Class="clearfix">
Все грамматические ошибки, которые встречаются в речи, можно отнести к одной из трёх групп: словообразовательные (ошибочное словообразование), морфологические (ошибочное образование форм частей речи) и синтаксические (ошибки в построении словосочетаний и предложений). Познакомьтесь с примерами и проверьте себя: нет ли среди этих ошибок актуальных для вас?
1. Ошибочное словообразование .
Оно наблюдается, например, в словах будующий , над смехаться, следущий (правильно: будущий, насмехаться, следующий ).
2. Морфологические ошибки:
Неправильное образование формы существительного: не хватает время , модные польта , свежие торта (нужно: не хватает времени, модные пальто, свежие торты );
Неправильное образование формы прилагательного: более красивее, красивше (нужно: более красивый, красивее );
Неправильное образование формы числительного: с шестьсот рублями,в двух тысяча третьем году (нужно: с шестьюстами рублями, в две тысячи третьем году );
Неправильное образование формы местоимения: ихнего отца, ихние дети (нужно: их отца, их дети);
Неправильное образование формы наречия: откудова, отсюдова (нужно: откуда, отсюда );
Неправильное образование формы глагола: они хочут, ложат, ездиют, я ездию ; пиша письмо (нужно: они хотят, кладут, ездят, я езжу; когда я писал письмо );
3. Синтаксические ошибки:
Нарушение согласования: с группой ребят, увлекающимися спортом (нужно: с группой ребят (каких ?), увлекающих ся спортом );
Нарушение управления: сделать свой кабинет более красивый ; показалось о том, что (нужно: сделать свой кабинет более красивым; показалось, что );
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: растут много деревьев (нужно: растёт много деревьев или растут деревья);
Ошибки в построении предложения с однородными членами: Хочу рассказать о значении книг и почему я их люблю . (Нужно: Хочу рассказать о значении книг и о том, почему я их люблю.);
Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом: Рисуя , мои мысли всегда текли спокойно. (Нужно: Рисуя, я всегда спокойно размышляю . Или: Когда я рисую, мои мысли всегда текут спокойно.);
Ошибки в построении простого и сложного предложения: Мне показалось то, что это сон. Ты не забудешь о человеке никогда, который столько для тебя сделал . (Нужно: Мне показалось , что это сон. Ты не забудешь никогда о человеке, который столько для тебя сделал .);
Нарушение границ предложения: Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны . (Нужно: Он тяжело задумался, поэтому глаза его так печальны .);
Ошибки в выборе и употреблении сочинительного или подчинительного союза: Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный . (Нужно: Мне нравится этот город, потому что он маленький и уютный . Сравните: Мы поссорились из-за того, что каждый настаивал на своём и не хотел уступить .)
Умение правильно употреблять формы слов – признак хорошей, грамотной речи. Ничто так не разрушает имидж человека, как промелькнувшие в его речи «более светлее» или «пара сапогов». Ошибки в форме – неправильное падежное или родовое окончание, неправильная форма множественного числа существительных, повелительного наклонения глагола и т.п. – изживаются, если, готовясь к ЕГЭ, потратить определенное время на отработку задания А3.
Что чаще всего в нем проверяется (а значит, надо выучить и отработать):
1. Числительные
А. Как склоняются порядковые и количественные числительные.
У порядковых меняется только последнее слово, все другие остаются неизменными (Родился (в каком?) в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году. Это случилось (в каком?) в две тысячи восьмом году.
Весьма частая ошибка – шедевры типа «в двухтысяче(и)пятом году» . Поэтому следующее замечание с примерами прочтем при полном внимании:
У порядковых – не меняется ничего, кроме последнего слова (Это случилось в тысяча восемьсот девяносто шестом году.)
У количественных меняется каждое слово, более того – каждая часть слова Напечатано (около скольких?) около тысячи девятисот пяти книг. Подобраны комментарии (к скольким?) к двум тысячам восьми книгам).
Поскольку при склонении русских числительных далеко не лучшие к ним чувства испытывают ученики всех времен, применяются разные подсказки.
Подсказка 1 – у числительных двести, триста и т.п. падежное окончание обычно совпадает с окончанием существительного (нет двухсот(нулевое ) книг(нулевое ); дать двумстам книгам , доволен двумястами книгами ).
Подсказка 2 – у числительных, обозначающих сотни (200-900), Р.п. – всегда на –сот: двухсот, шестисот, восьмисот. Но: если сотня одна (сто) Р.р. и все остальные, кроме И.п. и В.п. – ста: нет ста человек, подойти к ста ученикам, доволен ста работами.
Подсказка 3 – числительные 40,90 склоняются так же, как и одиночное 100 (см. подсказку 2), то есть имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (И.п. и В.п.) и сорока, девяноста, ста (все остальные падежи): например: полка со ста книгами (с сорока книгами, с девяноста книгами) .
Б. Как и с чем употребляются собирательные числительные.
– Двое, трое, четверо и другие собирательные числительные употребляются только с 3 группами слов:
1) лица мужского пола (не предметы мужского
рода!)
(трое мужчин, семеро человек)
2) парные предметы (двое брюк, трое очков)
3) детеныши
(пятеро волчат, трое
лисят, двое ребят)
!Подсказка – с женщинами и взрослым животными – не употреблять! (то есть нельзя: двое девушек, трое тигров, – можно: две девушки, три тигра).
– Оба или обе?
С существительными м.р. и ср.р. – оба (оба мальчика, оба учебника, оба стола . Соответственно – обоих мальчиков, обоим учебникам, обоими столами ). С существительными ж.р. – обе (обе девочки, обе книги, обе парты. Соответственно – обеих девочек, обеим книгам, обеими партами ).
2. Степени сравнения прилагательных и наречий
Наиболее частая ошибка – соединяются простая и составная формы.
Правильная сравнительная степень:
Формы более светлее или менее выше – НЕПРАВИЛЬНЫ!
Правильная превосходная степень:
простая форма – светлейший, высочайший,
наибольший
(из 1 слова);
составная форма – самый светлый, наиболее
светлый, светлее всего (светлее всех)
– у
прилагательных.
Формы самый светлейший, самый наисветлейший – ОШИБОЧНЫ!
Превосходная степень наречия – этот камень преткновения на ЕГЭ – в обычной речи интуитивно употребляется верно: выше всех (выше всего) (от наречия «высоко»).
3. Повелительное наклонение глаголов
Правильные формы повелительного наклонения глагола ЕЗДИТЬ – ЕЗДИ, а ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ (***никаких ездий, едь, ехай! ). Соответственно я ЕЗЖУ, ЕДУ , он ЕЗДИТ, ЕДЕТ (***и никаких я ездию , он ездиет !).
Просторечные формы езжай (вместо ПОЕЗЖАЙ ), выдь (вместо ВЫЙДИ ), положь (вместо ПОЛОЖИ ) в литературной речи (А на ЕГЭ проверяется именно она) лучше не употреблять.
В формах глаголов с приставкой ВЫ- (высуни – высунь, выстави – выставь, выправи– выправь), а также почисти – почисть, не порти – не порть, не корчи – не корчь, не морщи – не морщь допустимы оба варианта, но только в ед.ч. Во мн.ч. – правильна одна форма – на -ИТЕ (высуните, выставите и т.д.)!
О чередовании согласных в глаголах ХОТЕТЬ (ед.ч. – хочу, хочешь, хочет, но мн.ч. – хотим, хотите, хотят) и БЕЖАТЬ (бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут) говорить излишне. Формы беги, бегите – это повелительное наклонение. Так что внимательнее к контексту!
Частые ошибки – в глаголах колебать, дремать, щипать, махать. Правильные формы – КОЛЕБЛЕТ, ДРЕМЛЕТ, ЩИПЛЕТ, МАШЕТ (***всякие колебает, дремает, щипает, махает – ОШИБКИ!).
4. Окончания некоторых существительных в И.п. мн.ч.
Обычно для разныхсуществительныхиспользуется одна из форм:
на -И(-Ы) или на -А(-Я).
Здесь надо просто смотреть в словарь и запоминать. Иногда в словах допустимы оба варианта, но предпочтение лучше отдавать литературному (разговорный вариант ЕГЭ не любит!)
5. Окончания существительных в Р.п. мн.ч.
Возможны3 типа окончаний: нулевое,
-ОВ(-ЕВ) и -ЕЙ.
Трудно запомнить все, но можно выучить хотя бы
наиболее часто употребляемые слова.
Итак, формы:
В заключение надо сказать, что все усилия, приложенные к тому, чтобы запомнить правильные формы, окажутся безуспешными, если делать это лишь с мыслью об экзамене. А вот постоянный контроль собственной речи куда более эффективен, особенно если договориться с приятелями или одноклассниками замечать ошибки друг друга.
любимые ПРОФЕССОРА
НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил
в ДВУХСТАХ метрах
на ИХ территории
ОБГРЫЗАННОЕ яблоко
Неправильно: обгрызанное яблоко. Корректно: обгрызенное яблоко.
Объясним суть ошибки. Нужно образовать причастие со значением «то, которое обгрызли». Берём инфинитив «обгрызть» (что сделать) и от него образуем причастие с суффиксом ЕНН. Ошибка возникла потому, что вместо формы обгрызть взяли форму «обгрызать» (другого вида, несовершенного). От этой формы возможно причастие «обгрызаемый», несовершенного вида.
Ответ: обгрызенное.
Ответ: обгрызенное
разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные
МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)
Михаил Чжан (Владивосток)
21.05.2012 05:28
Не пойму, почему ЛЮБИМЫЕ ПРОФЕССОРА правильное словосочетание?
Служба поддержки
В нём нет ошибки.
Елисей Макаровский
22.01.2016 21:36
прошу объяснить! Впервые вижу слово обгрызенное, а не обгрызанное!
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько НОЖНИЦ
умелые ПОВАРА
быстро ВЫЗДОРОВИТ
в ПОЛУТОРА часах
ПЯТЬ барышень
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно: выздоровит. Корректно: выздоровЕЕТ.
Ответ: выздоровеет.
Ответ: выздоровеет
Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы - это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны - разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме .
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж)
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени)
ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы)
МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)
Dmitry
19.01.2016 20:19
А как насчет варианта "оздоровит"?
Айна Султыгова (Яндаре)
23.01.2016 16:05
Но говорят "быстро выздоровит,а не выздоровеет".
Татьяна Юдина
Если мы будем писать так, как говорят, мы перестанем понимать друг друга...На то и есть правила, чтобы было единообразное написание.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ЯБЛОК
лежит на ШКАФЕ
до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года
БОГАТЕЙШИЙ выбор
пять КОЧЕРЁГ
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно: лежит на шкафе. Корректно: лежит на шкафу.
Ответ: шкафу.
Ответ: шкафу
Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы - это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны - разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме .
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж)
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени)
ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы)
МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)
Гость
04.01.2015 10:17
"пять кочерёг" никого не смущает слово кочерга не склоняется вообще!!!
Татьяна Юдина
Откуда у Вас такая информация? Склоняется, вот полная парадигма склонения.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_forms/28068
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ТУФЛЕЙ
ВЫПРАВЬ текст
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
старые ПРОФЕССОРА
новые ВЫБОРЫ
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно: пара туфлей. Корректно: пара туфель.
Ответ: туфель.
Ответ: туфель
Правило: Задание 7. Морфологические нормы словообразования и словоизменения
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы - это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны - разговорные формы , а с другой стороны - литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме .
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж)
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени)
ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы)
МЕСТОИМЕНИЙ (падежные формы)
Павел Юрьевич (Москва)
10.05.2013 13:40
разве говорить: "старые профессора" правильно?
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по русскому языку.
Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой блок из трех занятий по отработке морфологических и синтаксических норм. Каждое занятие содержит теоретическую часть (набор обобщенных таблиц и небольшой комментарий к ним) и практическую (тест) часть.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Морфологические нормы (образование форм слова)».
Е. А. Щербакова, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ № 1» г. Тарко-Сале
Аннотация
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по русскому языку.
Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой блок из трех занятий по отработке морфологических и синтаксических норм. Каждое занятие содержит теоретическую часть (набор обобщенных таблиц и небольшой комментарий к ним) и практическую (тест) часть.
Занятие по подготовке к ЕГЭ. «Морфологические нормы (образование форм слова)».
Каждая часть речи имеет свои слабые стороны при образовании форм слов. В КИМах широко представлены примеры с ошибками в образовании форм имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.
Образование форм имен существительных является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
Трудные случаи образования форм имён существительных
- Именительный падеж множественного числа
А, - я | Ы, -и |
борт - борта вексель - векселя вензель – вензеля ворох – вороха директор – директора инспектор – инспектора катер – катера китель – кителя кузов – кузова купол – купола окорок – окорока округ – округа ордер – ордера паспорт – паспорта погреб – погреба профессор – профессора сторож –сторожа тенор – тенора фельдшер – фельдшера флюгер – флюгера хутор - хутора штабель – штабеля штемпель – штемпеля шулер - шулера | бухгалтер –бухгАлтеры возраст - вОзрасты грифель – грИфели грунт – грУнты диспетчер – диспЕтчеры Договор – договОры драйвер – дрАйверы инженер – инженЕры конструктор – констрУкторы лектор – лЕкторы лифт – лИфты плейер – плЕйеры порт – пОрты Приговор – приговОры принтер – прИнтеры прожектор – прожЕкторы редактор – редАкторы ректор – ректоры свитер – свИтеры сектор – секторы склад – склАды слесарь – слЕсари торт – тОрты тренер – тренеры штаб – штабЫ штурман - штурманы |
Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей именительного падежа множественного числа:
- Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на – ко , имеют безударную флексию множественного числа именительного падежа – и (личики, перышки, яблоки, брюхи). Исключения составляют существительные с ударными окончаниями множественного числа: войска и облака.
- Остальные существительные среднего рода в форме множественного числа принимают окончание –а (- я): болта, поля, моря, окна.
В некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов:
А, - я | Ы, -и |
адресА (новосёлов) векА (средние) годА (мои) колЕна (трубы) корпусА (заводские) кренделЯ (выводить ногами) мехА (соболиные) мужьЯ (и жёны) образА (святых) орденА (и медали) пропускА (временные) | Адресы (поздравительные) вЕки (вечные) гОды (войны) колЕни (больные) кОрпусы (часов) крЕндели (вкусные) мехИ (кузнечные) мужИ (учёные) Образы (литературные) Ордены (монашеские) прОпуски (занятий) |
2. Родительный падеж множественного числа
Ов, -ев | нулевое |
Названия национальностей: | |
бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов | армян, башкир, болгар, бурят, грузин |
Названия отдельных лиц: (пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов | Названия воинских соединений: (эскадрон) гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан |
Растительный мир: | |
абрикосов, ананасов, апельсинов, баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов | яблок |
Единицы измерения: | |
байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров | ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген |
Парные предметы: | |
боков, бронхов, джинсов, гольфов, клипсов, носков, рельсов | ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт |
Названия предметов и явлений: | |
браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов | Погонь, мест, окон, стёкол |
Сущ. ср.р. на -це: | |
болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев | блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец |
Ей | нулевое |
Сущ. ж.р. и общ. р. : | Сущ. ж.р. и общ. р. : |
ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей | вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт |
Сущ. ж.р. на -ия, ья: |
|
армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей |
|
Сущ. ср.р. на -ье: |
|
гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий |
|
Сущ. ср.р. на -ьё : |
|
ружей, питЕй, НО копий |
|
Сущ. ж.р. на –ня: |
|
богинь, погонь, тихонь, яблонь; басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен; барышень, боярышень, деревень, кухонь |
Следует запомнить: солнце – солнц.
3. Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся преимущественно во множественном числе
Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно; это слова мечта, мольба, башка. Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы множественного числа родительного падежа.
Трудные случаи образования форм имён прилагательных
Образование степеней сравнения
Разряд прилагательных | сравнительная степень | превосходная степень | ||
простая | составная | простая | составная |
|
качественные | Ее (-ей): сильнее Ше: раньше Е: реже | более…: более сильный менее…: менее сильный | Айш (ий): строжайший Ейш (ий): сильнейший | простая сравнит. степень + всего (всех): глубже всех наиболее (наименее) …: наиболее качественный самый глубокий |
относительные | Не образуется | |||
притяжательные | Не образуется |
Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее: НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
Трудные случаи образования форм числительных
- Склонение имён числительных
И.п. | Р.п. | Д.п. | В.п. | Т.п. | П.п. |
|||||||||||
неод. | одуш. | |||||||||||||||
один | ед.ч. | м. р. | один | одного | одному | один | одного | одним | об одном |
|||||||
ср. р. | одно | одно | ||||||||||||||
ж.р. | одна | одной | одной | одну | одной | одной |
||||||||||
мн.ч. | одни | одних | одним | одни | одних | одними | одних |
|||||||||
два | м.р. ср.р | два | двух | двум | два | двух | двумя | двух |
||||||||
ж.р. | две | две | ||||||||||||||
оба | м.р. ср.р | оба | обоих | обоим | оба | обоих | обоими | обоих |
||||||||
ж.р. | обе | обеих | обеим | обе | обеих | обеими | обеих |
|||||||||
полтора (-ы) | м.р. ср.р | полтора | полутора | полутора | полтора | полутора | полутора |
|||||||||
ж.р. | полторы | полторы | ||||||||||||||
3, 4 | три | трех | трем | три | трех | тремя | трех |
|||||||||
5 – 20, 30 | пять | пяти | пяти | пять | пятью | пяти |
||||||||||
40, 90, 100 | сорок | сорока | сорока | сорок | сорока | сорока |
||||||||||
Сложные (состоят из двух корней; имеют два окончания при склонении) | ||||||||||||||||
И.п. | Р.п. | Д.п. | В.п. | Т.п. | П.п. | |||||||||||
полтораста | полтораста | полутораста | полутораста | полтораста | полутораста | полутораста | ||||||||||
50, 60, 70, 80 | пятьдесят | пятидесяти | пятидесяти | пятьдесят | пятью-десятью | пятидесяти | ||||||||||
двести | двухсот | двумстам | двести | двумястами | о двухстах | |||||||||||
300, 400 | триста | трехсот | тремстам | триста | тремястами | о трехстах | ||||||||||
500, 600, 700, 800, 900 | пятьсот | пятисот | пятистам | пятьсот | пятьюстами | о пятистах | ||||||||||
Составные (состоят из нескольких слов) | ||||||||||||||||
Например: | Триста семьдесят пять | Трёхсот семидесяти пяти | Трёмстам семидесяти пяти | Триста семьдесят пять | тремястами семьюдесятью пятью | о трёхстах семидесяти пяти | ||||||||||
Собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро) | ||||||||||||||||
2 - 3 | И.п. | Р.п. | Д.п. | В.п. | Т.п. | П.п. | ||||||||||
неод. | одуш. | |||||||||||||||
двое | двоих | двоим | двое | двоих | двоими | двоих | ||||||||||
4 - 10 | пятеро | пятерых | пятерым | пятеро | пятерых | пятерыми | пятерых |
- Нормы сочетания числительных с существительными
Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);
- с существительными дети, люди , а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);
- с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).
Трудные случаи образования форм местоимений
Притяжательное местоимение их имеет только эту форму.
Трудные случаи образования форм глаголов
- Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов
Инфинитив | Ед.ч. | Мн.ч. |
глядеть | гляди | глядите |
ехать | поезжай | поезжайте |
лазать | лазай | лазайте |
лезть | полезай, лезь | полезайте, лезьте |
лечь | ляг | лягте |
трогать | трогай | трогайте |
- В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь.
- Глагол класть (всегда без приставки)
- Глаголы положить, выложить, уложить, сложить (всегда с приставкой)
- У глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить нет формы 1л. ед.ч.
Тренировочные упражнения
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) мокла под дождём
2) косвенных падежов
З) чудеснейшим образом
4) здоровые дёсны
2. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) лягте на пол
2) самый красивейший
3) пара носков
4) пятисот лет
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) больше шестиста рублей
2) нет мест
3) проиграв вступление
4) в двухстах метрах
4. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) пять апельсинов
2) наиболее решительнее
3) в двухстах метрах
4) на их территории
5. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько ножниц
2) умелые повара
3) двое подружек
4) в полутора часах
6. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько килограммов
2) скучать по вам
3) до тысяча восемьсот двенадцатого года
4) строгие инспектора
7. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) несколько грамм
2) выправь текст
3) двадцать три юноши
4) старые профессора
8 . Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) немного апельсин
2) в обеих руках
3) до тысяча девятьсот пятого года
4) уважаемые директора
9. В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка:
1) яьлонь
2) свечей
3) платьев
4) блюдцев
10. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) более глубочайший
2) лягте на пол
3) шофёры
4) в трехстах метрах
11. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) лажу по крышам
2) часовые пояса
3) с семьюстами метрами
4) разожгёт костер
12. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) двести граммов
2) их тетради
3) из полутора метров материи
4) самый молодой
13. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) служебные пропуска
2) пропуски занятий
3) работа в аэропорту
4) заключить выгодные договора
14. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) бегите
2) вздрогнул
3) иссякнул
4) клали
15. Укажите ошибку в образовании формы слова:
1) поезжайте
2) съездите
3) младше
4) более моложе
Ответы: 1 - 2, 2 - 2, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 1, 9 – 4, 10 – 1, 1 – 4, 12 – 3, 13 - 4, 14 – 3, 15 – 4.
Список литературы
- Голуб И.Б. ЕГЭ 2010. Русский язык без репетитора: сдаем без проблем!/ И.Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2009.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
- Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. – М: издательство «Экзамен», 2010.
- Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: 1000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию ЕГЭ; Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
- Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка. Почему так говорят по – русски: пособие по культуре речи/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – М.: Флинта: Наука, 2007.
- Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
- Мамона Т.Н. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Т.Н. Мамона, Е.С.Сергеева, Е.М. Михайлова, Е.Л. Ерохина, Г.Т. Егораева. – М: издательство «Экзамен», 2010.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 3-е изд., испр. – М.: Айрис – пресс, 2002.
- Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2007.Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык: тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2009.
Морфологические нормы.
Задание А3 (морфологические нормы русского языка) проверяет твое умение правильно выбирать форму слова следующих частей речи:
имени существительного;
имени прилагательного и наречия;
имени числительного;
местоимения;
Подробно об остальных частях речи можно почитать в статье морфологический анализ слова .
Имя существительное.
Правило.
1) Предложный падеж единственного числа (окончания – у или –е):
У используется в случае обстоятельственного значения: в шкафу, в саду.
Е при объектном значении: разбираться в саде.
2) Именительный падеж множественного числа (окончания –а или –ы).
Различай!
3) Употребление форм рода
Различай!
Имя прилагательное и наречие (степени сравнения).
степень | сравнительная степень ( обозначает признак, проявляющийся в большей или меньшей степени) | превосходная степень ( обозначает признак, проявляющийся в каком-либо предмете в наибольшей степени) |
простая форма: | суффиксы: -Е, -ЕЕ, -ЕЙ, -ШЕ | суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ,
иногда: приставка НАИ- + суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ У наречия простой превосходной степени нет! |
составная форма: | БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + прилагательное (наречие) в начальной форме | 1) простая сравнительная степень + ВСЕХ (ВСЕГО)
2) САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ + прилагательное в начальной форме (только для прилагательного) |
Правило.
НЕЛЬЗЯ соединять формы превосходной и сравнительной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения!
Например, НЕЛЬЗЯ самый тончайший, более худшее, наименее красивее.
МОЖНО самый тонкий или тончайший, более худой или хуже, наименее красивый или красивее.
Помни!
бойкий – бойчее и бойче,
гибкий – гибче,
гладкий – глаже,
глубокий – глубже,
горький (опыт) – горше,
горький (на вкус) – горче,
дикий – диче или дичее,
ловкий – ловче или ловчее,
мелкий – мельче,
узкий – уже,
хлёсткий – хлестче
Имя числительное.
склонение числительных
Различай!
количественные числительные
(сколько?) |
порядковые числительные
(который по счету?) |
склоняются все слова:
Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя
И.,В. – полтор а (м., ср.р.), полтор ы (ж.р.) Р., Д., Т., П. – пол у тор а
И., В. – нулевое окончание , Р., Д., Т., П. – окончание –а
обе части оканчиваются одинаково пят и десят и , пять ю десять ю
склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота И.,В. пять нот – пять сот. Р. пяти нот – пят и сот. Д. пяти нотам – пят и ст ам Т. пятью нотами – пять ю ст ами П. о пяти нотах – о пят и ст ах |
склоняется только последнее слово
до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года) в две тысячи пятьсот девяносто седьмом (году) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января, перед первым сентября |
сочетание собирательных числительных с существительными
Местоимение.
Ошибка | Пример | Исправленный вариант |
случаи неверного употребления личного местоимения 3-го лица в косвенных падежах с предлогом (без начального н) | я к ей с душой | я к ней с душой |
Ловушка! После некоторых предлогов у местоимений нет начального н-:благодаря ему, включая его, вне его, вопреки ему, вслед ему, навстречу ему, наперекор ему, наподобие его, подобно ему, посредине его (но: посреди него!), посредством его, согласно ему | ||
сочетания с ней, для ней, от ней имеют архаический характер | от ней что годно можно ожидать | от нее что годно можно ожидать |
ошибочное образование формы родительного падежа вопросительного (относительного) местоимения сколько | Ейное отношение к игрокам возмутительно. Ихняя коза бодается | Её отношение к игрокам возмутительно. Их коза бодается |
неоправданный пропуск возвратного местоимения себя | Она ничего не представляет!
Позволю перейти к следующему вопросу |
Она ничего собой не представляет!
Позволю себе перейти к следующему вопросу |
местоимение как лишнее слово | Эта ведущая, она сама – слабейшее звено | Она, эта ведущая, слабейшее звено |
нарушение связи между подлежащим и сказуемым и нарушение согласования с замещаемым словом.
Со словами КТО и ЧТО – сказуемое ставится только в ед.ч.! |
У тех, кто выступают против меня, будут проблемы
Все, кто не знают ответов, должен покинуть игру |
У тех, кто выступает против меня, будут проблемы
Все, кто не знает ответов, должны покинуть игру |
двусмысленность при употреблении местоимения | Аркадий и Борис заспорили, и его (кого именно?) не удивило, почему я его не поддержал |
Глагол.
Правило.
У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ, ВИСЕТЬ, ДЕРЗИТЬ, ЧУДИТЬ, ДУДЕТЬ, КОЛОСИТЬСЯ, ОТНЯТЬСЯ, ГОРЧИТЬ, ОТПОЧКОВАТЬСЯ, БУЗИТЬ, РЖАВЕТЬ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.
Алгоритм действий.
1) Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа.
2) Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж, лицо и т.д.)
3) Подумай, где могут содержаться ошибки.
Разбор задания.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) в тысяча восьмисотом году
2) несколько горячих оладий
3) лягте на пол
4) идти навстречу ним
Вариант №1.
В тысяча восьмисотом году – нас интересует порядковое числительное в форме предложного падежа. Вспоминаем: в порядковом числительном при склонении должна изменяться только последняя часть, то есть тысяча остается неизменной, изменяется только восемьсот. Значит, форма образована правильно.
Вариант №2.
Несколько горячих оладий . Обращаем внимание на существительное оладий , которое стоит в форме родительного падежа множественного числа. Необходимо вспомнить правила использования вариантов окончаний: -ов, нулевого, -ей. Ставим в начальную форму – оладья , это существительное женского рода с безударным окончанием –ья. Таким образом, окончание в Р.п. мн. ч. должно быть нулевое: оладий образовано правильно.