Мут сохмет. Свидание с Мут-Сохмет - pharmateacher — LiveJournal

Сехмет - богиня войны и испепеляющего солнца. Дочь Ра, его Грозное Око. Изображалась в облике львицы. Иногда отождествляется с Тефнут и Хатор.

Сехмет, которую называли «могущественной» и «пламенем Ра», слыла чрезвычайно опасной богиней, и потому очень важно было снискать ее расположение. Ведь Сехмет - «око Ра в ярости», божественный гнев в обличье львицы. Многие из ее изображений дошли до наших дней.

Сехмет умела произвести сильное впечатление как на людей, так и на богов. Вместе с Птахом и Нефертумом богиня-львица вошла в одну из главных божественных триад Древнего Египта, которой поклонялись в Мемфисе.

Ее изображения

Как одна из древнейших богинь египетского пантеона, Сехмет во все эпохи изображалась одинаково: в образе львицы или, еще чаще, в виде женщины с головой львицы, облаченной в традиционное узкое прямое платье с двумя бретельками. Изначально она не обладала никакими атрибутами, но в Новом царстве египтяне наделили ее крестом анкх и жезлом в виде стебля папируса. В Мемфисе эта богиня часто изображалась рядом с Птахом: они считались очень могущественной четой. Остепенившись, Сехмет стала принимать обличье ласковой кошки, что сблизило ее с богиней Баст.

Египтологи предполагают, что двуликая Сехмет/Баст символизирует две стороны любви - разрушительную и созидающую. Эта богиня становится разрушительницей, когда Ра посылает ее покарать провинившихся людей, и тогда она выполняет его поручение без малейшей жалости. Стрелы Сехмет пронзают ее врагов, а смертоносный горячий пустынный ветер - это ее дыхание.

Больше всего изображений богини встречается в районе Мемфиса. Статую, поставленную по распоряжению Аменхотепа III в храме Мут в Карнаке, в полнолуние заливали бледные лучи ночного светила, и тогда завораживающее лицо богини как будто оживало.

Мифы о Сехмет

Могущественная, Обжигающее Пламя - иносказательные имена Сехмет звучат устрашающе! Ра, бог-творец, наделил богиню-львицу внушающей страх силой, потому что именно она положила конец восстанию людей. Мифы о Сехмет - это мифы о грозной богине.

Сехмет связана с одним из важнейших циклов древнеегипетской мифологии - солнечным. Его главный герой - Ра, творец и светило, без которого мир не видел бы дневного света. Но прошло время, и Ра состарился...

Сехмет - героиня солнечного цикла

В этой истории все началось с того, что власть Ра ослабла. Некоторые боги, жаждавшие занять его место, ждали, что Ра, устав царствовать, уступит им трон. Даже люди восстали против него! И не было покоя ни на небесах, ни на земле... Ра обратился за советом к мудрейшим богам эннеады, и те предложили ему восстановить порядок на земле, послав туда Сехмет. Богиня - «око Ра» - повиновалась, устроив настоящую резню, чтобы восстановить власть солнечного бога. Уничтожение людей смутило Ра, и он отозвал Сехмет, желая положить конец истреблению взбунтовавшегося человечества. Неудивительно, что с тех пор люди не могли побороть страх перед ужасной богиней-львицей.

Сехмет, «далекая богиня»

С этим эпизодом связана легенда о «далекой богине». Разгневанная Сехмет продолжала бушевать и злобствовать: она не в силах была успокоиться и вернуться обратно, к Ра. Чтобы утихомирить строптивицу, потребовалась вся изобретательность хитроумного бога Тота и ловкость охотника Онуриса. Общими усилиями «далекую» все-таки удалось вернуть назад, и это событие ассоциировалось у египтян с тем живительным дуновением ветра, которое приносил паводок Нила в начале каждого года. Так что в знак своей признательности люди назвали первый месяц года именем бога Тота!

Та, перед кем трепещут боги, люди и зло

Однако не только Сехмет обладала разрушительной мощью! Когда верховный бог Ра сделал эту богиню своим оком на земле, чтобы подавить восстание людей, он наделил ее несокрушимой силой и внушил слепое повиновение своим приказам. Чтобы исполнить божественную волю, Могущественная (как называли Сехмет люди) призвала себе на помощь полчища низших духов - устрашающих и кровожадных созданий, которых никто, даже сам Ра, не в силах был остановить. Эти духи, во всем послушные повелениям Сехмет, атаковали мятежников и мятежниц. Ничто не могло противостоять этим пугающим созданиям.

Тем не менее люди сумели извлечь из этого выгоду, обратив разрушительную энергию богини и ее помощников себе на пользу и сделав своим оружием. Ведь оказалось, что помощники Сехмет вели не менее безжалостную войну против болезней, эпидемий, стихийных бедствий и войн. Уничтожение этих зол было настоящим спасением для людей. Именно поэтому Сехмет горячо молились врачеватели, которые в большинстве своем были жрецами богини- львицы. Недаром древнеегипетская поговорка гласит: «Кто умеет убивать, умеет и исцелять». К врачам Мемфиса, как и к самой богине, простые египтяне испытывали опасливое почтение. Амулеты Сехмет - обереги от болезней - также свидетельствуют о том, что грозная богиня была еще и защитницей почитающих ее.

Триада из Мемфиса

В Древнем Египте существовало пять великих триад (божественных семейств), одну из которых составляли Сехмет, ее супруг Птах и сын Нефертум. Этой божественной триаде поклонялись в Мемфисе. В этом городе, стоявшем в дельте Нила, Птаха считали богом-творцом, который создал все живое и неживое одной только силой своей мысли. Понятно, что Птаха очень почитали! Нефертум, сын Птаха и Сехмет, был тем «бутоном лотоса», который Ра носил у своего лица с самого начала своего царствования. Этот прекрасный образ напрямую связан с мифом творения. Изначально Сехмет, Птах и Нефертум были объектами не связанных между собой культов, но в Новом царстве духовенство Мемфиса объединило их в триаду.

Жестокая львица или ласковая кошка

Из-за устрашающей сущности богини Сехмет люди очень рано уподобили ее агрессивной львице. Пустыня - вотчина Сехмет, и здесь вполне можно встретить ее в обличье хищного зверя, блуждающего в поисках пищи. Но богиня двулика, и, успокоившись, она превращалась в миролюбивую кошку. В этом случае древние египтяне сближали Сехмет с богиней Баст и иногда даже отождествляли с ней.

Ил и кровь

Помня о резне, устроенной на земле разъяренной богиней Сехмет, люди отождествили разлив Нила, который нес в своих водах красноватый ил, с кровью, безрассудно пролитой божественной львицей. Когда эта «кровь» после паводка оставалась на суше, она превращалась в черную плодородную землю долины великой реки, питавшей население всего Древнего Египта. Так что, возделывая поля, египтяне отныне имели полное право говорить, что добывают свой хлеб потом и кровью!..

Культ Сехмет

Культ богини Сехмет быстро распространился по всему Египту. И если в Мемфисе он был наиболее значим, то Фивы были на втором месте, особенно после того, как под влиянием фараонов Нового царства политический центр переместился в этот город.

Исследователи считают, что культ Сехмет зародился в Летополе. В самом начале богиня сблизилась с богом Махесом, который был во всем подобен ей, и с другой львицей из Лето- поля - Менхит. Мудрое и миролюбивое воплощение Сехмет отождествлялось с Баст, богиней-кошкой, чей культ процветал в Бубастисе. Этим объясняется тот факт, что Махес, считавшийся сыном Баст, был также сыном и Сехмет! Духовенство Нового царства, по-видимому, желавшее прояснить эту ситуацию, которая действительно была достаточно запутанной, предоставило Сехмет место в одной из важнейших триад Древнего Египта, объединив ее с Птахом и Нефертумом.

730 статуй Сехмет!

Святилище богини Мут в Карнаке состояло из нескольких храмов, охранявшихся впечатляющим собранием статуй Сехмет: археологи обнаружили 498 статуй и фрагментов, но предполагается, что всего их насчитывалось 730! Это число было связано с числом дней в древнеегипетском году. Из них 365 статуй изображали сидящую Сехмет, и 365 - стоящую. Судя по всему, они были собраны со всей страны, от Александрии до Асуана, и установлены здесь по воле одного из фараонов Позднего периода. Лучшие статуи были изготовлены в мастерских Аменхотепа III.

Сехмет и фараон

Несмотря на свое устрашающее обличье, Сехмет была богиней-защитницей. Ее покровительством пользовался, в первую очередь, фараон, которого львица поддерживала в сражениях. Поэтому нередки изображения - как скульптурные, так и живописные - Сехмет, кормящей грудью маленького фараона. Столь тесная связь между царем и богиней-хищницей способствовала укреплению авторитета правителя. Статуи Сехмет покрыты надписями, говорящими о том, что царь находится под защитой «великой» и «грозной». Когда опасность была слишком велика, фараон, подобно Ра, посылал страшную львицу на своих врагов. Даже Эхнатон, правитель, который предпочел традиционному культу новые монотеистические идеи, считал, что располагает покровительством и поддержкой богини. Но Атон, единственный бог, которого чтил этот фараон-«еретик», вряд ли допустил бы ее вмешательство!

Сехмет в Карнаке

Город Карнак был одним из тех мест, где богине-львице поклонялись с особым рвением. Храм Птаха стоит здесь с того момента, как по решению фараонов Нового царства, которые были уроженцами именно этих мест, власти обосновались в Фивах. Духовенство Мемфиса связало этого бога с Сехмет, и в результате этого в храме Птаха, возведенном фараоном Тутмосом III (XVIII династия), они естественным образом оказались соединены в божественную триаду, куда вошел также Нефертум. Святилище, посвященное этой триаде, разделено на три капеллы. Центральная капелла посвящена Птаху, а правая - его паредре, «великой Сехмет, возлюбленной Птаха». Здесь по-прежнему возвышается великолепная диоритовая статуя богини. И наконец, третья капелла посвящена и сыну Птаха и Сехмет богу растительности Нефертуму.

Эпитеты Сехмет: связь со всем Египтом

В Карнакском храме лучше всего ощущается распространение древнеегипетского культа Сехмет. Здесь можно увидеть множество статуй с выгравированными эпитетами, связывающими богиню с городами, деревнями или местностями, которые она защищала. Некоторые их этих городов (о которых сегодня нам больше ничего не известно), судя по всему, заказывали эти статуи для того, чтобы установить их на священной земле Карнака. Поступая так, жители могли быть уверены, что воздали богине должное в самом важном месте - политическом и духовном центре Египта.

Неблагоприятные дни

Сехмет необходимо было почитать, причем особенно рьяно это следовало делать в неблагоприятные дни. Деканы - трети зодиака - позволяли не только разделить день на часы, но и определить неминуемое наступление благоприятных и неблагоприятных дней. То, каким считался тот или иной день, зависело от связывавшихся с ним мифологических событий. Народу необходимо было очень внимательно следить за календарем. Например, пять эпагоменальных дней в конце года, которые выиграл Тот, чтобы Нут могла произвести на свет пятерых богов (в том числе, Исиду), считались чрезвычайно опасными. В эти дни могло случиться все что угодно, и поэтому людям рекомендовалось не выходить из дома и молиться Сехмет, которой было не чуждо милосердие. Если этой богине молились достаточно горячо и искренне, она могла умерить свой разрушительный пыл и обратиться не в львицу, а в кошку.

Барельефы Сехмет

Если лучшие статуи Сехмет были изготовлены в Фивах, то лучшие барельефы, напротив, красуются в храме Сети I в Абидосе. Там, на стене из плотного песчаника, изображена богиня-львица, защищающая правой рукой Птаха, который восседает перед ней. Великолепная иконографическая композиция относится к шедеврам древнеегипетских скульпторов!

Дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет — львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте.
Центр культа: столица древнего Египта Мемфис.
7 января — день, посвящённый богине и связанный с увеличением солнечного дня.
Также Сехмет связана с Верхним Египтом, в противоположность Баст, связанной с Нижним Египтом.

Сехмет («могучая») — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове её изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой. В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор, Тефнут, Баст) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только пролитое на землю богами красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв за кровь, и от которого опьянела, заставило её прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов.


В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому богиня иногда изображалась с горящими стрелами. Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют её создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная». Носила имена «Великая» и «Владычица пустыни». Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности. Считалось, что её гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов. Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.


Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все. Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами. Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями — Баст, Уто, Мут и др.

В северной части Карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвел особый храм, посвященный так называемой мемфисской триаде — львиноголовой богине войны Сехмет, ее супругу Птаху и их сыну Нефертуму. В темном святилище храма и до сих пор стоит культовая статуя Сехмет чуть выше человеческого роста, увенчанная массивным солнечным диском. В руках богини — скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости, и анх, символ вечной жизни. Солнечный луч, попадая в святилище через специальное отверстие в потолке, касается кажущегося невероятно живым, и в то же время гранитного львиного лика богини. Богиня-львица Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой.

Также, согласно некоторым источникам, Сехмет является темной стороной богини кошек Баст.

Богиня Сехмет в древнем искусстве

Современный арт, хоть и не полностью соответствует древнему представлению, но не менее интересен


Sekhmet, a lion headed Egyptian Goddess

Эрмитажная коллекция древнеегипетских памятников, насчитывающая около 7500 предметов, невелика по сравнению с собраниями Лувра, Британского музея или музея Метрополитен однако она охватывает все основные периоды истории Египта и включает ряд интересных и важных вещей от додинастики (4-е тысячелетие до н. э.) до времени римского господства. История ее своеобразна, поскольку изначально в Эрмитаже не проявлялся интерес к древневосточным, в частности египетским, Академия наук в 1825 году приобрела коллекцию Франческо Кастильоне (около 1200 памятников), на основе которой был создан Египетский музеум в составе Кунсткамеры. В Эрмитаже в это время находилось лишь несколько случайных египетских предметов и около 250 скарабеев, купленных у того же Кастильоне. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа как универсального публичного музея, в него была передана большая часть памятников из Египетского музеума, собрание которого к этому времени заметно пополнилось за счет даров и приобретения вещей из частных коллекций; в 1881 году были переданы остальные памятники из Кунсткамеры.



Огромная храмовая статуя богини Мут-Сохмет, высеченная из черного гранита, входит в галерею шедевров эрмитажного собрания. Сохмет величаво сидит на кубообразном троне с высокой спинкой. Первоначально голову богини венчал солнечный диск со священной коброй. Грива львицы плавно переходит в пряди трехчастного парика. Тонкий стан Сохмет, затянутый в узкое, облегающее тело платье, торжественно выпрямлен. Руки богини спокойно лежат на коленях, в левой - знак жизни "анх" в виде большой петли, завязанной бантом. Спереди на троне вырезаны два столбца иероглифической надписи, содержащие титулатуру царя Аменхотепа III. Сохмет (буквально "Могучая") занимала почетное место среди богов. Грозная львица почиталась как богиня палящего солнца и ярости войны и считалась дочерью бога Ра. В ее власти было напустить на людей болезни и излечить от них. Она была покровительницей врачей


Статуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах

В связи с перенесением во II тысячелетии до н.э. столицы Древнего Египта из Мемфиса на юг в Фивы, богиня Сохмет была отождествлена с местной Мут (древнеегипетск. "мут" - мать), изображавшейся как коршуница. Фиванская Триада божеств включала бога Амона-Ра, его супругу Мут-Сохмет и их сына - бога луны Хонсу. Местом пребывания этой Триады считался комплекс в Фивах, который в наши дни называют Карнакским храмом. Статуя происходит из храма Мут-Сохмет, первоначально украшенного 574 двухметровыми изображениями богини. Известный русский путешественник, писатель А.С. Норов (1795-1869) нашел эту статую Мут-Сохмет в руинах святилища и купил ее. Высота изваяния достигает двух метров. Сотрудники музея уверяют, что на коленях статуи может появляться кровь, как предзнаменование тяжелых событий в жизни страны. Последний раз работники Эрмитажа наблюдали это в 1991 году, в преддверии распада СССР.


Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

Изображение градоначальника Фив с женой и матерью - единственная в Эрмитаже монументальная семейная группа Нового царства. Она представляет постамарнское искусство времени правления преемников царя-реформатора Эхнатона или более позднее. Из одного блока серого гранита высечены три сидящие на скамье фигуры с большими головами в париках. В центре представлен, судя по иероглифической надписи на одежде, "верховный писец царя, любимый им... начальник житниц Амона, покойный князь Города (т.е. Фив), Аменемхеб, рожденный Кало". На нем характерное для этого времени парадное одеяние - рубашка с широкими в складках рукавами и длинный передник.


Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью деталь Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

По правую руку Аменемхеба сидит его мать - "певица Амона, госпожа дома, покойная Кало...". По левую руку градоначальника Фив - его жена, верховная жрица храма богини Хатхор, "певица Амона", "покойная Таисеннеферт". Женщины обнимают Аменемхеба за плечи - жест, передающий родственную привязанность. Согласно традиции, все три широких, круглых, чуть уплощенных лица совершенно одинаковы. Чтобы передать складки тонких прозрачных плиссированных тканей нарядных одежд, резчики используют глубокую гравировку, разрушая цельность поверхности камня. Гробница градоначальника Аменемхеба находится в Дра Абу эль-Нага на западном берегу Нила в Фивах. На скульптурной группе сохранились тексты, восходящие к "Книге мертвых".


Стела Ипи Древний Египет Вторая половина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия известняк

Стела "царского писца", "опахалоносца по правую руку" царя Тутанхамона, "великого управителя царского хозяйства" Ипи - одно из самых ярких произведений древнеегипетской пластики в собрании Эрмитажа. Почти всю поверхность известняковой плиты занимает сцена поклонения сановника Ипи статуе бога бальзамирования и покровителя умерших Анубиса. Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Одеяние бога перехвачено поясом, шея украшена двойным ожерельем. Правой рукой Анубис держит за петлю знак жизни "анх", левую - с жезлом "уас" - протягивает навстречу идущему к нему Ипи. Ипи изображен в сложном парадном одеянии - рубахе с широкими рукавами и длинном переднике. Жест поднятых в молитве рук типичен для изображений адорантов (фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня , устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека). Различная трактовка образов Анубиса и человека подчеркивает, что Ипи стоит перед божеством. Фигура Ипи гораздо более тонко моделирована, а фигура Анубиса традиционно плоскостна, рисунок ее контуров графичен и сух. Перед статуей бога мертвых - жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса. На стеле прекрасно сохранилась первоначальная раскраска продержавшиеся на камне более двух тысячелетий и выполненная, согласно канону, минеральными красками. В цветовом решении фигуры Анубиса преобладают характерные для божеств цвета - синий и зеленый, краски для которых получали из ляпис-лазури и малахита. Надписи стелы содержат жертвенную формулу, имя и титулы Ипи.


Кратериск Египет I-V вв. стекло выдувание поступил из собрания Голицына.


Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г. из дворца в Петергофе.

Клеопатра Седьмая — одна из знаменитейших личностей античного мира. Ей выпала роль царствовать более двадцати лет и стать последней царицей Египта. Она вошла в историю благодаря своему женскому обаянию и любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От них обоих у нее были дети. Трагическая гибель царицы добавила ее образу романтичный ореол, который остается с ней на протяжении тысячелетий. Статуя царицы украшает зал Эрмитажа. Статуя царицы Клеопатры - уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции.


Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г. из дворца в Петергофе

Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5-6 династий, а также культовые вещи — стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки. Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла.

Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.

Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.



Боги Древнего Египта. Осирис и Исида Осирис - владыка загробного мира. Исида с Хором.


Статуя бога Осириса

Оси́рис— бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего. После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.


Эрмитаж - один из крупнейших художественных музеев мира, экспозиция которого расположена в более чем 350 залах. В нем собрано около трех миллионов памятников, представляющих культуру и искусство различных эпох и народов. Особое место занимает коллекция Древнего Египта. В Эрмитаже находится ряд значительных скульптурных произведений бытовых и культовых, в частности монументальная статуя богини Мут - Сохмет. Она была первой древнеегипетской скульптурой, приобретенной Эрмитажем, привезенная в 1837 г. русским путешественником А. С. Норовым из храма богини Мут в Фивах и сначала находившаяся в Академии Художеств. Египет всегда привлекал русских людей. Паломников влекли святые места Палестины, Иерусалима и Синая. Среди паломников и путешественников было много увлеченных и искренне верующих людей, Таким был и академик А.С. Норов.


Авраам Сергеевич Норов - поэт и писатель, храбрый воин, взобрался даже на вершину Большой пирамиды, что нелегко сделать и здоровому человеку который возник в русском обществе с начала XIX в. Путешествие А. С. Норова, и покупка им монументальной статуи древнеегипетской богини, несомненно, стояли в тесной связи с тем широким интересом к памятникам древнего Египта, А.С.Норову мы обязаны появлением в Эрмитаже бесценной статуи Мут-Сохмет (XV век до нашей эры), обнаруженной в Карнаке среди развалин небольшого храма.


Отсюда, из храма в Карнаке Авраам Норов привез колоссальную гранитную статую богини Сехмет. В своем труде Норов упомянул место находки статуи, знаменитый комплекс богини Мут на берегу подковообразного озера Ишеру, хотя и ошибся, идентифицируя статую божества: «Обводной канал, шириною сажени три, доселе наполнен водою; во многих местах сбереглись каменные крыльца, сходившие в канал. Все четыре рамы полуострова были уставлены статуями из черного порфира, изображавшими в настоящий рост сидящую богиню Нейт, с львиною головою… Из всех этих статуй, поверженных и разбитых, я нашел только одну уцелевшую, и решился приобрести ее и перевезти на родной север». Во время перевозки статуи, еще в Египте, неподалеку от Кены, с Норовым произошел интересный случай. «Возвратясь в мою дагабию, я узнал от моих людей любопытное происшествие. Одна молодая арабская дама в сопровождении нескольких саисов проезжала на роскошно убранном лошаке возле берега, где была причалена моя дагабия; она была поражена видом приобретенной мною в Фивах статуи богини Нейт, которая занимала почти всю палубу; остановясь она послала просить позволения взойти на дагабию, и мои люди поспешили пригласить ее. Подойдя к статуе, она долго смотрела на нее в большой задумчивости; потом стала на колени, набожно поцеловала ее в грудь и удалилась со слезами на глазах… Одна старая женщина из свиты этой дамы сказала, что она молилась о прекращении ее неплодия».


Эта двухметровая статуя высечена из базальтового монолита в XV в.до н.э.в г. Фивы. 574 статуи Сохмет украшали храм богини Мут-Сохмет при Аменхотепе. В первой трети 19 в. русский путешественник Авраам Норов увидел одну уцелевшую статую среди разбитых и купил ее. По морю доставили статую до Одессы, а потом на санях в Петербург. Порфировое изваяние лежало полузасыпанное песком, и Норов купил его у местных властей, чтобы увезти "на родной север, не во гнев Исиде и Осирису, но из сожаления к драгоценным останкам великих Фив". Гранитная статуя богини Мут-Сохмет является хорошим образцом монументальной храмовой скульптуры. Она происходит из храма Мут в Карнаке, построенного Аменхотепом III, чьи титулы и имена написаны на передней поверхности трона. В храме находились многие сотни статуй богини, ныне разбросанные по музеям мира. Мут-Сохмет - львиноголовая богиня, дочь бога Ра, божество войны. Считалась защитницей Ра и Осириса, а также покровительницей медицины и врачей.


Статуя хранилась под лестницей в Академии и после 15-летнего пребывания Мут-Сохмет перевезли в Эрмитаж, где она и обрела свою вторую жизнь в окружении близких ей произведений искусства далекой для нас страны фараонов. Сохмет, Сехмет - "могучая", "обладающая силой и властью" - страшная богиня войны, богиня палящего солнечного жара, гнев её приносил эпидемии и мор. Священное животное - львица. Изображалась в виде львицы или в виде женщины с львиной головой. Обычно её одеяния были красного цвета.


Сехмет переводится как «могучая» и считается богиней палящего солнца и войны. Также она представляется грозным оком бога Солнца – Ра, целительницей, которая обладает магической силой наводить болезни, а также излечивать их. Сехмет покровительствовала врачам,считавшимся в то время ее жрецами. Ее характер не поддавался контролю. Богиня с головой льва, являлась олицетворением разрушительной энергии солнца и солнечного зноя, по этой причине у нее на голове был изображен диск. Богиня считалась довольно суровой. В одном позднем мифе, в котором повествовалось про истребление богом Ра непокорного человечества, богиня Сехмет получала наслаждение от вида избиения людей. В этом образе отражено стремление подчеркнуть могущество человека, сопоставив его с силой зверя. Согласно мифу, разгневанная на людей, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу и творивших зло, богиня решила испепелить их жаром засухи. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей от полного истребления. По их совету разлили ночью подкрашенное в красный цвет пиво, которое, приняв за кровь, выпила богиня. Миф порожден был реальностью: от засухи избавляют египтян красные, в период разлива, воды Нила. Грозная богиня держит в руках "анх" - знак символизирующий жизнь.


В некоторых мифах о создании людей богиню называют создательницей азиатов и ливийцев. Она была защитницей людей и хранительницей мира. Египтяне считали, что гнев Сохмет способен принести эпидемии и мор. Поклонения Сехмет происходили в храме Гелиополиса, в котором жрецы содержали священных львов.


И в наше время легенды о богине Сохмет вызывают интерес у посетителей Эрмитажа.. Жуткая легенда музея советует присмотреться к статуе львиноголовой богини войны и палящего зноя Мут-Сохмет. Согласно мифу, однажды эта кровожадная богиня решила истребить весь человеческий род. Спасло людей вмешательство остальных богов, которые решили обмануть Мут-Сохмет. Ночью они разлили перед ней подкрашенное красным пиво. Наутро богиня, приняв пиво за человеческую кровь, выпила его и успокоилась. Прошли тысячелетия. Однако, как рассказывает современная эрмитажная легенда, угроза человечеству до сих пор не исчезла. Правда, не исчезли и силы, его охраняющие. По легенде, раз в году, в полнолуние, на базальтовых коленях львиноподобной богини появляется красноватая лужица, очень напоминающая человеческую кровь или подкрашенное вино. Но незадолго до появления первых музейных посетителей лужица бесследно исчезает. Несомненно, статуя Мут-Сохмет является одной из ярчайших экспонатов и является предметом гордости для Эрмитажа.

Отличается обилием и разнообразием персонажей. Есть среди них Осирис, коварно убитый собственным братом и воскресший благодаря стараниям прекрасной супруги Исиды. Есть могучий Гор, бог, нередко изображавшийся в образе сокола, который бросил вызов всесильному Сету, собственному дяде, и сумевший одолеть его в честном бою. Мертвых в подземное царство сопровождал шакалоголовый Анубис. Есть и несколько малоизвестных богов и богинь, с одной из которых, Сехмет, предлагаем познакомиться.

Описание

Богиня Сехмет покровительствовала войне и жаркому солнцу, ее основные эпитеты - «могучая», «безжалостная», «суровая». Олицетворяла собой губительную силу жаркого солнца, являлась владычицей пустыни. Египтяне верили, что богиня знакома с магией и может использовать заклинания. Нередко изображалась в облике женщины с головой львицы. На отдельных фресках или скульптурах представлена в виде львицы или львиноподобной богини с коброй.

Назначение

Богиня Сехмет играет огромную роль в В различные времена она имела разное назначение:

  • Считалась покровительницей войны.
  • Была богиней зноя, пустыни и засухи.
  • Представала повелительницей мора и эпидемий.
  • Обладала навыками врачевания и могла исцелять людей, поэтому считалась покровительницей лекарей.
  • Воспринималась как покровительница армии, во время походов сопровождала фараона, неся его войску успех. Поэтому гнев Сехмет был страшен - военной победы можно было не ждать.
  • Также считалось, что своим суровая богиня уничтожала все живое, чтобы зародить новую жизнь.
  • «Книга Мертвых» описывает Сехмет как защитницу Ра от злобного змея Апопа.

Помимо этого, Сехмет считалась покровительницей столицы Египта, Мемфиса, поэтому в этом городе культ богини был особенно популярен. Также почиталась она в Гелиополисе. Праздником богини было 7 января.

Нрав

Известно, что богиня Сехмет была одним из самых кровожадных божеств страны пирамид. Так, в одном из мифов, разгневавшись на людей, которые стали непочтительными с богами, великий Ра вырвал свое око и бросил его на землю. Глаз бога превратился в суровую Сехмет, она принялась с наслаждением уничтожать неугодное человечество. Когда же боги разлили по земле красное вино, богиня-львица, приняв его за кровь, с жадностью набросилась на напиток и стала его пить. Лишь опьянев и уснув, она прекратила кровопролитие. По другой версии мифа, вылито было пиво, которое приобрело кроваво-красный оттенок из-за особенностей египетского грунта.

В эпоху богине приписывали функции защиты Египта от внешних нападений, поэтому Сехмет стали изображать с горящими стрелами. Нередко именно к этой богине обращались жрецы, когда необходимо было защитить египетскую землю от захватчиков. Однако в гневе она была страшна, могла наслать на людей мор или эпидемии, ее дыхание вызывало ветра с пустыни, влекущие за собой засуху и зной. Поэтому владыки страны пирамид старались задабривать своенравную богиню богатыми жертвами и строительством храмов. Считалось также, что она покровительствует столице Египта - Мемфису и всему Верхнему Египту.

Мифология приписывает Сехмет удивительную силу, поэтому даже отрицательные представители пантеона, Сет и змей Апоп, опасались ее гнева.

Место в пантеоне

Сехмет, согласно египетской мифологии, была дочерью солнечного Ра, супругой бога-творца Пта. В более поздние эпохи нередко изображалась в качестве победителей всех тех, кто решался бросить вызов богам.

Является представительницей так называемой Творческой (Солнечной) Триады Египта, куда также входили следующие божества:

  • Бог Птах, супруг Сехмет, демиург (создатель), в молитвах почти не упоминается, однако почитался как творец всего сущего.
  • Нефертум, покровитель растительности.

Триада пользовалась наибольшим почетом в Мемфисе и воспринималась как покровительница фараонов. Каждое из божеств Триады символизировало свою стихию. Так, Сехмет отождествлялась с огнем, ее муж Пта - со стихией земли, поэтому союз супругов символизировал собой единство созидательного и разрушительного начал. Нефертум символизировал водную стихию. Интересно, что священным животным этого молодого бога растительности также был лев и зачастую изображался он львиноголовым, как и его воинственная мать.

Священные животные, атрибуты

Основным кровавой богини был лев, поэтому в Гелиополисе, где находился ее храм, этих животных содержали жрецы. Убийство льва было недопустимо. Поскольку иногда Сехмет отождествлялась с богиней Хатор, еще одним священным животным была кошка. Богиня была оком Ра, сама покровительствовала жаркому светилу, поэтому нередко ее изображали с солнечным диском на голове. В руках у нее находился острый меч, кинжал, позднее - горящие стрелы. На многих изображениях богиня держит в одной руке анх, в другой - папирусовый скипетр.

Цвет богини Сехмет, покровительницы Мемфиса - солнечно-оранжевый, похожий на окраску палящего светила в зените. Деревом ее считался можжевельник, ягоды которого использовались лекарями, камнем - кремень, из которого в те времена изготавливали простейшие хирургические инструменты, в том числе приспособления для бальзамирования. Поэтому можно отметить, что в сознании древних египтян богиня-львица имела прямое отношение к медицине. Она могла как наградить человечество, так и уничтожить непокорных, наслав эпидемию.

Храмы Сехмет

Поскольку богиня Сехмет входила в число наиболее почитаемых представительниц египетского пантеона, храмов ей строили большое количество. Нередко святилища возводили в пустыне, где обитали священные животные владычицы - дикие львы.

Известен такой исторический факт: фараон Аменхотеп Третий, желая задобрить богиню и спасти свою страну от ужасной эпидемии, велел изготовить порядка 700 ее статуй.

До наших дней дошел в хорошем состоянии храм в Карнаке, к числу главных украшений которого относится статуя Сехмет с солнечным диском на голове.

Культ богини

Как полагают ученые, именно с именем этой суровой и жесткой богини связаны человеческие жертвоприношения в Древнем Египте. Однако культ Сехмет нес и пользу жителям страны пирамид. Так, богиня почиталась как покорительница врачевания, поэтому в ее храмах активно развивалась медицинская наука, а жрецы нередко были неплохими для того времени лекарями.

В наиболее крупных храмах богини Египта Сехмет обучалась особая греческая каста, красные жрецы, которым открывались тайные знания из области хирургии, врачебного дела и даже экзорцизма.

Богини, с которыми Сехмет отождествляли

Мифология Египта имеет сложный характер, поскольку создавалась она в течение многих столетий, неоднократно подвергалась видоизменению. Вот почему богиню Сехмет нередко отождествляли с другими божествами пантеона. Прежде всего это покровительница любви, семейной жизни и домашнего очага. Выдвигалась версия, что Бастет - это миролюбивый вариант Сехмет. Что общего между богинями:

  • Обе были дочерьми Ра.
  • Обе нередко изображались с головами львиц. Позднее, когда кошку приручили, Бастет приобрела облик домашнего животного.
  • Бастет в некоторых городах почиталась как богиня войны.
  • Священные животные обеих богинь относятся к семейству кошачьих.

Вторая представительница египетского пантеона, с которой отождествляли Сехмет - это покровительница вина и веселья, которая изначально имела вполне самостоятельный характер и изображалась в образе коровы или женщины, голову которой украшали рога. Обе богини считались дочерьми солнца, позднее, когда культ Ра стал наиболее значительным в Египте, Хатор стали отождествлять с Сехмет, и изображения богини появились с головой кошки или львицы. Она начала восприниматься как покровительница фараонов.

Иногда Сехмет отождествляли с Тефнут, которая именовалась супругой бога Птаха и дочерью Ра. Изображалась она чаще в образе женщины с кошачьей головой, иногда мужем считался не Пта, а Шу - бог воздуха, который позже был переосмыслен как покровитель полуденного солнца. Центром почитания Тефнут был Гелиополь.

Дети Сехмет

Согласно мифологии, Сехмет - покровительница Мемфиса - имела нескольких детей. Ее сын от Пта, Нефертум, уже упоминался. Также некоторые мифы приписывают богине-львице рождение бога Хека, покровителя магии. По другим версиям, матерью его была богиня Менхит, также представляющаяся в образе воинственной львицы. Источники также называют сыновьями Сехмет Ихи и даже Гора, хотя в классических мифах они являются детьми Хатор и Исиды соответственно.

Нередко ее сыном называют бога Махеса, который также изображался с головой льва, был покровителем войны, боролся со змеем Апопом (в иных вариациях эту функцию выполняла сама Сехмет).

До наших дней дошло немало скульптурных изображений богини палящего солнца, поэтому мы можем четко представлять себе, как, по мнению древних египтян, она выглядела. Роль этой богини в истории древнеегипетской цивилизации можно назвать весомой. Именно в ее храмах мудрые жрецы годами постигали науку врачевания. Конечно, медицина тех времен была доступна лишь избранным, но знания, передающиеся от одного поколения жреческой касты к другому, оказали существенное влияние на развитие медицины в последующие эпохи. Сведений о Сехмет до наших дней дошло великое множество, однако мифы настолько противоречивы, что мы можем лишь догадываться о том, каковы были изначальные функции этой кровожадной и суровой богини.