселенской победе Бога над злом и смертью - весть о том, что в конце времен Бог заключит с людьми Новый завет, и Дух Божий претворит каменные сердца людей в плотяные, вдохнет в них новую жизнь.

    3. Исайя Вавилонский (Второисайя): в пустыне приготовьте путь Господу

      Автор второй половины книги Исайи, традиционно именуемый Исайей Вавилонским или Второисайей, начинает свои слова с пророчества об избавлении, которое будет совершать Сам Бог. Как и другие пророки, Второисайя совмещает видение трех различных событий. Возвращение Израиля из вавилонского плена и восстановление Иерусалима являются для него прообразом грядущего прихода Мессии и конца мира, когда слава Божья будет явлена всему творению. Слова Второисайи о гласе вопиющего пятью веками позже применит к себе Иоанн Креститель.

    4. Захария: спасение для всех

      Младший современник Исайи Вавилонского, пророк Захария, также рассматривает плен и возвращение из него как прообразы грядущего Суда. В конце принадлежащей ему первой половины книги Захарии он говорит о том, что в последние дни все народы обратятся к Богу Израилеву, и Бог будет спасением прибегающих к Нему.

  4. День Господень у пророков эпохи Второго храма

    В эпоху Второго Храма пророчества о Дне Господнем становятся все более конкретными; Суд над народами и День гнева Господня отступают на второй план. «Тот день» для пророков этого периода главным образом связан с приходом Христа и Его спасительным служением.

    1. Малахия: Бог пошлет Илию

      В середине 5 в. до РХ пророк Малахия говорит о том, что перед наступлением Дня Господня Бог пошлет к людям пророка Илию, который возвестит наступление последних времен. Это пророчество исполнилось в служении Иоанна Крестителя, которого Ангел Господень, обращаясь к его отцу Захарии, называет «пророком в духе и силе Илии» (Лк. 1:17) .

    2. Иоиль: День излияния Духа Божьего

      Словно продолжая пророчество Иезекииля о Новом Завете, на рубеже 4-5 вв до РХ пророк Иоиль говорит о том, что в последние дни Бог изольет Духа Своего на всякую плоть, и множество людей смогут слышать Слово Божие так же непосредственно, как слышат Его избранные мужи Господни - пророки. Эти дни будут сопровождаться знамениями вселенского масштаба, солнце померкнет и луна обратится в кровь. И всякий, кто призовет имя Господне - спасется, говорит Иоиль. Таким образом, избранные, которые будут спасены в День Господень - это те, кто обратится к Богу Израилеву и призовет имя Господне.

    3. Захария (Второзахария): воззрят на Него, Которого пронзили Особое место в библейский пророчествах о конце мира занимают слова неизвестного по имени современника Иоиля, автора второй половины книги Захарии. Второзахарии День Суда предстает как расчет между людьми и Богом, когда люди дают Богу плату за Его благодеяния. Тридцать серебрянников отвешивают люди в уплату Господу - эта страшная подробность подчеркивает, что последние времена начинаются в истории мира с приходом Христа.
      Но и Второзахария говорит о Дне Суда как о Дне спасения, когда Бог будет защищать людей от гибели. В эти последние времена люди воззрят на Пронзенного ими Христа, и в их сердцах откроется источник слез для омытия греха и нечистоты. Плач в Иерусалиме напоминает Второзахарии древнюю битву при Мегиддо (Армагеддоне). После этих слов Второзахарии эта битва (исторически относящаяся, вероятно, к 622 г, времени царя Иосии) становится одним из самых известных символов конца мира.
    4. Даниил

      В 4 в. до РХ автор книги Даниила возвещает, что время грядущего прихода Христа и Судного Дня определено. Таинственные, так и не расшифрованные людьми сроки, о которых говорит Даниил, уже отмерены. Главным событием Дня Господня Даниил называет смерть Христа; но после этого до конца мира пройдет еще некоторое время, которое будет эпохой «завета для многих».

  5. Евангелие

    С приходом Господа Иисуса Христа начинают исполняться пророчества Ветхого Завета о последних днях. Христос говорит ученикам о том, что Иоанн Креститель - тот самый пророк последних дней, о котором возвестил Малахия. Суд над миром, которого с трепетом и надежой ожидали пророки, начинается во дни Христа.

    Слова Господа Иисуса Христа о конце мира, которые Он говорил ученикам на горе Елеонской, получили название «апокалипсис синоптиков», потому что они почти одинаково зафиксированы и Евангелиях от Матфея и от Луки. Матфей приводит их несколько более подробно.

    Здесь Господь говорит о том, что конец мира будет ознаменован пришествием Христа в славе; как молния от края неба и до края, оно будет явлено всем людям. Но прежде этого времени человечество ожидают многочисленные бедствия и вражда против верных Божьих. Важнейшая черта последних дней, которую называет ученикам Христос - то, что Его Евангелие будет проповедано во всех народах, так что все люди услышат о Нем и получат возможность призвать имя Господне. Лжехристы и лжепророки будут пытаться увлечь людей за собой; только верность и упование на Бога помогут избранным претерпеть эти страшные времена.

    Христос говорит ученикам, что, хотя время наступления конца мира определено, никто, кроме Небесного Отца не знает о дне том и часе. Суд будет неожиданностью, к которой нельзя подготовиться заранее. Как вор подкрадывается в ночи, приблизится к людям Последний день мира. Поэтому Христос заповедует ученикам бодрствовать и всегда быть готовыми к наступлению конца.

    Евангелист Иоанн дополняет апокалипсис синоптиков рядом существенных аспектов. Он приводит слова Христа о том, что суд уже начался и Слово Христа до последнего дня будет судить людей. Кроме того, Христос говорит в Евангелии от Иоанна, что конец мира будет связан с воскресением мертвых; для одних оно будет дверью в жизнь, а для других - в погибель. Критерии этого суда Христос объясняет ученикам в беседе о Последнем Суде, которую записал евангелист Матфей. Люди всех народов будут судиться по тому, как они поступали по отношению к другим. «Что вы сделали людям, - говорит Христос, - то Мне сделали». Милосердие к ближнему и сделанное людям добро являются главным критерием, определяющим вечную судьбу людей.

    Но Христос возвещает ученикам и то, что для верующих Ему уже открыт путь к воскресению и жизни. Плоть и Кровь Христа становятся для них пищей вечной жизни, Трапезой Господней, предреченной пророком Иезекиилем.

    Важнейшим для Евангелия откровением о жизни христиан в преддверии конца явлются заключительные слова Христа в Евангелии от Матфея: «вот, Я с вами во все дни до скончания века».

  6. Деяния

    Евангелист Лука сообщает в начале книги Деяний апостолов приводит слова, сказанные Господом Иисусом Христом ученикам в момент Его Вознесения. На вопрос учеников, не в настоящий ли момент исполняются пророчества о конце времен, Господь говорит, что ученикам не дано знать времена и сроки. Вместо этого им, согласно пророчеству Иоиля, будет дарован Дух Святой, Чье благодатное действие положит в учениках начало жизни будущего века. Тем самым вновь утверждается открытая в Евангелии от Иоанна возможность для учеников Христа перейти от смерти в жизнь уже сейчас. Во второй главе Деяний, в день Пятидесятницы, апостол Петр утверждает, что совершившееся на апостолах чудо и есть исполнение пророчества Иоиля. Тем самым, согласно древней христианской традиции, его пророчество о померкшем солнце относится к тьме, покрывшей Голгофу в момент Крестной смерти Христа.

  7. Послания

    Ученики Христовы в своих посланиях многократно обращаются к теме конца мира. Послания подтверждают евангельское благовестие о том, что для верующих День Господень одновременно и будущее, и настоящее. В среде первых христиан было распространено мнение, что конец мира настанет вскоре после Воскресения Христова. Однако, с течением времени, эта точка зрения перестает быть общепринятой.

    Главным образом апостолы говорят о конце мира как о Пришествии Христа в славе; Днем Господним в апостольской среде чаще называется первый день недели, когда христиане празднуют Воскресение и Господь пребывает с ними в таинстве Евхаристии. Пришествие Христа повлечет за собой воскресение мертвых и новую жизнь в обновленном - избавленном от зла и преображенном мире.

    В посланиях апостолы рассматривают время после Воскресения Христова как «последние времена», потому что с приходом Христа исполнились все сроки и пришла «полнота времен». Это время, длительность которого неизвестна, следует употребить на то, чтобы, по примеру Христа, деятельно нести в мир Божью любовь и делать добро. Ожидание Дня Господня требует также от христиан бодрствования - внутренней готовности предстать перед Спасителем. Тем самым в Церкви осуществляется Царство Небесное, которому еще предстоит явиться в полноте. Жизнь христианина протекает, таким образом, в Царстве Небесном еще до его окончательной победы.

    Продолжая сказанное Христом о признаках приближения конца мира, апостол Павел дополняет это несколькими важными вещами. Во-первых, он говорит о том, что в последние времена в мире появится в человеческом образе враг Божий, Антихрист, который попытается увлечь людей за собой. Во-вторых, апостол Павел полагает, что перед концом мира, последним из народов, обратится ко Христу избранный народ, запечатлевая тем самым полное число уверовавших. Апостол возвещает также, что в День Господень не только воскреснут мертвые, но и оставшиеся в живых, «изменившись», встретят Господа.

    Апостол Петр, подтверждая слова апостола Павла, говорит о конце мира как о вселенской катастрофе. То, что сроки наступления конца отложены, Петр считает проявлением милости и долготерпения Бога, дающего людям возможность обратиться и уверовать.

  8. Апокалипсис: новое небо и новая земля

    Специально судьбам мира и Церкви посвящена заключительная книга Библии, Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис. Откровение подводит итог всему, что было сказано об этом в библейской традиции. Апостол Иоанн прибегает в нем к образам, заимствованым из ветхозаветных пророчеств, подчеркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения. Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над грехом увенчает тяжелую борьбу. В обновленном творении («новое небо и новая земля») Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. Заканчивается книга Откровения словами «гряди, Господи Иисусе», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.

Будет или нет конец света? Библия однозначно говорит об изменениях. Изменяется вокруг живое и не живое. Вулканы в пламени огня воздвигают, казалось незыблемые горы. Но спустя десятки или сотни тысяч лет камень источается ветрами и дождями, горы постепенно разрушаются в песок или затапливаются морями и оказываются на глубине морских вод.

Это конец света? Библия говорит, что нет, вокруг нарождается жизнь. Зеленеет трава, порхают бабочки, пробегает тут и там различная лесная живность… Но спустя некоторое время мы видим, что луга увяли, упавшие замертво бабочки истлели в траве, часть живности стала пищей для других или истлевает в земле….

Вокруг идет постоянное изменение в цикле разрушения и созидания, нарождения и смерти. Поэтому естественен вопрос для человека: а что будет дальше? И каков конец света по Библии? Что говорит об этом главная христианская книга? Будет ли этот порядок вещей продолжаться бесконечно или такой закономерности так же суждено когда то завершиться? И задаются люди таким вопросом не сколько в масштабах всей вселенной, сколько относительно нашей Планеты и человеческой Цивилизации.

Множество вариантов окончания существования человеческой цивилизации было придумано людьми на основе рассуждений, умозаключений, домыслов и догадок. Модно ли на основе этого сделать вывод о том когда наступит конец света? Библия дает понять, что некоторые из них достаточно правдоподобные, некоторые достаточно фантастические.

Но есть описания, которые вызывают особенный интерес. Так как они были донесены до нас Древними Пророками в книгах, передаваемых «из рук в руки» из глубины веков. Есть такие описания и в Библии, книге описаний жития Иисуса Христа, который по вере христианской есть один из Трех Ипостасей Создателя всего мира видимого и невидимого вокруг нас.

Именно там описан конец света по Библии. В некоторых иных верованиях Христа преподносят как великого Пророка. Тем не менее, интерес к его земной жизни, которая описана в Библии, бесспорен и достаточно поучителен и полезен. И каждому, вне зависимости от веры или ее отсутствия, весьма благотворно было бы, ознакомится с этой древнейшей книгой.

Что же можно узнать про конец света по Библии из высказываний Пророков «о окончании Веков» или «Конце Света»?

Конец света по Библии: древние изречения патриархов христианской веры про конец света

Трудно спорить с мыслью о том, что то, что имеет свое окончание, имеет и свое начало. Это логично и верно. Большая дискуссия, живой интерес и споры постоянно возникают вокруг «Конца Света». Но если будет конец света, Библия описывает также каково было «Начало Света»? Давайте попробуем рассмотреть имеющиеся мнения об этом с точки зрения книг Ветхого и Нового Завета и имеющихся мнений о сотворении Мира, а затем разберемся каков же будет конец света по Библии.
Одна из мыслей, какова причина сотворения окружающего нас Мира, вселенной, планет, Земли является необходимость поместить в этот мир человека, в «кожаной рубашке или кожаной ризе».

По преданиям, человек был рожден без необходимости смерти (без необходимости выхода души из тела, так как тела и не было), вечно живущим. Кроме людей до этого были сотворены только Ангелы бестелесные, с Первым и самым могучим Ангелом после Бога – Свет несущим, Люцифером.

Так же по преданиям, возникло желание у Свет несущего быть равным Богу, иметь путь свой собственный и тем самым он противопоставил себя Богу, стал не единым с Богом. И смог Свет несущий увлечь этой идеей часть Ангелов Небесных за собой. И тем самым был «выведен» Создателем из Светлого Небесного воинства, стал «ниже его духом», стал «Падшим Ангелом», вместе с другими ангелами, последовавшими за ним. Хотя по некоторым другим представлениям, Свет несущий назван «падшим», потому что повержен будет в противостоянии с Создателем. И в некотором смысле можно предположить, что словосочетание «Конец Света» по Библии может означать «Конец Свет несущего – Люцифера».

Создавая же людей, Создатель сам дал свободу воли человекам, поместив их без смерти в райский сад Эдем. И не знали они ни добра, ни зла (для сравнения – как река или ветер не знает, например, ни добра, ни зла). Именно Падший Ангел сказал перво сотворенным Адаму и Еве: «Съеште плод от Древа познания в саду Эдемском и будете знать то, что знает Бог».

Именно знание Добра и Зла заложил Падший Ангел в души людей, тем самым «открыв дорогу» деяниям праведным и неправедным, злым и добрым, светлым и темным, то есть тем, что называют «грех».

И что бы «оградить» души человеков от другой воли, кроме их собственной, и были «заключены» люди в «ризы кожаные» – тела. Мир «бестелесный» был отделен от мира «материального» наличием тела у человеков. Тем самым наложено явление смерти – последующий выход души из «кожаной ризы» – тела, по окончании жизненного пути этого мира. (Век – сто лет, чело – ум или голова, человек – создание, сто лет живущее). Соответственно, какие деяния по своей воле сотворяешь при жизни – тем душа радуется или огорчается после смерти, видя без прикрас после ухода из жизни истинную картину происходящих с ней жизненных событий и дел человека.

Соответственно дом для тел человеков и есть окружающий нас Мир, со звездами и Планетами.

Итак, начало и причина Сотворения мира примерно понятны. Каково же окончание Мира? Каков будет «Конец света»? Библия отвечает и на этот вопрос.
Достаточно упоминаний о грядущих события окончания этого Мира есть в Новом завете и откровениях Иоанна Богослова, откровениях других истинных пророков. Что говорится в Новом Завете? Например, Евангилие от Матфея, Главу 24.
Что бы изложить более понятным читателю языком про конец света по Библии, кратко сформируем основные мысли этой Главы. Более близко к тексту и своему пониманию его, каждый желающий может ознакомиться, открыв 24 Главу Евангелия от Матфея.
===

Когда Иисус вышел из Храма, вокруг него собрались его ученики. Желая показать ему величественное монументальное Здание Храма (как здание материальное дел рук человеческих, так и в виде могучего символа Веры Ветхого Завета), они указали ему на Храм.

Иисус ответил, что все это подвергнется разрушению.

В дальнейшем, когда Иисус находился на горе Елеон, вновь вокруг него собрались его ученики и задали вопрос: когда будет окончание веков? Какие признаки пришествия Иисуса и признаки события окончания веков?
Христос ответил им, что появятся многие, которые будут называть себя «Я Христос» и многие люди прельщены будут (обмануты).

Будет много слышно о различных войнах и слухах о войне. Все это действительно будет, но не это еще окончание веков. Будут воевать народы и страны друг с другом, будет голод, люди будут умирать, в некоторых местах случатся землетрясения.

Все эти события являются началом заболеваний как телесных, так и душ человеческих. Начнутся гонения среди всех народов на верующих во Христа, взаимная ненависть и предательство среди всех, множество ложных пророков появится. Везде будут твориться беззакония, уважительно и любяще относится друг к другу, люди не будут. Но во всех уголках мира и среди всех народов будет проповедано Евангелие.

Эти признаки и будут являться признаком конца света.

У пророка Даниила есть пророчество, что в те времена на святом месте будет мерзостное запустение. (Возможно, имеется в виду Святой для многих культур и народов город Иерусалим будет в небрежном, неаккуратном и пренебрежительном запустении).

При свершении этих признаков тогда и нужно будет уходить. Кто в тот момент находится на крыше – не нужно в дом возвращаться, зачем либо, кто в полях – не возвращаться обратно за одеждами своими (имеется в виду не отягощать себя заботами о спасении материального имущества в это тяжелое время).
Большие испытания и горести ждут в эти дни матерей, вынашивающих или кормящих детей.

Если выпадет время убегать на зиму или на последний день недели – это еще больше увеличит бедствие, которого до этого не бывало и после этого не случится.
Но дни эти тяжелых бедствий будут сокращены для избранных, иначе ничто живое не спаслось бы.

Тогда если будут говорить – что Христос в пустыне, в потайных жилищах, в других местах – это ложно. И будет много ложных пророков и ложных христов, показывающих различные чудесные деяния, и стремящихся этим соблазнить людей за собой.

А действительное пришествие Христа будет понятно без слов, подобно как гигантская молния видна со всех сторон света.

После завершения этих тяжелых дней скорбных, свет Солнца, Луны будет тускл, и небесные катаклизмы происходить будут (скорее всего имеется в виду не только атмосферные изменения или изменения планет, но и изменения среди невидимого воинства небесного, без телесного).

Тогда и будет явлен знак явления Христа на небе и все люди на земле испытают и печаль и радость одновременно (восплачут) и будет виден Христос всем в силе и славе великой.

И будут посланы Ангелы, собрать, что бы избранных со всех сторон света и небес.
И будут эти события происходить, когда род (потомки) учеников, слушающих Христа, еще не закончат свои дни. И скорее небеса и земля закончат свое существование, чем правдивость этих слов закончит существование.
И дни и часы свершения этого окончания веков не знает никто, даже Ангелы, но знает только Создатель.

(возможно, имеется в виду, назначенный день и час окончания веков не так прост. Возможно, окончание веков настанет, когда люди ввергнут себя в «пучину» войн, беззаконий, злодеяний, недоверия, лживости, жадности, лицемерия и прочих неправых деяний. И тем самым «сами себе» назначат «окончание веков», «окончание человеков», окончание существования душ внутри оболочки – тела. И окончание существующего до того момента порядка миро существования).
И будет это пришествие Христа во время окончания веков внезапным, подобно как внезапно произошел потоп во времена Ноя и его Ковчега. Подобно как накануне Всемирного Потопа люди ели, пили, смеялись, веселились, выходили замуж и женились и не задумывались о предстоящих грозных событиях, так будет и накануне конца веков, пришествия Христа.

В то время половина мужчин и женщин будет забрана, а другая останется (имеется в виду души половины живущих будут забраны из тел).

И необходимо быть готовым к этим грозным событиям так, как будто они уже скоро произойдут, так как они произойдут в то время, в которое даже никто и не подумает.

(имеется в виду быть готовым духовно, и быть готовым своими поступками по отношению к окружающим).

Конец света: Библия предлагает большое количество изречений Пророков об этом событии

Интересны описания последних дней человеческого существования в Древних Трудах, называемые «Откровения Иоанна Богослова». Хотя некоторые высказывают мнение, что часть этих откровении являются более поздними «вставками» сводов, обобщений и цитат из более древних Учений о Боге. Тем не менее, интерес к описанному Окончанию веков все равно бесспорен. Какие события описываются в откровениях? Являются ли они описанием конца света по Библии?

Происходило это по окончании событий Воскресения Христа и последующего его Вознесения в мир Небесный. Находился в то время Иоанн в уединении на горе именем Фавор. И было Иоанну явление Божества чистого. И сила явления такова была, что не мог Иоанн стоять и упал на землю. Иоанн молился семь дней и вопрошал, что бы открыто ему было, когда будут события явления пришествия Иисуса Христа и что будет при этом? (события окончания веков).
Были открыты ему видения.

В начале было дано ему увидеть свет, гораздо более светлый чем Солнечный. (имеется в виду, что увиденный свет был не от Солнца, свет Небес. Как знак, что все с ним происходящее не от мира сего) и ощущал он ароматные благоухания. Было дано увидеть Иоанну книгу великую, толщина которой сравнима с семью горами, поставленными друг на друга а протяженность книги ум объять не может. На книге семь печатей наложено. Иоанн вопросил, что бы открыто ему было, что в книге этой?

И сказано ему было, что в ней занесены все события и действия какие есть на небесах, земле, аду и человеческие действия праведные и греховные. (имеется в виду то, что все поступки и события бывшие и будущие, видимы, отмечены и запомнены – в этом ключе применен образ «книги записи событий и поступков, длинною в жизнь рода людского и всего мира»)

Иоанн спросил: когда будет свершено окончание мира и какие отличительные признаки этого времени?

Отвечено ему было так. При наступлении этих времен будет вдоволь хлебов и вин, такое изобилие, что ни до этого, ни после этого не будет такого. С одного хлебного колоса получат половину чашку муки, а с грозди винограда – вино объемом в половину кувшина. Но пройдет год и не окажется на всей земле ни половины чашки муки, ни половины кувшина вина (здесь образно сказано, что пред началом наступления времени окончания веков, сначала будет великое изобилие продуктов, а потом величайший недостаток в продуктах).

И будет в то время явление Антихриста (воплощение первого из сотворенного Ангелов, пошедшего против создателя и выступающего и против Христа) и будет сотворять Антихрист обманные и ложные чудеса. (дано и описание внешности Антихриста, но к нему нужно относится аллегорически. Например: упоминание внешности «уста шириной в локоть» – означает много ложных и красивых слов, «острые на голове волосы как стрела» – «острый» ум, творящий поступки «повреждения» а не «созидания» и так далее).

И будет в то время жара, безветрие, безоблачно и мало влаги.
Спросил Иоанн: сколько времени будет на земле Антихрист?
Ответ ему был, что три года, но «пролетят» они как несколько месяцев. Будет посланы Енох и Илия, которые уличат и покажут лживость и обманную натуру Антихриста, за что будут убиты.

Иоанн спросил: какие события будут после этого?

Ответ ему был, тогда исчезнут все люди со всей земли, и все, что было для людей естественным – тоже исчезнет (вся суетная забота и суетные поступки, которые считались естественными при жизни человека).

Будут посланы Ангелы и Архангелы Михаил и Гавриил «вострубят глас трубный», которые дойдет до всех уголков мира и будут воскрешены все мертвые.
Иоанн спросил: какими будут воскрешены все мертвые от начала (Адама) и до происходящих дней?

Ответ ему был, что все люди будут воскрешены в «естестве человеческом тридцати лет» – то есть в состоянии, естественном для человека тридцати годов от рождения. И хотя некоторые люди умерли в старости, некоторые младенцами, некоторые в молодости – все будут иметь один вид (не разделенный на мужчин и женщин, единый вид) , возраст (внешность одинакова -тридцати лет), не будет отличий ни в цвете волос, ни в цвете кожи, ни отличий в лицах. Как подобны и похожи пчелы друг на друга. Все люди воскрешены будут без тел (бестелесными), подобно Ангелам Бога.

Иоанн спросил: будет ли узнавание между друг другом родственников, знакомых, друзей, родителей? И будут ли мысли о чем- то земном и материальном?
Ответ ему был, что тот, кто вел жизнь праведную – будет сила узнавать, кто вел жизнь грешную – не будет силы узнать. И не будет никаких мыслей о каком либо земном. (можно предложить такую аллегорию: стремится ли человек вспомнить и помнит ли он, в какой час, минуту и секунду он взял хлеб из чашки на столе в детском саду? Или номера денежных знаков, которыми расплачивался в отделе канцелярских принадлежностей за шариковую ручку для работы? Все материальное по воскресении покажется не важным, и помыслов об этом не будет).
Иоанн вопросил: что будет свершено далее?

Ответ ему был, что все достойное, святое и чтимое будет тогда поднято ангелами под облака, будут подняты и люди. И будут они отвечать за деяния свои. И духи злые «прилепятса» к Антихристу и тоже будут подняты под облака (все перейдут из мира материального в мир не материальный). И будут посланы тогда Ангелы по всей земле, и будет сожжена земля на глубину восемь с половиной тысяч локтей (примерно около четырех километров в глубину).

Сожжены будут и горы, и скалы превратятся в пыль, и сгорят и деревья, пресмыкающиеся, всякая живность и все живое. Не станет ничего на земле, что бы могло пошевелится и без движения окажется земля (недвижной). (возможно имеется в виду, что не только исчезнет движение всякой живности но и движение земли вокруг своей оси прекратится и будет она одной стороной к Солнцу). И не будет на поверхности ни гор, ни холмов, ни скал, а будет гладкая ровная выжженная и выветриваемая поверхность, белого цвета (от сгоревшей в пепел поверхности земли и всего живого).

Какую картину последних времен Мира можно описать из всех этих событий и из описаний других пророков? Конец света Библия описывает как приближение времени, которое характеризуется большим обилием с одной стороны, но в следующий год изобилие исчезнет. Будут кроме войн так же противоборство, как между народами, так и между людьми друг с другом. Все отрицательные темные стороны человеческой жизни и сущности «выплескиваются наружу».

Великая тяга к деньгам один из признаков приближения тех времен. Излишняя многозаботливость будет «поглощать» светлые чувства и помышления человека, делая его «бесчувственным» от большого количества прямых и косвенных забот только о своем теле. Как в народах, государствах так и странах не будет «единодушия». Так же и среди Церкви не будет силы, верование будут утрачено. Не будет силы у правителей стран, городов, поселений. На фоне политических и духовных катаклизмов будут происходить и бедствия стихийные, в виде землетрясений. Все эти бедствия приведут к ужасному планетарному голоду, во всех уголках планеты и странах без исключений.

Когда наступит конец света, Библия точно описывает, что в это тяжкое время будут метить людей «печатью» (в пророчествах называемой «печать Антихриста»), без которой человек не сможет получить хлеба, а только имеющие такую печать могут. Люди будут умирать на дорогах, а золотые слитки будут дешевле чем навоз. В то время будет править один правитель над всем миром, внешне кроткий и несущий внутри себя и всем окружающим зло, лицемерие и олицетворяющий собой Антихриста.

Окончание же пути всего рода человеческого и всего живого на земле, т.е. конец света по Библии характеризуется сначала Великой Планетарной засухой, без влаги и без движения атмосферы, возможно без движения самой планеты Земля вокруг своей оси. Далее последует в буквальном смысле полное испепеление всей Планеты на четыре километра вглубь.

Верить ли в это? Каждый должен сам придти по своему пути к окончанию своих дней и дней Мира. Конец света Библия пересказывает устами людей живших до нас многие сотни лет назад. Точно так же и мы можем сетовать, боятся, переживать, а наши потомки искать в наших страхах истинные откровения о грядущем.