Даная. Даная (картина Рембрандта) Картина даная рембрандта до и после

«Даная» (1636-1647) - картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.


История Данаи

Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Однако бог Зевс проник к Данае в виде золотого дождя и совокупился с ней, в результате чего Даная родила сына Персея.

Классический сюжет картины

Явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении девушке. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт.

1 Описание
2 Трактовка сюжета
3 История создания
4 Даная в России
4.1 Вандализм
4.2 Реставрация
5 Отражение в культуре
6 Примечания
7 Ссылки

Описание

Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная прическа, примятая подушка - всё говорит о том, что ещё минуту назад, раскинувшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели.


Даная. Фрагмент

: над изголовьем кровати — золотой младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание
Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным канонам, является символом женственности и красоты.

В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса, и взгляд Данаи направлен не вверх, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки.

Руки женщины украшены браслетами, а на левой руке на безымянном пальце надето кольцо, которое может трактоваться как обручальное, хотя это идёт вразрез с сюжетом древнегреческого мифа.

Над изголовьем кровати младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание.


Трактовка сюжета

Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. Чувственность, с какой изображена женщина; её лицо, наделённое ярко индивидуальными чертами; отсутствие золотого дождя, который стал непременным атрибутом в произведениях на этот сюжет, вызывали сомнения в том, что главная героиня рембрандтовского полотна Даная. Высказывались предположения, что на картине представлена Агарь, Лия, Рахиль, Далила, жена Потифара или Вирсавия. По мнению Вильгельма фон Боде, это изображение Сарры, которая ожидает жениха. Как считал Эрвин Панофский, крылатый мальчик - Эрот, а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие». По Панофскому Рембрандт заменил традиционный золотой дождь золотым светом, следовательно, женщина - Даная.


История создания

Портрет Саскии кисти Рембрандта
Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.

Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.

Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.


Даная в России

После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза́ (фр. Pierre Crozat). После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная (англ.)русск.» Тициана.

Вандализм

В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет - в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.

Позже экспертиза признала мужчину невменяемым. Им оказался житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению ленинградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз - вялотекущая шизофрения) и отправлен в ленинградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда вскоре был выпущен ввиду отделения Литвы от Советского Союза.


Реставрация

Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, дали совет смывать водой, и одновременно - директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. В. Гребенщикова академику М. М. Шульцу и послал за ним машину, а тот ещё по телефону дал первые рекомендации: смывать обильно водой, держа картину в вертикальном положении, а затем, приехав вскоре в музей, консультировал реставраторов уже на месте. Он, вероятно, принадлежал к немногим химикам, которым на собственном опыте одновременно была хорошо известна техника масляной живописи и химизм процессов, протекавших на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста.

Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда. Утраты живописи составили 27 %. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат.

Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании.

Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала пути дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись.

Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.

Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом.


Отражение в культуре

Вокруг картины «Даная» под изменённым названием «Эгина» построен сюжет книги Андрея Дмитриевича Константинова (Баконина) «Вор» («Журналист-2»), по мотивам которой снят сериал Бандитский Петербург. Фильм первый - «Барон». Упоминается также то, что картина была облита серной кислотой и процесс её реставрации. Также вокруг «Даная» построен сюжет книги Владимира Соловьёва «Похищение Данаи». История картины ярко описывается в «Исторических миниатюрах» Валентина Пикуля.


Солнечным летним днем 15 июня 1985 года неприметный мужчина средних лет зашел в зал в Эрмитаже. Он спросил у работниц музея, какая картина в зале самая ценная. Они указали ему на картину «Даная» . Посетитель подошёл к «Данае» вплотную и пронзил ножом её пах, насквозь прорезав холст и оставив в нём дыру размером более десяти сантиметров. Потом ещё один удар, а за ним второе нападение. Вандал выплеснул флакон серной кислоты на лицо, грудь и ноги Данаи.

Нападавшего Брюнуса Майгияса точно нельзя было назвать ценителем искусства. Он служил в армии, работал на шахте, потом на заводе радиотехники. Там, по уверению Майгиса, он испортил зрение. Потом оставил работу, требовал пенсию и жил в кладовке у знакомых. И тут одна важная деталь: соседкой вандала была репродукция его будущей жертвы.

На допросах Майгис уверял, что ненавидит женщин, а на «Данаю» напал, чтобы остановить разврат.

Направление ударов действительно свидетельствует о сексуальном подтексте действий. Больше всего пострадали пах и живот модели.

«Данаю» удалось восстановить, это по-прежнему прекрасная картина, но уже не тот холст, что висел в стенах Эрмитажа до 15 июня 1985 года. Были утрачены важные детали: нижний край покрывала, окутывавший ноги Данаи, значительная часть кораллового браслета на левом запястье, связка ключей, которую держала в руках служанка и, самое главное, золотистый свет, струившийся на тело женщины, сообщавший ему мягкий приглушенный блеск и, словно овладевающий им.

Неприкрытый эротизм «Данаи» и раньше играл с ней злую шутку. Картину преподнесли в дар Екатерине Великой. Императрица славилась своими любовными похождениями, поэтому неудивительно, что полотно пришлось ей по вкусу. А вот последующие правители Павел Первый и Николай Первый придерживались других взглядов. Они перемещали картину все дальше и дальше от взглядов людей. Известный французский критик Луи Виардо в середине XIX века, увидев «Данаю», сказал про неё:

«Мерзкий сюжет, исполненный с неподражаемым мастерством»

Так почему картина Рембрандта казалась такой непристойной, ведь обнаженная натура встречалась на картинах художников постоянно? Попробуем ответить на этот вопрос, но вначале обратимся к мифологии.



История «Данаи» заимствована Рембрандтом из мифологии Древней Греции. Смысл истории прост - от судьбы не уйти. Царь Аргоса Акрисий стремился избежать исполнения пророчества, согласно которому его должен был убить собственный внук. Свою единственную дочь Данаю правитель заточил в «медной башне».

Но что могло остановить Зевса, который хотел овладеть какой-либо женщиной. Это у других богов бывали неудачи. Громовержец же всегда достигал цели.

Он проник в темницу, а потом и в деву в облике золотого дождя. Отца рассказы Данаи о том, что она забеременела от золотого ливня, не убедили. Несчастную с ребенком заключили в большой ларец и отдали на волю волн, но такой способ казни в мифах никогда не был успешным. Приговорённые к смерти выжили. И пророчество сбылось. Якобы случайно, но всё же.

Сына Данаи и Зевса назвали Персеем. Однажды юный герой упражнялся в метании диска. Порыв ветра изменил траекторию полета снаряда. Диск влетел в голову Акрисия. Персей недаром был героем. Броски у него были сильные. Шансов у деда не было.



Вообще, к этому мифу обращались многие мастера эпохи Возрождения. Корреджо, Тициан, Тинторетто по-разному изображали золотой дождь, в образе которого предстал перед Данаей Зевс. Этому способствовало и то, что золото стало ассоциироваться с продажными женщинами. Поэтому на картинах художников фигурировали модели в эротичных позах и большое количество золотых монет.

Но Рембрандт не собирался делать тонких намёков на проституцию. В этой картине нет ни продажной любви, ни самого золотого дождя. Есть только свет. Художник заменил поток монет чем-то куда более неуловимым и эфемерным.



Сейчас мы привыкли к отретушированным, идеализированным стандартам красоты. Нагое тело стало привычным. Но есть большая разница между «нагим» и «голым». Первое предполагает искусственность, постановочность. Оно выражает равнодушие к взглядам созерцателей. Второе - это незащищенность, уязвимость, смущение и желание. Одежды нет не только на теле. Мы видим и душу модели.

«Даная», по всем меркам, не отвечает устоявшимся законам красоты женского тела. Но она естественна. Создается ощущение, что мы стали случайными свидетелями происходящего. Перед нами девушка, которая только проснулась, она не ожидала, что в её спальне окажется ещё кто-то. Она естественна, она не понимает, что за золотой свет проливается на неё. Это «драма наготы». Это не модель, привыкшая к публичному обнажению и вниманию, это самая обычная девушка, случайно застигнутая врасплох.

Рембрандт создавал это полотно не для продажи. Первый вариант картины был написан в 1636 году. Через два года после его свадьбы с любимой женой Саскией. Первый вариант «Данаи» был по сути портретом обожаемой женщины. Но в 1642 году Саскии не стало. Популярность мастера пошла на спад. Заказов было все меньше, долги всё росли.



Потерю любимой жены Рембрандт оплакивал долго, но вскоре появилась новая любовь. Ею стала Гертье Диркс. В тот момент Рембрандт переписал «Данаю». Узнать это помогло в середине ХХ века рентгенографическое исследование. Выявилось, что Даная-Саския раньше смотрела не прямо перед собой, а именно вверх - на золотой дождь. Положение руки было совсем другим. В первоначальном варианте Даная держит руку ладонью вниз - жест прощания, а в картине, уже исправленной, ладонь обращена кверху - призывно…



Рентген определил и ещё одну важную деталь: раньше бедра Данаи были стыдливо прикрыты покрывалом. Это было понятно, художник оберегал сокровенность своей Саскии. Но с Гертье Диркс оберегать было нечего. Тогда же Рембрандт изменил и черты лица Данаи. Они стали больше напоминать лицо той же Гертье. Изменилось и выражение лица Амура. Раньше он смеялся, а теперь рыдал, оплакивая счастливое прошлое!



Художник до последнего не хотел продавать картину, в которой объединялись черты двух дорогих ему женщин. Но в 1656 году он вынужден был объявить о банкротстве. Его дом и имущество распродали. «Даная» исчезла на 100 лет. Пока её не купила для Зимнего дворца Екатерина Великая. По иронии судьбы «Даная» Рембрандта была куплена вместе с «Данаей» Тициана. Императрице просто нравился сюжет с золотым дождём.

Предчувствие любовного свидания — скучная и избитая тема, решил Рембрандт, все женщины в этот момент одинаковы. А вот после свидания… После в них можно разглядеть что-то интересное и настоящее…

Сюжет о проникновении Зевса в башню, где в заточении находилась Даная, был популярен среди европейских живописцев XVI-XVII веков. Они изображали царевну возлежащей на постели под дождем из золотых монет — такой вид принял Зевс, плененный красотой гречанки.

Родную дочь в башню посадил царь Акрисий: так он пытался избежать предсказанной гибели от руки внука. Но Даная родила Персея от Зевса. Разъяренный Акрисий приказал замуровать дочь и внука в ящик и бросить его в море. Ящик выловили рыбаки, пророчество оракула сбылось спустя годы: во время спортивных состязаний Персей неудачно метнул диск и убил деда.


Даная. Картина Тициана.

«Даная» (1636-1647) Рембрандта, ныне хранящаяся в Эрмитаже, не похожа на полотна предшественников (название картины стало известно из описи имущества художника 1656 года). Главное — отсутствует золотой ливень, поэтому в течение XIX — первой половины ХХ веков искусствоведы вели жаркие споры: действительно ли Рембрандт изобразил Данаю или это иной персонаж, например Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая царя Давида, или Венера, встречающая Марса?

Предполагали даже, что Рембрандт запечатлел Мессалину — жену римского императора Клавдия, известную распутством и жестокостью. Правда, подобные трактовки входили в противоречие с символами, изображенными на картине, но этому не придавали значения.

Спор разрешился в 1960-е годы, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Открылась поразительная вещь: под верхним слоем краски обнаружился более ранний вариант картины (вероятно, 1636 года), на котором золотой дождь присутствовал!

В окончательном варианте на его месте художник изобразил золотое свечение. По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда божество уже покидает спальню царевны: стихия прошла, осталось сияние.

Не похожа на работы предшественников и манера, в которой Рембрандт изобразил тело Данаи: это не холодная, мраморная, античная красота, а теплая, домашняя. Чего стоит один живот царевны, непропорционально большой, с подчеркнуто расслабленной мускулатурой.

Немецкий искусствовед Карл Нейман заметил по этому поводу: «Наготу часто изображали прекраснее, но никогда более естественной, истинной, потрясающей, то есть чувственной, чем в этом произведении Рембрандта ».

Символы, зашифрованные в картине Рембрандта “Даная”


1 ДАНАЯ. Как показала рентгеновская съемка, вначале лицо царевны было похоже на лицо Саскии — супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.

2 ЖЕСТ РУКИ. На первом варианте «Данаи» рука царевны была опущена вниз, как будто царевна зовет любовника, проникшего к ней в чертог. Сейчас же мы видим руку, застывшую в прощальном жесте, — Даная прощается с возлюбленным.

3 ЗОЛОТОЕ СИЯНИЕ — так художник обозначил присутствие Зевса на картине.

4 АМУР. Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. Напрасно царевна ждала и тосковала по любовнику — царь Олимпа к ней не вернулся.

5 БЕЛАЯ НЕСМЯТАЯ ПОСТЕЛЬ символизирует непорочность Данаи. С эпохи Возрождения в греческой царевне видели прообраз Девы Марии: Даная якобы тоже зачала мистическим образом, без потери девственности.

6 ЖЕМЧУЖНЫЙ БРАСЛЕТ. Жемчуг считался украшением богини любви Венеры.

7 БРАСЛЕТ С КОРАЛЛАМИ на руке царевны указывает на будущего сына Данаи — Персея, которого она родит от Зевса. Коралл был символом победителя горгоны Медузы: по легенде, он образовался из крови обезглавленного Персеем монстра.

8 ИЗУМРУДНОЕ КОЛЬЦО — еще один символ невинности, а также мистического обручения смертной женщины с божеством.

9 СНЯТЫЕ ТУФЛИ символизируют женскую покорность.

10 ОРЛИНЫЕ ГОЛОВЫ на ножках кровати. Орел считался спутником и символом Зевса.

11 СЛУЖАНКА выполняла в истории с Данаей роль сводни. Она показала Зевсу путь в спальню госпожи, за что и была казнена царем Акрисием. На голове у служанки не положенный чепец, а темный бархатный берет. Это навело французского искусствоведа Поля Декарга на мысль, что в образе прислуги-сводни Рембрандт изобразил себя (на автопортретах он часто в берете).

12 КЛЮЧИ в руках служанки — это и указание на непосредственные обязанности дворни, ведущей хозяйство, и одновременно символ мужского начала (как замок символ женского) — еще один намек на сводничество.

13 КОШЕЛЕК — символ божественной милости. В него служанка собрала монеты, которые рассыпались по спальне Данаи после нисхождения Зевса.

ХУДОЖНИК Рембрандт Харменс ван Рейн

1606 — Родился в семье мельника в Лейдене (Нидерланды).
1621-1624 — Учился у лейденского живописца Якоба ван Сваненбюрха.
1625 — Основал собственную мастерскую.
1632 — Поселился в Амстердаме, написал «Урок анатомии доктора Тюлпа».
1634 — Женился на Саскии ван Эйленбюрх.
1635 — Написал «Автопортрет с Саскией на коленях ».
1636-1647 — Работал над «Данаей».
1642 — Завершил картину «Ночной дозор».
1645 — Написал «Святое семейство».
1654 — Написал «Вирсавию».
1656 — Обанкротился.
1660 — Написал картину «Артаксеркс, Аман и Эсфирь».
1662 — Завершил работу над «Заговором Юлия Цивилиса» и групповым портретом «Синдики».
1666-1669 — Работал над картиной «Блудный сын».
1669 — Умер, похоронен в церкви Вестеркерк в Амстердаме.

В 1772 году Екатерина II приобретает одно из лучших мировых собраний живописи - знаменитую коллекцию Пьера Кроза, а в ней среди шедевров - две "Данаи": Рембрандта и Тициана (любопытно, что в парижском собрании они висели вместе, друг против друга).

Полотно Тициана никого не смущало, так как оно дословно иллюстрирует миф о Данае - дочери аргосского царя Акрисия, которому боги предрекли смерть от руки внука. Во избежание этого Даная была заточена в высокую башню. Всемогущий Зевс, прельщенный красотой Данаи, проникает к ней в башню, превратившись в золотой дождь, что и запечатлет венецианский художник.

"Даная" Тициана (ок. 1554 г.):

С картиной Рембрандта , где нет изображения золотого дождя, все значительно сложнее.
Сомнения в авторстве великого голландца не возникает. Картина подписана и датирована, но четко читаются только вторая и четвертая цифры (6 и 6), позволяющие двояко датировать произведение - 1636 или 1646 год. Разница в десять лет - весьма значительный срок для такого художника, как Рембрандт.

Как только картина вошла в научный оборот, в ее адрес возникли вопросы: когда она написана? каков ее сюжет? чей образ запечатлел художник в главной героине?

Предполагались многочисленные сцены Священного писания, где могла быть изображена молодая обнаженная женщина, вплоть до истории с Вирсавией, которую заставили разделить ложе с царем Давидом. Но слишком чувственен ее облик, слишком выразителен призывной жест ее правой руки. Недаром один из исследователей XIX века Джон Смит, составляя каталог голландской живописи, назвал картину не "Даная", а "В ожидании возлюбленного".

"Даная" Рембрандта:

Если же Рембрандтом взят мифологический сюжет ("Венера, ожидающая Марса", "Симела в ожидании Юпитера"), непонятна тогда роль старухи-служанки с внушительной связкой ключей.

Не обошлось без курьезов.

На роль героини картины Рембрандта предлагалась жена римского императора Клавдия, Мессалина , известная своим распутством. И дело даже не в том, являлась ли Мессалина столь распутной, какую ее изображают античные авторы (например, Тацит и Светоний), а в том, что их авторитет для просвещенных европейцев эпохи Ренессанса был непререкаем.
Мог ли Рембрандт в качестве героини выбрать Мессалину? Мне кажется, это риторический вопрос. Ведь репутация этой женщины никак не вяжется с тем, что изобразил художник на своей картине. Не сомневаюсь, что Рембрандт читал не только Тацита и Светония, но и древнеримского поэта Ювенала , который в своих "Сатирах" писал о Мессалине так:

"Ну, так взгляни же на равных богам, послушай, что было
С Клавдием: как он заснет, жена его, предпочитая
Ложе в дворце Палатина простую подстилку, хватала
Пару ночных с капюшоном плащей, и с одной лишь служанкой
Блудная эта Августа бежала от спящего мужа;
Черные волосы скрыв под парик белокурый, стремилась
В теплый она лупанар, увешанный ветхим лохмотьем,
Лезла в каморку пустую свою - и, голая, с грудью
В золоте, всем отдавалась под именем ложным Лициски;
Лоно твое, благородный Британик, она открывала,
Ласки дарила входящим и плату за это просила;
Навзничь лежащую, часто ее колотили мужчины;
Лишь когда сводник девчонок своих отпускал, уходила
Грустно она после всех, запирая пустую каморку:
Все еще зуд в ней пылал и упорное бешенство матки;
Так, утомленная лаской мужчин, уходила несытой,
Гнусная, с темным лицом, закопченная дымом светильни,
Вонь лупанара неся на подушки царского ложа".

Впрочем, представления художников о Мессалине не особенно изменились и к концу XIX века. Вот, к примеру, как представлял себе распутную римскую императрицу датский художник-реалист Педер Северин Крёйер :

"Мессалина" (1881 г.):

Похожа ли эта Мессалина на прекрасную Данаю Рембрандта? Судите сами!
Хотя на скульптурных прижизненных изображениях Валерия Мессалина выглядит вполне целомудренно, прямо таки Мадонна с Младенцем:

Мессалина с Британиком (ок. 45 г. н. э.):

Однако все эти попытки так и не могли заставить отказаться от восприятия картины как от изображения Данаи.

Новую страницу в изучении картины открывает ХХ столетие. Первая ее рентгенографическая съемка была проведена в Эрмитаже в 1951 году . Обобщил и объяснил ее результаты блестящий знаток голландской живописи в Эрмитаже Юрий Кузнецов , написавший книгу "Загадки Данаи" .

Так что же показала рентгенограмма?

Картина была переписана! Вернее, ее центральная часть. Вот почему нечетко читается дата. И каково же было удивление исследователей, когда стало ясно, что за видимым нами женским лицом есть другое. И оно узнаваемо! Это лицо Саксии ван Эйленбюрх , любимой жены художника, которую он не уставал изображать, как бы предчувствуя ее быстрый уход (Саксия умерла в 1642 году). После смерти жены Рембрандт переписал картину, начатую им в 1636 году, через два года посде женитьбы на Саксии, поскольку в жизни художника появилась другая женщина - Гертье Диркс , и он придал своей Данае черты сразу двух любимых женщин.

Портрет Саксии кисти Рембрандта (1633 г.):

Но не только смерть Саксии и появление в доме другой женщины заставляют Рембрандта переписать картину. Ему недостаточно было создать большую драматическую сцену, он спешил наполнить ее психологическим содержанием. Рембрандт отказывается от изображения золотого дождя. Вместо него появляется поток света, который заливает пространство золотистыми лучами, преображает модель, подкупающую своей реальностью, делая ее прекрасной. Жест правой руки (он тоже переписан) стал столь же психологически выразительным, как и лицо "новой" Данаи.

На этом детектив не заканчивается.

15 июня 1985 года один из посетителей Эрмитажа (несомненно, с нездоровой психикой) совершил акт вандализма над картиной - он нанес ей два ножевых удара и облил концентрированной серной кислотой. Порезы были сквозные, и только крестовина подрамника (в ней застрял нож) спасла полотно от больших порезов и утрат красочного слоя.
На картину в несколько приемов было вылито около литра серной кислоты. На глазах у присутствующих происходило страшное - поверхность центра картины превращалась в бурую шевелящуюся массу с резким запахом, под которой с трудом угадывались тело и голова Данаи. Казалось, картина погибла навсегда...

Около часа ушло на то, чтобы перенести полотно в реставрационную лабораторию, собрать химиков и реставраторов, определить вещество, вылитое на картину, способ его удаления. За это время произошла реакция серной кислоты с материалами картины, что и привело к значительным утратам и повреждениям.
Первым действием по спасению была обработка поврежденного полотна чистой дистиллированной водой в вертикальном положении. Для окончательной нейтрализации действия кислоты прибегли к осетрово-медовому покрытию полотна и только полной просушки приступили к дублировке картины на новый холст.
Созданная через три дня государственная комиссия решала дальнейшую судьбу "Данаи".
Предлагались следующие варианты: 1) оставить все как есть - как памятник акта вандализма; 2) постараться написать "как было"; 3) или...

Вот это "или" и стало главным в дальнейшей работе по спасению "Данаи". Понятно, что картина никогда уже не будет такой, как до повреждения. Прежде всего, постарались сохранить живопись Рембрандта. Было решено не домысливать утраты, а лишь тонировать их, чтобы привести полотно к колористическому единству, то есть добиться гармонически цельной композиции. На это потребовалось 12 лет поистине героической миссии сотрудников Эрмитажа.

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Даная, в греческой мифологии по Аполлодору дочь Акрисия и Эвридики, по Гигину (Фабулы) ее матерью была Аганиппа. Сыновей у них не было и утешением являлась единственная дочь Даная. Как рассказывает Аполлодор, обратившись к оракулу по поводу наследника, Акрисий получил ответ, что сына у него не будет, а внук его убьет. Чтобы избежать печальной участи Акрисий заточил Данаю в медную башню, которую охраняли свирепые псы. Однако Зевс проник туда в виде золотого дождя. Плодом этой божественной связи стал Персей.

.
.Мабюз Даная , 1527.

Ходили также слухи, что Данаю соблазнил ее дядя Прет. Акрисий приказал бросить дочь и внука в море, но они остались живы, так как ящик прибило к острову Сериф, где его поймал в свои сети рыбак по имени Диктис. Прошли годы, и Даная с сыном отправились повидать Акрисия, но тот, опасаясь исполнения предсказания, сбежал в пеласгийский город Лариса. Случилось так, что местный царь пригласил Персея поучаствовать в играх. Персей стал соревноваться в пятиборье, и брошенный им диск, отклонившись от своего пути по воле ветра или богов, попал в Акрисия, поразив его насмерть. По Гигину Полидект женился на Данае. Через несколько лет весть об их спасении дошла до Акрисия, и он отплыл на Сериф, решив убить Персея. Вмешавшийся Полидект заставил деда и внука дать торжественную клятву, что они никогда не будут покушаться на жизнь друг друга. Однако поднявшаяся буря не дала кораблю Акрисия выйти в море, а тем временем Полидект скончался. Во время погребальных игр Персей нечаянно попал диском в Акрисия и убил его. Некоторые говорят, что впоследствии Даная отправилась в Италию и основала там город Ардеи для поселенцев из Аргоса. Одним из ее внуков был Турн .
Также Даная относится к лунным божествам ,но в меньшей степени.

* * * * * * * * * *

В картине Тициана «Даная» (1553-1554 гг. Прадо, Мадрид) дочь аргосского царя, заточённая в крепость, не подозревает, что золотой дождь и есть воплощение всесильного Зевса. Тщетны усилия служанки, собирающей в фартук золотые монеты. Ослепительные солнечные лучи уже коснулись прекрасного тела Данаи, придав ему эффект золотого свечения. Всё в этой картине дышит любовью. Даже красный цвет портьер призван напомнить о силе чувственной любви.

"Даная" 1554 из Прадо

Тициан "Даная" из музея Неаполя

Тициан "Даная" Ок. 1554 Эрмитаж.

Иной подход к изображению сюжета избрал великий Рембрандт («Даная». 1636 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он сделал всё, чтобы зритель, глядя на картину, прежде всего почувствовал красоту духовную, а не физическую. На лицах персонажей ему мастерски удалось передать сложную игру чувств и мыслей. Ожидание таинственной встречи и одновременно тревога, радость запечатлены на лице Данаи. Служанка, очарованная прекрасным видением, застыла от неожиданности. Рембрандт, в отличие от Тициана, не стремится к передаче идеальных пропорций женского тела, напротив, он нарочито не скрывает несовершенства её фигуры. Сложный мир чувств и переживаний героев - вот что становится особенно важным для художника.

Даная, 1636-47. Холст, масло, 165х203.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картина поражает чувственностью и насыщенностью колорита. Мягкие, в отсветах шторы, поблескивающие металлические предметы как бы обволакивают светом обнаженную фигуру на постели. Наиболее распространенное название картины «Даная». Здесь мы видим девушку, заточенную в башню по приказу отца. К ней под видом золотого дождя проникает Зевс и соблазняет ее. Действительно, не вызывает сомнений, что любовник-невидимка приближается; слуга недоумевает, а девушка знаками приглашает возлюбленного разделить с нею ложе. Позолоченный херувим в ручных оковах взирает сверху почти обезумев от горя. Почему — этого мы, верно, никогда не узнаем.

Вот еще картина о Данае,только уже в творчестве Густава Климта.



.

Даная (картина Климта, 1907-1908)

Все детали, относящиеся к сюжету, удалены из картины, оставлена лишь сцена оплодотворения, давшая жизнь Персею, — мгновение, остановленное на века по воле художника. Тема плодородия, ярко отраженная эпохой модерна, и присущая Климту тема женской сексуальности сливаются в единое целое в порыве, заставляющем полностью забыть о мифе, фабула которого сведена на картине художника к минимуму.

Округлые женские формы и орнамент являются теми главными композиционными элементами, которые придают эротичность полотну, которая еще более подчеркивается золотым цветом дождя. Выбор позы и искаженная перспектива придают телу Данаи необычайную сексуальность, в то же время орнаментализация создает определенную дистанцию.

Золотой дождь, проникающий в тело Данаи, и орнамент картины придают этому древнему сюжету характер возвышенной сакральной сцены. Наслаждение, вызванное золотым дождём, является более чем простой компенсацией, оно вызывает воздействие недоступного при обычном акте, оно превращает тело Данаи в орнаментальный шифр, в произведение искусства. Эрос становится иконой.

Ни в одной другой работе художник не доводил женскую сексуальность до такой гипертрофированности. «Даная» Климта является экстремальным примером полностью изолированной женственности, и дистанция, сохраняющаяся в картине благодаря её стилизации, только подчёркивает эту изоляцию. Для этой картины самопоглощённого вожделения, как и для многих других картин, изображающих обнажённое женское тело, нагота сама становится частью декорации.

«Революция» Климта не является чем-то ранящим даже там, где он нарушает все табу. Изображение эротического начала с его эстетическим звучанием, но одновременно в смягчённых тонах обеспечивает смотрящему умиротворенное восприятие.
Источники( , , ,)