Проблема сознания в современной науке. Проблема сознания в философии и науке

Философия сознания -- философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела).

Понимание природы сознания -- одна из самых сложных проблем, с которой приходилось сталкиваться как философии, так и науке. Вроде бы все мы интуитивно понимаем, что такое сознание, вообще, это то, что мы вроде знаем лучше всего.

1) Это чувствительность, отзывчивость, сознательная ответная реакция на окружающий мир.

2) Бодрствование, быть в сознании.

3) Осознанное мышление. Противостоит бессознательное. Находка 20 века, что большая часть нашей психической жизни нам недоступна.

4) Феноменальное сознание, квалия Квалиа - это как вещи выглядят для нас.. Субъективные чувства, ощущения. Мы можем отличить вкус шоколада от вкуса мяты. Но можно построить машину, которая тоже сможет отличать эти два внешних стимула. Но в нашем случае есть и субъективные ощущения, разные от разных стимулов.

При этом о том, что у нас есть феноменальное сознание, знаем только мы сами, так как обладаем им.

Философия рассматривала сознание еще с античности, правда, под другим понятием (душа, разум). Развитие биологии, психологии, лингвистики и нейронаук поставило новые задачи перед философами.

Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить истоки происхождения сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Должны были сформироваться телесные органы, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания. Речь идет о нервной системе и ее отделе - головном мозге.

Помимо этого, сознание также рассматривают и как возникший с самого начала общественный продукт. Согласно такому подходу, оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания.

В философии два базовых подхода к проблеме сознания. Оба с античности.

Дуализм. Платон и Аристотель: разум существует как отдельная от материи реальность, мир идей. Две разные реальности.

Монизм. Парменид: бытие и мышление едины. Одна реальность.

Дуализм: сознание обладает особой природой, она принципиально несводима к физической материальной реальности.

Как сейчас решается этот вопрос? Он не решен, разные подходы. Что важно, никто не смог дать адекватное определение понятию сознание, а это, например, очень нужно для создания искусственного интеллекта, даже для того, чтобы решить, что считать ИИ.

Монизм исторически включает три подхода:

Идеализм

Материализм

- «нейтральный» монизм.

Нейтральный монизм также распространен мало, его представители считают, что в основании и материи, и сознания лежит некоторая третья нейтральная реальность. А наш разум искусственно делит эту реальность на внешнее, окружающий мир, и внутреннее (внутренний психологический мир), на материю и сознание, которое якобы ее воспринимает.

Материализм: сознание - элемент материальной действительности. Существует только мозг, а сознание - его порождение. В современной философии существует несколько вариантов материализма:

Эпифеноменализм: (от Эпифеномен - побочное явление). Физические события могут влиять на другие физические события, а также на ментальные события, но ментальные события не могут казуально Казуально (от лат. casus - случай) - случайно влиять на что - либо. Они пассивные субпродукты физической реальности.

Психологический бихевиоризм

Психологический бихевиоризм был главным направлением аналитической философии сознания в большей части 20 века. В психологии бихевиоризм стал реакцией на неадекватность интроспекционизма. Интроспекция - изучение внутреннего психологического мира, самонаблюдение.

Теория тождества

Физикализм теории тождества впервые постулировали Джон Смарт и Юллин Плэйс. Некоторое ментальное состояние буквально тождественно определённому состоянию мозга. Критика этой концепции, например, аргумент Хилари Патнем о множественной реализации. Боль могут испытывать не только люди, но и амфибии. Маловероятно, что все различные организмы, которые испытывают боль, способны находиться в идентичном физическом состоянии мозга.

Элиминативный материализм - самая радикальная форма физикализма. Все ментальные состояния -- это ложные объекты. Нет ментальных сущностей. Вопрос о соотношении сознания и тела - псевдопроблема: существуют только те объекты, которые признаются работающими научными теориями.

Функционализм: иметь ментальное состояние, значит быть в некотором функциональном состоянии. Функциональное состояние сознания определяется сенсорными данными и результирующим поведением.

Одни и те же функциональные состояния могут быть реализованы на принципиально различных физических системах. Например, часы могут быть аналоговыми или цифровыми, но при этом выполнять одну и ту же функцию. Функцию сознания могут выполнять не только органические системы (мозг), но и, например, компьютеры.

К функционалистам можно отнести Дэвида Льюса, Хилари Патнема, Дэниела Деннета и Д.И. Дубровского.

Мозги в бочке, один из классических мысленных экспериментов, обсуждающихся в современной философии сознания.

Суть эксперимента: некий любопытный учёный может извлечь мозг некоего подопытного человека из тела, поместить его в колбу с питательным раствором и подключить нейроны к компьютеру, генерирующему электрические импульсы, идентичные тем, которые получал бы мозг, находясь в теле, а также реагирующему на нервные импульсы, посылаемые мозгом. Компьютер может симулировать виртуальную реальность, таким образом, человек, которому принадлежит мозг, несмотря на отсутствие тела, будет по-прежнему осознавать себя существующим и постигающим окружающий мир, генерируемый компьютером, считая его реальным.

Мыслительный эксперимент, получивший название «мозги в бочке», принадлежит Х. Патнэму. Это своего рода «физиологическая модель» субъективного идеализма Дж. Беркли.

Основной аргумент в пользу дуализма просто апеллирует к здравому смыслу большинства людей. Если спросить, что такое сознание, то многие скажут, что это нечто тождественное их «Я», или душе, но при этом сознание -- это не мозг или его часть. Но философы говорят, что такой аргумент примитивен.

Мы не знаем, как деятельность мозга порождает феноменальное сознание, сознательные чувства. Здесь пропасть между феноменологией и наукой о мозге. Как свести их вместе? Один способ - объяснять явления высокого уровня в терминах явлений более низкого уровня, редукционизм. Философы говорят, что наука никогда не сможет объяснить феноменальное сознание через редукцию, в терминах мозговой активности.

Фрэнк Джексон, мысленный эксперимент Комната Мэри. Из эксперимента следует, что есть нефизические свойства окружающего мира, которые можно постигнуть только путём непосредственного опыта. «Мэри, блестящий ученый, вынуждена изучать мир из черно-белой комнаты через черно-белый монитор. Она специализируется на нейрофизиологии зрения, и, предположим, она обладает всей возможной физической информацией, которую можно получить о том, что мы испытываем, когда видим спелые помидоры или небо, или, когда используем слова „красный“, „синий“, и так далее. К примеру, она знает, какие комбинации длин волн, излучаемые небом, стимулируют сетчатку глаза, и что в точности происходит в центральной нервной системе, когда произносится фраза „Небо синее“. Что произойдет, когда Мэри выйдет из своей комнаты или, когда ей дадут цветной монитор? Узнает ли она что-нибудь новое?»

Мэри знает все детали о работе мозга, как он обрабатывает информацию о цвете. Когда Мэри выйдет из комнаты, она узнает о субъективных ощущениях. Так и наука, как бы она не развивалась, мы не узнаем, как субъективные ощущения порождается мозговой активностью.

Критика психофизической проблемы

Нет общепризнанного решения психофизической проблемы. Некоторые философы считают, что в самом вопросе о соотношении сознания и тела содержится ошибка. Психофизическая проблема - псевдопроблема.

Неправильно спрашивать, как ментальные и биологические состояния соотносятся друг с другом. Люди могут описываться разными способами -- например, в рамках психологического или биологического словарей. Псевдопроблемы возникают, когда мы пытаемся описать один словарь в терминах другого, или когда психологический словарь используется в неверном контексте.

Другие мыслители считают, что мы принципиально не способны дать удовлетворительный ответ на психофизиологическую проблему, хотя она и сформулирована верно. Например, Колин Макгинн считает, что вопрос о природе сознания вообще лежит за пределами наших когнитивных способностей. Каждый биологический вид имеет определенные ограничения. Например, собаки не в состоянии доказать теорему Пифагора. Точно так же люди не в состоянии создать удовлетворительной теории сознания.

Другой философ, Томас Нагель: дело не в ограниченности нашей биологической природы, а в том, что сознание нельзя исследовать стандартными научными методами. Нельзя устранить субъективные «точки зрения» на мир. Поэтому сознание принципиально ускользает из поля зрения учёных. Когда мы изучаем сознание, то исследователь сам является частью предмета своего изучения. Сознание - это условие возможности науки и не может быть её предметом. Нагель задал вопрос, что значит быть летучей мышью: на что похож субъективный опыт существа, ориентирующегося в пространстве при помощи радара? Ответить на этот вопрос наука не может, и она не может понять природу «обычного» человеческого сознания.

сознание интеллект фантастика оцифровывание

Проблема сознания центральная в мировоззренческой проблематике. Все люди согласны в том, что сознание – уникальный дар природы, который делает человека человеком. Человек называется разумным, т.к. он обладает сознанием. Человек счастливым может себя почувствовать только благодаря сознанию. Счастье, когда тебя понимают, осознание своей нужности. Сознание в то же время может сделать человека несчастным. Сознание характеризует человека как уникальное существо. Давно обратили внимание на то, что внутри человека происходят процессы, которые отличаются от внешних процессов. Вследствие этого возникают представления о душе.

Проблема сознания занимает важное место в философии. Если вспомнить основной вопрос философии – это вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Мы не можем решить вопрос об отношении сознания к материи, не выяснив, что такое материя и что такое сознание, в чем их сущность. Зачем философии изучать сознание, если это уже делает психология. Дело в том, что психология изучает сознание как конкретное психическое явление, свойственное лишь человеку. Психология определяет сознание как высшую форму психической деятельности, связанную с трудом и речью. Философия же изучает наиболее общую сущность сознания.

В современной научной литературе сущность психофизиологической проблемы рассматривается через отношение сознания к деятельности мозга. Эта точка зрения нашла широкое распространение не только в философии, но и других науках. Она имеет под собой определенные основания, так как соответствует действительному положению вещей. Всякие попытки оторвать сознание от материальных структур мозга, функционирующим по законам нейрофизиологии, лишены рационального смысла и обречены на неудачу. Сознание несводимо к физиологическим процессам мозга, но вне него существовать не может подтверждением тому являются многие экспериментальные данные, проводимые людьми по искусственному вызыванию эмоций.

Этот факт был подтвержден также результатами исследований ученых в области физиологии мозга под руководством академика Н.П. Бехтеревой. В ходе обследования была установлена зависимость определенных явлений сознания от процессов, происходящих в тех или иных зонах коры больших полушарий мозга.

Мозг представляет собой целостную динамическую систему, состоящую из 15 миллиардов живых клеток - нейронов, каждая из которых десятью тысячами связана с другими, образуя сложную ажурную сеть.



Структура мозга включает три основные блока, подсистемы:

1) ретикулярная формация или подкорка, поддерживающая активную работу мозга;

2) система задних и височно-теменных участков мозга, обеспечивающая получение и переработку информации;

3) передние участки мозга, обеспечивающие программирование и управление информацией, а также соотнесение целей установок с реальностью.

Основными формами бытия являются:

Материальное бытие - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

Материализм (от латинского - вещественный) - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое.

Идеальное бытие - существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

Идеализм (франц. – идея) - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. Идеализм, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания.

В истории философии и науки сложились два основных подхода к вопросу о понимании материи в составе бытия. Идеалистическая традиция рассматривала материю как производное состояние от духа, материалистическая – видела в ней – основу мира, в свою очередь от которой производным являлся дух. В рамках материалистической философии также можно выделить две основных точки зрения в понимании материи.



Одна из них, получившая широкое распространение уже в Новое время, идет по линии определения понятия материи в контексте того, как оно относится к сознанию. Французские материалисты эпохи Просвещения (П. Гольбах, К. А. Гельвеций и др.) выработали понимание материи как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств. Как писал П. Гольбах, материя "есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства".

Другая традиция в подходе к определению материи, также получившая развернутое выражение у философов-материалистов эпохи Просвещения (но своими корнями уходящая значительно глубже - в эпоху формирования первых атомистических концепций античности), - это понимание материи именно как субстанции, основы всего существующего в мире. Такое понимание материи как субстанции не противоречит ее пониманию как реальности, доступной человеку через ощущения. Эти два внешне различных подхода к определению понятия материи на самом деле есть как бы два угла зрения на одну и ту же реальность, выделяемые с целью решения определенных мировоззренческих (материя основа всего) и гносеологических (материя постигается через ее проявления) проблем.

К настоящему моменту выделяют (Л.П. Станкевич) следующие фундаментальные характеристики материи:

1. Материя существует как одно из проявлений бытия.

2. Материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях и существующая независимо от них.

3. Материя подчинена своим собственным закономерностям, которые не зависят от воли и желания человека и человечества, материя выступает как сила, сопротивляющаяся деятельности человека.

4. Материя существует в форме разнообразных вещей и не существует в чистом виде. Материя представляет собой грандиозную сверхсистему, объединяющую другие системы. Нет материи самой по себе, есть только материальные объекты и процессы их взаимодействия. Вещи состоят не из материи, а являются ее элементами.

5. Материя вещественна (телесна), т.е в каждом объекте, составляющем материю как сверхсистему имеется некое содержание, позволяющее этому материальному объекту воздействовать на другие материальные вещи (явления взаимодействия, диффузии, отражения).

6. Материя изменчива, но неуничтожима. Формой существования материи является движение – т.е. способность различных материальных объектов к различным видам изменений. Благодаря движению материя развертывается в различные вещи.

Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.

Происхождение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Эти навыки, способы, нормы специфической человеческой деятельности имеют специфическую природу; возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной коллективной деятельности; поэтому закрепляющие их формы отражения всегда носят социальный характер. Таким образом, в более узком смысле сознание - высшая форма психического отражения, свойственна общественно развитому человеку. Без сознания оказывается невозможной совместна деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание, таким образом, выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта.

Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания.

Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Общественное сознание - отражение общественного бытия; формы общественного сознания - наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д.

Сознание можно с некоторой степенью условности поделить на 3 части: разум, чувства и волю.

Разум – главная часть сознания. По определению, человек есть существо разумное. Разум – есть условие и следствие познавательной деятельности, которая может осуществляться рационально и нерационально. Разум может иметь форму фантазий, воображения и логики. Разум обеспечивает взаимопонимание людей, необходимое для их общения и совместной деятельности.

Чувства – это условие и следствие избирательного отношения человека к миру. Все, что есть в мире вызывает у человека положительные и отрицательные эмоции, либо нейтральное отношение. Это обусловлено тем, что что-то человеку полезно, что-то вредно, а что-то безразлично, что-то в мире прекрасно, что-то безобразно. В результате у человека формируется богатый эмоциональный мир, потому что все что в мире происходит имеет разную степень значимости и различный характер значимости для человека. Эмоции и чувства выражают оценочное отношение к миру. Богатство чувств и эмоций проявляется в лексике языка. Есть несколько сотен слов, содержанием которых являются чувства и эмоции. Бедность индивидуального словаря человека говорит и о его эмоциональной бедности его сознания, а следовательно, и личности.

Воля – часть сознания, которая обеспечивает достижение заранее поставленных целей за счет мобилизации сил, необходимых для их достижения. Человек в отличии от животного способен заглядывать в будущее и сознательно за счет воли формировать нужные для него варианты будущего. Силы воли нужны для концентрации внимания на тех или иных мыслях, чувствах, действиях, предметах внешнего мира. Воля нужна и для противостояния неблагоприятным воздействиям, для обеспечения психической устойчивости. Безволие делает человека подверженным неблагоприятным влияниям и неспособным достигать целей из-за неумения делать выбор и концентрироваться на заданном направлении.

ОТРАЖЕНИЕ – основная характеристика познания и сознания с точки зрения философии диалектического материализма. Познание и сознание понимаются в рамках этой концепции в качестве отражения, воспроизведения характеристик предметов, существующих объективно – реально, независимо от сознания субъекта.

Теория отражения в марксистской философии составляет основу диалектико-материалистической теории познания. Теория отражения имеет специфические задачи:

    раскрытие наиболее общих черт и закономерностей, присущих всем уровням и формам отражения;

    исследование возникновения и развития форм психического отражения, включая вопросы происхождения сознания и специально-научного обоснования возможностей познавательной деятельности человека;

    изучение связи характеристик содержания и формы образа, знания; раскрытие сущности отражения в неживой природе;

    выяснение особенностей отражения (сигнализация) в технике связи и управления, в частности соотношения и связи человека и кибернетических устройств.

Исходным для теории отражения и марксистской гносеологии в целом служит диалектико-материалистический принцип отражения, согласно которому результаты познания должны быть относительно адекватны своему источнику - оригиналу. Они достигаются посредством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов: активного извлечения нужных и исключения ненужных, побочных сведений об оригинале.

Отражение в качестве гносеологического принципа признавалось и в домарксистском материализме, однако, как отмечал Ленин, основной бедой старого материализма было неумение применитьдиалектику к теории отражения, вследствие чего отражение понималось как пассивное, мёртвое «фотографирование» внешнего мира.

Марксистская философия понимает отражение диалектически, как сложный и противоречивый процесс взаимодействия чувственного и рационального познания, мыслительной и практической деятельности, как процесс, в котором человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на него, преобразуя и подчиняя его своим целям. Поэтому лишены всякого основания попытки критиковать марксистскую теорию отражения как «конформистскую», которая якобы обрекает познающего субъекта на пассивное и недеятельное созерцание окружающего мира. Напротив, активная предметная деятельность человека и человечества возможна лишь на базе отражательной функции сознания, обеспечивающей адекватное познание мира и воздействие на него в соответствии с объективными законами.

32. Проблема сознания в истории философии и науки

Проблема сознания тесно связана с проблемой бытия. Во-первых, это раскрытие бытия духовного в его собственной сущности; во-вторых, раскрытие бытия человека. Есть нечто, присутствующее в человеке, принципиально отличающее его от всего живого. Это нечто выражает внутренний мир человека. Разные мыслители в различные времена пытались определить это нечто, называя его душой, психикой, сознанием, мышлением, идеальным и т.п.

Почему в процессе познания внутренний мир человека неизменно выступает на первый план? Отвечая на эти вопросы, французский философ А. Бергсон подчеркивал: «Из всего, что существует, самым достоверным и всего более нам известным, неоспоримо, является наше собственное существование, ибо понятия, имеющиеся у нас о других предметах, можно считать внешними и поверхностными, тогда как познание самого себя есть познание внутреннее, глубокое».

Сознание - внутренний мир эмоций, мыслей, идей и других духовных явлений, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и не могут быть преобразованы как объекты в предметно-практической деятельности.

Сознание существует как субъективная реальность, как идеальное. Сознание проявляет себя:

1) как отношение к действительности;

2) как отношение в действительности, т.е. оно есть и реальное дело.

Но проявляется оно не явно, а опосредованно:

1) через язык;

2) целеполагающую деятельность людей.

Природа сознания становится предметом исследования не только философии, но и физиологии, психологии, социологии, кибернетики, информатики и других специальных гуманитарных и естественных наук. Результаты их исследований становятся основой для философских выводов о природе сознания.

Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и идеалистическая. Идеалистический подход рассматривает сознание в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Материализм, исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым. Значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания.