Задание 15 из ОГЭ по русскому языку открывает блок по пунктуации и сформировано для проверки умения ученика различать синтаксические конструкции, то есть находить главные и второстепенные члены, расставлять знаки препинания в соответствии с существующими правилами.
Простые предложения и требования к ним
Необходимо помнить о существовании одиночных союзов, таких как «и», «или», «либо», «да», которые хороши тем, что не требуют запятой. Иногда служат для соединения однородных членов, в этом случае они не относятся к повторяющимся. Есть еще «а», «но», «зато», «однако» которые всегда отделяются этим знаком. Отдельная категория союзов - сложные, которые складываются из нескольких слов - «то-то», «не то – не то», «то ли – то ли» и другие. Если использованы эти замысловатые «штуки», запятая пишется между однородными членами, но не отделяет первый слог, написать «то, то» - неправильно. Если происходит повторение одиночных «и», «или», «либо», «да», то перед первым знак препинания не предусмотрен.
Сложносочиненные – нюансы
Их части всегда должны быть разделены запятой. Союзы «и» встречаются в одном сложном предложении, предназначены для «склеивания» простых, из которых состоит сложносочиненное, а также для объединения однородных членов. Постановка запятой между частями сложного предложения не требуется, если два простых объединены общим второстепенным членом, вводным словом или придаточным предложением.
Придется сосредоточиться
Формулировка билета понятна - вас попросят расставить знаки препинания, например, указать номера тех пунктов, которые вы относите к правильным.
Пунктуация - непростая тема, требующая усидчивости и глубоких знаний. Если вы хотите успешно пройти тесты ОГЭ 2020 по русскому языку, начните экзаменационный эксперимент прямо сейчас, даже если вы считаете себя знатоком школьной программы. Учтите, что на экзамене вы можете испытывать волнение, незнакомая обстановка имеет способность нарушать ход мыслей, отсюда возникают досадные ошибки. В результате количество баллов снижается, чего нельзя допускать. Потому тренируетесь на материалах федерального института педагогических измерений, их можно найти в открытом банке заданий. Используйте все возможности, предоставляемые интернетом сегодня. Надеемся, что № 15 кажется вам по силам, и на испытаниях вы сделаете его быстро и четко.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н. М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».
Смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского я понимаю так: в главной части сложноподчиненного предложения заложен основной смысл фразы, а в придаточном - точка зрения автора слов на происходящее вокруг. Приведу примеры из текста А. Г. Алексина.
Во-первых, обратим внимание на предложение №26 ("Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с девчонкой"). В главной части сложноподчиненного предложения говорится, о чем думал мальчик, а в придаточной, не разъясняя течения его мысли (в младших классах сидеть с девочкой считается зазорным), приводится категоричное решение.
Во-вторых, в сложноподчиненном предложении № 41("Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается") придаточное причины поясняет, что мальчик не может нарушить школьные правила, хотя ему очень хочется это сделать.
Таким образом, могу сделать вывод, что утверждение Н.М. Шанского «на примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения»
справедливо.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Наоборот, ему захотелось высунуться на улицу, помахать маме и громко, чтобы не заглушил дождь, крикнуть: "Не волнуйся! Не волнуйся, мамочка... Всё хорошо!"».
Смысл финала текста Анатолия Алексина я понимаю так: часто мы не можем вовремя оценить, насколько любит нас самый близкий, дорогой нам человек - мама, но это не всегда показатель нашей чёрствости, равнодушия. Мы привыкли, что мама будет всегда и мы успеем ещё сказать ей добрые слова. Докажу свою точку зрения примерами из текста Анатолия Алексина.
Когда мама собиралась провожать Толю в школу, он отказался, а мама покорно положила вещи в шкаф, потому что поняла своего ребёнка, потому что она дорожит его чувствами (предложения номер 7 - 11).
Толя бежал в школу, часто оглядываясь, чтобы мама не шла вслед за ним. Но показательным при этом является предложение номер 14 (На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу). А может быть, Толя чувствовал себя спокойно один именно потому, что подсознательно чувствовал, что мама рядом, она оберегает и в любую минуту придёт на помощь?!
Материнская любовь - это безопасность, покой, доверие, забота, но нельзя забывать, что в заботе и доверии нуждаются и наши мамы. Давайте почаще вспоминать об этом.
МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса и проявляется она в бескорыстной самоотдаче, заботе. Докажу свою точку зрения конкретными примерами из текста А.Г. Алексина
Герой текста Анатолия Алексина любил свою маму, а не хотел, чтобы она сопровождала его в школу, потому что боялся насмешек сверстников. Но когда Толя увидел маму в окно, он понял, насколько же она волнуется и заботится о нём, поэтому ему захотелось сейчас же ответить ей взаимностью.
Мальчик любит маму, поэтому смог узнать её на многолюдной улице среди множества плащей и зонтиков. А может быть, Толя чувствовал себя спокойно один именно потому, что подсознательно чувствовал, что мама рядом, она оберегает и в любую минуту придёт на помощь?!
Любовь матери к своему ребёнку является бескорыстной, исцеляющей и охраняющей, потому что мама любит не за что-то, а просто так, потому что она мама. Малое, что мы можем дать взамен, это отплатить ей своей любовью.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л. А. Введенской: «Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль».
Смысл высказывания современного лингвиста Л.А. Введенской я понимаю так: синонимы - это слова, близкие по значению, которые разнообразят нашу речь. А от того, насколько богат наш словарный запас, зависит и привлекательность нашей речи. Докажу свою точку зрения примерами из текста В.П. Астафьева.
В предложениях 14 – 15 есть контекстные синонимы: гнездо - хатка, которые используются для связи предложений и помогают избежать неоправданных повторений, а значит, делают нашу речь разнообразнее и грамотнее.
На протяжении текста потомство росомахи называется разными словами: будущие дети, зарождающиеся птицы, глухарята - это всё слова-синонимы. В разных ситуациях высказывания они выполняют разные цели. Например, когда автор называет яйца капалухи зарождающимися птицами (предложение 32), он хочет показать, что относится к этим яйцам как уже к живым существам, которые имеют право жить.
Таким образом, на примерах из текста В. Астафьева нам удалось подтвердить, что синонимы делают нашу речь ярче, выразительнее.
15.2 Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою»
Смысл фрагмента текста В. Астафьева я понимаю так: любая мать пожертвует собой, спасая своих детёнышей. Любовь матери никогда ничего не требует взамен, но дети должны быть благодарны матери всю жизнь. Докажу свою точку зрения примерами из текста В. Астафьева.
Капалуха - заботливая мать. У неё даже крылья «закостенели от неподвижности», потому что она не вставала с гнезда, чтобы её дети были защищёнными (пр-ния 25-28). «А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам…»(пр-ние 32).
Капалуха-мать готова вступить в неравный бой с людьми, принося себя в жертву, но спасая при этом своих будущих малышей. Даже сидя на дереве, находясь сама в безопасности, её взгляд прикован к гнезду, потому что она думает о своих птенцах (пр-ния 37-39).
Таким образом, материнские чувства не знают границ, поэтому это надо ценить и отвечать такой же любовью своим мамам.
Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?
МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса и проявляется она в бескорыстной самоотдаче, заботе. Докажу свою точку зрения конкретными примерами из текста В.П. Астафьева.
Материнские чувства не знают границ. Удивительная история рассказана В. П. Астафьевым о птице, способной на такие проявления любви. Капалуха - заботливая мать. У неё даже крылья «закостенели от неподвижности», потому что она не вставала с гнезда, чтобы её дети были защищёнными.
Птица выщипала у себя пух, чтобы голым животом согревать яйца, даже готова вступить в неравный бой с людьми, лишь бы спасти своих будущих малышей.
Таким образом, пока жива мама, человек чувствует себя защищённым. Нужно любить своих матерей и дарить им больше тепла и ласки.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Д. Э. Розенталя: «Умение пользоваться синонимами - важнейшее условие обогащения речи, придания ей образности и выразительности».
Смысл высказывания известного лингвиста Д.Э. Розенталя я понимаю так: синонимы - это слова, близкие по значению, и от того, насколько часто мы готовы называть одни и те же предметы, признаки, действия разными словами, зависит привлекательность нашей речи. Подтвердим это примерами из текста Веры Васильевны Чаплиной.
В предложениях под номерами 5 и 6 контекстные синонимы: домик - логово - используются для связи предложений и помогают избежать неоправданных повторений, а значит, делают нашу речь разнообразнее и грамотнее.
На протяжении текста потомство росомахи называется разными словами: детёныши, росомашки, новорождённые, малыши - это всё слова-синонимы. Они в разных ситуациях высказывания выполняют разные цели.
Таким образом, на примерах из текста В. Чаплиной нам удалось подтвердить, что синонимы делают нашу речь ярче, выразительнее.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Но разве могла уйти и оставить своих детёнышей росомаха-мать?»
Смысл фразы из текста В. Чаплиной я понимаю так: росомаха – мама, поэтому она не бросит в беде своих детёнышей никогда, а будет их защищать самозабвенно, жертвуя собой. Докажу свои суждения примерами из текста.
Удивительно, что животное способно на такие проявления любви. Росомаха - заботливая мать. Она «устроила логово под домиком: вырыла небольшое углубление, выстлала его своей шерстью», чтобы её дети были защищёнными (предложение 6).
Когда случилась беда, мать вступила в неравный бой с волками, прикрыла их своим телом, принося себя в жертву, но спасая при этом своих малышей (предложения 15-24). А после того, как сторож отбил нападение волков, росомаха, не замечая собственных ран, «с трудом приподнялась и стала нежно лизать взъерошенную шёрстку своих детёнышей» (предложение 30).
Материнская любовь - это огромная сила, созидающая, творящая, вдохновляющая. Она способна творить чудеса. Мать - спасительница, даже если это мать-росомаха.
Для меня это не совсем простой вопрос, так как у меня дочь-подросток, которой сейчас 15 лет. Условно могу разделить подростковый период на две части. Первую часть подросткового периода мы уже пережили (с 12 до 14 лет), вторая часть сейчас в самом разгаре. Точно не могу сказать, во сколько заканчивается, но думаю, что примерно в 18 лет. Все здесь зависит от характера подростка.
Все мы разные в юности, и по-разному относимся к жизни в принципе, кто-то из нас просто и легко относится к жизни, все у него получается и легко дается (имею в виду школьные проблемы, вернее, их отсутствие), с легкостью заводятся отношения со сверстниками. В этом случае, подростковый период проходит довольно легко и не вызывает трудностей ни для самого взрослеющего человека, ни для его родителей.
А бывает и так, что именно в этот период тяжелее всего жить подростку. Не иначе как испытанием его и не назовешь . Чаще всего, подросток замыкается в себе, его , так как ему сейчас не до учебы, его волнует только непонимание, что с ним происходит.
Мы-то с вами понимаем, что это гормоны, и что это временно, но ребенок-то этого не знает. Если родители не предприняли попыток повернуться к ребенку и стать его близким другом, то подросток обращается за советом к другу/подруге, если таковой имеется, а тот неизвестно что ему и насоветует (все зависит опять же от уровня воспитания и социального статуса его семьи).
Поддержка семьи
Я считаю, что только поддержка семьи поможет справиться с трудностями. Не хотелось бы хвастаться, но у нас с дочерью довольно теплые отношения, она всегда приходит ко мне за советом. И если я не могу чем-то реально ей помочь, то могу просто выслушать, вместе с ней проанализировать сложившуюся ситуацию, направить в нужное русло, успокоить, если ей очень тяжело на данный момент.
Всегда привожу в пример свой личный опыт, ведь подростковый период и трудности, связанные с ним, не обошли и меня стороной. Мне казалось, что меня никто не понимает, естественно, никто не любит и что я должна справляться с проблемами в одиночку. К сожалению, отношения с моей мамой на тот момент складывались не очень тепло. Бывало, возникало и что-то похожее на депрессивное состояние, спасали стихи. Выльешь наболевшее на бумагу и вроде бы становится легче.
Не допустите ошибки, которую потом трудно будет исправить!
Этой ошибки (холодности в отношениях) стараюсь не допустить в воспитании своего ребенка. Буду надеяться, что она когда-нибудь в будущем и к своим детям будет относиться также.
Моей дочери сейчас вдвойне тяжелее, ведь у нее 10 месяцев назад родился брат и получается, что я просто физически не могу уделять ей достаточно времени, но если появляется минутка, мы стараемся по максимуму извлечь пользу для нас обеих. Пообщаться, обсудить текущие проблемы, школьные вопросы.
Вот они:
- Не оставляйте подростка наедине с его проблемами!
- Повторяйте ему, что он вам очень дорог, и вам не все равно, что творится в его жизни!
- Уделяйте ребенку время и если он подходит к вам, не отворачивайтесь от него - отвернувшись раз, можете отбить у него охоту подходить и в следующий раз.
Мне кажется, слова рассказчика о бабушке говорят о том, что она была искренне привязана к природе: любила ее, хорошо знала и чувствовала. А все живое отвечало мудрой женщине взаимностью. Лес для нее был вторым домом, поскольку она любила в нем каждое растение и животное.
Попробую обосновать свою точку зрения, подкрепив примерами из текста Максима Горького. Рассказчик вспоминает, что не хотел вмешиваться разговор бабушки «с травами, птицами, лягушками…». Она ведь хорошо понимала, что никто из них не сможет ответить ей, но все равно одаривала каждого лесного жителя добрым словом. Женщина осознавала, что это огромный живой мир, что помогало ей понимать и ценить его.
Старушка знала о пользе разных трав (предложение 9), различала съедобные и ядовитые грибы (предложение 32), могла ориентироваться по лесным приметам (предложение 36).
Бабушка безошибочно находила грибные места, собирала травы в нужный период, чтобы в них сохранились целебные свойства, и главное – благодарила растения и животных за щедрость и доброту. Природа в свою очередь тоже тянулась к хозяйственной старушке, не обижала ее. Об этом ярко свидетельствует эпизод с волком (предложение 19). Героиня спокойно и даже ласково говорила с хищником, поскольку знала, что летом волки не голодны и практически не нападают на людей.
Любовь к природе бабушка привила и внуку, научила его быть таким же внимательным. Даже своеобразный экзамен устроила юнцу, задавая вопросы о разных грибах, где их искать, как различать.
Горьковская героиня кажется рассказчику хозяйкой леса, потому что знает в нем каждый уголок, ничего не боится и главное – любит этот зеленый мир всей душой.
В заключение хочется сказать, что только доброго, великодушного и открытого человека можно назвать хозяином леса. Он никогда не причинит вреда его обитателям.
Обновлено: 2017-02-15
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
Текст и образец сочинения ОГЭ (9 класс). Как вы понимаете смысл высказывания...
ТЕКСТ
Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. Он уже поправился, но врач велел
ему провести в постели еще денек-другой.
Рассаживайтесь! - сказал хозяин комнаты. Тут же он рассмеялся. Рассмеялись и гости.
Пушкин, - спросил он, когда шум улегся, - ты сочинил новые
стихи?
Да, Виленька* (Вильгельм Кюхельбекер - прим. Ред.), - ответил хозяин комнаты.
Ну, прочти! Прочти же! - воскликнул неповоротливый гость. Теперь его неповоротливость исчезла. Он перебегал от одной группы школьников к другой, размахивая руками, как будто хотел обнять и тех, и других, и третьих. Обнять от радости, что его товарищ сочинил новые стихи.
Да будет тебе, Виленька, - сказал кто-то. - Ну, читай, Пушкин! Пушкин уже не лежал, а сидел на постели.
Лучи заходящего солнца косо падали на стену, у которой он сидел, и в этих лучах лицо его казалось золотым.
В руках у него появилась тетрадка. Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. С первых же слов школьники поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. Так оно и оказалось. Пушкин читал стихи о своих товарищах.
Они находились тут же, в комнате, и слушали, не сводя с него глаз.
Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинял их удивительный сверстник. Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.
На этот раз им особенно нравилось то, что читал Пушкин. Еще бы, ведь в этих стихах он вел с ними товарищескую беседу, называл каждого из них по имени! То и дело раздавались взрывы хохота. Школьники узнавали свои смешные черты в том или ином стихе этой веселой песни:
Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как он ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить. Но упорно жег он свечу в своей комнате. Он верил, что когда-нибудь и у него из-под пера вылетит стих, такой же легкий, такой же звонкий и так же попадающий в сердце, как стих Пушкина.
Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.
Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. Все ждали: что же именно скажет Пушкин о злополучном поэте? Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются, хоть и любят, но все же посмеиваются. В школе, где учился Пушкин, посмеивались над Виленькой.
Виленька, наслаждаясь, слушал звонкую речь поэта. О том, что Пушкин, может, упомянет и его, он меньше всего думал. Он вообще забыл о себе, весь отдавшись поэтическому восторгу. Он чувствовал по голосу поэта и по его жесту, что чтение подходит к концу, и очень страдал от этого: ему хотелось, чтобы Пушкин читал вечно!
И вдруг он увидел, что Пушкин смотрит на него. Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. Он весь превратился в слух. Но услышать помешали ему остальные слушатели. Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.
Чтоб мне заснуть скорее!
Все бросились тормошить Виленьку. Ему повторяли то, что прочел Пушкин.
Вот какие стихи ты сочиняешь! - крикнул кто-то. - Такие скучные, что от них заснуть можно!
Давайте-ка хором! Хором! - крикнул кто-то другой и запел: Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
Виленька, как сквозь туман, видел вокруг себя синие мундирчики школьников, их красные воротники. И, словно издали, доносились до него их веселые голоса, певшие хорошом:
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее!
Но тут белая рубашка появилась среди синих мундирчиков. Пушкин, вскочив с постели, подбежал к другу.
Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? - воскликнул он. -Ну, говори! Что же ты молчишь? О, как я себя презираю! Что я должен сделать?
Глаза Пушкина горели. Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. Видно было, что он готов на все.
Что я должен сделать? Ну, говори!
Я тебя прошу, если ты....
Ну?
Если ты...
Ну, говори!
Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! Ах, Пушкин, Пушкин...
И Виленька обнял друга.
Ах, Пушкин! - повторял он. - Ведь я знаю, что ты добрый друг! А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. Ты и себе строгий судья, а что я перед тобой? Ну, прочти, прочти еще раз! Тебя можно слушать вечно, Пушкин!
Ю.Олеша
Объясните, как вы понимаете смысл заключительных предложений текста: "-Ах, Пушкин!- повторял он. - Ведь я знаю, что ты добрый друг!"
Смысл заключительных слов текста я понимаю так: несмотря на обидные слова Пушкина, Виленька убедился еще раз, что этот лицеист - его настоящий друг. Приведу примеры из текста Ю.Олеши, доказывающие это.
Во-первых, после прочтения обидных стихотворных строк, обращенных к больному товарищу, Пушкин подбежал к другу и воскликнул: «Что я должен сделать, чтобы ты простил меня?» (Предложение №32.)И это были не просто слова! Возбуждение и решительность юного поэта говорили о том, что он готов на все!
Во-вторых, Виленька понял, что обидные строки у Пушкина возникли не случайно и что они правдивы. Не зря он говорит другу: «А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта» (Предложение №51.).
Следовательно, настоящий друг всегда должен говорить правду в глаза, а его товарищу не нужно на это обижаться.