Вопросы новоначальных. Вопросы крещеных, но невоцерковленных о Храме и службе

протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоевленского собора в ЕлоховеПротоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове:

– Святые образы, песнопения и чтения – весь строй богослужения в храме невозможно воспроизвести, просто включив аудио или видеозапись литургии у себя дома. Особенно если мы так делаем не потому, что тяжко больны и не в силах дойти до храма, а только из-за собственного нерадения.

Если человек не участвует в храмовой молитве, избегает общества своих собратьев во Христе, он избегает общения и со Христом. Нам не дано постичь, как действует Божия благодать. Мы не должны сравнивать, что важнее, противопоставлять единение в Таинстве Евхаристии и благодать, которая посещает душу во время храмовой молитвы. Иначе мы начнем служить букве, а не духу.

Если говорить о подготовке к причастию, то на практике выходит обычно так: если человек живет в Церкви, молится, исполняет молитвенное правило, то этого уже достаточно для подготовки к причастию, и духовник, который наблюдает за духовной жизнью пасомого, благословляет его. В этом случае принятие Святых Христовых Тайн становится абсолютно естественным и закономерным: это уже неотъемлемая часть жизни. Образцом такой жизни в Церкви для своих прихожан должен быть сам священник.

Но часто мы молимся очень нерегулярно, да и учиться этому все никак не хотим. Тогда, конечно, необходимы правила трехдневного поста и сугубой молитвы перед принятием Святых Христовых Тайн.

Главное – чтобы не возникло обыденного отношения к Евхаристии, «привыкания», когда теряется благоговение, то есть память о Боге. Это опасное духовное состояние. Поэтому самое трудное – постоянно сохранять внимание к себе, к своему духовному миру, к каждому шагу своей жизни. Ведь все мы везде и всюду ходим перед Богом.

священник Александр Стародубцев, клирик храма на Краснопресненской набережной при ЭКСПО-центреСвященник Александр Стародубцев, клирик храма Серафима Саровского на Краснопресненской набережной:

– Быть на литургии, если по каким-то причинам в этот день не причащаешься не только не предосудительно, но важно и душеполезно. Четвертая заповедь говорит нам посвящать седьмой день Богу. Не в размышлениях о Боге, лежа на диване в ожидании или приготовлении обеда, мы должны проводить этот день. А уже с утра должны быть в храме Божием. Даже если не причащаемся. Молитва в церкви важна тем, что храмовая молитва – это молитва соборная: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Получается, что каждое настоящее собрание христиан сопровождается личным присутствием Иисуса Христа. Господь обещает подать нам или тем, кому мы что-то просим, если оно во благо.

Храм – место особенного пребывания благодати Божией. Молитва за богослужением, где приносится Бескровная Жертва, – чрезвычайно важное событие для человека. Конечно, похвально, если человек причащается регулярно, раз в две-три недели. Но снова и снова скажем, что даже если человек не причащается, молитва за литургией – молитва особая, и ее наличие в жизни очень важно. Не случайно из древних правил мы знаем, что тот, кто не посещал более трех воскресных литургий, получал отлучение. Фактически он свидетельствовал о себе, что христианин он лишь иногда.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "Прослушав Божественную литургию, пади ниц и благодари Господа, сподобившего тебя такого великого счастья".

Вот как пишет о нашем вопросе митрополит Вениамин (Федченков): «Други мои, помните правило святых отцов: человек, три воскресенья подряд не побывавший у литургии; лишается христианского погребения. Не пропускайте этих трапез Господних, считайте потерянным тот праздничный день, в который вы не слышали Божественной литургии. Скажу притчу: один крестьянин имел сто пудов хлеба и променял его на лохмотья. Скажите, разумно ли он поступил? – Нет, не разумно. Как же еще более неразумно поступает тот, кто меняет Хлеб жизни Небесной на лохмотья жизни земной! Господь зовет на вечерю Тайную, а он отвечает: "На торг нужно идти, огород не убран, полоса не досеяна". Не знает он, несчастный, что зерно, которое он бросает в землю во время литургии, выйдет больным, чахлым, не принесет ему плода. Други мои, давайте помолимся со мной: "Господи, благодарим Тебя за дар Твой, благодарим Тебя за то, что сподобляешь нас слушать литургию Божественную и вкушать Пречистое Тело Твое и Животворящую Кровь Твою. Молим Тя и о тех, которые ушли от Святой Чаши Твоей, не хотят найти утешения в Тайнах Твоих спасительных. Ты вразуми и приведи их к Себе, чтобы и они были с нами в Церкви Твоей".

Песнопения-то можно дома послушать, но вот как услышать священника и диакона, взывающа и глаголюща, священника, объясняющего Священное Писание дня? Как предстать перед намоленными образами, как особенно ощутить себя частью земной Церкви, так, как мы ощущаем это в храме? Возвращаясь к Ветхому Завету и событиям появления первого храма – Скинии – вспомним, что ее создать сказал Бог. И посещать ее тоже сказал Бог. И нам остается либо слушать Бога, либо себя.

Для того же, чтобы причащаться часто, надо бы взять благословение знающего тебя священника, желательно духовника. Он, как правило, знает, насколько серьезно идет обычно подготовка, как жизнь человека подчинена духовному устремлению. Если же благословение дано, то ясно, что, подготовка должна быть максимально серьезна. Время между таинствами нужно проводить в трезвенности и сосредоточенности на том, а как я живу. Странно причащаться часто, а время между принятием таинств проводить за праздными и недушеполезными занятиями.

Те, кто часто причащаются, могут сказать о таком греховном явлении, как привыкание к святыне. Это один из опаснейших грехов. Отчасти и поэтому в среднем люди причащаются раз в две-три недели, кто-то и раз в месяц. Конечно, объем поста и молитвенного правила должны быть согласованы с духовником. Из служебника мы знаем, что для священника вне зависимости от частоты его служения, правило не предлагается сокращать, поэтому в плане молитвы каноны и Последование видятся обязательными к прочтению в любом случае для того, кто решил часто приступать к Чаше. Вопрос о частом причащении весьма и весьма индивидуален, часто время, когда Таинство Причащения становится чаще – это Великий пост. Так происходит для особой благодатной помощи человеку в несении поста. К примеру, человек начинает причащаться еженедельно, а в последнюю неделю Поста – также в Великий Четверг и на Пасху.

протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма в КрапивникахПротоиерей Александр Абрамов, настоятель храма Сергия Радонежского в Крапивниках

– Наше церковное сознание в своем регрессе зашло уже очень далеко. Ясно, что была прервана традиция церковной жизни, что сегодня приходиться создавать ее заново, люди десятилетиями были лишены полноценной духовной дисциплины, и знания об этой дисциплине у нас в основном из книг, а не из собственного живого опыта. Но иногда стоит вспоминать, что такая дисциплина существует. Каноны Церкви подвергали прещениям того, кто не был на литургии три воскресенья подряд.

Об этом говорит 80-ое правило Трулльского собора. Оно предписывает посещать богослужения в воскресные дни, оставляя вопрос участия в Таинстве Евхаристии на усмотрение каждого: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения».

В нашем приходе на практике так сложилось, что члены общины, то есть те, кто регулярно ходит в храм, молится и постится, стараются часто исповедоваться. По крайней мере, это происходит раз в неделю или раз в две недели. Многие из них и причащаться стараются чаще. Эти люди уже живут церковной жизнью, у них есть опыт молитвы, поэтому подготовка к принятию Причастия для них также является естественной частью их жизни. Духовник иногда в силу тех или иных важных причин может благословить их причащаться, даже если они по каким-либо причинам не вычитали полное молитвенное правило или в чем-то ослабили пост. Абсолютным минимумом в этом случае является последование ко Святому Причащению. Но это, все же, исключение – желательно молитвенное правило не сокращать никогда.

Есть распространенное заблуждение: некоторые люди, которые готовятся к Причастию, при строгом выполнении пищевой стороны поста, почему-то считают возможным пропускать вечернее богослужение и приходят только на литургию. Это как раз неприемлемо. Основное богословское содержание воспоминаемых за богослужением событий как раз изложено в изменяемых песнопениях всенощного бдения. Плохо, если человек стремится к Чаше, хочет причащаться, но при этом не желает участвовать в богослужениях более осмысленно и понимать их значение.

По опыту могу сказать, что в последнее время число тех, кто приступает к Таинству Причащения, растет. На нашем приходе обычно причащается не меньше половины тех, кто был за литургией, если речь идет о воскресном дне.

В любом случае, подобно тому, как если вы взяли на себя обязательство молиться утром и вечером, вы, даже если молитва «не идет», не бросаете все, а все равно читаете правило и, несмотря на принуждение себя, получаете духовную пользу. Так и молитва за литургией: даже если по каким-то причинам вы в этот день не причащаетесь, это не повод отлучить себя от общения с Богом. Своим приходом на литургию вы свидетельствуете о верности Христу, о том, что принадлежите его стаду, исповедуете Его. Спаситель сказал: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32-33).

протоиерей Глеб Грозовский, духовник ФК "Зенит"Священник Глеб Грозовский, заместитель руководителя отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской митрополии, духовник футбольного клуба «Зенит»:

– Ответ очень простой и однозначный, озвученный достаточно давно Самим Господом Иисусом Христом: "Примите, ядите..." (Мк. 14, 22). Не сказал Он, один раз в год или раз в неделю, а "Пийте от нея всии..." (Мк. 14, 24). И так было каждый раз, когда ученики Спасителя нашего собирались вместе для преломления хлеба (Деян. 2, 42). Каждый раз. А собирались они минимум раз в неделю, а порой и каждый день. В монастырях IV-V веков, монахи, даже спасаясь в пустыне, раз в неделю обязательно собирались для общей литургии, за которой все непременно соединялись с Богом в Таинстве Причастия.

Периоды евхаристического упадка и подъема наблюдались в разное время на протяжении всей истории. В XIX столетии порой доходило до абсурда, когда офицеры отправляли в Епархиальное управление списки причащавшихся один раз в год солдат.

Как часто надо причащаться? Этот вопрос обсуждают и в Оптиной Пустыни, и в Троице-Сергиевой Лавре, но однозначный ответ можно найти только в Новом Завете или Священном Предании.

Чтобы не было споров и разногласий, всем православным будет полезным прочитать труды преподобного Никодима Святогорца и преподобного Макария Коринфского "Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин". Кто не сможет найти для этого времени, пусть будет знаком с высказыванием святого апостола Павла: "...Каждый раз, когда вы едите этот хлеб и пьете из этой чаши, вы свидетельствуете о смерти Господа. Делайте так, пока Он не придет" (1 Кор. 11:26). Ну, и чтобы совсем не оставалось сомнений, напоминаю слова из 9 апостольского правила: "Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго". То есть все те верующие, которые приходят в церковь и слушают Писания, но не остаются на молитве и Святого Причастия не приобщаются, должны отлучаться от Церкви, потому что производят бесчинство в церкви.

Конечно, "человек должен проверять себя, прежде чем есть хлеб и пить из чаши," (1 Кор. 11:28), но искать причину в "благочестивых" отговорках вроде таких, как "я не достоин" или "я не готов", весьма не душеспасительно!

В нашем приходе такая практика. Я призываю и по-разному увещеваю: если пришел на литургию, то не будь подобен человеку, которого пригласили на день рождения, готовили, старались, накрывали на стол, а он отказывается от трапезы... Неужели нет желания разделить Трапезу Любви? Христос сделал для нас все, нам осталось только с благодарностью принять Его Дар, а мы вместо того, чтобы искать возможности, ищем причину нашей не причастности Спасителю. Для кого умер Христос и для кого Воскрес? Ради кого совершается служба? Ради праведников или грешников? Священник перед Причастием говорит: "Святая святым". Кому? Святым? Это кто такие? И хор отвечает: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос...". Тогда к кому обращены слова: "Святая святым"? К нам, к каждому кто пришел на литургию! «Святой» в переводе с еврейского – «избранный», а вовсе не безгрешный. Да, к нам грешным, но избранным обращены эти слова! И далее называется необходимое условие для соединения с Господом: "Со страхом Божиим, верою и любовию приступите"! А на литургии Преждеосвященных Даров звучат слова: "Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем". Литургия служится для верных (крещенных), дабы в конце ее всем причаститься Тела и Крови нашего Господа.

протоиерей Андрей Соммер, Отдел по делам молодежи Русской Зарубежной ЦерквиПротоиерей Андрей Соммер, заместитель председателя отдела по работе с молодежью при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви, ключарь собора иконы Божией Матери "Знамение" Курской Коренной в Нью-Йорке:

– К сожалению, практика приходской жизни в Зарубежной Церкви сложилась уже после первой волны эмиграции. И она была такой, что прихожане редко причащались. Сейчас это меняется, и нормальным у нас считается причащаться по всем двунадесятым праздникам или тогда, когда подсказывает совесть – может быть, даже почти каждое воскресение.

При этом все: и прихожане старой закалки, которые причащаются, как правило, только во время Великого поста, и молодежь, в дни Страстной Седмицы обязательно старается приступать к Таинствам Исповеди и Причащения.

Но даже у не очень воцерковленных наших православных за границей и мысли не возникает, что не нужно быть на литургии, если ты не причащаешься. Храм является сосудом благодати, каждый раз, если литургия совершается, то в этом сосуде прибавляется благодать. Сам храм при освящении помазывается миром. Это уже начало накопления благодати "в сосуде". Посещая литургию, мы прикасаемся к этой благодати. А вот дальше пастырю необходимо объяснить прихожанам, что не только нужно прикасаться к Божественной благодати, но нужно ее и принимать, и полностью переменить свой ум и свою жизнь. А это невозможно без Таинств Исповеди и Причащения.

Мы стараемся в проповедях подчеркнуть важность более частого Причастия. А подготовкой к принятию Святых Таин является исповедь. Для этого я составил маленькую брошюру об исповеди: ее мы даем всем, приходящим в наш храм, в том числе тем, кто ждет своей очереди исповедоваться. По крайней мере, пока они стоят в очереди, у них будет возможность задуматься, насколько серьезны Таинства, к которым они собираются приступить.

Морозов.jpgИгумен Нектарий (Морозов), настоятель храма "Утоли моя печали" города Саратова, главный редактор журнала"Православие и современность":

К сожалению, по вполне объективным причинам подавляющее большинство современных христиан не может причащаться столь же часто, как христиане первых веков бытия Церкви. Не потому, что "нельзя" или "запрещено". Нет, просто причащение частое, несколько раз в течение одной недели (а помнится, святитель Василий Великий писал о том, что в его времена в Каппадокии обычным для мирян было приобщаться Святых Христовых Таин четырежды в седмицу) требует и определенного строя всей жизни, и большей строгости к себе, и большей внимательности, серьезности. А к этому готовы оказываются далеко не все...

Что же до посещения Божественной литургии в те дни, когда человек не собирался причащаться, то, безусловно, ничего предосудительного в этом нет - достаточно обратиться к примеру монашеских обителей, в которых литургия служится ежедневно и братия ежедневно пребывают на всех службах. Хотя приобщаются не каждый день. Сам опыт свидетельствует, что чем чаще человек бывает в храме, когда совершается Евхаристия, тем лучше: действие благодати Божией подобно действию солнца, под лучами которого человек отогревается, оживает. А за литургией отогревается и оживает душа.

Нужно определиться: что означает "причащаться часто"? На этот счет существуют весьма различные точки зрения. Мне лично ближе всего мнение архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который советовал причащаться в среднем раз в две недели. Поэтому "причащаться часто", как мне кажется, значит причащаться чаще, чем с такой периодичностью. Человек - существо, быстро привыкающее и к хорошему, и к плохому - ко всему, и даже к великому и страшному. А привыкание к святыне, как известна, вещь небезопасная. Поэтому если человек хочется причащаться чаще, то он нуждается в благословении духовника, который подтвердит, что лично ему это будет полезно, а не вредно. Человек такой нуждается в более напряженном молитвенном делании, большей трезвенности жизни.
Известный афонский подвижник иеросхимонах Ефрем Катунакский советовал, например, читать накануне причащения акафист Божией Матери и в течение всего дня обращаться к Ней, прося, чтобы Она сподобила нас причаститься неосужденно. Мне кажется, это замечательное наставление. А вот время поста перед причащением, наверное, можно сократить, если человек причащается, скажем, еженедельно и соблюдает пост в среду и пяток. Но это тоже - на усмотрение духовника.

Еремеев.jpgИгумен Петр (Еремеев), наместник ставропигиального мужского Высоко-Петровского монастыря Москвы, ректор Российского православного университета:

Вопрос причащения за каждой литургией нельзя рассматривать в плоскости церковной дисциплины. Это, скорее, вопрос внутренней готовности человека к приобщению Тела и Крови Господа. И решается он в сердце человека и на исповеди.

Когда я был мирянином, студентом духовных школ, я не задумывался об этом. Ведь в семинарии и академии мы причащались хоть и не на каждой литургии, но довольно часто. К этому располагал сам ритм жизни духовной школы, молитвенная атмосфера в Лавре.

Затем, когда я уже стал священником, то нередко случалось, что в череде ежедневных дел, особенно при поездках и путешествиях, приезжаешь на богослужение не к самому началу, молишься в алтаре, а по окончании вкушаешь антидор со святой водой – и это и есть твое участие в литургии. И, уже имея опыт причащения за каждой отслуженной литургией, я начал ощущать, что духовная жажда в таком своем молитвенном литургическом присутствии остается не до конца удовлетворенной. Ведь молитвенные обращения к Богу за литургией готовят нас именно к принятию Святых Христовых Таин. Поэтому причаститься за литургией также естественно, как приступить к трапезе, ради которой сел за обеденный стол.

Но, безусловно, нельзя сказать, что без обязательного причащения участие христианина в литургии является ненужным или нежелательным молитвенным опытом. Каждый из нас знает, что бывают такие моменты сокрушения сердца о грехах, когда мы не вполне ощущаем себя готовыми к принятию Тела и Крови. К этому, например, можно отнести случаи епитимии, когда душа нуждается в большем покаянии. Ведь по апостолу Павлу, «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 28–29).

подготовила Антонина Мага,

корреспондент Журнала Московской Патриархии

1. К утреннему посещению нужно готовиться следующим образом:
Встав с постели, возблагодари Господа, даровавшего тебе возможность провести ночь в мире и продлившего тебе дни для покаяния. Умойся, встань перед иконой, зажги лампаду (от свечи), чтобы она вызывала в тебе молитвенный дух, приведи свои мысли в порядок, всех прости и только тогда приступай к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из Молитвослова). При этом надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем всё правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить. Начинающим можно пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно прибавляя по одной молитве.

Перед выходом скажи:
Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе Иисусе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Перекрестись и спокойно иди в храм, не боясь, что сделает тебе человек.
Идя по улице, перекрести дорогу перед собой, говоря про себя:
Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла.
По дороге в храм читай про себя молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

2. Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.

3. Во время богослужения мужчины должны стоять в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

4. В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать. Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи нужно покупать именно в том храме, в который вы пришли. По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.

5. При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.

6. Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословляют священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений. Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.

Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?
По уставу нельзя, это делается натощак. Отступления возможны по немощи, с укорением себя.

Как правильно креститься?

На правой руке складываем большой, средний и указательный пальцы, чтоб они соприкасались подушечками (символ Троицы – Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух), два оставшихся прижимаем к ладони (символ двойного естества Иисуса Христа – Бог и Человек). Далее руку подносим ко лбу (во Имя Отца), на живот (и Сына), к правому плечу (и Святаго Духа), к левому плечу (Аминь) и кланяемся.

Сколько времени надо находиться на службе?
Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?
На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

Как правильно целовать иконы?
Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых — руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя — во власины.

Как нужно себя вести при каждении?
При каждении нужно преклонить голову, словно Дух Жизни принимаешь, и творить молитву Иисусову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю - это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться.

Куда ставить свечи за здравие?

Свечи за здравие ставятся на любой подсвечник, кроме кануна (стола у Распятия) – там ставятся свечи с молитвой об умерших. Кому из святых? Как Вашей душе угодно, кому сердце укажет. Ваша молитва – ко Господу. А святые – наши заступники пред Ним и ходатаи. Можно также поставить свечи, например, к особо чтимым Вами и Вашей семьей иконам Божией Матери или Празднику.

Виды записок:

— о здравии: проскомидия, ектения, молебен.
— о упокоении: проскомидия, ектения, панихида.

И о живых, и об умерших можно также заказывать сорокоуст, полугодовое, годовое, пятилетнее и вечное поминовение.
Проскомидия: совершается перед Литургией: из просфор вынимаются частицы и кладутся в Чашу, готовится богослужебная просфора — Агнец. С записок, поданных на проскомидию, прочитываются имена. И частицы вынимаются за этих людей. Уже во время Литургии, после пресуществления Даров, вынутые частицы погружаются в Святую Чашу с молитвой ко Христу омыть грехи поминаемых.
Ектения: имена читаются во время Сугубой ектении после чтения Евангелия на Литургии.
Молебен: заказывается отдельная служба (точнее, это называется требой). В записке на молебен можно указать кому: например – молебен к какой-либо иконе Богородицы, святому…
Панихида: отдельная служба об умерших. Совершается часто. Есть еще Родительские субботы, перед которыми служится Парастас – специальная заупокойная служба. Записки, поданные на Родительскую субботу, читаются и накануне, в пятницу, на Парастасе, и в субботу на Литургии на ектении, и после Литургии на панихиде.
Сорокоуст: молитва во время чтения псалтири в монастыре в течение 40 дней;
полугодовое, годовое, пятилетнее и вечное поминовение – соответственно, по тому же принципу.
Подавать записки следует в свечную храма. Образцы есть везде. Если образец не вывешен – можно спросить в свечной храма об оформлении – вам все объяснят.

В записки пишут только имена крещеных людей. Новорожденных (еще некрещеных) пишут так: «имя матери» со чадом. Беременных – непраздной «имя». Если человек болен – болящей(го) «имя». Если записка об умерших – то нельзя писать самоубийц, некрещеных младенцев (о них молятся дома).

Что такое исповедь?

Исповедь подразумевает открытое к Богу сердце, искреннее желание стать лучше и расстаться с плохими мыслями и действиями, избавиться от желания совершать плохие поступки (по отношение как к окружающим, так и к себе). И раскаяние в том плохом, что уже совершено. Что является греховным? На эту тему достаточно толковой литературы, которую Вы можете купить в церковной лавке, например, «В помощь кающимся» Игнатия Брянчанинова.

Как готовиться к исповеди?

Здесь универсального рецепта нет. Да и не спросишь особо никого: а как ты готовишься к исповеди? Потому что это очень личный вопрос. Некоторые вообще на бумажке все пишут накануне. Главное, что нужно сделать – это настроиться на размышление о своих поступках и мыслях.

Как проходит исповедь?

Узнайте в храме о часах исповеди. Это может быть вечер (после или даже во время службы) и утро (перед Литургией). Если Вы знаете какого-либо священника (видели на службе, разговаривали и прониклись доверием) – узнавайте в свечной, когда он будет исповедовать. Лучше (особенно в первый раз) идти на исповедь к тому, кто Вас к себе располагает. Несмотря на то, что исповедуетесь Вы Богу, а не батюшке, личный фактор здесь влияет, и ничего мы с этим поначалу поделать не можем. Хотя, возможно, кому-то это и неважно.

Подходить на исповедь нужно в порядке живой очереди. Подойдя, преклоняйте голову. Начинайте «согрешил(а)» и перечисляйте грехи. После того, когда Вы сказали все, закончите исповедь «Прости меня, Милосердный Господи». После того, как Вы закончили исповедь, батюшка накрывает вашу голову епитрахилью (принадлежность богослужебного облачения – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь) и читает молитву. Предварительно спросит ваше имя (не забудьте, что если Вас зовут Розой, а крещены Вы Надеждой, надо сказать «Надежда»). После молитвы Вы креститесь, целуете Евангелие, лежащее перед вами, и Крест (там же) и отходите от аналоя.
Главное: причащаться без исповеди нельзя, но исповедоваться без последующего причастия можно. Подготовка к причастию гораздо сложнее и больше, чем к исповеди.

Как готовиться к Причастию?

Три дня до Причастия положено поститься (не есть мяса, молочных продуктов, яиц, а постом – и рыбы). В пост входит также отказ от курения, выпивки и воздержание. Необходимо за время подготовки прочитать правило ко Причащению (оно есть в любом православном молитвослове). В сам день Причастия после 12 часов ночи (то есть с начала нового дня) не положено кушать и пить до конца Литургии. Раньше люди к причастию одевались в светлые одежды – была такая православная традиция. До службы или накануне положена исповедь.
Во время Литургии, ближе к концу службы, услышав пение: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь.», начинайте потихоньку перемещаться в правую часть храма. К Чаше подходят именно оттуда. После слов священника «Со страхом Божиим и верою приступите» (он выносит Чашу) и пения «Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам» – читается молитва «Верую, Господи, и исповедую…» (вы ее уже узнаете после домашней подготовки к Причастию). Ее батюшка читает сам, но весь храм про себя (иногда, и вслух) повторяет. После молитвы под пение «Тело Христово приимите…» причащающиеся подходят к Чаше. Руки складываются крестообразно на груди – правая на левую.

Подходя к Чаше, называйте свое имя в крещении, открывайте рот и принимайте Тело и Кровь Господа. После этого целуйте край Чаши и отходите дальше в левую часть храма. Там берите кусочек просфоры и запивайте. Креститься и кланяться у самой Чаши не надо, чтобы не задеть ее. Также до того, как Вы запьете, не следует ничего говорить. После причастия сразу из храма выходить не следует. Дождитесь конца службы, поцелуйте Крест, который будет давать священник после проповеди, и только после этого обновленные выходите из храма. Не забудьте дома прочитать молитвы после Причастия. Или послушайте их в храме по окончании службы.

По выходе из храма

Благословение
Должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии.

Общее
Выходя их храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением.
Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.
Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.
Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением, чтобы питаться им. Только тогда каждый согреет свое сердце, возбудит свою совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Теперь отвечаем на часто задаваемые вопросы:

— корзинка с деньгами (около аналоя на исповеди, около запивки после причастия или еще где в храме) – это добровольная жертва, а не плата за таинство. Решайте по возможностям и по совести.

— то, что Причастие дается одной ложкой, Вас тоже пусть не смущает. Никто еще от Чаши не заразился.

— после первой исповеди (особенно, если вы каялись в тяжких грехах) Вас могут не допустить к Причастию. Редко, но такие случаи бывают. Идите спокойно домой, делайте то, что сказал священник, и готовьтесь к следующей исповеди. Подходить к Чаше без благословения нельзя.

— если у Вас есть потребность рассказать о чем-то священнику – договаривайтесь с ним об индивидуальном приеме. Во время исповеди долгие беседы неуместны – за вами, скорее всего, стоит еще много человек.

Что делать, если стоя на молебне или другом богослужении не услышал имени, которое подал на поминовение?
Бывает, что священнослужителей упрекают: дескать, не все записки прочитали или не все свечи поставили. И не знают, что этого делать нельзя. Не судите, да не судимы будете. Вы пришли, принесли - всё, ваш долг выполнен. А уж как священник сделает, так с него и спросится!

Как вести себя в церкви — этим вопросом, в основном, задаются люди, не часто бывающие в священных культовых местах. Тем не менее, существуют свои обычаи и правила, которые необходимо изучить, прежде чем идти в храм. О них мы вам и расскажем.

Правила поведения в церкви: внешний вид

В церковь приходят со смирением, поэтому и одежда для ее посещения должна быть соответствующей: аккуратной, чистой и скромной. Лучше всего остановить свой выбор на одеянии спокойных тонов, хотя иногда его цвет должен быть определенным — светлая одежда будет уместна на пасхальном богослужении, а черная — в скорбные дни. Не допускается посещать церковь в домашней или пляжной одежде.

Женщинам:

  • Не стоит приходить в храм в джинсах или брюках, лучше надеть юбку длиной ниже колен, без разрезов и вычурных деталей. Особенно это важно, если вы собрались на исповедь или причастие. Блузка должна быть скромной, с длинным рукавом, без глубоких вырезов и ярких акцентов. Голова обязательно покрывается платком или легким шарфом. Не стоит излишне пользоваться косметикой (помадой особенно), духами, надевать украшения.

Мужчинам:

  • Для представителей сильного пола джинсы не возбраняются, но лучше отдать предпочтение брюкам в паре с неяркой рубашкой или водолазкой, уместен будет и костюм. Недопустимы шорты и майки, даже в жару. В противоположность женщинам, мужчинам, входя в храм, следует обнажать голову — и в холодное время года тоже.
  • Если вы берете с собой в церковь детей, помните о том, что для них тоже есть правила. Их одежда не должна быть слишком открытой и яркой, шорты допускаются только для детей до 7 лет. Не одевайте ребенка на службу в одежду с кричащими надписями и наклейками. Если ребенок мал и начал капризничать в церкви, стоит его вывести и успокоить, чтобы не мешать окружающим. Перед посещением храма с подросшим ребенком объясните ему, что в нем нельзя бегать, громко смеяться и кричать.

Общие правила таковы: ваш внешний вид и поведение должны выражать смирение, не вызывать у верующих негативных чувств и не создавать им неудобств. Во время церковных празднеств можно одеться более торжественно, а в дни постов — поскромнее. Что же касается выбора одежды и обуви с точки зрения функциональности, они должны быть максимально удобными, поскольку на службах приходится проводить на ногах довольно долгое время — 2-3 часа.

Как вести себя в храме: крестное знамение

Казалось бы, даже если мы не знаем правил поведения в церкви, то креститься точно умеем. Однако часто и это делаем неправильно. Обратите внимание, что непосредственно крестное знамение, как и нательный крест, не являются спасением. Их недопустимо использовать просто как талисманы и обряды, защищающие от зла. По православным канонам спасением является лишь истинная вера. А крестное знамение и ношение крестика - ее видимые проявления.

Как правильно совершать крестное знамение?

Не знаете свои права?

  1. Сложите вместе кончики указательного, большого и среднего пальцев правой руки (так выражается вера в Бога Отца, Бога Сына и в Бога Духа Святого). Безымянный и мизинец следует прижать к ладони (это символизирует Христа, сошедшего на землю, когда в Нем были соединены две сущности — и человека, и бога).
  2. Сложенные три пальца приложите к себе в следующем порядке: ко лбу - освящая ум, к животу (но не к груди) - освящая внутренние чувства, к правому плечу и, напоследок, к левому плечу - освящая телесную силу.
  3. Опустите руку и поклонитесь, отдавая дань подвигу Христа. Недопустимо одновременно делать поклон и крестное знамение.

Крестное знамение совершают: приближаясь к святыням (входя в храм, прикладываясь к кресту, иконам и т. п.), в начале и конце молитвы, а также в ходе ее, в главные моменты богослужения, в начале утрени и во многих других случаях, которые необходимо уточнить перед посещением церкви.

Правила поведения в храме во время богослужения

Собираясь посетить службу в храме, придите на нее заблаговременно — за 10-15 минут до начала. В это время можно поставить свечи, подать записку, приложиться к иконам, чтобы не отвлекаться на это во время самой службы и не мешать окружающим.

Зайдя в храм, сначала прикладываются к главной иконе, находящейся напротив Царских врат (двустворчатых дверей, ведущих к алтарю). Перед этим необходимо трижды перекреститься, а далее поцеловать уголок иконы или край одежды того, кто изображен на ней, еще раз перекреститься и спокойно отойти. Ни в коем случае нельзя прикладываться к иконе накрашенными губами.

Свечи ставятся следующим образом: за упокой — на квадратном подсвечнике с малым распятием. Свечи за здравие ставятся на других подсвечниках.

Во время богослужения старайтесь выбрать такое место, чтобы вам было удобно. В то же время старайтесь не тревожить молящихся. Не разговаривайте, отключите сотовый телефон. Во время службы необходимо стоять, но если стоять вам трудно, можно присесть на лавочку.

При открытых Царских вратах сидеть не положено никому, даже больным и немощным. Не допускается во время богослужения находиться к алтарю спиной. За Царские врата женщины и девочки не допускаются ни при каких условиях, а мальчики и мужчины могут пройти в них только во время совершения таинства крещения.

Не следует уходить со службы до ее окончания. Но если вам по той или иной причине необходимо ее покинуть, тихонько, не мешая никому, выйдите из церкви, перекрестившись у выхода из нее и перед самой церковью.

Всегда ли можно ходить в церковь женщинам?

Часто встает вопрос о том, можно ли ходить в церковь женщинам во время критических дней. К сожалению, на него нет однозначного ответа. По Ветхому Завету, если человек не чист (а месячные он относит к этому понятию), ему лучше находиться в стороне от Бога.

А вот Новый Завет ситуацию излагает по-другому, разрешая женщине посещать церковь в эти дни. Считается, что месячное очищение, как и саму женщину, создал Бог, а все им созданное не может быть нечистым. Новый Завет также допускает причастие и прикладывание к святыням во время месячных, если женщина в этом нуждается.

Таким образом, сегодня одни священнослужители придерживаются прежних правил, а другие считают их устаревшими и не видят ничего плохого в посещении храма женщиной во время критических дней. Возможно, лучше придерживаться золотой середины — если сильной необходимости нет, отложите посещение храма на несколько дней. Ну а если вы очень нуждаетесь в духовной поддержке, помните о том, что во время месячных это не возбраняется.

Правила поведения в храме и закон

В России существуют не только общепринятые церковные правила, но и законные нормы, защищающие чувства верующих и устанавливающие ответственность за правонарушения, связанные с церковью и религией. К ним можно отнести:

  • Статью 148 УК РФ, касающуюся оскорбления чувств верующих, в том числе в церквях и храмах.
  • Статью 213 УК РФ, устанавливающую ответственность за хулиганство, совершенное по религиозным мотивам.
  • Статью 214 УК РФ, наказывающую за вандализм, в том числе по религиозным мотивам.
  • Статью 244 УК РФ, которая применяется за осквернение тел умерших и мест захоронений.
  • Статью 5.26 КОАП, защищающую свободу вероисповедания.

По этим статьям предусмотрены очень серьезные штрафы — до миллиона рублей, а по уголовным преступлениям возможна даже потеря свободы на несколько лет.


22.Как побороть гордость, гнев, осуждение?
23.Если вдруг появились вопросы
24.Как вести себя с нищими, встречающимися перед храмом?
25.Избавит ли освящение квартиры от воров, а освящение машины от аварии?
26.Сколько раз в день нужно молиться?
27.Как правильно прикладываться к иконам?
28.Как выбрать себе духовного отца?
29.Как православие относится к различным амулетам и талисманам, к народным приметам?
30.Как лучше читать молитвы дома: вслух, шепотом или мысленно?
31.Если веры недостаточно - как ее приумножить?
32.Как правильно обращаться к служителям храма?
33.Как быть в храме с детьми? Нужно ли их приводить в храм?
34.Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чём надо молиться? Кому и сколько свечей надо ставить? Можно ли поставить свечу о здравии самого себя?
35.Нужно ли вставать в храме на колени?
36.Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?
37.Что означают поклоны и какие они бывают?
38.Что символизирует каждение и как надо себя вести при каждении храма?
39.Что такое молебен, панихида, ектения?
40.Как можно помянуть человека?
41.Какие иконы кладут в центре храма и как правильно к ним прикладываться? Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?
42.Можно ли молиться и ставить свечи за животных?
43.Каким должно (или может быть) положение рук во время молитвы - в храме, дома и т.д? Иногда люди держат руки перед собой согнутыми в локтях и сомкнув молитвенно ладони. Иногда крестообразно складывают руки на груди, положив правую на левую. Иногда - перед собою, сомкнув их "в замок" чуть ниже уровня груди. Большинство же держат руки просто опущенными вниз.
44.Как православному христианину правильно провести выходные дни?
45.Что означает сложение пальцев руки священнического благословения?
46.Как выдержать горе при смерти близкого человека?
47.Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?
48.Какая польза от принятия просфоры и святой воды?
49.Как быть,если свечу некуда поставить?
50.Почему Бог не сделает всех людей добрыми?
51.Зачем надо исповедоваться?
52.Что такое грех? Как его уничтожить? Неужели все люди грешники?
53.Куда деть прошлогоднюю освящённую вербу?
54.Покаяние и Исповедь - это одно и то же?
55.В какие дни в церкви не совершается венчание?
56.Что означают слова "Возьми крест свой и следуй за мною?"
******************************************************************************************************************************************************************

3. Можно ли входить в храм с сумками?
Если есть необходимость, можно.

Только когда верующий подходит к Причастию, сумку надо отставить в сторону, так как во время Причащения руки крестообразно складываются на груди.

4. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме?
Перед входом в храм, предварительно перекрестившись, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и молись к первому поклону:
Боже, буди милостив мне, грешному.
Ко второму поклону:
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
К третьему:
Без числа согреших, Господи, прости мя.
Затем проделай то же самое, войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, сказав про себя:
Простите меня, братья и сестры , встань благоговейно на одном месте, никого не толкая, и внимай словам молитвы.

5. Сколько времени надо находиться на службе?
Службу надо отстоять от начала до конца. Служба — это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

6. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?
На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

7. Что важно в поклонах и молитве?
Помни, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все молитвы проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить. И, следовательно, не молясь — исполнить молитвенное правило. Такая молитва — грех перед Богом.

8. Как правильно целовать иконы?
Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых - руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя - во власины.

9. Что символизирует поставленная перед образом свеча?
Свеча, как и просфора, — это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. В древности, в ветхозаветной Церкви, человек, приходящий к Богу, приносил ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу (лучше восковую).

10. Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом?
Все зависит не от размера свечи, а от искренности твоего сердца и твоих возможностей. Даже если человек беден, а сердце его горит любовью к Богу и состраданием к ближнему, то его благоговейное стояние и горячая молитва угоднее Богу, чем самая дорогая свеча, поставленная с холодным сердцем.

11. Что означают в молитвах слова "аминь" и "аллилуйя"?
"Аминь" означает "да будет так". В еврейском языке слово "аминь" этимологически связано со словами "твердый", "надежный", "постоянный". Слово "аллилуйя" с еврейского языка переводится как "хвалите Господа". Эти слова перешли практически неизменными во все переводы Библии.

12. Какой момент считается окончанием утреннего богослужения?
Окончанием, или завершением, утреннего богослужения является выход священника с Крестом. Такой момент называется отпустом.

Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и священническую руку, держащую Крест, как его подножие. Отойдя, нужно поклониться иерею.

Кресту же помолиться:

Верую, Господи, и поклоняюсь Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на Нем соделал ecu спасение посреде Земли.

13. Как заказать молебен поминальный и благодарственный?
Молебен заказывается путем подачи записки, оформленной соответствующим образом. Правила оформления заказного молебна вывешиваются у свечного прилавка.

В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе водосвятные. На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвою берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

14. Сколько раз в году нужно причащаться?
Преподобный Серафим Саровский заповедовал Дивеевским сестрам: «Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше — не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.

Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

Очень хорошо причащаться и в дни своих именин и в дни рождения, а супругам — в день их бракосочетания.

15. Что такое соборование?
Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены, в силу нашей духовной слепоты.

В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с таинством Елеосвящения, или, как его часто называют, «соборования». Это таинство основано на указании апостола Иакова — главы первой Иерусалимской Церкви: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Таким образом, в таинстве Елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости. А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела.

16. Как часто следует посещать храм?
В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники.

Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших сердцах любовь, благоговение и покорность Богу.

Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности. Каждое посещение храма для христианина — это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.

17. Для чего нужен духовный руководитель?
Чтобы при его помощи незаблудно шествовать и достигнуть Царства Небесного, а для этого необходимо, главным образом, на деле исполнять наставления, советы и указания духовника, жительство свое проводить благочестиво.

Были примеры того, как некоторые люди, имея возможность часто бывать у старца, непрестанно слышали его наставления и указания, жительствовали с ним и — оставались бесплодными, а некоторые, редко имея возможность быть у старца и кратко слышать наставления, преуспевали.

Так вот, не в том сила, чтобы часто бывать у отца духовного, а в том, чтобы его наставления исполнять и не быть бесплодными. Когда обучают детей своих грамоте, то зачем их отдают в училище и нанимают учителей, которые растолковали бы, что написано в книгах? Дали бы им одни книги и учебники, и пусть бы учились сами без учителей. И это делают для обучения наукам, в течение нескольких лет, хотя науки полезны только в здешней кратковременной жизни. Как же столь пренебрегают душою бессмертной, говоря, что не нужен руководитель для жизни духовной?

18. Как нужно переносить скорби?
Скорби следует переносить втайне, как всякий подвиг. Тогда мы не лишимся награды на небе. Только с духовным отцом мы можем говорить о скорбях, прося его совета, и молить Бога терпеливо понести всякое искушение.

19. Как побороть стыд на исповеди?
Стыдиться на исповеди открывать грехи — от гордости. Обличив себя перед Богом при свидетеле духовнике, люди получают успокоение и прощение.

Помни, что нераскаянные тяжелые грехи по смерти принесут великое и вечное наказание. Прежде всего следует исповедовать то, что более возмущает твою совесть. Многие о незначительном говорят, а о важном умалчивают и, таким образом, уходят не исцеленными от греховных язв и неразрешенными

20. Какой грех называется смертным?
Смертный грех — это такой грех, из-за которого, если не покаешься в нем перед смертью, то идешь в ад; но если ты в этом грехе покаешься, то он тебе сразу же прощается. Смертным он называется потому, что от него душа умирает и ожить может только от покаяния.

21. Как относиться к болезни?
Бог послал болезнь. Благодарите Господа, потому что все, что от Господа бывает, к добру.

Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления перед Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа, ибо всякое стечение обстоятельств — от Господа есть и случайно ничего не бывает. Есть такие болезни, на исцеление коих Господь иногда налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье . И вслед за сим опять благодарите Господа!

Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ее тяжесть обычную от многих забот

22. Как побороть гордость, гнев, осуждение?
Гнев и осуждение от гордости. Взыщите смирение — гнев и осуждение отстанут сами собою. Против гнева — стиснув зубы молчать. Это первый начальный прием.

Второй — когда забирает — немножко удалиться, чтобы не видеть возбуждающего гнев. Когда и от этого не уймется гнев и придется наговорить глупостей и неисправностей, возьмите веревку потолще и отхлестаите себя, да только так, чтоб чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош.

Против осуждения — свои грехи скорее вспоминайте и держите их перед сознанием — и осуждение отойдет. Всяко боритесь против этих и других страстей, гоня прочь самые зачатки их с молитвою к Господу.

23. Если вдруг появились вопросы
Если вы что-нибудь хотите спросить у священника, сначала обратитесь к нему со словами: «Батюшка, благословите!», а затем задайте вопрос. Принимая благословение, складывайте ладони крестообразно (ладонями вверх, правую на левую) и целуйте правую, благословляющую вас, руку священнослужителя.

Если священника нет в храме в тот момент, когда вам нужно с ним поговорить, то вы можете уточнить, когда будет батюшка - подойдите к свечному ящику и задайте вопрос тому, кто будет за ним стоять. Если у вас возник вопрос касательно венчания, крещения или отпевания, то об этом можно спросить там же.

Свечной ящик (церковный ящик) - место, обычно при входе в храм, где верующим предлагаются свечи, иконы, книги, крестики и другие предметы внешнего выражения веры. За свечным ящиком можно заказать молебны, панихиды, крестины, отпевания, венчания, поминовения о здравии и упокоении и прочие требы.

24. Как вести себя с нищими, встречающимися перед храмом?
При виде нищих вспоминайте прежде всего о том, что Христос Господь наш и Святые Отцы учат и, можно сказать, просят нас о том, чтобы мы подавали бедным.

Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. "Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), - говорит святой Августин, - не будет сам накормлен Христом?" . Ведь в глазах Самого Господа и мы должны выглядеть, по грехам нашим, куда страшнее и ничтожнее, чем эти несчастные, живущие милостыней.

Не следует и искушать (смущать) себя мыслью о том, что нищие "зарабатывают" не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится, прежде всего, за его дела.

Ваше дело в данном случае - проявить милосердие, невзирая на лица, с легкостью сердца. Если же видите, что перед собой нищих, употребляющих все средства на пропой, ссудите их не деньгами, а продуктами: дайте яблоко, печенье, конфет, хлеба и т. д. Когда преподобного Амвросия спрашивали, зачем он подает пропойцам, он отвечал: чтобы спасти их еще от одного греха - воровства.

25. Избавит ли освящение квартиры от воров, а освящение машины от аварии?
Освящение квартиры, машины, икона, молитва - это не языческий оберег, не заклинание от беды. Это должно стать изменением внутреннего мира, в частности отношения к вещи, которую освятили, к Богу, к Которому обратились с молитвой.

Человек освятил машину и перестал в ней курить, ругаться, бесчинствовать на дороге, помнит, что с ним отныне Ангел Хранитель.

Освятил свой дом - значит, сделал его своей малой церковью.

А если после освящения человек не хранит святыню, то как же ее и его будет хранить Бог?

Или он ставит Бога в зависимость от своих прихотей: раз я к Тебе обратился, Ты обязан меня хранить?

Господь всегда желает человеку добра и именно поэтому порой, как строгий Отец, вразумляет, заставляя задуматься о жизни, о мире, о Божественном Промысле.

26. Сколько раз в день нужно молиться?
Обязательными для православных христиан являются утренние и вечерние молитвы, а также молитвы перед трапезой и после нее. Накануне дня причастия нужно прочитать Последование ко Святому Причащению и три канона: Покаянный (или Иисусу Сладчайшему), Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю.

Сверх этого молитвенное правило на каждый день должно быть индивидуально. Необходимо, чтобы оно соответствовало силам человека и его жизненным обстоятельствам. Неразумно брать правило сверх сил и возможностей. Тогда могут возникнуть искушения. Конечным итогом этого бывает уныние и расслабление.

27. Как правильно прикладываться к иконам?
Иконы принято лобызать, то есть целовать, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды.

Тем самым христианин призван упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым. Прикладываться к ликам на иконах нельзя.

28. Как выбрать себе духовного отца?
Специально искать или выбирать духовного отца не нужно.

Однажды вам встретится батюшка, с которым вы ощутите духовную связь. Вы станете ходить к нему на исповеди, спрашивать у него советов в трудных жизненных ситуациях и однажды попросите стать вашим духовником.

Если же такая связь не возникла ни с одним из священников, то не надо ни унывать, ни предпринимать специальных поисков. Надо просто помолиться, чтобы Господь дал духовника и терпеливо ждать.

29. Как православие относится к различным амулетам и талисманам, к народным приметам?
Все это христианство рассматривает как суеверие, и не более того.

Такие суеверия подчас настолько порабощают человека, что он может даже заболеть. Великий ученый Блез Паскаль писал: «Неверующие оказываются самыми легковерными». И это легковерие мешает им жить спокойно и с миром в душе.

Если чувство холодно, а мысль убегает, то произносить с такой громкостью, чтобы ухо как бы прислушивалось к словам. Так собирается внимание «в слышании» и помогает цельности молитвы.

31. Если веры недостаточно - как ее приумножить?
Веру не надо «умножать» — старайтесь жить так, как заповедует нам Евангелие, и этот опыт поможет вам относиться к Богу с большим доверием, что и составляет суть веры.

32. Как правильно обращаться к служителям храма?

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу - "женщина", "дама", "гражданка"? Как обратиться к священнику - "сударь", "господин", "товарищ"? А ведь никаких трудностей нет. Христиане - это одна семья, где все друг другу родные. Родным не нужны условности. "Брат", "сестра" - наилучшее обращение к мирянам. Мы все - дети Единого Бога и потомки Адама и Евы.

"Батюшка" или "отец" - так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов "отец" добавляют имя, например, "отец Петр".

К диакону можно обращаться "отец диакон", к настоятелю храма (монастыря) "отец настоятель".

В разговорах православных людей часто слышится слово "отче". Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать "меня благословил отче Владимир", это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям "святой отец", как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы называем ласковым словом "матушка".

К архиереям - епископам, митрополитам, Патриарху - нужно обращаться "Владыка", как к облеченным церковной властью.

33. Как быть с детьми в храме? Нужно ли их приводить в храм?
Некоторые так считают: сам вырастет, потом разберется, поймет. Но это не верно:вырастет, и не поймет, если его не приучишь! В храм нужно детей приводить!

Как им там надо себя вести? К сожалению, дети часто мешают службе, мешают прихожанам молиться. Родителям нужно стараться держать детей все-таки при себе. Мамы должны знать, как занять ребеночка, чтобы он не капризничал, но делать это надо тихонечко, никого при этом не смущая. Все понимают, что ребенок есть ребенок, которому трудно полтора часа неподвижно стоять. Но этому надо учить.

Привить навык быть на службе, стоять, не отвлекаясь, - это дело родителей.

34. Придя в храм, кому надо поставить свечу в первую очередь и о чём надо молиться? Кому и сколько свечей надо ставить? Можно ли поставить свечу о здравии самого себя?
В первую очередь хорошо поставить свечу о здравии своих близких в центре храма, где на аналое (специальном столике с наклонной поверхностью) лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери.

О упокоении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике (это канун). Можно поставить свечу любому святому или святым. Молиться надо о прощении грехов, благодарить Господа за Его благодеяния, просить помоши в имеющихся нуждах.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Большая и дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем - к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом - о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун - квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

Ну и поставить свечу о здравии самого себя, конечно же, можно. Кто не молится сам о себе, тому не помогут и праведники.

35. Нужно ли вставать в храме на колени?
Если священник и все молящиеся встали на колени, то надо тоже встать.

В исключительных случаях, когда человек болен (например, у него радикулит или больные ноги) или когда в храме очень тесно, то можно на колени не вставать.

36. Для чего по храму ходят с подносами и собирают деньги?
Как известно, Церковь в нашей стране отделена от государства, поэтому она должна сама себя содержать.

Пожертвования идут на поддержание богослужебной деятельности и различные хозяйственно-экономические нужды: оплату коммунальных платежей (электроэнергии, газа, отопления, водоснабжения и т.д.), на восстановление, реставрацию и текущий ремонт храма и прилегающих помещений, на зарплату священнослужителей и сотрудников храма (певчих, свечниц, уборщиц, дворников, сторожей).

Средства, полученные за крестины, венчания, отпевания и записки тоже идут на многочисленные нужды церковной общины.

37. Что означают поклоны и какие они бывают?
Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, в знак смирения, молитву сопровождают поклонами.

Поклоны бывают поясные, когда наклоняются до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колени, касаются головой земли (пола).

38. Что символизирует каждение и как надо себя вести при каждении храма?
Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам - иконам, храму - оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и славу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных как носящих в себе образ Божий.

Когда священнослужитель совершает каждение храма, надо посторониться, чтобы не мешать ему, и при каждении народа слегка наклонить голову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю - это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться. Креститься в это время не следует.

39. Что такое молебен, панихида, ектения?
После Литургии обычно служится молебен - особое богослужение, за которым просят Господа, Богородицу и святых о ниспослании милости или благодарят за получение благ. Молебен может быть благодарственный, о болящих, о путешествующих и заказать его можно Спасителю, Божией Матери (разным Её иконам) или святым. Можно заказать водосвятный молебен - в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздаётся верующим.

Панихидой называется особое богослужение, состоящее из молитв о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном душ усопших православных христиан. Панихида служится перед кануном. Около кануна на особом столе можно оставить приношение в память об усопших близких. Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар - всё то, что не противоречит посту (так как может быть и постный день). Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор.

Ектения слово греческое и означает: «прилежное моление». Ектения - прошение к Господу, которое возглашается священником или диаконом во время богослужения. Во время Божественной Литургии после чтения Евангелия совершаются ектении, на которых читаются заказные записки о здравии и о упокоении. Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу.

40. Как можно помянуть человека?
Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет.

Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молится об этих людях).

Вечное поминовение длится в течение всего времени, пока существует монастырь.

41. Какие иконы кладут в центре храма и как правильно к ним прикладываться? Обязательно ли целовать икону? Можно ли просто прикоснуться лбом из-за боязни инфекции?
В центре храма на аналое полагается икона праздника (если в этот день есть какой-либо церковный праздник) или икона с изображением святого, память которого празднуется в этот день. В остальные дни на аналое лежит храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящён главный престол храма.

К иконам следует подходить не спеша, не теснясь, мысленно произнося молитву (перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Или кратко: «Господи, помилуй». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить краткую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имярек), моли Бога о мне (о нас))».

Следует дважды перекреститься с поясным поклоном, затем приложиться к иконе в знак любви и почитания изображённого на ней. После этого в третий раз перекреститься, поклониться и отойти. У изображённого на иконе Спасителя следует целовать ноги, благословляющую десницу (правую руку), край одежды. У Божией Матери и святых - руку или край одежды, а нерукотворный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя - во власины.

Если на иконе изображено несколько святых, достаточно приложиться к ней один раз.

Лобызание святых икон и поклонение им свидетельствует о любви к изображённым на них - к Богу, Божией Матери и святым. Через почитание святых икон привлекается к человеку благословение Божие и любовь святых угодников Божиих. Через святыню никто никогда не заражается, наоборот, известны многочисленные случаи исцелений от различных недугов.

42. Можно ли молиться и ставить свечи за животных?
Поскольку Бог является Творцом всякой твари, то молиться за животных можно, но лучше это делать в домашней молитве. В молитвословах есть специальные молитвы, которые читаются при болезнях и падеже скота.

Животные имеют душу, которая умирает вместе с телом. Душа же человека бессмертна, так как создана по образу и подобию Божию и получила от Него дар вечной жизни. Церковная свеча имеет много глубоких духовных значений, одно из которых - свидетельство причастности человека к Божественному свету. Поэтому ставить свечи надо за людей, а не за животных.

43. Каким должно (или может быть) положение рук во время молитвы - в храме, дома и т.д? Иногда люди держат руки перед собой согнутыми в локтях и сомкнув молитвенно ладони. Иногда крестообразно складывают руки на груди, положив правую на левую. Иногда - перед собою, сомкнув их "в замок" чуть ниже уровня груди. Большинство же держат руки просто опущенными вниз.
Положение рук при молитве не принципиально. Главное в молитве - это внимание к произносимым словам. Смыкание ладоней скорее традиция западной, католической церкви. В православных храмах принято держать руки опустившие, что называется "по швам", поднимая правую руку для осенения себя крестным знамением.

В практике древних подвижников встречается даже приём биения себя рукой в грудь, для как бы сугубого возношения словес, но это частная практика. Одним словом: "Где просто, там ангелов со сто"!

44. Как православному христианину правильно провести выходные дни?
Долг каждого христианина - постараться побывать на Воскресной Божественной Литургии.

После нее желательно отложить досужие дела в сторону и дать время своей душе на духовную подпитку, ведь наступит понедельник, и эти насущные дела навалятся с огромной силой. Чем лучше себя занять? Все зависит от самого человека. Человеку, предрасположенному к уединению, можно зажечь лампадку и заняться молитвенным деланием или духовным чтением. Тому, кто близок к общению, можно было бы посоветовать провести вечер с добрыми друзьями, способными разговаривать на духовные темы. Трудоголику можно заняться физическим трудом. Семейному человеку - прибраться дома, естественно, всё свое делание освещая внутренней молитвой, а одинокому можно найти какое-нибудь послушание и в храме, руководствуясь разумной инициативой.

Вообще же отдых православного христианина не должен быть безделанием, потому что безделание - это грех. Отдых христианина должен быть полезным, и, выбирая такой отдых, можно быть уверенным, что в выходные, проведенные таким образом, человек получит духовный заряд на всю предстоящую трудовую неделю.

45. Что означает сложение пальцев руки священнического благословения?
Священник благословляет именем Христовым, вернее Христос благословляет через священника или епископа.

Два пальца складываются буквой «Х» и означают Христос, один палец (мизинец) стоит отдельно и обозначает славянскую букву «I» и означает Иисус, два других пальца складываются крестообразно и означают Крест Господень. Поэтому священническое благословение заключает в себе имя Иисуса Христа и Крест Господень.

46. Как выдержать горе при смерти близкого человека?
Горевать не надо. Надо усиленно молиться за умершего, и станет легче - почувствуется связь с ним. Ведь близкий человек не умер, а перешёл в другой, вечный мир, ибо бессмертная душа человека - от Бога, к Богу и уходит. Эта жизнь временна и наполнена разными скорбями, и никто не может их избежать. А близкий человек теперь избавился от всех этих земных скорбей, и будет вечно жить в другом мире, где «нет ни болезни, ни печали, но жизнь бесконечная». Весь род человеческий идёт туда - здесь никто остаться не может.

47. Какие иконы приобрести для дома? Любую ли икону можно вешать в доме?
Обязательно надо иметь дома иконы Спасителя и Божией Матери. Кроме того, существует много икон угодников Божиих. Хорошо иметь дома икону небесного покровителя, то есть святого, имя которого человек носит. Приобретать иконы лучше в православном храме или в специальных церковных магазинах, где они уже освящены.

48. Какая польза от принятия просфоры и святой воды?
Если человек употребляет просфору и святую воду, то к нему не приближается нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек более располагается к посту, молитве и всякой добродетели.

В чудодейственности святой воды убеждает не только Церковное Предание, но и личный опыт верующих. Нисходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует ей силу исцелять болезни (будь то головная боль или бессонница, раздражение или то, что называется «стрессовым состоянием»), угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения, освобождать от всякого зла, очищать от скверны. Святой водой освящается любая вещь из обихода православного христианина.

Но, конечно же, все это нужно делать с верой.

49. Как быть, если свечу некуда поставить?
Можно и нужно положить свечу на подсвечник, если её уже некуда ставить. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

50. Почему Бог не сделает всех людей добрыми?
Бог наделил людей свободной волей. Если бы эта свобода была лишена реально¬го выбора, тогда она была бы не нужна. Люди никогда бы не узнали, что такое добро, если бы не знали, что такое зло. В том и заключается настоящая ценность и красота, что Царство Бога и Его любовь человек выбирает добровольно, хотя вокруг него и много со¬блазнов. Ведь всё, что совершается насильно, лишено подлинной радости и счастья.

51. Зачем надо исповедоваться?
А зачем надо смывать с себя телесную грязь? Однако, о теле, которое живёт временно, человек заботится, но ещё более он должен заботиться о душе, которая будет жить вечно.

Грязь души - это грехи, от которых можно очиститься только на Исповеди. Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят её так, что человек начинает чувствовать внутреннее беспокойство или опустошённость. Он может неожиданно впадать в раздражение, в какие-то нервные срывы, не имеет внутренней твердости. Причину всего происходящего человек часто и сам не понимает, а она заключается в том, что на его совести лежат не исповеданные грехи. Через Исповедь возвращается та чистота, которая была утрачена из-за грехов.

Исповедь - это великая Божия милость к слабому и склонному к падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведёт к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. Искренняя Исповедь приносит христианину не только прощение грехов, но и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет худые наклонности и страсти, удерживает от новых грехов.

Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении.

52. Что такое грех? Как его уничтожить? Неужели все люди грешники?
Всё то грех, что оскорбляет совесть и услаждает плоть.

Грех - это не факт в биографии, который можно легкомысленно забыть. Грех - это «чёрная печать», до конца дней пребывающая на совести и не смываемая ничем, кроме Таинства Исповеди. Грех обладает растлевающей силой, способной вызывать цепочку последующих, более тяжких грехов.

Вот ступени, по которым в нас входит грех: образ, внимание, интерес, влечение, страсть.

Хорошо не быть никому должным. Хорошо чаще оплачивать долги, а иначе они, накопившись, делаются слишком большими, тягостными, неоплатными. Так и грехи - долги наши перед Господом - хорошо как можно чаще оплачивать, каясь, исповедуясь перед священником, и внутренне ежедневно, ежечасно, постоянно каясь перед Господом. Корни греха истребляются борьбой с греховными мыслями и повторением исповедания уже тогда, когда мысли начнут одолевать.

Да, все люди много грешат перед Богом. Разве осуждение, тщеславие, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев - не постоянные спутники человеческой жизни? На совести многих лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее людей грешниками, которые обязаны искупить свои грехи покаянием и добрыми делами.

53. Куда деть прошлогоднюю освящённую вербу?
Освящённые вербы хранят в течение года как знак всепроникающей благодати Божией. Затем ветви сжигают (пепел не выбрасывают в мусор, а закапывают в не попираемом ногами месте или опускают в проточную воду), заменяя новыми, либо набивают ими подушечку, которую потом кладут в гроб под голову усопшему христианину.

54. Покаяние и Исповедь - это одно и то же?
Покаяние - это искреннее желание изменить жизнь по заповедям Божиим, это самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей - не только явных, но и тайных. Покаяние требует, чтобы человек стал добрым примером для других.

Исповедь - это обвинение себя в грехах перед Богом при свидетельстве священника. Истинное покаяние состоит не только в том, чтобы откровенно исповедать духовному отцу грехи, но и в том, чтобы уже не возвращаться к ним, чтобы сокрушённым сердцем сожалеть о прежних грехах, и не только сожалеть, но и заглаживать их добрыми делами, трудами покаяния.

55. В какие дни в церкви не совершается венчание?
По церковному уставу, Таинство Венчания не совершается в продолжение многодневных постов (Великого, Рождественского, Петрова и Успенского), в продолжение Святок - с 7 по 20 января, на масленице (неделя перед началом Великого поста, начиная с Недели мясопустной, и в Неделю сыропустную),в Светлую седмицу (неделя после праздника Пасхи), в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября), накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, а также во вторник, четверг и субботу каждой недели.

56. Что означают слова "Возьми крест свой и следуй за мною?"
Взять крест свой - значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Господу попустить нам в очищение наших согрешений. Взять свой крест - значит добровольно и с усердием подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздываются бессловесные стремления нашей плоти.

Почему в православном храме всегда стоят? Можно ли в церкви сидеть, если ты устал или плохо себя чувствуешь? Рассказываем.

Можно ли сесть во время службы?

Конечно, сидеть во время службы можно. В православии нет никакого «регламента», который бы обозначал: стоять всю службу обязательно от начала до конца, а сидеть - это . Это можно легко увидеть, оказавшись, например, в Греции - стране, которая является одним из столпов православия в мире. Там много церквей, где ряды скамей-сидушек расположены прямо посередине храма, а не только по краям у стен, как у нас. И такое можно встретиться не только в Греции, но и в других странах тоже. А в Болгарии, например, в некоторых церквях вообще не принято стоять.

Православный греческий храм

Сидеть или стоять: подводим итоги

  • В Церкви нет правил, что нужно обязательно выстаивать всю службу, длится она час, два или пять.
  • Стоять нужно по силам. Если они есть - лучше стоять и по-возможности немного себя пересиливать. Это маленький подвиг, который поможет не путать богослужение с приятным времяпрепровождением.
  • Беременным женщинам, тяжело больным и старикам конечно же нужно руководствоваться в первую очередь своим физическим состоянием.
  • Богослужения в некоторые дни и бывают особенно длинными - особенно, вечернее Всенощное бдение, - и они могут быть тяжелы даже для молодых и здоровых. Поэтому некоторые прихожане берут с собой в храм складные стульчики.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во