Боги Скандинавии: Хеймдалль, Хермод Храбрый, Тюр, Велунд, Эгир, Утгарда-Локи, Тор, Один. Скандинавская мифология

Схема миров, или подробная карта Иггдрасиля.

Вельва в «Прорицании провидицы» помнит «девять миров, и девять корней, и Древо Предела, еще не проросшее». Девять миров скандинавского язычества это: Асгард, Льёсальвхейм, Мидгард, Нифльхейм, Муспелльхейм, Ванахейм, Ётунхейм, Свартальвхейм и Хельхейм . Э. Торссон приводит схему девяти миров и ее объяснение в книге Runelore. A Handbook of Esoteric Runology .

Мидгард – Срединный мир находится посредине Гинунгагап. К северу от него располагается холодный туманный Нифльхейм , а к югу – жаркий огненный мир Муспелльхейм . На востоке лежит Ётунхейм , мир великанов-ётунов, а на западе – Ванахейм , мир ванов. Эти миры расположены в горизонтальной плоскости. Через Мидгард проходит, кроме того, и вертикальная ось – ствол Ясеня, на которой миры располагаются над и под Мидгардом. Выше – Альвхейм , мир светлых альвов, а над ним Асгард , город асов. Ниже Мидгарда лежит Свартальвхейм , мир тёмных альвов или карликов-цвергов, а под ним – Хель , мир мёртвых, обитель смерти. По данной схеме миры разбиты за исключением Мидгарда на дуальные пары: Асгард / Хель, Альвхейм / Свартальвхейм, Нифльхейм / Муспелльхейм, Ванахейм / Ётунхейм. Если рассмотреть горизонтальную плоскость Мидгард – Нифльхейм – Муспелльхейм – Ётунхейм – Ванахейм, то она слегка наклонена, т.е. Нифльхейм находится ниже Муспелльхейма. Э. Торссон объясняет это тем, что основа лексемы север в германских языках происходит от корня со значением под, внизу . Вертикальная ось соответствует разделу между сознанием и бессознательным, между светом и тьмой, а горизонтальная ось определяет границы между сжимающимися силами Льда и расширяющимися – Огня. Горизонтальная проекция – это энергия и физические силы, тогда как вертикаль представляет собой психический образ сознания и бытия. Мидгард же, находясь на пересечении того и другого, является их гармонией, миром всех возможностей. 9 миров скандинавской мифологии имеют свои соответствия в древнем руническом алфавите.

Надо всем находится Асгард, там правит О́дин – ему соответствует руна Гебо , а Стражем является Хеймдалль . Ванахеймом и Альвхеймом правит Фрейр , Стражем Альвхейма является Деллиг , ему соответствует руна Совилу , а Ванахейму – Ингуз . Это – три небесных мира. Мидгард – средоточие всех дорог – охраняет Тор, ему соответствует руна Йер . Это единственный мир, подверженный влиянию времени, что является одним из атрибутов этой руны. С одной стороны от него находится Муспелльхейм (страж этого мира – огненный великан Сурт ), а с другой – Нифльхейм, правителем которого является змей Нидхёгг . Муспеллю ставится в соответствие руна Дагаз , а Нифльхейму – Наутиз . В первом из трех нижних миров Свартальвхейме, мире карликов-цвергов правителем является Модсогнир , а руна – Эйваз . Во втором нижнем мире Ётунхейме правит великан Трюм . Этому миру соответствует руна Иса , так как это мир инеистых великанов, олицетворяющих собой силы хаоса. Самый нижний из миров – Хельхейм является царством мрачной дочери Локи Хель , хранительницы запредельной мудрости. Именно отсюда О́дин вызвал вёльву для прорицания. Этому миру соответствует руна Хагалаз .

Оглавление ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лекция 1. Курс «Древние языки и культуры»
Цель и задачи курса «Древние языки и культуры»
Индоевропейская семья языков и индоевропейцы
Как появляются германцы и германская группа языков?
Современная индоевропейская семья языков
Культура индоевропейцев
Исторические теории происхождения германцев
Мифологическая теория происхождения германцев
Общегерманский язык
Древние германские племена и диалекты. Классификация древних германских племен и диалектов
Северные германцы
Западные германцы
Восточные германцы
Первые сведения о германцах
Великое переселение народов
Формирование варварских королевств
Современные германские языки
Территория распространения
Готский язык
Правила чтения готской орфографии
Особенности готского ударения
Задания к семинару
Лекция 2. Сравнительно-исторический метод изучения языков (СИМ)
Предпосылки создания компаративистики
Внутрилингвистические предпосылки становления СИМа
Этапы развития компаративистики
Первый этап развития СИМа
Основные понятия СИМа
Методика реконструкции
Второй этап развития СИМа
Современная компаративистика
Основные положения СИМа
Недостатки СИМа
Методика проведения сравнительно-исторического анализа
Задания к семинару
ЛЕКЦИЯ 3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЕРМАНСКИХ ЯЗЫКОВ
Общегерманские особенности
Западногерманские особенности
Грамматические и лексические особенности германских языков
Ареальные особенности германского консонантизма
Задания к семинару
Лекция 4. Германский консонантизм. 1 передвижение согласных
Индоевропейские и германские согласные
Индоевропейские согласные
Развитие шумных согласных. Классическая теория 1 передвижения согласных в германских языках
Германские согласные
Хронологические рамки 1 передвижения согласных
Сущность 1 передвижения согласных
Концепции германской артикуляции. Причины 1 передвижения согласных
Теория субстрата
Глотталическая теория. Гипотеза Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Иванова
Заднеязычные согласные в индоевропейских диалектах
Закон Вернера
Причины чередования по закону Вернера
Задания к семинару
Лекция 5. Второе передвижение согласных
Этапы и хронология 2 передвижения согласных. Исключения из закона 2 передвижения
Отличия 2 передвижения согласных от 1 передвижения
Явление, примыкающее ко 2 передвижению
Задания к семинару
Лекция 6. Германский вокализм
Общегерманская система гласных по сравнению с индоевропейской системой (краткие и долгие гласные)
Индоевропейские / германские гласные
Соответствия между индоевропейскими и германскими гласными
Сущность и функции германского аблаута
Ступени аблаута
Спонтанные и комбинаторные изменения гласных в германских языках
Спонтанные изменения гласных в германских языках
Комбинаторные изменения гласных в германских языках
Задания к семинару
Лекция 7. История германской письменности
Руническая письменность
Латинское письмо
Готическое письмо
Готское письмо
Древнегерманские письменные памятники
Древнескандинавские письменные памятники
Древнеанглийские письменные памятники
Беовульф
Задания к семинару
Лекция 8. Общегерманская мифология
Космогония
Теогония
Воден (О́дин)
Тиу
Тор
Антропогенетические мифы
Верования. Обряды. Обычаи германцев. Мифы о героях
Задания к семинару
Лекция 9. Имена существительные и прилагательные в германских языках
Морфология. Понятие частей речи
Структура слова в германских языках
Типы склонения
Грамматические категории именных частей речи
Система именных основ и тенденции ее развития в германских языках
Имя прилагательное
Задания к семинару
Лекция 10. Глагол в германских языках
Типы и классы глаголов
Сильные глаголы. Аблаут в системе германского глагола
Слабые глаголы
Претерито-презентные глаголы
Неправильные глаголы
Неличные формы глагола
Задания к семинару
Лекция 11. Грамматические категории германского глагола
Личные формы глагола. Структура глагольных форм. Категория лица и числа
Категория времени
Категория вида
Категория наклонения
Залог
Задания к семинару
Лекция 12. Специфика лексики германских языков
Этимологические слои германской лексики
Общеиндоевропейский слой
Общегерманский слой
Специфическая лексика (изолированные слова)
Ранние заимствования из кельтских языков и латыни
Словопроизводство: суффиксация, префиксация, словосложение, аблаут, субстантивация
Задания к семинару
Лекция 13. ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ и местоимения В германских языкАХ
Разряды числительных
Склонение числительных
Местоимения
Личные местоимения
Указательные местоимения
Задания к семинару
Лекция 14. Синтаксис германских языков
Синтаксис
Простое предложение
Типы синтаксической связи
Члены предложения. Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Порядок слов
Сложное предложение
Сложносочиненное предложение
Сложноподчиненное предложение
Задания к семинару
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
глоссарий
ПРИЛОЖЕНИЯ
Схема грамматического и этимологического анализа готского текста
Вопросы к экзамену
Общерунический алфавит
Корнелий Тацит «Германия»
Карта Германии
Сравнительная таблица общегерманских богов
Мифология континентальных германцев
Герои и боги древних алеманов, швабов, свевов
Мифология англосаксов
Мифология Нидерландов, Бельгии, Люксембурга
Каноны воинской доблести германцев
Девять миров скандинавской мифологии

Наталия Владимировна Дрожащих

Фантазии древних скандинавов могли бы позавидовать самые . Десять миров скандинавской мифологии (первый – божественный Асгард, в котором серебряные дворцы, вечный пир и прочие конфетки, а последний – аццкий ад Хельхейм с разлагающейся королевой), населены забавными существами, имеют оригинальную географию, кучу артефактов и свои правила. В каком из миров живется комфортнее – разбираемся далее.
1

В Асгарде постоянно живут боги-асы и валькирии. Так как Асы – это силы порядка, то и в их мире все упорядочено, поделено и распланировано. И, конечно, богам от этого очень скучно, поэтому они придумали приглашать в Асгард павших в бою воинов. Как только боги начинают скучать, они посылают Валькирий за новой порцией воинов, предварительно устроив на земле заварушку. И селят их в Вальхалле (это такое место, где воины каждый день сражаются, убивают друг друга, потом воскресают и вместе пируют). А чтобы никто не сбежал с этого «праздника жизни» Асгард огорожен стеной. Боги, конечно, всем говорят, что это для защиты, но нам-то все ясно.

2


Это тоже мир высших сил, но здесь гораздо веселее. Во-первых, боги здесь – второго порядка, олицетворяющие силы природы и человеческой натуры: Фрейр (изобилие), Фрейя (любовь и красота), Гулльвиг (алчность), Квасир (мудрость) и другие. Во-вторых, они сами себя развлекают, устраивая периодические войны с Асгардом. После войн, они, конечно, мирятся и устраивают пиры за счет асов. А еще ходят к асам в гости и подолгу живут у них.

3


Мир светлых альвов, Льюсальвхейм, противопоставлен мру темных Альвов – Свартальвхейм, хотя можно поспорить, кто здесь «темный» а кто «светлый». Правитель Льюсальвхейма – Вёлунд, позже стал отождествляться с Волнадом, сатаной, и можно спорить, что не за красивые глаза. Тем не менее изначально страна Альвов (эльфов) была населена мудрыми бессмертными существами. Располагается Льюсальвхейм «в небесных чертогах», но связан с Землей.

4


С Мидгардом все просто – это срединный мир, который был создан асами и населен людьми. Его заботливо отгородили от воинственного Ётунхейма и сделали мостик на небо, в Асгард, – радугу. Кто-то еще сомневается, что мы живем в лучшем из миров?

5


Этот мир, населенный великанами-ётунами, был создан асами. В Ётунхейме были построены каменные горы и железный лес – местечко не для слабонервных. В горах жили каменные великаны, а в лесу – ведьмы и женщины-тролли. Да и сами великаны были не промах, например, ётуном был Локи. За его необыкновенный ум и изобретательность асы взяли его в Асгард, в чем впоследствии очень раскаивались.

6


Если великанам слишком надоедали асы, толпами ходившие по Ётунхейму и воевавшие с ётунами, они отдыхали в Утгарде. Технически, Утгард находился на территории земли великанов, но фактически попасть туда было очень непросто – все равно что в санаторий для сотрудников МВД. Да он есть, но… Дело в том, что Утгард – это потусторонний мир, построенный великаном Нарви для великанов. Посторонние лица, и даже асы, попасть туда могли только по специальному разрешению.

7


Мир темных альвов (гномов) находится под землей и отделяет Мидгард от Хельхейма. Изначально альвы были червями, но асы наделили их разумом. А вот создали ли асы Свартальвхейм, или темные альвы сами захватили его – до конца непонятно. Скандинавские мифы говорят, что о своем создании асы однажды «вспомнили». И уже тогда темные альвы заселили подземный мир, роя себе норы в глубине. Мудрые асы не захотели связываться и махнули на них рукой.

8


Огненная страна находится к югу от Асгарда, за пределами Земли и неба. В отличие от других миров, Муспелльхейм существовал до начала сотворения и появления первого существа – великана Имра. Место очень неуютное, хотя и обитаемое – здесь проживают сыны огня – огненные великаны, которые выйдут из Муспелльхейма в день Рагнарёк.

9 Нибльхейм


Страна вечной ночи и холода, целиком состоящая изо льда – самая северная точка скандинавского космоса. Здесь живут ледяные великаны гримтурсены, потомки Имра. Можно сказать, что Нибльхейм – это место ссылки, так как именно сюда сбежали гримтурсены после того, как их отца убили асы.

10 Хельхейм


Страна мертвых, преисподняя, место, куда попадали после смерти все люди, не приглашенные в Асгард. Хельхейм управляется Хель – сине-белой и наполовину гниющей великаншей, дочерью Локи. Выйти из Хельхейма его обитатели смогут только в Рагнарёк, до этого их окружает река Гьёль, которую переплыть невозможно, а на входе – сторожит Гарм, чудовищная собака.
Миры и персонажи скандинавской мифологии вдохновили на писательский подвиг бесчисленное количество людей. Так зачем же читать перевод, если можно использовать первоисточник? Из мифов вы узнаете, что Гэндальф на самом деле был гномом, а Мирквуд – это всего лишь хвойный лес, и сможете здорово позлить поклонников Толкина этими новыми знаниями.

В скандинавской мифологии начало творению полагают две первозданные силы - огонь и холод. Взаимодействие этих сил влечёт за собой рождение всех девяти миров. Интерпретация рунического расклада - это выражение врождённых интуитивных способностей гадателя. Гадатель должен развивать в себе эти способности и глубоко изучать руны и девять миров. Научиться правильно «ощущать» сочетания рун и девяти миров можно только на опыте.

Сотворение мира|Скандинавская мифология

Девять миров и три уровня сознания

Сверхсознание

1. Асгард. Индивидуальность. Наивысший план. Высшее Я. Духовность

2. Альвхейм . Мышление (воздух). Растения, светлые альвы, духи деревьев и птицы находятся под властью Фрейра - владыки ванов.

3. Ванахейм. Чувство (вода)

Сознание

4. Муспелльсхейм . Интуиция (огонь, творческое начало)

5. Мидгард. Личность. Эго-сознание, или низшее «я»

6. Нифльхель . Глубочайший слойтени, таящейся в бессознательном. «Нифльхель» или «Нифльхейм» буквально означает «мир туманов». Туман - неосязаемое и коварное промежуточное состояние, среднее между водой и воздухом. Здесь оседает всё то, что было отвергнуто сознанием. Здесь коренятся причины всех конфликтов.

Бессознательное

7. Свартальвхейм. Ощущение (земля). Тёмные альвы - кузнецы, подобно Вёлунду. Они работают с минералами, извлекая из земли грубые материалы и превращая их в благородные.

8. Ётунхейм. Разрушительная, грубая мужская сила бессознательного; разрушительные мужские побуждения; хаотичная сторона «я».

9. Хель . Разрушительная сторона женского начала, тайная четвёртая ипостась луны; мать в роли пожирательницы; полуживая-полумёртвая дочь Локи, наполовину чёрная, наполовину белая.

Девять миров

В этом разделе рассмотрим девять миров и руны, открывающие к ним доступ. Каждый из девяти миров связан со своим Стражем Порога. С каждым из миров соотносится также одна из девяти необратимых рун, не меняющих своей формы при повороте вдоль вертикальной оси. Вёльва в своём «Прорицании» утверждает: «Помню девять миров и девять корней», а Один в «Речах Высокого» говорит: «Девять песен [силы] узнал я от сына Бёльторна, Бестли отца». Всё это свидетельствует о том, что северные предки располагали тщательно продуманной системой соответствий между мирами и рунами.

Руны и миры со своими владыками или стражами



1. –


4. – Тор


5. – Сурт


6. –


7. . Модсогнир


8. Трюм


9. .

Эти три мира - высшие области Иггдрасиля, и попасть в них можно лишь средствами астрального путешествия. Со своей стороны, три нижних мира доступны лишь средствами шаманского путешествия. Три высших мира - небесные, три нижних мира - подземные.

Начнём с Асгарда - обиталища асов. После войны между асами и ванами здесь поселилось также несколько ванов, которых сородичи отдали асам в заложники. Правит Асгардом Один. Из рун ему соответствует Гебо, поскольку к сфере её значений относится обмен заложниками и так как доступ в Асгард обычно открывается только жертвой. Страж этого мира, к которому следует взывать и обращаться с просьбой о допуске, - Хеймдалль в своей функции стража порога.

Ванахейм - жилище ванов, и с просьбой о доступе в этот мир следует взывать к Фрейру. Ванахейм - ласковый, прекрасный мир, так как ваны - это божества мира и изобилия. Ключом к миру Ванахейм служит руна Ингуз в её функции астральных врат.

Фрейру принадлежит и Альвхейм - обиталище светлых альвов, природный мир плодородия, растений и животных. Страж Альвхейма - альв по имени Деллинг - ассоциируется с восходом солнца, так что из рун ключом к этому миру служит Совуло.

Мидгард - это Земля, место обитания человечества. Страж и защитник Мидгарда - Тор, друг земледельцев и тружеников. Из рун с этим миром лучше всего соотносится Йера, так как её стихия - земля. Кроме того, Мидгард - единственный мир, подверженный времени, а время - ещё один из атрибутов Йеры. Поскольку мы живём на Земле, может возникнуть вопрос, зачем мы включили Мидгард в число возможных целей магического путешествия. Причина в том, что Мидгард - это область взаимодействия всех прочих миров, а также место, откуда начинаются все астральные и шаманские путешествия.

По обе стороны от Мидгарда расположены ещё два мира: Муспелльсхейм (мир созидательного и разрушительного огня) и Нифльхейм (мир созидательного и разрушительного холода). Муспелльсхеймом правит Сурт, которому предстоит уничтожить мироздание в день Рагнарёк. Искать доступа в этот мир не рекомендуется. Так как это - один из миров, связанных с огненным творением и огненной гибелью, с ним ассоциируется руна Дагаз.

Нифльхейм - царство, диаметрально противоположное Муспелльсхейму. Им правит дракон Нидхёгг. Этот мир тоже сочетает в себе функции творения и разрушения. Именно из Нифльхейма отчалит на последнюю битву Нагльфар, корабль мертвецов, у кормила которого встанет Локи. Этому миру соответствует Наутиз - руна ограничения, удерживающая обитателей Нифльхейма в отведённых им границах вплоть до назначенного часа. К тому же Наутиз - это оковы, которыми связан Локи.

Последние три из девяти миров - миры подземные. Свартальвхейм , название которого буквально переводится как «мир тёмных альвов», населён карликами - тёмными альвами, существами иной природы, нежели альвы светлые. Карлики - искусные мастера, но к асам и людям они относятся не очень дружелюбно. Заключить с ними сделку удаётся лишь путём долгих уговоров и угроз. Они жадны и коварны; в их владении находятся все сокровища земных недр - минералы и драгоценные камни. Правитель их - Модсогнир, а руна, связанная с этим миром, - Эйваз (правда, надо признать, что эту руну я соотнесла со Свартальвхеймом чисто интуитивно; в оправдание своего выбора могу сказать лишь, что связь остальных необратимых рун с соответствующими мирами неоспорима).

Миром Хель правит дочь Локи - богиня Хель. В этом мире можно обрести знания, доступные мёртвым. Отсюда Один вызвал дух мёртвой вёльвы. Но Хель всегда требует плату с тех, кто хочет войти в её царство! Руна, служащая ключом к миру Хель, - Хагалаз.

Девятый, последний мир - Ётунхейм - также враждебен человеку. Он населён великанами, олицетворяющими силы хаоса. Повелитель великанов - жестокосердный Трюм, заклятый враг Тора. Поскольку преобладающая стихия Ётунхейма - лёд, то с этим миром связана руна Иса.

Четыре стороны света

В большинстве магических традиций фигурируют стражи четырёх сторон света. Как правило, стражи эти не принадлежат к числу богов, а выступают представителями стихий. В традиции западных мистерий эту роль играют архангелы, а в системе Викки их именуют «Могучими» или «Владыками Сторожевых Башен». В скандинавской мифологии тоже обнаруживаются четыре представителя стихий со схожими функциями.
В футарке всего четыре руны, не являющиеся ни обратимыми, ни поворотными. Это Дагаз, Гебо, Ингуз и Иса. Каждая из них связана с одной из сторон света; заимствуя астрологический термин, можно назвать их «фиксированными рунами».
Иса ассоциируется со стихией льда, с несколькими богинями и с одной из норн. Таким образом, её следует соотнести с севером.
Ингуз связана со стихией земли, плодородием и близнецами-ванами - Фрейром и Фрейей. Следовательно, она представляет запад.
Дагаз связана с огнём, но также и с воздухом, а название её означает «день», поэтому мы вправе соотнести её с востоком. Впрочем, можно считать руной воздуха и Гебо, трактуя её как дар богов и, в первую очередь, Одина; так что с равным успехом на востоке можно поместить и Гебо.
В традиционной магии восток считается символом света и интеллекта; и то, и другое - атрибуты Одина. Тогда Дагаз оказывается руной юга, что тоже не лишено смысла: она связана со стихией огня, который можно истолковать и как жар полуденного солнца. В магических целях резоннее помещать Гебо на востоке, а Дагаз - на юге, хотя на самом деле выбор здесь зависит только от личных предпочтений.
Каждой из сторон света соответствует своё оружие: копьё Одина - северу, меч Тюра - востоку, молот Тора - югу, а топор Ньёрда - западу. Образы оружия в этом качестве применимы в магическом круге общего характера.

Скандинавская мифология | Иггдрасиль

В скандинавской мифологии упоминается ясень Игграсиль, представляющий мир. Это дерево состоит из девяти миров. Как эти миры расположены друг относительно друга, можно увидеть на рисунке справа. Цифрами на рисунке обозначено: 1 — Мидгард, 2 — Муспельхейм, 3 — Нифльхейм, 4 — Асгард, 5 — Хель, 6 — Ванахейм, 7 — Ётунхейм, 8 — Свартальвхейм, 9 — Юсальфхейм. В таком же порядке дано описание этих миров в нижеследующем тексте. (Одним из основных источников для данной статьи стал буклет от альбома шведской группы Therion «Secret of the runes» (2001). Автор посчитал этот источник заслуживающим доверия, так как, во-первых, сама группа заслуживает доверия, а во-вторых не было разногласий с собственными познаниями автора в данной области. Перевод автора).

Мидгард (Midgard) В центре вселенной Вы найдёте мир людей. Некоторые считают, что Мидгард создаёт самые красивые листья на Игграсиле, но мир людей очень хрупок и постоянно находится под угрозой. Сложный баланс между полюсами, которые являются основой Мидгарда, легко может быть разрушен. Если это случится, силы хаоса наводнят землю и смерть будет единственным будущим для людей. Мидгард был создан Одином и его братьями из тела убитого ими великана Имира. Кровь Имира стала морями и озерами, череп — небом, мозги — облаками, волосы — деревьями, скелет — горами, зубы и челюсти — скалами и камнями. Искры и тлеющие угли из Муспельхейма были установлены в середине Гиннунгагап, чтобы дать свет Мидгарду. Они стали звездами, указывающими путь. Муспельхейм (Muspelheim) На юге находятся силы хаоса и разрушения. Невероятная жара Муспельхейма очень скоро сожжёт мир и превратит его в прах. Огненный гигант Сурт со своими стаями идёт на встечу с богами во время последней битвы в Рагнарек. Но колесо судьбы повернётся ещё раз и из праха вырастет новый мир. Нифльхейм (Niflheim) Мир льда на отдаленном севере — очень загадочное место. Среди тумана и льда похоронено семя жизни. Когда жара Муспельхейма превратиит лед Нифльхейма в поток воды начнётся создание. Несмотря на то, что замороженная вода Нифльхейма скрывала искру жизни, это прежде всего место смерти, и мир боится смертельной силы ледяных гигантов, которая родилась здесь в начале времени. Асгард (Åsgard) На горе в середине вселенной, высоко над миром людей, находится мир богов. Светящиеся залы богов кружатся в небе подобно звездам и двенадцати знакам зодиака. Только те, кто храбр и чист сердцем, смогут поднятся в небо к дворцам Асгарда. Они оседлают радугу и будут борються бок о бок с богами в конце эры. Хель (Helheim) Хель, богиня смерти является также богиней возрождения. Ее имя означает «отверстие» и «целый», и она управляет не только смертью, но также процессом рождения и возрождения. Хель спустилась в мир льда в начале времени, и там она создала девять темных миров. Светлый бог Бальдер и мощность солнца спустились в ее туманный мир, но в будущем Бальдер будет возрождён и выйдет из мира Хель подобно солнцу весной. Мир Хель находится глубоко под миром людей. Ванахейм (Vanaheim) Есть две расы богов. Ваны Ванахейма принадлежат старой расе богов, может быть даже более старой, чем Асы. Они живут в плодородных областях и около моря на западе от Мидгарда. Они известны своей властью над жизнью и счастьем, и семя является их символом. Лорд и леди, Фрейр и Фрейя, — правители Ванахейма и они объеденены в священном браке, который приносит жизнь на плодородную землю. Не всем известны секретные знания колдовства, которые ваны передают избранным. Ётунхейм (Jotunheim) Где-то за границей известного мира, на востоке от Мидгарда, Вы можете услышать звучные и тяжелые шаги гигантов. Они рождены первобытными силами природы и происодят из времени, когда даже боги не родились. Их грубая мощь превзойдена только их мудростью, с древних времён гиганты могут видеть то, что ни боги, ни люди никогда не смогут. Свартальвхейм (Schwarzalbenheim) Тёмные эльфы (гномы) живут под землёй, в пнях и камнях. Среди всех существ во вселенной они лучшие кузнецы. Глубо внизу под землёй они создают сокровища богов. Они используют металлы из вен земли и создают самые драгоценные вещи. Было сказано, что этот народ может научить Вас секретам алхимии и знанию получения золота из земли. Свартальвхейм находится между Мидгардом и Хель. Юсальфхейм (Ljusalfheim) Светлые существа, альвы и феи, создания невероятной красоты. Они действуют как мысль или фантазия, и для вас может быть просто идти по пути, навеянному их светом. Вы можете подняться на их крыльях выше небес, но берегитесь... в следующий момент они могут позволить Вам упасть. Лессальвхейм находится между Асгардом и Мидгардом.

Скандинавская мифология

Германо-скандинавская мифология (древнегерманская мифология, скандинавская мифология) - мифология германских племён (англов, саксов, норманнов, данов и др.), формировавшаяся с V в. до н. э. до принятия христианства.

Поскольку основным источником сведений о ней являются тексты поэтической «Старшей Эдды» и прозаической «Эдды» С. Стурлусона, её часто называют «скандинавской мифологией».

Примерно в то же время датский хронист Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» передаёт многие мифологические сюжеты. Ценные сведения о древнегерманской мифологии имеются в «Германии» Тацита.

История создания мира

В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба края которой лежали царства льда - Нифльхейм и огня - Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Из пота Имира родилась пара - мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.

Корова Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. От коровы родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вали и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард.

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам - иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи - женщину.

Затем один из асов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла. (Аск и Эмбла)

За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Ётунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам.

Со временем асов стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом.

Структура мира

Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Йотунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд.

Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.

* Миры-страны
o Асгард - страна богов-асов, находящаяся на небе.
o Ванахейм - мир, в котором живут ваны.
o Йотунхейм - мир йотунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда (пространство за оградой,Утгард).
o Льесальвхейм - мир светлых альвов.
o Мидгард - срединный мир, населённый людьми (Земля).
o Муспелльхейм - огненная страна, у входа в которую сидит великан Сурт (Чёрный). Во время Рагнарёка «сыны Муспелля» поедут по Биврёсту и от их скачки он разрушится.
o Нифльхейм - мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.
o Свартальвхейм - подземная страна цвергов.
o Хельхейм - преисподняя, царство мёртвых, владения Хель.

* Географические термины
o Биврёст(Бильрёст) - мост-радуга, соединяющий Мидгард с Асгардом.
o Вальхалла - дворец с огромным пиршественным залом, принадлежащий Одину в Асгарде. По легенде, туда попадали павшие войны.
o Вигрид - равнина, где встретятся в день Рагнарока асы, альвы, эйнхерии, ётуны, Сурт, Хель и их войска.
o Хвельгельмир - ядовитый источник, бьющий в Нифльхейме и стекающий в Гиннунгагап.
o Гинунгагап - мировая бездна, в которой зародился инеистый великан Имир.
o Гимле - Самый лучший чертог, куда уходят души умерших. Выше и лучше, чем Вальгалла. Единственное место в мире, которое не будет затронуто во время Рагнарока огнем Сурта. Буквальный перевод - «Защита от огня», «Обитель блаженства».
o Гйоль - река, отделяющая мир живых от мира мёртвых.
o Гнипа (или Гнипахеллир) - пещера, где обитает Гарм.
o Ивинг - река, где проходит рубеж между асами и ётунами.
o Иггдрасиль - гигантский ясень, Мировое древо, соединяющее все миры. Иггдрасиль дословно переводится «скакун Игга (Ужасного)». Игг - одно из хейти Одина. Предположительно название Иггдрасиль связано с мифом об обретении Одином Рун.
o Железный лес - одно из мест в Ётунхейме, там Ангрбода родила детей Локи.
o Урд - источник мудрости, бьющий из-под корней мирового ясеня Иггдрасиль.
o Ходдмимир - роща в которой в день Рагнарёк спрячутся Лив и Ливтрасир.
o Альвхейм - дворец бога Фрейра и жилище светлых альвов.
o Бильскирнир - «неразрушимый», или «освещаемый только на мгновение» - чертог Тора, самые большие палаты в Асгарде.

Эсхатология

В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ - змея Ёрмунганда, волка Фенрира и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов, по мосту радуги Биврёст придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение Мидгарда и Асгарда, и произойдёт последняя битва Рагнарёк, в которой на стороне богов будут выступать павшие воины.

Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир - супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира; они возродят человеческий род.

Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, а Бальдр и Хёд вернутся в мир живых.

В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался Один. Кроме Одина, было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии - Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идунн (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сив (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.

* Асы - главные боги во главе с Одином, живущие в Асгарде - стране богов-асов, находящейся на небе.

* Ваны - боги, связанные с плодородием, одно время враждовали с асами.

* Турсы (великаны) - воплощение зла, противостоящее асам (воплощению добра).

* Альвы - духи природы; подразделяются на светлых (эльфов), дварфов (гномов) и тёмных - цвергов.

* Норны - три богини человеческой судьбы.
o Урд («судьба»).
o Верданди («становление»).
o Скульд («долг»).

* Валькирии - двенадцать дев-воительниц из свиты бога Одина; они следят за битвами и забирают души погибших воинов в Вальхаллу.
o Брюнхильд - лишённая бессмертия валькирия, дева-воительница, возлюбленная Сигурда и жена короля Гуннара.
o Гейрскёгуль
o Гёндуль
o Гунн
o Лиод - дочь великана Гримнира, супруга Вольсунга.
o Труд (Þrúðr) - дочь Тора и Сиф.
o Скёгуль
o Хильд

Мифические существа

* Аудумла - одно из первых живых существ, корова, вместе с великаном Имиром возникшая из инея и вскормившая Имира своим молоком.
* Вайделоты - жрецы-хранители легенд и преданий.
* Велтиезмир - животное-мир.
* Гарм - чудовищный пёс, охранявший мир мёртвых.
* Гульфакси - вороной жеребец Грунгнира, был подарен Тором своему сыну, Магни.
* Гутгин - домовой, оказывающий мелкие услуги хозяевам дома.
* Ёрмунганд - мировой змей, опоясывающий Мидгард (Мидгардский змей), порождение Локи.
* Зелигены - духи - покровители лесов и их жителей; представлялись в виде светловолосых красавиц в белых платьях.
* Квазир - карлик, родившийся из слюны асов и ванов, обладал необычайной мудростью.
* Нидхёгг - чёрный дракон, подъедающий корни дерева Иггдрасиль.
* Рататоск - белка Рататоск, связующее звено, посредник.
* Рюбецаль - горный дух-повелитель гномов, обладает даром перевоплощения.
* Сехримнир - вепрь, которого каждый день забивают в Вальхалле и каждый день он возрождается снова.
* Скинфакси - конь, запряжённый в колесницу Соль, возит солнце.
* Слейпнир - волшебный восьминогий конь бога Одина.
* Тангиост и Тангризнир - два волшебных козла, которых запрягает в свою колесницу Тор; они никогда не устают и мчатся быстрее самых резвых лошадей.
* Тьяльви - слуга Тора и его спутник в боевых походах.
* Фафнир - дракон, охранявший сокровища Нибелунгов; убит Зигфридом (Сигурдом).
* Фенке - лесные великаны, владеющие магией и враждебно настроенные к людям.
* Фенрир (Фенрис) - гигантский волк, дитя Локи и великанши Ангрбоды; асы сковали его, но во время Рагнарека он вырвется на свободу, проглотит солнце, убьёт Одина, но погибнет и сам.
* Хейдрун - коза, которая доится мёдом, который пьют эйнхерии.
* Хольда (фрау Холле) - старуха-волшебница, в рождественские ночи принимающая участие в Дикой охоте, наказывающая плохих людей и приносящая подарки хорошим.
* Хримфакси - конь, запряжённый в колесницу Мани, возит луну.
* Эйнхерии - павшие воины, взятые в дружину бога Одина.

Герои, конунги и другие люди

* Гюльфи - легендарный шведский конунг, услышавший рассказы Гифеон об асах и отправившийся на их поиски; после долгих странствий в награду за своё рвение получил возможность поговорить с тремя асами (Высоким, Равновысоким и Третьим), ответившими на его вопросы о происхождении, устройстве и судьбах мироздания. Ганглери - имя, которым назвался конунг Гюльфи, принятый для беседы асами.
* Гроа - волшебница, жена знаменитого героя Аурвандиля, лечила Тора после поединка с Грунгниром.
* Вольсунг - сын короля франов Рерира, данный ему асами.
* Кримхильда - супруга Зигфрида.
* Манн - первый человек, прародитель германских племён.
* Нибелунги - потомки цверга, собравшего неисчислимые сокровища, и все владельцы этого клада, несущего на себе проклятье.
* Зигфрид (Сигурд, Зигурд) - герой, совершивший множество подвигов.
* Хаддинг - герой-воин и волшебник, пользовавшийся особым покровительством Одина.
* Хёгни (Хаген) - герой - убийца Зигфрида (Сигурда), затопивший в Рейне клад Нибелунгов.
* Хельги - герой, совершивший множество подвигов.
* Аск - первый на земле мужчина, которого асы сделали из ясеня.
* Эмбла - первая на земле женщина, сделанная асами из ивы (по другим данным - из ольхи).

Артефакты

* Брисингамен - одно из сокровищ асов, волшебное ожерелье богини Фрейи.
* Гунгнир - копьё Одина, никогда не пролетает мимо цели и убивает всякого, в кого попадёт.
* Драупнир - золотое кольцо Одина.
* Мьёллнир - молот Тора, который всегда возвращается в руку.
* Нагльфар - корабль, сделанный из ногтей мертвецов; на нём в Рагнарёк выплывает из царства мёртвых Хель для битвы с асами.
* Скидбладнир - корабль, выкованный гномом Двалином, был самым большим кораблём в мире, но складывался так, что его можно было заткнуть за пояс, или положить за пазуху.
* Гьяллархорн - золотой рог Хеймдаля. Его звук возвестит о начале Рагнарока.
* Грам - меч Сигурда и его отца Сигмунда.

Влияние на культуру

Английские и немецкие названия дней недели получились от имён древнегерманских богов. В английском: Tuesday (вторник) - Tyr’s (Tiw’s) day (день Тюра), Wednesday (среда) - Odin’s (Woden’s) day (день Одина), Thursday (четверг) - Thor’s day (день Тора), Friday (пятница) - Frigg’s или Freya’s day (день Фрейи), также Sunday (воскресенье) - Sun’s day (день Солнца) и Monday (понедельник) - Moon’s day (день Луны). В немецком: Dienstag (вторник) - день Тюра(*Teiwa (Ziu)), Donnerstag (четверг) - день "грома" (день бога грома - то есть, Тора), Freitag (пятница) - день Фрейи (Frija), Sonntag (воскресенье) - день Солнца, Montag (понедельник) - день Луны.