Контрольная работа Роль информатизации в развитии общества. Сущность информационного общества

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.Т. КАЛАШНИКОВА»

ФАКУЛЬТЕТ «ИВТ»

КАФЕДРА «ИНФОРМАТИКА»

«Информационное общество»

Проверил Князева Н.Н

Выполнил студент гр. Б01-711-2зт Ананьев А.И

Ижевск 2014

Информационное общество

Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией, и, наконец, информацией. В первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществах (в основе существования которых лежало ремесло) деятельность общества в целом и каждого человека в отдельности была направлена, в первую очередь, на овладение веществом.

На заре цивилизации (десятки тысяч лет до н. э.) люди научились изготавливать простые орудия труда и охоты (каменный топор, стрелы и т. д.), в античности появились первые механизмы (рычаг и др.) и средства передвижения (колесницы, корабли), в средние века были изобретены первые сложные орудия труда и механизмы (ткацкий станок, часы).

Овладение энергией находилось в этот период на начальной ступени, в качестве источников энергии использовались солнце, вода, огонь, ветер и мускульная сила человека.

С самого начала человеческой истории возникла потребность передачи и хранения информации. Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем человеческая речь. Для хранения информации стали использоваться наскальные рисунки, а в IV тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители информации (шумерские глиняные таблички и египетские папирусы). История создания устройств для обработки числовой информации начинается также еще в древности - с абака (счетной доски, являющейся прообразом счетов).

ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

1. Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

2. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

3. Информация же является продуктом деятельности современного человека.

4. Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

5. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

6. Безопасность информационного общества, информации.

7. Защита интеллектуальной собственности.

8. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

9. Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.


Первой попыткой автоматизированной обработки информации стало создание Чарльзом Бэббиджем в середине XIX века механической цифровой Аналитической машины. Однако лишь с середины XX века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации (ЭВМ, а затем персонального компьютера), начался постепенный переход от индустриального общества к информационному.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно и оптимально строить любую деятельность. Важно не только произвести большое количество продукции, но сделать нужную продукцию в определенное время и с определенными затратами. В информационном обществе повышается не только качество потребления, но и качество производства, человек, использующий информационные технологии, имеет лучшие условия труда, а труд становится творческим и интеллектуальным.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

· все большее влияние на общество средств массовой информации;

· информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;

· существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

· многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

· существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

В качестве критериев развитости информационного общества можно выбрать три: наличие компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и количество населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные и коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности.

Компьютерные сети. В настоящее время существенной тенденцией в информатизации общества является переход от использования компьютеров в автономном режиме к работе в информационных сетях.

Информационные сети создают реальную возможность быстрого и удобного доступа пользователя ко всей информации, накопленной человечеством за свою историю. Электронная почта и телеконференции, поиск информации во Всемирной паутине и в файловых архивах, интерактивное общение, прослушивание радиостанций и просмотр телевизионных программ, покупки в Интернет-магазинах стали повседневной практикой многих пользователей компьютеров в развитых странах.

Развитие глобальных компьютерных сетей началось в 80-е годы XX века. В 1981 году в сети Интернет насчитывалось лишь 213 компьютеров, к концу 80-х годов прошлого века количество подключенных к сети компьютеров возросло до 150 тысяч, наиболее быстрый рост происходил за последнее десятилетие, и к началу 2005 года их количество превысило 300 миллионов

По количеству имеющихся серверов Интернета можно судить о степени информатизации отдельных стран. Наибольшее количество серверов зарегистрировано в доменах административного типа (около 206 миллионов серверов), значительная часть которых зарегистрирована в США, на втором месте, с большим отставанием, находится Япония (19 миллионов серверов), Россия занимает в этом списке 22-е место (около 1,2 миллионов серверов)

Количество постоянных пользователей ресурсов и услуг Интернета во всех странах мира составляет примерно один миллиард человек. В России количество пользователей растет быстрыми темпами и в 2005 году составляло примерно 18 миллионов человек.

Население, занятое в информационной сфере. По данным ООН, в 90-е годы XX века количество работников, занятых в информационной сфере (для которых обработка информации является основной производственной функцией), возросло примерно на 25%, тогда как количество занятых в сельском хозяйстве и промышленности сократилось, соответственно, на 10 и 15%.

Компьютеры и информационные технологии интенсивно проникают и в сферу материального производства. Инженер, фермер, специалисты других традиционных профессий все чаще имеют на своем рабочем месте компьютер и используют информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.

С развитием коммуникационных технологий и мобильной связи все большее количество людей осуществляют свою производственную деятельность дистанционно, т. е. работая дома, а не в офисе (в США более 10 миллионов человек). Все большее распространение получает дистанционное образование и поиск работы через Интернет. В 2000 году оборот мирового рынка информационных и коммуникационных технологий составил около 1 триллиона долларов. При этом на закупку аппаратных средств было потрачено менее половины этой суммы, большая часть была вложена в разработку программного обеспечения, проектирование компьютерных сетей и т. д.

Подробное решение Параграф обобщение по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Вишневский М.И. 2010

1. Дайте определение понятий: геополитика, национальная безопасность, глобальные проблемы, информационное общество, глобализация.

Геополитика – теория, анализирующая зависимость политики государства от географических факторов (климат, природные ресурсы, территория, население и др.), или учение о географической обусловленности политических явлений.

Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Глобальные проблемы – совокупность жизненно важных проблем планетарного характера, для решения которых необходимо объединение усилий всех государств, а их нерешенность представляет реальную угрозу для будущего человечества.

Информационное общество – такое общество, в котором информация признается наиболее значимым ресурсом, производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, информационные и телекоммуникационные технологии становятся базовыми, а информационная среда, наряду с социальной и экологической, – важнейшей средой обитания человека.

Глобализация - процесс всестороннего сближения всех стран мира в единую глобальную систему технологических, финансовых, экономических, социально-политических и культурных связей на основе новейших средств информатики и телекоммуникаций.

2. Раскройте сущность понятий: национально-государственные интересы белорусского государства, национальные экономические интересы белорусского государства, экологическая безопасность, информационная безопасность, технологический уклад, антиглобализм.

Национально-государственные интересы белорусского государства – официально выраженные или осознанные потребности страны, направленные на обеспечение благоприятных условий для ее развития.

Национальные экономические интересы белорусского государства – это интересы, связанные с устойчивым экономическим развитием и высокой конкурентоспособностью белорусской экономики.

Экологическая безопасность – это состояние, при котором не нарушается экологическая комфортность жизни, реализуется способность противостоять угрозам жизни, здоровью всех живых существ, человеку, включая ее благополучия, права на безопасную с среду жизни, на источники жизнеобеспечения, природные ресурсы.

Информационная безопасность – это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

Технологический уклад – один из терминов теории научно-технического прогресса. Означает совокупность сопряжённых производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно.

Антиглобализм – общественное и политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО).

3. В чём проявляется многообразие современного мира? Чем оно обусловлено?

На планете Земля живут более 6 млрд человек, представляющих три основных (экваториальная, монголоидная и европеоидная) и несколько переходных расовых групп, сплоченных в более чем 1000 этносов, говорящих на разных языках, количество которых не поддается точному подсчету (от двух до трех тысяч) и которые подразделяются на 23 языковых семьи; в современном мире существует более 2000 независимых государств, самостоятельно проводящих внутреннюю и внешнюю политику, имеющих разнообразные формы правления и территориального устройства; эти государства различаются по уровню экономического развития и уровню жизни людей. Наряду со странами, обладающими высокоразвитой экономической структурой и обеспечивающими высокий уровень доходов граждан, существуют десятки государств, сохраняющих примитивную хозяйственную систему и низкий уровень жизни; многообразен религиозный облик современного мира. Основная часть человечества придерживается одной из мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Другие исповедуют индуизм, иудаизм, даосизм, конфуцианство, местные традиционные верования. Многие придерживаются атеистических убеждений; велико многообразие культур, национальных и местных традиций, образов жизни и стилей поведения. Многообразие современного мира объясняется различием природных и климатических условий, определяющих своеобразие отношений конкретного общества и природного мира; спецификой исторического пути, пройденного народами и государствами; разнообразием внешних влияний; множеством закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному истолкованию. Учёные предлагают различные подходы к типологии современного мира, выделению в нем сходных общностей. Наиболее распространенным является выделение в современном мире двух общественных типов: традиционного и так называемого «западного».

4. Охарактеризуйте:

а) геополитическое положение Республики Беларусь;

б) место и роль Республики Беларусь в системе современных международных отношений;

в) позицию Республики Беларусь в отношении процессов глобализации;

г) место и роль Беларуси в цивилизационном процесс.

а) Беларусь находится в очень выгодном географическом положении: она находится в центре Европы. Так, она связывает Россию и Европу, а также через Беларусь проходят пути в Европу. Отсутствие выхода к морю, компенсируется таможенными пошлинами.

б) РБ занимает важную роль в системе современных международных отношений. Она состоит в ООН и по инициативе белорусов было проведено добровольное разоружение стран от ядерного оружия. Среди межгосударственных объединений, в которые входит наша страна, значимая роль принадлежит СНГ и Союзу Республики Беларусь и Российской Федерации. Беларусь наряду с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном входит в состав Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), образованного 10 декабря 2000 года. Большое значение в современном мире играют военно-политические союзы. В 1949 г. была создана НАТО – Организация Североатлантического договора. В настоящее время НАТО включает 28 государств (по данным на 2009 г.). Республика Беларусь взаимодействует с НАТО в рамках Совета Евроатлантического партнерства (СЕАП) и программы «Партнерство ради мира» (ПРМ).

в) Глобализация не обошла стороной нашу страну. Инновации развитых стран стремительно проникают к нам и по сей день. Взаимоподдержка стран, и взаимовыручка обеспечивают длительные партнёрские отношения.

г) Беларусь занимает одну из главных ролей в цивилизационном процессе. У нас есть свой язык, своя территория, законодательство - все признаки цивилизации. Мы можем считать себя миницивилизацией.

5. Назовите глобальные проблемы современности. Охарактеризуйте их причины, проявления, последствия, возможные пути решения.

Типы глобальных проблем. Обычно выделяют следующие глобальные проблемы: Проблемы взаимоотношений между различными социальными общностями. К ним относятся проблемы разоружения и предотвращения ядерной войны, преодоления отсталости, конфликтов между развитыми и развивающимися странами, а также внутри стран, не только бедных, но и самых богатых, где нередко возникает враждебное отношение к иммигрантам. Проблемы взаимоотношений между человеком и обществом, культурой. Это демографическая, культурная, образовательная, информационная проблемы, а также проблемы научно-технического прогресса, здравоохранения, предотвращения опасных болезней. Интенсификация контактов между людьми резко ускоряет распространение очень опасных инфекционных заболеваний.

Неблагоприятные экологические условия порождают новые, ранее почти не известные заболевания и обостряют течение некоторых прежде малоопасных болезней. Растущие темпы производства нового знания приводят к стремительному «устареванию» ранее полученного образования и необходимости постоянного доучивания и переучивания. Доступность невообразимо огромных потоков различных сообщений порождают проблему различения достоверных сведений и откровенной чепухи, даже дезинформации. Человеку все труднее становится ориентироваться в этих информационных потоках и отбирать действительно нужное для дела. Расшатываются также нравственные ценности, культурные устои жизни. Проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Таковы энерго-сырьевая, продовольственная проблемы, освоение Мирового океана, космоса, зоны «вечной мерзлоты и, может быть, самая острая проблема – экологическая. Экологическая проблема. Во второй половине XX века человечество осознало риск уничтожения цивилизации вследствие неконтролируемого воздействия человека на природную среду. Экологический кризис проявляется в деградации окружающей среды из-за безоглядной хозяйственной активности людей. Следствием этого являются растущая угроза человеческому здоровью, загрязнение окружающей среды токсическими отходами производства и жизнедеятельности людей.

Глобальные экологические проблемы возникают вследствие двух причин: 1) природные процессы (цунами, ураганы, наводнения, смерчи и др.); 2) антропогенное воздействие и нерациональное природопользование (парниковый эффект, «озоновые дыры», изменение состава атмосферы и др.).

В настоящее время фиксируются:

1) Глобальное изменение климата, в том числе повышение средней температуры атмосферы. Это грозит нарушением устоявшегося механизма циркуляции вод Мирового океана и круговорота воды в природе. По некоторым расчетам, вследствие глобального потепления климата к 2100 году уровень океана может подняться на 4 метра, и под водой окажутся многие островные государства и большая часть таких городов, как Санкт-Петербург, Амстердам, Шанхай, Нью-Орлеан и др.

2) Изменение состава атмосферы – падение процентного содержания кислорода и увеличение доли углекислого, угарного, сернистого газов и других загрязнителей. Это приводит к кислотным дождям, росту кислотности водоемов и почв, «парниковому эффекту». «Парниковый эффект» – повышение температуры в нижних слоях атмосферы из-за выбросов газов, которые свободно пропускают солнечную радиацию к Земле, но затрудняют возврат теплового излучения в верхние слои атмосферы. Перегрев планеты приводит к наводнениям, засухе, неблагоприятным изменениям в природных экосистемах.

3) Истощение озонового слоя, задерживающего опасное для здоровья людей космическое излучение, в том числе ультрафиолетовую радиацию. Основная причина разрушения озонового слоя и появления так называемых «озоновых дыр» –массовое применение в промышленности и быту озоноразрушающего вещества.

4) Уничтожение природных ресурсов планеты и загрязнение их несвойственными природе веществами, а также превышение предельно допустимых норм выброса обычных веществ. Нерациональная сельскохозяйственная деятельность, в частности избыточное использование минеральных удобрений, содержащих большое количество кислотообразующих оксидов серы и азота, приводит к нарушению природных экосистем, истощению почвенных покровов, уменьшению запасов пресной воды, нарушению природного ландшафта. Гибель лесов в результате неумеренной вырубки, а также вследствие загрязнения окружающей среды способствует тому, что атмосфера ежегодно не получает до 15 млрд. т. кислорода. Интенсивные вырубки лесных массивов в бассейне Амазонки, в Индонезии, тропическом поясе Земли грозят окончательно лишить планету ее «зеленых легких». В настоящее время леса нашей планеты исчезают со скоростью 6 млн. га. в год.

Уменьшаются запасы невозобновимых ресурсов, таких как нефть, уголь. Происходит оскудение Мирового океана вследствие его загрязнения и неумелого пользования его ресурсами. В настоящее время от 2 до 4% поверхности Тихого и Атлантического океанов покрыты нефтяной пленкой, из-за чего их биологическая продуктивность заметно сократилась.

5) Сокращение биологического разнообразия флоры и фауны, т.е. безвозвратная гибель многих видов растений и животных в результате их неумеренного истребления и уничтожения мест естественного обитания. В настоящее время под угрозой исчезновения находится до 10% видов растений, около 1000 видов крупных животных и огромное число мелких.

6) Чрезмерная нагрузка на некоторые природно-территориальные комплексы вследствие перенаселения планеты, урбанизации и неравномерного использования природных ресурсов.

Конечно, единственным путём решения экологических проблем является понимание людьми, что всё в природе должно быть в гармонии и никак иначе. Перестать загрязнять окружающую среду и не относиться к природе как к неисчерпаемому ресурсу.

6. Систематизируйте свои знания о признаках информационного общества. Заполните таблицу.

Экономическая сфера Политическая сфера Социальная сфера Духовная сфера
Признаки информационного общества Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи. 1. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ. 2. Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций. 1. Информация же является продуктом деятельности современного человека. 2. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения. 1. Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека. 2. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация. 3. Безопасность информационного общества, информации. 4. Защита интеллектуальной собственности.

7. Определите положительные и отрицательные последствия глобализации в разных сферах общественной жизни. Заполните таблицу.

Сферы общественной жизни Последствия глобализации
положительные
Последствия глобализации
отрицательные
Экономическая Глобализация вызвала обострение международной конкуренции. Конкуренция и расширение рынка ведут к углублению специализации и международного разделения труда, стимулирующих, в свою очередь, рост производства не только на национальном, но и на мировом уровне. Глобализация продукции, насаждение единого стандарта потребления.
Политическая Сближение государств, учёт интересов друг друга (глобализация предостерегает от крайних действий в политике и экономике). Появление глобальных проблем: противостояние между странами.
Социальная Появление глобальных проблем: «бедный Юг» - «богатый Север».
Духовная Обогащение культур Глобализация в сфере культуры ведёт к распространению массовой культуры и ослаблению национальных культур.

8. Охарактеризуйте достижения суверенной Беларуси. Назовите факторы, которые их обусловили.

На сегодняшний день в РБ идёт работа по развитию промышленности: модернизация традиционных секторов промышленности, совершенствование топливно-энергетического комплекса и создание высокотехнологичных и наукоемких производств в таких областях, как радио-, микро- и оптоэлектроника, телевизионная техника, фармацевтическая промышленность, химическое производство, малотоннажная химия, развитие космических технологий.

Продолжается приватизация предприятий и реформирование крупных имущественных комплексов. Планируется развивать институт государственно-частного партнерства в энергетике, а также на объектах, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

Приоритеты для привлечения прямых иностранных инвестиций в промышленность – создание совместных и иностранных предприятий, продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны.

Согласно данным Национального статистического комитета РБ, в Беларуси за 2014 год по сравнению с 2013 годом в наибольшей степени было увеличено производство калийных удобрений (в 1,5 раза), которое обеспечило основной прирост, и сыра (на 26,3%). При этом тракторов было произведено (до 52,1 тыс.) и грузовых автомобилей (до 8 тыс.).

Добыча калийных удобрений составила 6, 3 млн тонн (в пересчете на 10-процентную окись калия), и в сравнении с 2013 годом выросла на 49,4 %. При этом в декабре прошлого года объем производства удобрений оказался выше, чем в декабре 2013 года, на 36%, то есть спада добычи пока не наблюдается.

В 2014 году на 26,3 % по сравнению с позапрошлым годом выросло производство сыров, исключая плавленые. За декабрь в белорусской промышленности было произведено 17,4 тыс. тонн сыра, а это на 61,2 % выше показателей декабря 2013 года.

При этом белорусская цельномолочная продукция за 2014 год произвела всего 1,9 млн тонн, что на 4,5 % выше результатов 2013 года. Всего в 2014 году объем промышленного производства по видам экономической деятельности «Обрабатывающая промышленность», «Горнодобывающая промышленность» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в текущих ценах составил 668,4 трлн. BYR, превысив объем промышленного производства за 2013 год на 1,9%.

По современным воззрениям информационное общество – это такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической – новой средой обитания человека.

Основными отличительными признаками информационного общества являются:

Информационная экономика;

Высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения;

Высокая информационная культура;

Свободный доступ каждого члена общества к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества.

Информационному обществу присущи :

Единое информационное пространство;

Доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

Ведущая роль информационных ресурсов в обеспечении устойчивого поступательного развития общества;

Возрастание роли инфраструктуры (телекоммуникационной, транспортной, организационной) в системе общественного производства и усиление тенденций к совместному функционированию в экономике информационных и денежных потоков;

Фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

Высокий уровень образования, обусловленный расширением возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, и, соответственно, повышенная роль квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик труда;

Высокая значимость проблем обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, наличие эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.

Хотя глобальное информационное общество формируется локально и в разных странах этот процесс идет с различной интенсивностью и особенностями, движение к информационному обществу – это общая тенденция как для развитых, так и для развивающихся стран.

Информационному обществу соответствует другой тип личности существующей в виртуальном социуме.



Информационное общество – новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Понятие информационной технологии появилось с возникновением информационного общества, основой социальной динамики в котором являются не традиционные материальные, а информационные ресурсы: знания, наука, организационные факторы, интеллектуальные способности, инициатива и т.д.

По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Таким образом,информационное общество – это ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся :

· увеличением роли информации и знаний в жизни общества;

· возрастанием доли информационных технологий, информационных продуктов и услуг;

· высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения;

· высокая информационная культура;

· созданием глобальной информационной инфраструктуры (развитие информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей) обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах;

· цикл обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других) опережает темпы смены поколений;

· жизнь человека зависит от умений своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и эффективно использовать новую информацию.



У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям:

- технологический: ключевой фактор – информационные технологии, которые широко применяются во всех сферах жизнедеятельности человека (в производстве, учреждениях, системе образования и в быту);

- социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации;

- экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости;

- политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения;

- культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Т.о., информационное общество определяется как общество, в котором качество жизни так же перспективы качественных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и условий ее эксплуатаций. В информационном обществе стандарты жизни, формы трудовой деятельности и отдыха. Сфера образования и экономики находятся под влиянием достижений в сфере информаций, информационных технологий и знаний.

В то же время информационное общество несёт многочисленные риски и опасности. Стремительно растущие гигантские потоки информации порождают риск того, что нужная информация может быть не найдена, потеряна, растворена, не сохранена – в том числе из-за недолговечности используемых носителей информации. В условиях колоссальных объемов информации всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации. Во всём мире всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы – своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий.

Мощь информационной техники и технологий, пронизывающих все сферы жизни современного информационного общества, порождает опасность манипулирования сознанием и поведением человека, угрожает дегуманизацией.

Важной отличительной особенностью информационного общества является расширяющийся процесс информатизации .

Информатизация является одним из наиболее значимых направлений мирового научно-технического прогресса и представляет собой экспоненциально нарастающее производство и использование информации, прежде всего знаний, в интересах человека и общества в целом. Фактически это означает, что информационная среда дает решение глобальной проблемы доступа к знанию в любой момент времени и в любом месте.

Проникновение ИТ в различные сферы человеческой деятельности называют информатизацией .

Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс, основанная на массовом применении информационных средств и технологий во всех сферах деятельности для кардинального улучшения условий труда и качества жизни населения, значительного повышения эффективности всех видов производств.

Специалисты, которые ввели в употребление этот термин, разъясняют, что информационным общество становится, если в нём наблюдается изобильное циркулирование информации высокого качества, есть средства, необходимые для её хранения, использования, распределения. Информация в таком обществе быстро и легко распространяется согласно требованиям заинтересованных в ней людей либо организаций и подаётся в привычной для всех форме. Информация и услуги, связанные с её доставкой, должны быть как можно более дёшевы, потому что общество становится информационным, только если информация доступна всем. Здесь будут рассматриваться плюсы и минусы информационного общества.

Движущая сила

Как избавить людей от рутины в процессе производства, как обеспечить должный уровень автоматизации в обработке информации в социальной и производственной сферах? Здесь панацея - компьютеризация. прогресса японцы, например, считают производство отнюдь не материального, а как раз информационного продукта. Инновации, дизайн и маркетинг сделают продукт более ёмким информационно. Плюсы и минусы информационного общества при данной постановке вопроса видны невооружённым глазом.

В плюс пойдёт изменение не только производства, но и всего уклада с системой ценностей в плане увеличения значимости культурного досуга. В отличие от индустриального общества, где целями являются потребление и производство, информационное общество предлагает к употреблению интеллект, то есть - знания, и большинство работающих занято сбором, хранением и распределением их. Это плюсы. И минусы информационного общества вытекают отсюда же - меньшинство работающих, занимающихся созданием материальных, а не интеллектуальных ценностей, попросту не сможет всех "думающих" прокормить, одеть, обуть и обустроить на жительство.

Материальная база

Естественно, применяя интеллект, материальные ценности создавать легче. И это плюс. Но жизнь показывает, что современные материальные ценности становятся всё ближе к одноразовым, загрязняя окружающую среду и заставляя людей гораздо больше времени тратить на замену износившегося. И это огромный минус. Технологической и материальной базой становятся различные системы компьютерных сетей и техники, информационные связи.

Информационное общество, плюсы и минусы его в реальной практике - дело нескольких лет. Уже в двадцатом веке созданное теоретиками стало зримой картиной ближайшего будущего. Прогнозы таковы: мировое пространство превращается в компьютеризированное единое информационное сообщество, люди проживают в домах с электронной начинкой: всевозможными приборами и устройствами.

Приближение к будущему

Пример - "Умный дом", и это не фантастика. Уже в Москве используется комплексная система управления всей инженерией современного здания, автоматизация всех операций. Решения не только высокотехнологичны, но и с достаточно высоким эстетическим уровнем.

Здесь настройка, контроль и дистанционное управление осветительными приборами, а также климатом и вентиляцией, аудио-видео-телевидение-видеонаблюдение управляются голосом или жестом, охранная и пожарная сигнализации определяют возможность аварийной ситуации и контролируют всю систему самостоятельно, все электрические приводы автоматизированы системой датчиков и сенсорных панелей.

Плюсы и минусы информационного общества и здесь вычисляются легко. Плюс - жить становится удобнее, минус - последствия выхода из строя хотя бы одного компьютера могут быть необратимыми, что мы уже время от времени наблюдаем с авиалиниями любых, даже самых технологически высоко оснащённых стран. Также процветает хакерство, взлом банковских и даже оборонных данных целых стран, что способствует росту терроризма в мире. На этом фоне о взломах сайтов с личными данными граждан с целью шантажа или нанесения вреда репутации можно не вспоминать. Таковы характерные черты информационного общества.

Плюсы и минусы

Мы вплотную подходим к построению общества нового типа, поэтому необходимо точно вычислить, чем этот путь человечество обрадует, а чем грозит. Плюсы и минусы информационного общества таблица покажет наглядно:

Плюсы построения информационного общества Минусы построения информационного общества
1. Преодоление сглаживание противоречий между информационным морем и информационным недостатком. 1. Увеличивающееся влияние на общество любых средств массовой информации - даже недоброкачественных.
2. Обеспечение приоритета информации сравнительно с другими ресурсами. 2. Информационные технологии вмешиваются в частную жизнь людей, производя зачастую разрушительные действия, нарушается деятельность организаций.
3. Главенствующая форма развития - информационная экономика. 3. Не решается существующая проблема отбора информации качественной и достоверной.

4. Основой общества должны быть автоматизированные генерация, обработка, хранение и использование всевозможных знаний посредством новейших информационных технологий и техники.

4. Большинство людей с трудом адаптируются в информационном обществе.
5. Информационная технология глобального характера, охватывающая все сферы деятельности человека. 5. Трудности в нейтрализации опасности разрыва между потребителями и "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой и распределением информационных технологий).
6. Формирование информационного единства человеческой цивилизации. 6. Нет достаточно актуальных разработок информационного права и информационной защиты.
7. Посредством информатики реализация свободного доступа каждого человека к ресурсам информации всей цивилизации. 7. Угроза нарушения конфиденциальности информационных данных.
8. Реализация гуманистических принципов управления обществом и контроль над воздействием на окружающую среду. 8. Не обеспечена должным образом безопасность личного информационного пространства.

Деятельность людей направлена главным образом на обработку информации, всё материальное производство, а также производство энергии должно быть возложено на машины. Процесс этот идёт полным ходом: уже в 1980 году в США кардинально поменялись доли занятости людей: на сельское хозяйство пришлось только 3% всех работающих, в промышленном производстве - 20%, около 30% работающих людей занимались сферой обслуживания, а 48% - занимались созданием информационных средств и непосредственно работали с ними. Так что плюсы и минусы открытого информационного общества - реальность, требующая планомерного изучения.

Средство конкурентной борьбы

Информацию как промышленный продукт начали рассматривать ещё в шестидесятых годах прошлого века сначала в Америке, затем в СССР, с предложениями концепции безбумажной организации сфер управления. Но активнее других распорядились японцы. Они грамотно использовали плюсы и минусы информационного общества. Таблица, предложенная выше, не вполне отвечает японскому уровню технологий двадцатилетней давности: безопасность в Японии обеспечивалась неплохо, и адаптация людей в компьютеризированном пространстве прошла быстро и довольно гладко.

Именно они стали самыми ревностными пропагандистами идей промышленного использования информации. Впоследствии блестяще управлялись на мировом рынке, раз за разом выигрывая конкурентную борьбу за счёт японских приборов, вычислительных машин и прочих систем, которые создают техносферу. Поэтому они очень долго удерживали лидерство в этой области. Плюсы и минусы становления информационного общества японцам удалось учесть и обойти почти все подводные камни этого плавания в рукотворно созданном информационном море.

Каковы реалии информационного общества

Нет причин ждать каких-либо кардинальных перемен в социальных структурах после перехода в информационное общество. Плюсы и минусы уравновешивают это сооружение. Расслоение людей на обеспеченных и бедных останется практически в тех же пропорциях, поскольку мера пользования плодами трудов останется различной. Несмотря на дифференцированность сферы виртуальных услуг, будут услуги более важные (дорогостоящие) и менее - по возможностям каждого члена нового общества. Это, разумеется, не пойдёт в плюсы. И минусы современного информационного общества тут не кончаются.

Проблемы встанут и в доступе к той информации, которая принадлежит не одной какой-то стране, а нескольким или всему человечеству, - например, касающейся космоса. Банки данных о различных отраслях сельского хозяйства и промышленности, о покупательсткой потенции и потенциальных продавцах - тайны за семью печатями, принадлежащие и составляющие богатство отдельных бирж и прочих брокерских контор, которые занимаются перераспределением товара. Но более всего страдает именно отдельный человек в информационном обществе. Плюсы и минусы тут не равновесны. Но это тема отдельной статьи, ибо лавина виртуальных данных снесла уже многих.

Работа на дому - дефицит общения

Удельный вес надомного труда - одна из важных особенностей информационного общества. В индустриальном индивидуальный труд был на грани исчезновения. позволяют многим специалистам работать, не выходя из дома. Это неизбежная реальность ближайшего будущего. В США уже сейчас 27 миллионов работающих на дому, треть всех современных фирм широко используют удалённую занятость.

Огромные подвижки идут в сфере образования, научной деятельности. Обмен результатами в сетях происходит мгновенно, нет зависимости от полиграфии - всё это ускоряет темпы научных исследований. Информатика играет огромную роль в организации производств, технологиях, сейчас она стала важна не менее, чем все инженерные науки, химия, физика и другие в индустриальном обществе.

Ближе всех к построению такого общества стоят информационно-индустриальные страны: Англия, Япония, США, Германия и другие. Там много инвестируют в индустрию информации, компьютерные системы и телекоммуникации. Какие плюсы и минусы несет информационное общество своим членам, эти страны знают уже не понаслышке.

Позитив и негатив

Свободный доступ к любой информации, кроме личной и корпоративной, - это хорошо. Но плохо то, что вместе с нужной и полезной информацией нас буквально сносит потоком ненужной, зачастую безнравственной, навязываемой человеку прямо с детства. Плюсы и минусы информационного общества кратко формулируются как излишняя свобода доступа с побочным эффектом в виде ущерба духовности.

Создана великолепная индустрия развлечений, досуга, спорта, туризма, человек может расслабиться, отвлечься от работы, отдохнуть, восполнить духовные силы, и это тоже можно отнести к плюсам. Минус - невостребованность духовного потенциала в силу опрощения человеческих потребностей посредством коммуникаций, поэтому чаще всего из богатейшего арсенала услуг выбирается просмотр телепередач или игры на компьютере. Впрочем, так же часто этот выбор обусловлен финансовой несостоятельностью. Во всяком случае, это реальность.

Телевидение и персональные компьютеры

Каковы плюсы и минусы информационного общества, лучше всего демонстрирует телевидение. С его помощью создаются памятники, шедевры культуры. Но также - реклама и спам. Велико также количество поп- и рок-концертов, "мыльных" сериалов, где гарантированы прибыли, опять-таки в большой степени опрощается человеческая личность, общество становится всё менее нравственным и культурным.

Система среднего и высшего образования стала шире использовать базы данных, словари, справочники, поскольку процесс работы с ними значительно упростился. Появилась возможность получать дистанционное образование. Много фильмов и передач, носящих обучающий характер. Это в плюсы. И минусы информационного общества здесь тоже немалые: учащиеся и студенты разбалованы доступностью информации, привыкли рассчитывать на чужие идеи, списывают из интернета и ничего своего зачастую не создают. Такого плана мыслительная леность может привести к тому, что наука не найдёт своих исследователей и изобретателей.

Духовность и творчество

Характерные черты информационного общества, плюсы и минусы их прекрасно видны на влиянии СМИ в среде подрастающего поколения. Должны (да и пытаются) формироваться эстетические вкусы, идёт популяризация стереотипов поведения, моды на музыку, на одежду. Подаются духовности, преимуществ семейного образа жизни. И рядом, если не вместе, - раскручивание "звёзд", антигероев с рекламой противоположных стандартов существования, часто не традиционных для нашей страны и остального христианского мира.

Характерные черты информационного общества - плюсы и минусы его. Это возможность для творчества и леность, когда больше нравится наблюдать, чем жить, воспитанная СМИ в людях, и компенсация за не свершённый акт творчества в виде жестоких зрелищ. Вместо творчества зачастую выбираются секс и наркотики - то, что доступнее. Очень хороши возможности общения без границ: помимо знакомств на работе или учёбе появляются "френды" в блогах со всех концов света. Минус - частые случаи мошенничества, общение на безнравственной почве, всё это ожесточает и развращает молодёжь.

Итак, главное: способность к развитию свобод, которое даёт информационное общество, против появления человечества-серой массы. Выбор за человечеством.

Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

По сравнению с индустриальным обществом , где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами невысока, поэтому они доступны каждому. Процесс компьютеризации избавляет людей от рутинной работы, позволяет обеспечить высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах.

Ученые предсказывают превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных жилищах. Скоро любое жилище будет оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества :

- решена проблема информационного кризиса, т.е. доступна практически любая информация;

- обеспечено первенство информации по сравнению с другими ресурсами;

- главной формой развития становится информационная экономика;

- в основу общества заложены автоматизированные создание, хранение, обработка и использование информации с помощью новейшей информационной техники и технологии;

- информационная технология все больше приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

- формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

- с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации.

Переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах. Останется расслоение населения на более обеспеченных и менее обеспеченных, в различной мере способных воспользоваться плодами информатизации.

Внедрение в индустриальное производство новых информационных технологий и робототехнических систем постепенно изменяет характер труда в промышленности, резко снижает число людей, занятых в этой сфере, меняет саму технологию и организацию производства.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасности информатизации :

- все большее влияние на общество средств массовой информации;

- информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

- существует проблема отбора качественной и достоверной информации.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с финансированием информационной индустрии, развития компьютерных систем и телекоммуникаций.