Почему хан Кучум Ивану Грозному дерзил и владения его разорял: Недолгая история Сибирского ханства. Сибирский хан Кучум: биография, годы правления Хан кучум биография национальность

Как погиб Сибирский хан Кучум (история) Кучум, которого мы потеряли Просматривая намедни новый телепроект Леонида Парфенова "Хребет России", посвященный Уралу, ваш покорный слуга в очередной раз испытал чувство обиды за отечественное краеведение. Потому что в очередной раз повествователь, рассказывая историю последнего сибир-ского царя Кучума, безобразно скомкал финал этой выдающейся трагедии: уморил, дескать, покорителя Сибири Ермака да и отбыл к ногайцам, где и был убит. В то время, как между двумя этими, безусловно, яркими эпизодами кучумовой биографии имело место, как минимум, одно не менее драматическое событие, развернувшееся неподалеку от тех мест, где века спустя возникла столица Казахстана - Астана. Надо сказать, что образ хана Кучума изрядно закошмарен российскими, а затем и советскими историками. Словно вторя народным былинам и казачьим песням, исследователи раз за разом создавали образ коварного, кровожадного правителя. Хотя Кучум был не коварнее любого другого своего коллеги тех лет. А уж по части кровожадности его и вовсе далеко обставили жившие тогда европейские монархи, уничтожавшие собственных соотечественников планомерно и партиями не меньше, чем по несколько тысяч за раз. Ну а ближайшим конкурентом в деле подчинения земель своей воле у Кучума и вовсе был московский государь Иван IV "прозванный за жестокий нрав Васильевичем" (как о том на полном серьезе говорится в одном западном исследовании). Кучум, разумеется, прекрасно понимал реалии своей эпохи. "Историкам", спекулирующим на нажористой теме покорения Сибири, неплохо было бы почаще обращаться к документам, в которых эти реалии разъясняются со всей их жесткой прямотой. Быть может, Кучум был суров (как и всякий правитель того времени), быть может, ему было свойственно коварство (что свойственно вообще всем полководцам со времен китайца Сунь-цзы, сказавшего: "Война - это путь обмана"). Но Кучум не был лицемерен. Ведь он, бухарский принц из династии Шибанидов, тоже попал на сибирский трон через большую кровь. "С очень многими своими воинами подступив к городу Сибири и взяв его, убил Ядкара и Бикбулата, а сам сделался царем всея земли Сибирской", - сообщается в летописи Саввы Есипова. "Земли завоевывают все народы, - говорит Кучум в своем письме Ивану Грозному. - Но в мирное время они договариваются: Народы наши жили в мире и злобы не таили. Люди жили спокойно и благополучно. Теперь в наше с тобой время чернь враждует друг с другом. Раньше не мог послать тебе ярлык. Потому что воевал тут с одним. Теперь этого врага одолел. Если хочешь, будем теперь дружить. А коли хочешь воевать, будем воевать". Определенно, присутствует такт. Так в наши дни один корпоративный лидер мог бы написать другому: "Как профессионал, глубоко понимаю ваши намерения и устремления, но, тем не менее, вынужден заявить о решительном неодобрении ваших действий, оставляя за собой право принятия адекватных мер:" - и так далее. Примерно таким же, видимо, было и отношение Кучума к эмиссару конкурирующей организации - к главе сибирского филиала Москвы Ермаку Тимофеевичу. В современных боевиках герои, оказавшись в подобной ситуации, мягко говорят друг другу: "Ничего личного, приятель, это просто бизнес": После чего непременно начинается пальба. Сибирский дефолт Пальба, конечно же, началась. Правда, палили все больше с одной стороны - стабилизационный фонд одной из противоборствующих корпораций включал в себя такие устойчивые активы, как порох и пушки. Но неверно было бы говорить, что только они решили исход конфликта интересов. Дело в том (и об этом исследователи сибирской истории тоже часто забывают), что конфликтов интересов там присутствовало множество. По своим масштабам царство Кучума равнялось Франции, однако, характер заселенности там был такой, что вся Европа до сих пор нервно курит в стороне. Не то чтобы там жило фантастически много людей, но там жило множество людей категорически разных. Разных по языку, по культуре, по вере, по образу жизни. Междоусобицы, благодаря одной из которых Кучум стал ханом, не прекратились и после его воцарения. И с появлением в Сибири новой силы он стал терять подданных. В итоге сибирская столица - Искер - была оставлена Кучумом. Да, с Ермаком он в итоге расквитался - и это, конечно же, был ощутимый удар по московским конкурентам, ведь он лишил их ведущего регионального топ-менеджера. Кстати, гибель казачьего атамана отчего-то принято переводить в формат вселенской трагедии. Но уж Ермак-то Тимофеевич хорошо понимал, чем он занимается и чем такие занятия обычно заканчиваются. Так что едва ли он сам стал бы драматизировать по поводу непредвиденного завершения своей карьеры. Погибнуть в результате внезапного нападения? С превосходящими силами противника? Ну что же. "Ничего личного, приятель, просто бизнес": Южный рубеж кучумовых владений проходил по Ишиму. И именно здесь, в приишимских степях, кочевал (если не сказать - скитался) Кучум, стремительно теряющий свою страну. Отсюда он нападал на московские укрепления в Сибири, которые становились все больше и все опаснее. Интересно, что все три московских царя, пришедшиеся на кучумов век, предлагали ему возвращение Сибирского царства на условиях вассальной зависимости от них. Кучум колебался, но неизменно выбирал свободу. И расплачивался за нее новыми потерями, так как присланные Москвой воеводы совершали рейд за рейдом, стремясь захватить номинального правителя Сибири. Кучум от них уходил, но всякий раз терял и земли, и людей. В августе 1598 года, когда Кучум был уже глубоким больным старцем, а его войско составляло не более полутысячи человек, воевода Андрей Воейков предпринял очередной поход, в котором разгромил последних воинов хана. Произошло это у места впадения речки Ирмень в Обь (в настоящее время окрестности села Верх-Ирмень Ордынского района Новосибирской области). В бою погибли брат и двое внуков Кучума, шесть его князей, пятнадцать мурз и около 300 воинов. В плен попали пять младших сыновей хана, восемь жен из его гарема, 150 воинов. Однако самому хану с полусотней людей удалось прорваться. Пятьдесят человек - это все, что осталось у Кучума от некогда богатейшего царства: Воейков послал передать ему, чтоб он ехал к государю (Борису Годунову) - тот-де "его пожалует, жен и детей велит отдать". Через некоего Толмухаммеда Кучум ответил на это: "Не поехал я к государю, по государевой грамоте, своею волею в ту пору, когда я был совсем цел; а теперь за саблею мне к государю ехать не по что, теперь я стал глух и слеп, и нет у меня ничего. Взяли у меня промышленника, сына моего Асманака-царевича; хотя бы у меня всех детей побрали, а один остался Асманак, то я бы с ним еще прожил; а теперь сам иду в Ногаи, а сына посылаю в Бухары". И вот на этом-то месте и заканчивается обыкновенно трагическая история сибирского царя Кучума. "Ногайцы его убили", - качает головой рассказчик, многозначительно потрясая пальцем. Но дело в том, что был еще один акт трагедии, упоминаемый лишь в одном источнике - и его исследователи почему-то небрежно обходят. Выбор свободного человека С пятьюдесятью воинами Кучум направился отнюдь не к ногайцам. Вот что сообщает нам "История Сибирская" тобольского летописца Семена Ремезова: "Кучюм же житию своему скитаяся и места не обрете, яко обнажен всего дома своего, имения и скота и жителей лишен от живущих сибирян, и не со многими людми yбежа в Канскую землю к вершинам Иртышу реки на озеро Зайсан-Нор. И похитил у калмыков коней многое число, и побежа на ино место со своими. Калмыки же гнаша вослед ево и достигоша на Нор-Ишиме у озера Кургальчина, и ту многих кучюмлян побиша, и коней, свои стада, отъяша, и досталное имение его пограбиша. Кучюм же yбежа от них с малыми людми в Нагайскую землю жити и кормитца нищетою". Без сомнения, попытка похитить у калмыков, обитавших на Зайсане, стада - это был акт отчаянья. Можно сказать - самоубийственное предприятие. Но кошмар для Кучума заключался в том, что ему вновь удалось остаться в живых. Последние его воины были побиты калмыками на пологом берегу озера Коргалжын - но сам он, старый, больной и нищий - выжил: Зачем? Для чего? Быть может, задав себе этот вопрос он и принял решение направиться к своим прежним противникам - ногайцам. Вряд ли рассчитывал он на сочувствие с их стороны. Наоборот - он рассчитывал на то, что уж они-то, "старые верные враги" - не подведут: И они не подвели. "Егда же Кучюм со своими к нагаям приходом явился, тогда нагаи нимало потерпеша, собрався с роды своими, убиша Кучюма и протчее имение отъяша, а людей его похолопиша, глаголаше ему: Ведомой ты и славной вор, Муртазелеев сын, и отец твой нам многa зла соделал, и ты, хотя и нищ, то же и нам yчиниш, что и протчие твои люди, от тебя же yбиты напрасно и озлоблены". Где именно это произошло - сказать трудно. Ногайская орда занимала обширную территорию - южное Приуралье, низовья Волги и значительную часть центрального Казахстана - вплоть до Иртыша. Однако главные ставки находились в районе современных Уфы и Оренбурга. Может быть, Кучум был убит где-то там. Однако есть и альтернативная версия эпилога. Хивинский историк (и, по совместительству - хан) Абульгази сообщает, что Кучум "затерялся среди племени мангутов", обитавшего вблизи Бухары. А исконные родовые кочевья Кучума якобы проходили по западному берегу Каспия - и Кучум мог бы вернуться туда: Конечно, при таком-то сюжете всякий хэппи-энд будет сомнительным. Но все же оказавшись в приишимской степи или на берегу Коргалжынского озера, расположенного всего-то в 130 километрах от Астаны, подумайте о том, что эти места связаны с самыми трагическими периодами жизни последнего сибирского хана. А если альтернативная версия его кончины верна - то он и вовсе может быть похоронен где-то в казахстанской земле. Шпаков: Как погиб Сибирский хан Кучум (история)

30 августа 1598 года между войском хана Кучума и дружиной воеводы Андрея Воейкова состоялась сражение.

Стоянием в 1480 году на реке Угрезакончилось двухсотпятидесятилетняя зависимость Руси от Орды. Сама Орда к этому времени распалась на ряд государственных образований, которые продолжали нести угрозы Руси и ее пограничным территориям.

Так, на южные рубежи России регулярно совершали набеги крымские татары (и в начале XVIII века). На восточных рубежах Русское государство воевало с Казанским ханством, покорение Казани в 1552 году открыло путь на восток, где находилось Сибирское ханство, правитель которого хан Кучум не собирался добровольно подчиняться московскому царю и доставлял проблемы и беспокойства зауральским владениям Строгановых.

Строгановы пригласили знаменитого казачьего атамана Ермака, его дружина в 1582 году в битве на Чувашском мысе нанесла поражение армии Кучума. Кучум был не из местных, предположительно являлся этническим узбеком, власть в Сибирском ханстве захватил насильственным путем. После поражения он был вынужден оставить столицу ханства Кашлык (Искер) и бежать в степи.

Блистательной победой Ермака для России открылась целая эпоха, вслед за казаками в сибирские земли потянулись поселенцы, которые вместе с ними основали целую линию укрепленных острогов и городов: Тюмень, Тобольск, Сургут, Обдорск, Березов, Тару и другие.

Область власти Кучума стремительно сужалась, эту ускользающую власть он пытался вернуть разными методами, военными, в одной в одном из сражений он разгромил отряд Ермака, и дипломатическими, писал в Москву письма, с просьбой пожаловать ему юрт «под царскою рукой».

Впрочем, опасный Кучум был не нужен Москве даже в качестве вассала, однажды он отклонил царское предложение приехать в столицу Русского государства. Русское правительство создавало очень теплые условия своим бывшим противникам, так Маметкул, племянник Кучума, воевавший вместе с ним против Ермака, царем Феодором был обласкан и наделен вотчинами.

Переход под власть «белого» царя был несовместимым с самолюбием сибирского царя. Письма в Москву были всего лишь дипломатической уловкой, в это самое время Кучум искал союзников для борьбы с Москвой. В Москве осознавали эту опасность, и Кучума решили нейтрализовать. Воевода Андрей Елецкий, основатель города Тары (ныне Омская область) имел прямые указания для этого. Кучум с остатками своего войска рыскал по берегам Иртыша и Тарской земле и отжимал ясак, который был должен пополнять царскую казну.Но то, что устраивало Маметкула, не могло устроить Кучума почти 20 лет владевшего обширными землями и имевшему безграничную власть над многими сибирскими народами: барабинцами, чатами, остяками, самоедами и вогулами.

В планах у Кучума было нападение на Тарский острог, и чтобы предотвратить его, тарский воевода послал своего помощника Андрея Воейкова с войском в 400 человек. Выведав место дислокации Кучума, оно находилось у места впадения речки Ирмень в Обь (территория Ордынского района Новосибирской области), Воейков за 5 дней преодолел 400 километров.

Несмотря на то, что ратники устали от продолжительного пути и их было примерно на сто человек меньше, чем воинов Кучума, воевода решил дать бой. На рассвете 20 (30) августа 1598 года он атаковал укрепленный стан противника и разгромил большую часть кучумовских войск.

В ожесточенной битве погибла большая часть татар, в том числе брат Кучума и два внука его внука. Еще пять сыновей Кучума и восемь его жен были взяты в плен. Сам хан успел переправиться на лодке через Обь и бежал. Кучум к тому времени достиг преклонных лет, его одолевали старческие немощи, но он отверг очередное предложение тарского воеводы перейти на государеву службу. Гордый сибирский царь окончил свою жизнь в степях.

Битва на реке Ирмень стала последней в цепочке противостояния Кучума с русскими, с гибелью последнего хана Сибирское ханство прекратило свое существование. И хотя отношения с государевыми людьми у местного населения складывались не всегда хорошо, всё же они имели под собой правила и законы, а не являлись беспределом, который в отношении сибирских народов позволял пришлый Кучум.

28 июня 1895 года. Западная Сибирь, деревня Терехово Тарского уезда. Крестьянка Акулина Полынская, спускаясь со склона в деревню, заметила торчащий из промоины глиняный черепок. Женщина потянула находку на себя. Неожиданно осыпалась земля и открылась полуметровая яма, на дне которой что-то блеснуло.

Как писали Губернские ведомости, Акулина вытащила на свет кроме черепков две серебряные чаши, два серебряных ковша с рельефными изображениями зверей, два слитка серебра и 20 мелких серебряных бухарских монет. Оказалось, что находка крестьянки Акулины — это древние скифские предметы. А монеты говорят о том, что это богатство принадлежало какому-то человеку гораздо позднее. Например Ермаку или кому-то из его окружения. А может быть хану Кучуму или кому-то из знатных татар? По преданиям клады оставили и сам атаман Ермак и его сибирский противник хан Кучум. Судьбы этих двух непримиримых «друзей» тесно переплелись. Каждому из них пришлось расстаться со своими сокровищами.

Что происходило на территории Западной Сибири последние 30 лет 16 века? На троне в Москве царь Иван Грозный. Границы его владений доходят до Урала, а дальше лежит Сибирь в которой с 1563 года правит захвативший здесь власть пришелец из Бухары хан Кучум. Интересно, что до прихода сюда бухарца часть сибирских правителей признавало себя подданными московского царя и исправно платила наложенную на них Иваном IV дань. По сложившейся традиции в первые годы своего праавления Кучум продолжал платить Москве ясак- налог в размере 1000 соболиных шкурок ежегодно. А Иван Грозный в свою очередь не покушался на власть хана в его владениях. Хотя конечно виды на Сибирь русский царь имел. Но считал, что для завоевания такого большого пространства сил пока не хватает. Формально Сибирское ханство от Москвы не зависело и когда Иван Грозный потребовал от Кучума большего повиновения, гордый хан ответил: «Отцы наши — мой и твой — понимали друг друга и торговали. Ибо земля твоя близка к нашей, народы наши жили в мире и злобы не таили. Люди жили спокойно и благополучно. Если хочешь, будем теперь дружить. А коли воевать хочешь — будем воевать». Ответ прозвучал довольно дерзко, но предком Кучума в 13-м колене согласно легенде был сам Чингиз-хан.

Иван Грозный, чьи силы были подорваны затянувшейся Ливонской войной, на открытое противостояние не решился, но к боевым действиям против сибиряков был морально готов. А казацкий атаман Ермак, состоявший с товарищами на охранной службе у уральских заводчиков Строгановых, со своей стороны был не против в любой подходящий момент пересечь Уральский хребет, или Камень как он тогда назывался, чтобы пограбить коренных сибиряков. Но не исключено, что были у Ермака и личные мотивы для борьбы с Кучумом. По другой — татарской — версии сам происходил из знатного сибирского рода Тайбуддинов , который при Кучуме — представителе рода Шейбуниддов — лишился своих привилегий. Если посмотреть на его изображения 17-18 веков, то эта версия не кажется такой уж неправдоподобной. Внешность вполне таки татарская. Ермак поступил на службу к русскому царю, крестился, стал Ермаком, но в душе всегда оставался татарином и мечтал вернуться домой в родную Сибирь и отомстить Кучуму.

Но не подтвердить ни опровергнуть это нельзя. Летописи о событиях конца 16 века создавались значительно позже. Большой пласт информации содержится в фольклоре сибирских народов: хантов, манси, татар. Но и там одни и те же моменты могут подаваться по разному. Значительные разногласия существуют и в ученой среде. Так что все в версиях.

По преданиям столица Сибирского ханства Искер утопала в золоте. Оно было повсюду. Кучум, его жены, дети и родственники в красивой жизни себе не отказывали. Ели и пили исключительно из золотой посуды. Дворец хана был богато украшен золотом, серебром, драгоценными камнями. На фоне всей этой роскоши особенно выделялся огромный золотой трон с львиными лапами. Так это было или нет проверить невозможно. Но можно предположить что при налаженных торговых связях с такими богатейшими городами Средней Азии как Бухара, Хива и Ургенч в Сибирское ханство Кучума золотым потоком шли ювелирные изделия восточных мастеров, драгоценные камни, ковры и так далее в обмен на пушнину.

Искер — в переводе «древняя земля». В 1580-е годы здесь были каменные сооружения, минареты, бухарцы все построили. В это же самое время, перевалив Каменный Пояс, на стругах по рекам приходит в Сибирь отряд казаков под началом атамана Ермака общим числом 1560 человек. Казаки берут небольшой городок городок Чинги-Тура на реке Тура и остаются на зимовку. Сейчас это славный город Тюмень. В районе Чинги-Туры казаки взяли очень много добычи, под тяжестью которой струги сильно просели, и тогда атаман приказал просто все просто выбросить. Но казаки поступили по своему, закопав добычу.

Весной следующего года казацкий отряд идет по сибирским рекам дальше. Поход, начавшийся согласно Ремезовской летописи в мае в 9-й день 1581 года сопровождается постоянными нападениями местных князей с дружинами.

Сравнивая между собой несколько архивных источников, можно получить примерную картину событий, происходивших в те дни. Враги по берегу преследовали караван стругов, устраивали засаду в прибрежных тальниках и осыпали казаков стрелами. Первую крупную засаду татары устроили при впадении реки Туры в Тобол недалеко от селения Тархарские юрты. Против казаков объединились шесть мурз. Ермак маневрировал, высаживался на берег и, обратив нападавших в бегство, занимал один юрт за другим. Потери противников были значительными, а в руки казаков попадала большая добыча. По словам летописи, в обстановке непрерывных боев все с собой на стругах Ермак увезти не мог, и поэтому приказал в какой-то момент избавиться от лишнего имущества, то есть часть ценностей закопать в землю. Но где именно?

Известно, что захватив юрт мурзы Варвары, казаки остались там на несколько дней. Нужно было похоронить погибших, залечить раны, отдохнуть перед следующим переходом. К этому времени в казачьем войске осталось 1066 человек из 1560 изначально выступивших в поход. Вдобавок, понимая, что туземцы и далее будут устраивать засады, казаки в эти дни вели интенсивную разведку. Они устанавливали удобные для засад места, и пытались разузнать какими силами обладает противник. В частности разведка установила, что по ходу движения отряда в районе Караульного Яра река сильно сужается. Здесь во владениях есаула Алышая неприятель обязательно приготовит засаду. Реку предполагалось перегородить цепями, чтобы струги сбились в кучу и остановились. После чего, собранное на высоких берегах татарское войско, градом стрел уничтожило бы казачью дружину. Ермак, зная о предстоящем серьезном бое, скорее всего должен был избавиться от лишнего добра и разгрузить струги заранее. Значит сокровища могли быть спрятаны на 30-километровом отрезке от Улуса Варвары до Березового Яра. А может это было сделано еще на стоянке на другой от Варвары стороне Тобола. Там высокий берег и песок, а значит сухо. Место вполне подходящее для устройства хранилища.

Ермак, зная о перегороженном узком месте, остановил свои струги в нескольких километрах выше по течению, на струги по преданию были посажены чучела в одежде казаков. Струг поплыли, а Ермак, высадившись на берег, напал на кучумцев с тыла. Разгром был полный. Ермак пошел дальше. Теперь к встрече с ним стал готовиться сам правитель Сибири Кучум. Решающее сражение между ними произошло 23 октября 1582 года на Чувашском мысу. 107 казаков погибло, несколько сотен ранено. Казаки одержали победу. Причины поражения Кучума простые. Несмотря на то, что численность татар превосходила в 4 раза дружину Ермака. Причина первая. Лучшие силы Кучума — наемники из Средней Азии в эти дни ушли в набег на Пермь. Поэтому большая часть войска состояла из войск остяцких и вогульских князей, то есть из хантов и манси. А они считали власть Кучума, захватившего Сибирь силой, незаконной. И служить ему коренные сибиряки не хотели. В решающий момент остяки (ханты) и вогулы (манси) просто смылись с поля боя. А вторая причина была в том, что у хана были больные глаза. Он терял зрение и сам руководить боем уже не мог, хотя в молодости прославился как талантливый полководец. Кучум передал полномочия своему воеводе. Интересный момент. Лекарственную мазь для глаз доставляли князю из Московии. Накануне похода Ермака в Сибирь уральские казаки разграбили караван в котором были целебные снадобья для Кучума. И он жаловался в письме к Ивану Грозному на его подданных и просил прислать еще мази.

Еще два дня после победы дружина Ермака приходила в себя. Потом дружина подошла к столице Сибирского ханства Искеру, который неожиданно оказался пуст. Хан Кучум, оставшись без войска, отошел к селению Абалак, где проживала его старшая жена, и оттуда продолжал беспокоить казаков, непрерывно устраивая засады. В декабре под Абалаком произошло еще одно сражение даже еще более кровопролитное чем на Чувашском мысу. После этого хан Кучум ушел в Барабинские степи, а Ермак решил поклониться Сибирью Ивану Грозному и отправил в Москву посольство с дарами.

Многие задавались вопросом — ну и где сокровища Искера? Мог ли правитель за 3 дня подготовить свои ценности к эвакуации? Ведь он точно расчитывал на победу в битве с Ермаком. Отправляться в изгнание не собирался. Ряд источников утверждают, что сокровища Кучума так и остались в занятом казаками Искере. Хан и его приближенные спасли только личные драгоценности и какие-то раритеты, например золотой трон.

Город Искер. Катина братьев Арангуловых (Тобольск)

Искер в 20 километрах от современного Тобольска стоял на высоком берегу Иртыша. Холм и теперь остался. Но раньше он уступом врезался в реку. За много лет река этот уступ срезала. А Тобольск был основан казаками 6 лет спустя в 1587 году. Сейчас по всему искерскому холму можно увидеть ямы. Это черные копатели продолжают искать сокровища Кучума. Начали копать еще тогда и кое что по свидетельствам 18 века находили. Но что именно и в каком количестве неизвестно. От города не осталось и следа. Трудно поверить что здесь некогда была столица огромного ханства. Есть данные, что, покидая свою столицу, Кучум бросил по крайней мере часть своих сокровищ на дно глубокого колодца. Из самого колодка есть выход в подземелья холма. Поэтому люди всегда стремились на Искер. Жители окрестных деревень еще в 17 веке искусственно разрушали берег, надеясь что в холме просто пуды золота. Что-то находили.

Первые научные раскопки на Искере проводил в 1881 году Знаменский. Сокровищ экспедиция не обнаружила, но раскопки дали богатый материал о татарском быте 16-18 веков. Колодец к тому времени уже выглядел как провал в земле вокруг которого было множество ям. Окрестное население пристально следило за ходом раскопок. Тобольские губернские ведомости публиковали легенды, основанные на рассказах местных жителей. Якобы раньше этот провал был выложен каменными плитами, но в 80-е годы 18 века крестьяне растащили эти плиты на печи за что и поплатились. «Да видно у татар был зарок наложен. Все перемерли, которые эти плиты то взяли потому как не приведи Господь богатства Кучума искать». Колодец был раскопан только в 1915 году. Экспедиция тобольского историка Василия Пигнатти. Но клад они не нашли. При раскопке наткнулись на лед. Лед обдолбили, а под ним только вязкая глина и ил. В колодец спускали шест в 4 аршина, он уходил до конца не встречая никакого сопротивления. Работы были оставлены и сделано предположение, что это был обычный колодец для питания городка водой. И не входа в гору не имел. Коллекция находок Пигнатти составила 1412 предметов, но это не сокровища. Найден был нагрудный знак с кольчуги Ермака. Большая часть искерийского холма давно обрушилась в Иртыш.

Любители продолжают копать и поныне. После ухода хана Кучума сибирская столица в течение трех лет служила резиденцией для дружины Ермака. Казаки приводили в подданство русскому царю местное население и переодически участвовали в боях и стычках с непокорившимися местными князьками и татарскими мурзами в том числе и с воинами хана Кучума. Последний следил за Ермаком и ждал случая отомстить за поражение. Казаки провели в Искере три трудных года. Помощь из Москвы поступала недостаточно и медленно. Так в одну из зим Искер оказался в осаде, которую устроил с подачи хана Кучума его визирь Карача. Это значит, что у хана в окрестностях Искера была серьезная инфраструктура — базы, откуда он мог нападать и куда его воины уходили на отдых. Эти базы могли быть устроены заранее. Хан, узнав о проникновении на его территорию большого отряда казаков и понимая, что это может быть серьезной угрозой мог подготовиться. У татар был значительный перевес в живой силе, но вооружены они были в основном луками со стрелами, а казаки огнестрельным оружием.

Известно, что на одном островке среди болот Кучум устроил оружейную мастерскую. Будто бы выходцы из Бухары должны были там производить огнестрельное оружие. Место это сохранилось и называется Золотой рог или Алтын-кыр («Золотая земля» в переводе с татарского). Находится он в крестности сел Ахманай и Подъемка недалеко от Тобольска. Там был будто бы построен целый подземный замок — тайная резиденция хана. Может быть там и были сокровища Кучума? Наружу выходила выложенная кирпичом вентиляционная труба, все остальное скрыто под землей. Сюда хан Кучум вывез свои главные сокровища в том числе знаменитый золотой трон и уникальный алмаз размером как говорили с детскую голову. Но найти пока что никому ничего не удалось. Потому что на клад наложено заклятье. Как только к сокровищам приблизится недостойный, он будет тут же убит ударом копыта некоего волшебного коня, охраняющего сокровища. Так гласит легенда. Местные татары говорят, что у кучумова клада есть хранители, знающие эту тайну и передающие ее из поколения в поколение. Они то и пускают исследователей по ложным ветвям чтобы запутать.

Раскопки на Золотом острове не проводились. Поэтому подтвердить или опровергнуть легенду о подземном кучумовом замке невозможно. Единственный подтвержденный факт, это то что огнестрельного оружия у воинов хана Кучума так и не появилось. Значит оружейная мастерская так и не заработала или ее вовсе не было?

Кроме золотого рога было еще несколько мест для укрытия ценностей. Одно из них — Сузгунская сопка. Здесь жила младшая жена хана красавица Сузгэ.

Когда Ермак пришел в Сибирь, он узнал о красоте этой царицы и отправил казаков захватить ее и привезти ему. Дальше данные разнятся. В фольклоре говорится, что Сузгэ прыгнула с высокого берега в Иртыш и утопилась, в поэме Ершова «Сузгэ» говорится, что она заколола себя кинжалом. Но Сузгэ — как бы точка, связующая этих двух непримиримых «друзей» Кучума и Ермака. В известном фильме тоже выстроена любовная линия о русской возлюбленной Ермака, ставшей женой Кучума. Впоследствии сопку снесли, она оказалась на пути железнодорожной линии. Есть такое предание, что когда строили мост через Иртыш, то ковшом экскаватора подняли с глубины старинный сундучок с сокровищами. Подняли его двое рабочих. И один из них после этого очень быстро уехал в Израиль на историческую родину и зажил там очень богато. (Еврей был рабочим? Все равно что оленеводом. Верится с трудом).

Вообще о хане Кучуме сохранилось множество легенд и преданий и песен в татарском фольклоре. Местному языческому населению насаждали мусульманскую веру. Ханты и манси активно сопротивлялись. А татары приняли ислам довольно легко. Что интересно. Если в России Ермак — это национальный герой, а о Кучуме мало кто знает, то сибирские татары с большим уважением относятся к ним обоим и воспринимают их обоих как важную часть истории своего народа. И очень довольны, что в их краях происходили такие яркие исторические события. «Это наша история, наша судьба! История нашего сибирского народа.» — говорят они.

В действительности Ермак и Кучум никогда не встречались. Личность Кучума недостаточно исследована. А он объединил разномастные территории и создал довольно мощное ханство — государство. Но оно не имело собственной монеты и законов. Но была система, объединение. И оно просуществовало 20 лет. Эти две яркие личности проходят через осевое время для Сибири. Причем оба — не сибиряки по рождению. Но оба очень много сделали. После завоеваний Ермака, что главное, прекратились насильственные разбои и набеги кучумовцев причем не только на русских на Урал, но и на малые сибирские народы. Установилась власть.

Кучум, потерпев ряд серьезных поражений жаждал реванша. Люди хана отслеживали все перемещения казаков по сибирским рекам. В одной из таких экспедиций Ермак сделал еще один крупный клад, который не найден до сих пор. Но сопровождалась эта закладка событиями трагическими.

Последний поход Ермака из Искера вверх по Иртышу закончился гибелью атамана. Хотя поначалу все складывалось удачно. Около Бигишевского озера казаки вступили в бой с хозяином этих мест князем Бигишем. Победа осталась за русскими. И Ермак тогда захватил множество богатства, которое до своего возвращения приказал закопать в землю. Отдохнув после боя, казаки вновь погрузились в струги и двинулись в путь.

Бигишево расположено на правом берегу Иртыша. Пройдя по реке казаки причалили к левому берегу, там где в Иртыш впадает река Вагай. Здесь на островке в устье реки Вагай казаки остановились на ночлег. Ночью на них напали. Спал Ермак видимо в полном боевом снаряжении. Когда под градом, осыпавших их стрел, казаки стали забираться на струги, атаман подскользнулся на сходнях и упал в воду и под тяжестью двух кольчуг ушел на дно. В горячке боя этого сразу не заметили, а потом спасать атамана уже было поздно. Казаки вернулись в Искер.

Никаких данных в русских источниках были ли извлечены те клады нет. Мог был он закопан на том самом островке? Татары ведь следили за казаками. И может клад вернулся обратно к Бегишу. Казаки дошли в том походе до устья Ишима. Там селение Ташатхам что в переводе «каменная стрела».

За несколько лет до прихода Ермака в Сибирь на берегу местного озера, которое русские впоследствии прозвали «Кучумова тюрьма», упал метеорит. Упал он в июле месяце в самую жару. И после этого в верховья Иртыша пришли холода, повалил снег. Местные жители прозвали этот камень Повелитель погоды. И возможно, что Ермак хотел этот камень вывезти. Потому что есть описание в летописи, что он находился около камня и по размеру он был с воз багрово-красного цвета. Получается что килограмм 250. С помощью этого камня Ермак возможно предполагал подвести всю Сибирь под руку белого царя. Но в устье Вагая на стругах никаких сокровищ уже не было и самого камня тоже. Хотя в преданиях вагайских рыбаков говорится, что в один год сильно спала вода и они увидели на дне большой кроваво красный камень. Но достать его не могли.

После гибели атамана казаков оставалось уже очень мало и они из Сибири ушли. Но восстановить свою власть хан Кучум так и не сумел. А через два года из Московии пришли новые отряды с новыми воеводами. Был основан город Тобольск в 20 км от Искера. Россия окончательно приросла Сибирью.

Большинство сибирских князей перешло на службу к русскому царю. Даже дети Кучума. И сам хан, который слонялся в разных местах, неоднократно получал такие предложения. Но гордо отвечал, что он вольный человек и вольным умрет. Принцип у него был. Хан пережил Ермака на 14 лет. Умер на Алтае, похоронен в кургане, рядом были зарыты его сокровища. Точное место не известно. Но сибирские клады — это особая тема. Чего здесь только не пропало.

Где-то в Тобольске были спрятаны сокровища петровского вельможи князя Матвея Гагарина, по указанию которого в начале 18 века активно раскапывались скифскиее курганы. Сибирские вельможи сотнями килограммов скупали у копателей сокровища и для себя и для подношений вышестоящим особам. Из таких предметов состоит сибирская коллекция Петра Первого которую преподнес как раз Гагарин. Но большую часть золота он оставил себе. На предложение Петра сдать все, Гагарин ответил отказом за что и был повешен в Петербурге. А сокровища князя остались в Тобольске и не найдены до сих пор.

В ХХ веке в Сибири золото Колчака, сокровища царской семьи, церковная утварь… Кладоискательство в Сибири стало народным хобби. Находят бивни мамонтов, монеты, наонечники стрел… Крупные клады так и остаются в тайне.


В 16 веке Сибирью правил мусульманский «царь» Кучум, как его называли в русских документах того периода. Он установил свою власть на обширных территориях между Иртышом и Тоболом после кровопролитной жестокой войны с «тайбугином» Едигером. Кучум не только отказался платить Ивану Грозному любую дань, но и пошел на захват новых русских территорий. Усмирять дерзкого хана Москве приходилось не раз, но истории Сибирского ханства все же был положен конец.

Мечты о богатом мусульманском царстве и дерзкий ответ Ивану Грозному


В 1555 году хан Кучум выступил с войной против хозяина прилегающих к Иртышу земель Едигера. Молодой честолюбивый воин вознамерился создать в Сибирском крае собственное государство, возглавив подвластные племена из местных. Ему помогал бухарский родственник, видевший в покорении Сибири экономический и политический интерес.

К 1563-му победа окончательно осталась за Кучумом, ставшим племенным повелителем иртышских берегов. Хан Едигер и его брат были убиты в первый же день взятия столицы – Кашлыка. Население новообразованного Сибирского ханства, в основном это были татары и подчиненные им ханты и манси, видели в Кучуме узурпатора. Опорой ему служило пришлое войско из казахских, узбекских и ногайских отрядов. Став влиятельным ханом, Кучум отказался от традиционного при Едигере ясака в пользу Москвы, замахнувшись и на новые русские территории.

Насаждение ислама и мятежи непокорных язычников


Помимо расширения подвластных границ, перед Кучум-ханом стояла задача распространения в ханстве ислама. Этот процесс шел очень непросто, наталкиваясь на сопротивление местных, не считавших Кучума своим законным повелителем. Даже проживающие в ханстве татары-единоверцы не выказывали ему безоговорочной поддержки.

Рядом со своим сибирским дворцом Кучум выстроил мечеть, приказав приближенным как можно скорее принимать мусульманство. Но первые же проповедники, прибывшие во владения Кучума, были безжалостно убиты. Хан жестоко расправился с убийцами своих сподвижников, а тела павших за веру похоронил на княжеском кладбище. С этого момента приведение населения к покорности осуществлялось огнем и мечом.

У таежных аборигенов верования были своими, а шаман был им исконно ближе муллы. Но Кучума это не волновало: особо сопротивляющимся он рубил головы, а остальным делали насильственное обрезание. Несмотря на карательную практику, такой подход то и дело вызывал среди местных мятежи и восстания. Хану даже пришлось обращаться за помощью к бухарским родственникам, присылавшим подкрепления.

Грозный Ермак и первое бегство Кучума


В 1573-м ненасытный хан отправил в Прикамье армию во главе со своим племянником Магметкулом, предприняв попытки расширить свое царство за счет новых русских земель. На этот раз наглость сибирского повелителя не прошла бесследно. Иван Грозный направил на усмирение дерзкого Кучума казаков, возглавляемых легендарным Ермаком.

Казачья дружина из нескольких сотен военных расположилась в укреплении на берегу Камы. Отсиживаться атаман не планировал, понимая, что победить хана можно только атаками. Появление Ермака во владениях Кучума стало неожиданностью. При первом же столкновении татары насторожились. Несмотря на то, что войско Кучума превосходило казацкое по численности, московские гости отличались большим опытом и умением вести «огненные бои». Пищали и пушки моментально рассеивали сотни татар, снаряжение которых было пригодно скорее для войн с соплеменниками.

После серии стычек, заканчивающихся победой казаков, хан Кучум послал на Ермака лучшего воеводу Магметкула, но отступать пришлось и ему. Теперь хан понимал, что на его землях орудует умный, сильный и опытный противник. В начале ноября 1582 года казаки Ермака подобрались к столице кучумского ханства. Основной бой решил принять на себя помнивший свое поражение Магметкул. Но ход боя пошел иначе, и воевода был ранен. В ханском войске разразилась паника, а Кучуму пришлось бежать.

Смерть Ермака и финал истории Сибирского ханства


Уже спустя пару дней после взятия столицы к Ермаку пожаловали первые послы с дарами. Атаман принял все подношение, заверив местных, что отныне их поселение под казацкой защитой. Представители племенной знати приносили присягу государю Московскому с условием выплаты ежегодной подати. Неустанно наблюдавший за событиями Кучум вынашивал план-реванш. Хан в изгнании наносил точечные удары по малочисленным группам казаков, регулярно атаковал и лично Магметкул. Ермак продолжал отражать нападения, подавляя инициативы татарских отрядов.

Однако тактика Кучума постепенно приносила плоды - уничтожая казаков мелкими партиями, он неизбежно сводил возможности оппонента к минимуму. А оперативные подкрепления из Москвы исключались по причине крайней удаленности. Летом 1585-го отряд Кучума напал на ночную стоянку русских. Этот бой стал последним для Ермака, то ли утонувшего в Иртыше под тяжестью доспехов, то ли убитого в схватке с противником.

После смерти славного атамана в Сибирь прибывали опытные воеводы Сукин, Мясной, Чулков, Елецкий. Перед последним походом русских на непокорного Кучума, Москва направила ему грамоты с предложениями мира и царского подданства. Но хан оценивал свою свободу выше и на все компромиссные вопросы ответил отказом. Тогда русские пошли в решительное наступление.

В августе 1598-го отряд Андрея Воейкова разбил многосотенный отряд кучумовцев. Были убиты брат и внуки хана, а пятеро его сыновей взяты в плен. Самому же Кучуму вновь удалось бежать с группой из 50 воинов. Ему сделали очередное предложение вступить на службу царю. Ответ был прежним. Бывший правитель Сибирского ханства, неизменно уходящий от московского преследования, закончил свою жизнь насильственной смертью где-то на территории современного Казахстана. Некоторые источники утверждают, что с ним расправились его же родственники. А с его смертью закончилась и история Сибирского ханства.

Позже настал черед другого, очень грозного и сильного ханства, которое представляло серьезную угрозу для Москвы вплоть до конца 16 века -

ГИБЕЛЬ КУЧУМА

Множество песен и преданий сложил о Ермаке народ. Едва ли не самым удивительным было то, что память о нем хранили и русские люди, и местные сибирские племена. Собираясь на праздник, обитатели глухих деревень пели о Ермаке русские и татарские песни. Одни при этом плакали, другие смеялись. Так было три века спустя после гибели славного атамана.

Коренные жители Сибири явились первыми творцами легенды о Ермаке. Через неделю после гибели атамана, гласит предание, некий рыбак-татарин заметил в Иртыше мертвое тело. Вытянув его на берег, рыбак по доспеху увидел, что это не простой казак. Он поспешил в деревню и вернулся на берег с толпой.

В калмыцких степях акыны пели о том, как утоп Ермак, как был «обретен и стрелян и кровь течаше» и сколько «от пансырей (его) и от платья чудес было», как похоронили его татары и «смертной завет положиша, что про него русакам не вещати».

Семен Ремезов знал от отца калмыцкие предания. В своей «Истории» он дополнил их множеством подробностей. Пробыв в воде две недели и еще шесть недель на суше, тело Ермака будто бы источало живую кровь и оставалось нетленным. Птицы кружились над ним, но не смели клевать.

Мурза Кайдаул Баисетов, опознав Ермака, велел положить тело на помост (лабаз) и стал созывать татар из всех поселений. Каждый вновь прибывший поражал мертвое тело стрелой.

Среди сибирских племен преобладал шаман. Своих жрецов-шаманов соплеменники погребали над землей на лабазе. Такой способ погребения считался почетным.

Ермака поначалу оставили лежать на лабазе. Но потом атаман будто бы стал являться в видениях «бусурманам», и те настояли на его погребении. Местом погребения было выбрано Баишево кладбище. То было место захоронения некоторых из мусульманских шейхов, павших в дни «священных» войн ислама на берегах Иртыша. Над шейхами высились небольшие погребальные сооружения - мавзолеи. Ермака закопали под кудрявой березой.

В память о доблестном враге татары будто бы устроили богатую тризну. Вскоре по степям разнеслись слухи о чудесах, творившихся на могиле героя. Семен Ремезов записал толки, подслушанные им в татарских улусах. «Бе же видитца бусурманоми до днесь, - писал историк, - во вселенские суботы столп до небеси, а по простым свеща велия». Огни на могиле видели, впрочем, одни мусульмане, тогда как православным ничего не открывалось.

Чем больше проходило времени, тем больше легенд слагали о Ермаке. Калмыцкий тайша Аблай поведал Ремезовустаршему, что в детстве его исцелила щепотка земли с могилы Ермака. С тех пор Аблай, отправляясь на войну, брал с собой землю со священной могилы и побеждал. Если же земли с ним не было, он терпел неудачу.

Мусульманское духовенство относилось с неодобрением к народным песням и преданиям, прославлявшим атамана. Но все попытки заглушить молву о Ермаке ни к чему не привели.

Кучум был последним, кто прибыл на берег Иртыша, чтобы посмотреть на своего грозного противника. Его сопровождали знатные мурзы.

Кучуму не удалось вернуться в Кашлык, где утвердился его соперник Сеид-хан. Даже когда тот попал в плен, это не принесло выгоды престарелому хану. Русские воеводы объявили, что царь возьмет на службу всех татар, которые того пожелают. Новым царским слугам назначали денежное и хлебное жалованье.

Призывы воевод возымели действие. Многим татарам надоело скакать по степи за Кучумом, и они потянулись в родные улусы под Кашлык. В числе других к русским отъехал мурза Кайдаул, которому по разделу достался доспех Ермака.

Сфера власти Кучума стремительно сужалась. Волости, располагавшиеся в Прииртышье к югу от Тобольска на расстоянии пятнадцати дней пути по реке, признали власть русского царя и стали платить воеводам ясак в половинном окладе. Другую половину ясака местные князьки и есаулы продолжали давать Кучуму, «блюдяся от него войны».

Теснимый со всех сторон, Кучум послал в Москву грамоту. Он настойчиво просил отпустить к нему пленного Маметкула. Одновременно хан просил царя Федора пожаловать его сибирским юртом «под царскою высокою рукою». В Москве не придали значения миролюбивым заявлениям Кучума. Там не забыли, как хан, будучи царским вассалом, велел однажды убить русского посла и вероломно напал на Пермский край. Маметкул справедливо считался лучшим военачальником Сибирского ханства. Не потому ли Кучум старался вызволить его, что замышлял новую войну?

Выстроив сеть укреплений на Оби и Нижнем Иртыше, русские двинулись в южные пределы Сибирского царства. Воевода князь Андрей Елецкий получил приказ пройти по Иртышу до устья реки Тары и выстроить там крепость. Царская рать насчитывала более полутора тысяч ратных людей. Среди них было 550 сибирских татар и 400 башкир и татар из Уфы, Казани и Свияжска.

Елецкий не скупился на мирные жесты по отношению к Кучуму. Он должен был усыпить бдительность хана, «приказывать гладко и его оплашивать, покаместь город укрепится».

Мирные заверения сторон были не более чем хитростью. Андрей Елецкий имел тайный наказ разгромить Кучума, если представится возможным захватить его врасплох. В свою очередь, Кучум искал повсюду союзников для войны с «белым царем». Он не раз обращался к правителю Бухары Абдуллах-хану с просьбой о помощи. Но бухарский правитель был занят борьбой за Хорезм и не мог прислать ему подкрепления.

Кучум заключил договор с нарымским князем Воней, стоявшим во главе Пегой орды. Воня копил силы для нападения на Сургут, и Кучум прикочевал поближе к его владениям, чтобы сообща напасть на русских. Но их воинственным планам не суждено было осуществиться.

Кучум мог рассчитывать на поддержку ногайских мурз, пока между ними не возник спор из-за земель. Одним из самых больших улусов на Иртыше владел ногаец Авлия Мурзин. Кучум послал сына-царевича Алея, и тот «отвел» людей от мурзы. Тогда Авлия пожаловался правителю Бухары. Абдуллах-хан потребовал, чтобы Кучум немедленно вернул улус ногайскому мурзе и учинил его «меньшим братом» для совместной войны с русскими.

В Москве оценили весть о раздоре Кучума с ногайцами. Царь Федор упомянул об этом в одной из своих грамот к хану. «…ногайские улусы, - писали дьяки, - Тайбугин юрт, которые кочевали вместе с тобою, от тебя отстали, на которых была тебе большая надежда». Знать из рода Тайбуги издавна пользовалась исключительным влиянием в Сибирском «царстве».

Война с Калмыцкой ордой окончательно осложнила положение Кучума. По русским данным, после одного неудачного боя ханскую ставку покинули двое царевичей и 300 татар, а «иные пошли в Бухары и в Нагаи и в Казахскую орду».

Некоторые из приближенных Кучума перешли на сторону русских. Владелец крупного улуса Чин-мурза, сын Ильмурзы Исупова, перешел на царскую службу. Выехала в Москву мать царевича Маметкула.

Зная о трудном положении Кучума, правитель Борис Годунов предпринял новую попытку привлечь его самого на русскую службу и таким путем положить конец войне в Сибири. Находившийся в русском плену царевич Абдул-Хаир написал грамоту отцу, предлагая ему «покрыть свои вины» и отдаться под покровительство царя. Абдул-Хаир советовал Кучуму показать свою добрую волю, прислав в Москву одного из своих сыновей.

Не получив ответа, московские власти в 1597 году предприняли новый демарш. Абдул-Хаир, на этот раз вместе с Маметкулом, направил новое письмо Кучуму, где сообщалось, что они несут в Москве службу и получили в удел города и волости. От имени царя Федора Маметкул и АбдулХаир предлагали Кучуму две возможности: либо он приедет в Москву и получит щедрые земельные владения - города и волости, либо царь вновь «учинит» его на Сибирском «царстве» под своей высокой рукой. В Москве была составлена от имени царя Федора «опасная» грамота Кучуму, гарантировавшая ему безопасный проезд и царскую милость.

Однако обещания царских милостей не прельщали Кучума. Сын степей, он слишком высоко ценил волю. Свое последнее письмо воеводам Кучум адресовал так: «От вольного человека, от царя боярам поклон!» Хан желал узнать у воевод, нет ли указа насчет него от царя из Москвы. Он явно ничего не знал о царской «опасной» грамоте и добивался некоторых практических уступок. «Прошу у великого князя у белого царя, - писал он, - Иртышского берегу, да и у вас, у воевод, бью челом, того же прошу».

В последние годы жизни Кучума мучительно преследовали мысли о поражениях, покончивших с его счастливым царствованием. Он не раз вспоминал Ермака. И в своем последнем письме Кучум упомянул его имя. «А от Ермакова приходу и по ся места пытался есмя встречно стояти, - сокрушенно признавал он, - а Сибирь не яз отдал, сами естя взяли; и ныне попытаем миритца, либо будет на конец лутче».

Кучума удручали старческие немочи. Он стал слепнуть и пытался помочь беде, выписав снадобье для глаз из Бухары. Однако бухарский посольский караван попал в руки к русским, и хан смиренно просил воевод вернуть ему конский вьюк из захваченной «рухляди». «Очи у меня больны, - писал старец, - и с теми послы были зелия, да роспись тем зельям…»

Кучум пытался убедить воевод в своем миролюбии. Но он отказывался послать в Москву сына, что подрывало доверие к его словам.

В 1597 году Кучум собрал ясак с нескольких тарских волостей. Вскоре прошел слух, будто он готовит набег на Тару.

В августе 1598 года помощник тарского воеводы Андрей Воейков отправился в Барабинские степи, чтобы отыскать Кучума и разгромить его. При воеводе находились голова Черкас Александров, ратные люди, казаки, служилые татары, всего 400 человек. Ермаковский атаман возглавил поиск в двух «волостях», только что «отведенных» от Кучума. Захваченные им «языки» показали, что хан кочует на Черных водах и при нем находятся «в собранье» 500 татар да еще 50 бухарских торговых людей. Захваченные в плен татары подтвердили, что Кучум откочевал на Обь и собирает отовсюду людей, чтобы идти войной на Тарский городок.

Вести встревожили воеводу. В двух днях пути от кочевий Кучума было замечено сосредоточение воинов-калмыков - пять тысяч человек. Намерения их оставались неизвестными.

Воейков решил не терять времени. Ратные люди шли днем и ночью. Наконец на рассвете 20 августа они приблизились к ставке Кучума. Побоище началось на заре и закончилось в полдень. Несмотря на то, что при Кучуме было 500 воинов, тогда как у воеводы лишь 400, татары потерпели сокрушительное поражение. В бою погибли брат и двое внуков Кучума, шесть князей, 15 мурз и «аталыков», 150 человек ханской гвардии. Около 150 татар погибли при отступлении. В плен к русским попали пять младших сыновей Кучума, восемь цариц из его гарема, пять высших сановников и 50 отборных воинов.

Кучума не было ни среди убитых, ни среди пленных. Одни говорили, что хан «в Оби реке утоп», другие - будто «Кучум в судне утек за Обь реку».

Действительно, хан в разгар боя бежал в небольшой лодке. Воейков пытался настигнуть беглецов, для чего наскоро соорудил плоты. «Плавал я, - писал воевода в Москву, - на плотах по Оби и за Обью рекою, по лесам искал Кучума и нигде не нашел».

Кучум вновь ускользнул от погони. Вскоре к нему «прибежали» трое старших сыновей и 30 воинов.

Выждав время, хан вернулся на место битвы и в течение двух дней хоронил убитых, а потом послал гонца к мурзе Кожбахтыю в соседнюю волость, прося лошадей и платье, «чем бы ему мочно поднятца». Мурза прислал ему коня и шубу, а затем сам прибыл к Оби и предложил Кучуму свидеться. Хан не стал дожидаться мурзу и ночью бежал прочь.

С наступлением осени 1598 года тарские воеводы вновь предложили Кучуму поступить на государеву службу, обещая вернуть жен и детей и пожаловать «царским жалованьем». При Кучуме не осталось ни одного писца, и он передал ответ воеводам на словах: «…не поехал деи я к государю по государеве грамоте, своею волею, в кою деи пору я был совсем цел, а за саблею деи мне к государю ехать не по что, а нынеча деи я стал глух, и слеп, и безо всякого живота».

Кучум нисколько не сгущал краски, описывая свое бедственное положение. Он почти ослеп и оглох. Его покинули все, и бывший властитель метался по степи, не доверяя даже своим слугам. Любой мурза мог захватить его и выдать недругам.

Старшие сыновья давно отделились от отца, соседство с которым становилось все более опасным. Кучум смирился со своей участью, но часто сетовал о пленении своего кормильца («промышленника»), тридцатилетнего царевича Асманака: «Хотя бы деи у меня всех сыновей поимали, а один бы деи у меня остался Асманак и яз бы деи об нем ещо прожил, а нынеча деи я иду в Нагаи, а сына деи своего (Каная. - Р. С.) посылаю в Бухары».

Канай поддерживал отца до последней минуты, не желая покидать его. Но Кучум пожалел сына и отослал его в Бухару, где доживала свои последние годы мать царевича.

Бывший властитель Сибири держался в Барабинских степях, пока находил поддержку у ногайских мурз и при дворе бухарского правителя. Когда же он лишился войска и всего имущества, от него отвернулись и ногайцы, и покровители из Бухары. Гибель Кучума стала неизбежной.

С тех пор как кибитки царевича Каная скрылись за Обью, следы Кучума затерялись в степях. Прошел слух, будто хан пытался отбить стада у калмыков, но был настигнут ими и разбит. Окончательно лишившись всего, Кучум бежал в ногайские кочевья и был там убит.

Царевич Канай иначе излагал историю гибели своего отца. Канаю не довелось найти прибежище в Бухаре, и его переполняло негодование на интриги бухарского правителя. Царевич считал, что калмыки были лишь орудием в руках бухарцев, а ногайцы явились такими же жертвами последних, как и сам Кучум. По словам Каная, бухарцы, заманив его отца «в колмаки, оманом убили», и, кроме того, «у них в бухарех многих нагайских мурз, заманив оманом, побили».

С гибелью хана Кучума Сибирское «царство» прекратило свое существование.

После смерти Ермака молва о взятии Сибири разошлась по всей Руси. В казачьей среде в Сибири родились первые песни об удалом атамане. Одни ермаковцы вернулись в родные станицы на Волгу, Дон, Яик и Терек. Другие, продолжая дело Ермака, ушли далеко на восток к неведомому океану. Но куда бы они ни шли, они несли с собой давние «сказы».

В песнях Кирши Данилова Ермак приобрел черты былинного богатыря. Как некогда Илья Муромец сражался с враждебной Руси степной стихией, так и Ермак бьется и побеждает «царя татарского» и всю его силу.

Вольные казаки явились пионерами в освоении новых земель. Опережая правительственную колонизацию, они освоили «дикое поле» в Нижнем Поволжье, на Тереке, Яике и Дону. Поход Ермака в Сибирь был прямым продолжением этого движения. То, что первыми русскими поселенцами здесь стали вольные люди, оказало влияние на исторические судьбы Сибири. Преобладание народной колонизации привело к тому, что дворянское землевладение и крепостное право никогда не утвердились на сибирской окраине.

Казаки Ермака сделали первый шаг. Следом за ними на восток двинулись крестьяне, промышленники-звероловы, служилые люди. В борьбе с суровой природой они отвоевывали у тайги землю, основывали поселения и закладывали очаги земледельческой культуры.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Бабочка автора Шаррьер Анри

Гибель Карбонери Моего друга Матье Карбонери убили вчера ударом ножа в сердце. Это подлое убийство совершилось в тот момент, когда Матье находился в душевой, и лицо его было покрыто мыльной пеной. Убил его армянин, сутенер.С разрешения коменданта я участвовал в церемонии

Из книги Я - «Берёза», как слышите меня?.. автора Тимофеева-Егорова Анна Александровна

Гибель командира Уже позади Полесье. Наша армия идет освобождать многострадальный польский народ. Под крылом проносятся поля с узкими полосками неубранной ржи, от хутора к хутору - дороги серпантином.Попадаются деревушки с крышами, покрытыми дранкой, костелы,

Из книги Великое Предательство. Казачество во Второй мировой войне автора Науменко Вячеслав Григорьевич

Гибель Е. В. Тарусского Тарусский - псевдоним журналиста и писателя Рышкова, сына известного в России драматурга Виктора Рышкова. Здесь приведен отрывок из статьи В. Орехова в журнале «Часовой» № 275/6.<…> Мы встретились с Евгением Викторовичем Тарусским в Италии в

Из книги «Гнуснейшие из гнусных». Записки адъютанта генерала Андерса автора Климковский Ежи

ГИБЕЛЬ СИКОРСКОГО После отдыха в Ливане Сикорский полетел в Каир, откуда должен был направиться уже в Лондон. В основном все было сделано и урегулировано. Только вопрос об Андерсе не был решен со всей ясностью и определенностью. Предстояла реорганизация командования

Из книги Сербский закат автора Поликарпов Михаил Аркадьевич

Гибель командира Смерти двух командиров - Михаила Трофимова и Александра Шкрабова разделяет практически ровно год.Русские добровольцы выбрали себе путь воина. А путь воина - это смерть. Петр Малышев, русский доброволец-ветеран, в этот момент находившийся в России, 4

Из книги Горький автора Басинский Павел Валерьевич

Переход и гибель «Человек - это переход и гибель», - говорил Заратустра Ницше, имея в виду, что человек есть «мост», протянутый природой между животным и сверхчеловеком. С этой «истиной» молодой Пешков познакомился еще до того, как стал Горьким.Но прежде - некоторые

Из книги Люди без имени автора Золотарев Леонид Михайлович

22. Гибель товарища Завод еще не работал. Шахта ежедневно поставляла сотни тонн высококачественной руды с большим процентом содержания никеля. Встречался и самородный никель. Руду сгружали во дворе завода. Территория завода со всеми пристройками огорожена сеточным

Из книги Но пасаран автора Кармен Роман Лазаревич

Гибель Дуррути В военном министерстве я встретил Хаджи. Он временно состоит военным советником у Дуррути - вожака испанских анархистов. Хаджи рассказал: бригада Дуррути недавно пришла из Каталонии. Анархисты подняли по этому поводу невероятную шумиху. Они идут спасать

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Гибель Зои В последнее время письма от Зои были очень грустные, я чувствовала, что все мужество ее покинуло, что все настоящее и будущее ей кажется беспросветным. В одном из них она написала мне: «Только что я окончила читать Достоевского „Преступление и наказание“,

Из книги Леонид Кучма [Настоящая биография второго Президента Украины] автора Корж Геннадий

Гибель Марии Возвращались мы обратно из Красноуральска в разгар лета не через Пермь, а через Свердловск. Наши проездные билеты были настолько гибкие, что позволяли нам пользоваться ими так, как нам было удобно. День мы провели в Свердловске, в походах по музеям, посетили

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Гибель Чорновила С президентскими выборами 1999 года связана еще одна таинственная история - история смерти лидера Руха Вячеслава Чорновила. У Вячеслава Максимовича тогда были все шансы составить серьезнейшую конкуренцию Леониду Кучме. Но он трагически погиб в

Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай Константинович

Гибель, притянутая за уши Телеграмму я прочел, когда рабочий день уже кончился, впереди был бесконечный уикенд. Читатель может себе представить, как долго тянулось время от пятницы до понедельника, до того нераннего часа, когда работники журнала приступают к своим

Из книги Пушкинский том [сборник] автора Битов Андрей

Еще гибель Ранней весной 1907 года мы с Еленой Ивановной поехали в Финляндию искать дачу на лето. Выехали еще в холодный день, в шубах, но в Выборге потеплело, хотя еще ездили на санях. Наняли угрюмого финна на рыженькой лошадке и весело поехали куда-то за город по данному

Из книги Павел Мочалов автора Соболев Юрий Васильевич

IV. Гибель пушкиниста «Prologue Я посетил твою могилу – но там тесно; les morts m’en distrait – теперь иду на поклонение в Ц.<арское> С.<ело> и в Баб<олово>.Ц.<арское> С.<ело>!.. (Gray) les jeux du Lyc?e, nos lecons… Delvig et Kuchel, la po?sie – Баб<олово>».С этого бы следовало

Из книги Леонид Быков. Аты-баты… автора Тендора Наталья Ярославовна

Из книги автора

Гибель Ты ушел туда, откуда не приходят - Так близка была тебе чужая боль… В нашем равнодушном хороводе Ты избрал последнюю гастроль… Из передачи Леонида Филатова «Чтобы помнили…» Чтобы понять, почему погиб Леонид Быков, надо знать, как он жил, – считала его дочь и