Нравственные проблемы рассказа куст сирени презентация. Презентация на тему "«Куст Сирени» А.И

А. И. КУПРИН

«КУСТ СИРЕНИ»

Нравственные проблемы рассказа. Представление о любви и счастье в семье.


Что такое любовь?

Любовь – это бесценный дар.

Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у нас остаётся.

Л. Н. Толстой







Работа с текстом.

Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?

Как ведут себя муж и жена?


Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

Какой выход находит Верочка?


Останавливается ли Верочка на достигнутом?

Чем же заканчивается эта история?

Как Вера узнаёт, что их затея удалась?


Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.

Как Верочка отнеслась к успехам мужа?

Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности


Почему рассказ

1 лаборатория

называется

«Куст сирени»? Какую жизненную проблему нужно было решить героям?


2 лаборатория


Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – пора влюблённых.

Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых.


Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной.

А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.


3 группа

Найдите в рассказе слова, значения которых вы не знаете. Воспользуйтесь толковым словарём и определите лексическое значение слов. Где и для чего в рассказе они употребляются?


Словарная работа

  • Педант-тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований;
  • Ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.);
  • Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества;
  • Солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней.

4 лаборатория

Назовите части рассказа и озаглавьте их. Как ведут себя герои. Сравнительная характеристика.


Три части рассказа А.Куприна «Куст сирени»

  • 1 часть - «Горе»: возвращение Алмазова

домой.

  • 2 часть - «Надежда»: посещение оценщика

и садовника.

  • 3 часть - «Счастье»: благополучный исход,

поступление в академию.


Беспомощность,

пассивность

Персонажи

В трудной ситуации чувствует

себя главой семьи

Верит в успех дела

Раздраженность,

неудовольствие

Находчивость,

активность,

деятельность

Не видит выхода,

не верит в успех


Беспомощность, пассивность

Раздраженность,

неудовольствие

Не видит выхода,

не верит в успех

В трудной ситуации чувствует

себя главой семьи

Верит в успех дела

Находчивость,

активность,

деятельность


Зеркальная композиция-

такое построение

произведения, когда

начальные и конечные

образы повторяются с

точностью до наоборот.


Как зеркальная композиция, прием антитезы помогают раскрыть идею произведения?

Главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство, любовь.


Выводы исследования . В рассказе А.И. Куприна звучат важные нравственные проблемы счастья, упорства и любви. Какой человек способен преодолеть трудности и на что способен любящий ради счастья любимого.


Почему героиня говорит, что сирень теперь навсегда будет ее любимым цветком? Идея . Куприн показывает, как в трудных ситуациях сохранить любовь и взаимопонимание.


Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей.

Для семьи сирень стала символом удачи и любви.


А что значит сирень для нас с вами?

Что изменилось в нас, когда мы прочитали рассказ?


Любовь – это труд, доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, пожертвовать. Такая любовь приносить наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана.

Такая любовь, как в рассказе, делает людей счастливыми.



Домашнее задание . Напишите рассуждение на одну из тем:

«Чем для меня интересен рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»? или «Счастлива ли Верочка Алмазова?»



Тема урока: Нравственные проблемы рассказа А.И.Куприна «Куст сирени».

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок смешанного типа.

Цели урока: знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию смысла прочитанного; совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопостовление с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции; обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.

Оборудование: портрет А.И.Куприна, доска, учебник, издания его произведения, аудиозапись.

I .Организационный момент.

II .Мотивация учебной деятельности.

III .Сообщение темы и цели урока.

IV .Работа по теме урока.

V .Рефлексия.

VI .Домашнее задание.

I .Организационный момент

создаёт доброжелательную атмосферу урока.

IV .Вступительное слово учителя.

Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя – А.И.Куприна.

1.Какие рассказы А.И.Куприна вы помните?

2.Каким темам они посвящены?

3.Что отличает героев А.И.Куприна?

Мы вместе с вами попробуем сконструировать в общих чертах рассказ «Куст сирени», прогнозируя ход сюжета в соответствии с отдельными фрагментами текста рассказа. При этом потренируем свои навыки анализа художественного текста, приобщимся к нравственным семейным ценностям.

На доске запись: куст сирени.

Какие ассоциации у вас возникают? (запись ассоциаций на доске)

Сирень зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Значит, сирень – цветок влюблённых. Сирень имеет 4 лепестка, а в мифологии 4 – символ Вселенной. Но бывает и пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Тема нашего урока «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье».

По названию «Куст сирени» предположите о чём будет рассказ? (устно).

Приём «Чтение с остановками» (аудиозапись I части рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»).

Сбылись ли ваши ожидания?

Что было неожиданным?

Что вы можете сказать о героях?

Какие события могу произойти в описанной обстановке далее?

Какое событие является завязкой рассказа?

Сразу ли мы узнаём. что случилось с Николаем Евграфовичем?

Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?

II часть рассказа. Чтение учителя.

Как можно озаглавить эту часть рассказа? Почему?

Кто из героев прервал тяжкое молчание?

Как отреагировал на это Николай Евграфович?

Что же на самом деле придумала Верочка?

Как вы относитесь к этому решению героини?

Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

Куда же отправляются герои?

Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это?

Как Верочка спасает положение?

III часть – самостоятельное чтение учащимися (учебник, стр. 73).

Как можно озаглавить данную часть рассказа?

Почему герои решили посадить именно куст сирени?

А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем?

Что произошло на другой день?

Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору?

Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями?

Что для поэта главное в алмазе?

Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых?

V . Рефлексия.

Приём «Синквейн»(групповое задание).

В чём смысл названия рассказа?

А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки? Правила написания синквейна на доске.

Прослушивание синквейнов.

VI . Домашнее задание: нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

IV . Сообщение учащегося.

А.И.Куприн (1870-1938) родился 28.08.1870 г. В Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Рано оставшись без отца, он провёл безрадостное детство сначала во Вдовьем доме в Москве, где находилась его мать, затем в Разумовском благотворительном сиротском пансионе.

Десяти лет Куприн был отдан в военную гимназию. Порывистый, горячий, непокорный мальчик много потерпел от жестоких корпусных порядков. С детства Куприн возненавидил насилие, стал чутким к чужому страданию.

В 1888 году поступил в московское Александровское военное училище. Весной 1893 года Куприн едет в Петербург держать экзамен в Академию Генерального штаба. В академию он не попал, но во время пребывания в столице сумел наладить литературные связи. С осени 1893 года начинает печататься в журнале «Русское богатство».

В августе 1894 года Куприн выходит в отставку и отправляется в странствование по югу России. Он много ездит, охотно меняет профессию, образ жизни, окружение. На киевских пристанях разгружает баржи с арбузами, в Киеве организует атлетическое общество, в 1896 году работает на одном из заводов Донбасса, на Волыни служит лесным объездником, управляющим имением, псаломщиком, занимается зубоврачебным делом, играет с артистами цирка… Всё это давало богатейший материал для его произведений. Именно в эти годы он становится профессиональным литератором, постепенно публикуя свои произведения в различных газетах.

Герои повестей и рассказов Куприна – люди самых различных классов и социальных групп, начиная от капиталистов-миллионеров и кончая босяками и нищими. Куприн писал «обо всех и для всех…»

- Ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь.

I часть рассказа.

- «Горе».

Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье.

Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Она не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.

II часть рассказа.

- «Надежда».

Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.

Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей».

Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.

Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания.

Она становится деятельной и энергичной. Топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности.

Они едут в ломбард, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег.

Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль.

Она рассказывает подробно всю историю с пятном.

III часть рассказа.

- «Счастье».

- «Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени».

Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.

Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.

Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул.

Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей.

Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.

Умение проникать в душу любимого человека. Стремление сделать другого счастливым.

V . Рефлексия.

Куст сирени стал для героев любимым цветком, т. к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.

Слова для синквейна: Вера, Алмазов, Куст сирени, Счастье, Любовь.

    Любовь

    Сказочная, фантастическая

    Приходит, окрыляет, убегает

    Удержать её умеют единицы

    Мечта

Список литературы:

    Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 8 кл. – М.: Просвещение, − 2008

    Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, − 2010

    Фонохрестоматия к учеб. «Литература 8 кл.» (форма МП3). – М.: Аудиошкола: Просвещение, − 2010

Урок-проект, подготовка к сочинению.

Рассуждение на тему "Что такое счастье?"


«Тест Да или Нет»

    3. Алмазовы были небогаты.

    1.Николай был смелый, решительный человек.

    2.Он поступал в Московский государственный университет.

    3. Алмазовы были небогаты.

    4.Они заложили все свои драгоценности.

    5. Николай меняется под влиянием жены в лучшую сторону.

    1.Николай был смелый, решительный человек.

    2.Он поступал в Московский государственный университет.

    3. Алмазовы были небогаты.

    4.Они заложили все свои драгоценности.

    5. Николай меняется под влиянием жены в лучшую сторону.

Просмотр содержимого документа
«Тест №2»

Тест

а. Рассеянный

б. Решительный

в. Скверный

а. Акация

б. Шиповник

в. Сирень

а. Янтарная

б. Алмазова

в. Рубинова

а. Любовь

б. Ненависть

в. Презрение

Тест

    1. Как звали главную героиню рассказа А. И. Куприна «Куст сирени»?

а. Рассеянный

б. Решительный

в. Скверный

а. Акация

б. Шиповник

в. Сирень

а. Янтарная

б. Алмазова

в. Рубинова

а. Любовь

б. Ненависть

в. Презрение

Просмотр содержимого документа
«Урок»

Урок- проект

« Что значит быть счастливым?» (По рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»)

Вид проекта: межпредметный, исследовательский, долгосрочный, групповой.

Форма проведения: урок литературы в 8-м классе. Приложение к уроку – презентация.

Постановка проблемы

Все мы не раз задумывались: “Как же заинтересовать учеников, чем привлечь внимание каждого?” Трудно поспорить с тем, что разнообразие видов деятельности на разных этапах современных уроков литературы, в том числе и нетрадиционных уроков, помогут решить поставленные задачи.

Практическая направленность проекта состоит в том, что знания, полученные при его выполнении, можно использовать во время написания сочинений по литературе и русскому языку, на классных часах.

Реализация проекта :

    проводится сбор, анализ и обобщение информации из различных источников;

    составляется план проекта, оформляется материал по презентации;

    на завершающем этапе проводится рефлексия, обсуждение процесса, итогов работы, групповых и личностных достижений.

Цели проекта:

    воспитание чувства ответственности за свое счастье и счастье ближних;

    учить детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща;

    привитие исследовательских навыков при подготовке материала.

    на основе фактов и литературного образа в рассказе « Куст сирени» А. И. Куприна выяснить, счастливы ли герои рассказа и в чем заключается счастье

Предварительное домашнее задание (распределить по группам):

1 группа: “ Счастлива ли Вера Алмазова?”.

2 группа: “ Счастлив ли Николай Алмазов?”.

    Вступление.

    Обсуждение эпиграфа

    Выступление 1 группы

    Выступление 2 группы

    Сохранение семейных ценностей в жизни людей

    Подведение итогов.

Всем ученикам в начале урока раздаются аналитические карты урока. В течение урока (по мере выступления групп) учащиеся заполняют их, что позволяет максимально включить каждого в процесс обсуждения, получить обратную связь.

Комментарии по выступлению, вопросы

(моя позиция)

Оценка за выступления

Как я оцениваю свое участие в уроке? Что нового я узнал (а)?

Структура урока

Презентация

      Урок может начаться с беседы.

Счастье - это объемное слово. Почти все считают счастьем, когда у вас полная семья, когда рядом есть надежные друзья, когда у человека нет серьезных материальных и других проблем, некоторые считают счастливым человека, у которого есть цель в жизни. Вообще чувство счастья субъективно. Один соотносит его с материальным достатком, другой - в приятном время провождении. Чувство счастья во многом определяется отношениями человека с другими людьми. Поэтому дружба, любовь также приносит человеку счастье.

Как вы относитесь к высказыванию А.С.Макаренко: “ «Счастливым человеком нельзя быть по случаю, как в рулетку - счастливым человеком нужно уметь быть»? (Слайд №2)

2. Эпиграф урока: (Слайд № 3)

« Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». (Платон)

Учитель: Предлагаю вам ещё раз внимательно прочитать слова Платона. Какова главная мысль данного высказывания? Что вам показалось особенно важными значимым, заставляет задуматься?

А сейчас мы рассмотрим, в чем заключается счастье для героев рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»

3. Выступление 1 группы:

(Слайд №4)

4. Выступление 2 группы: “ Счастлив ли Николай Алмазов?”.

(Слайд №5)

5. Э. Асадов «Счастье». (Слайд №6) Беседа о смысле стихотворения. Сохранение семейных ценностей в жизни людей

Что же такое счастье?
Одни говорят: «Это страсти:
Карты, вино, увлечения –
Все острые ощущения».

Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.

Третьи считают, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.

По мненью четвертых, это –
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.

Еще есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека

А по-вашему, что же такое счастье? (Выслушиваются высказывания учащихся о счастье)

В чем, по-вашему, заключается счастье Алмазовых?

Согласны ли вы с высказыванием « Семейное счастье – это повседневный труд обоих супругов?»

Чему научил нас этот рассказ?

6. Итоги урока.

Учитель предлагает обсудить записи в аналитических картах, задать вопросы.

В качестве домашнего задания учащимся предложено написать сочинение-рассуждение на тему:« Что значит быть счастливым?».

    Хороший брак покоится на таланте и дружбе.

Счастье - это...

Счастье - это когда тебя понимают,

большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты. Конфуций

Как, оказывается, мало надо, чтобы быть по-настоящему счастливым. Не правда ли?

Я согласна с афоризмом: счастье - не лучший друг, оно приходит, когда тебе хорошо, и уходит, когда плохо! Действительно, счастье человека складывается из тех мгновений, когда человеку хорошо и когда он испытывает истинное удовлетворение, миг проходит и несчастье тут как тут!
`...не желай богатства и любви, желай счастья, и ты найдёшь то, что сделает тебя счастливым`!

Какое счастье, что у нас есть Кто-то,
Кому ты нужен, нужен ты любой!
Кто проявляет к нам свою заботу,
На чьем плече находим мы покой.
Кто выслушает нас и не осудит,
Кто руку верную в нужде подаст,
Кто злость в душе бушующей остудит
И никогда, в несчастье не предаст.
Как хорошо, что этот Кто-то рядом,
Когда нет сил на свете больше жить.
Он все поймет и теплым, добрым взглядом
Подскажет, что же делать, как же быть.
Еще, тот Кто-то просто пожалеет,
И посочувствует твоей судьбе
И нежно на груди своей пригреет,
Не думая, при этом, о себе.
Ах, как же нужен этот просто Кто-то-
Соломинка на жизненном пути.
Спасенье наших душ его забота,
Но очень сложно нам его найти
Dорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз -
Это все для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово -
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!
А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость к вам сама протянет руки,
Если сердце светлое у вас.
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!








  • Что же такое счастье? Одни говорят: «Это страсти: Карты, вино, увлечения – Все острые ощущения».
  • Другие верят, что счастье – В окладе большом и власти, В глазах секретарш плененных И трепете подчиненных.
  • Третьи считают, что счастье – Это большое участье: Забота, тепло, внимание И общность переживания.
  • По мненью четвертых, это – С милой сидеть до рассвета, Однажды в любви признаться И больше не расставаться.
  • Еще есть такое мнение, Что счастье – это горение: Поиск, мечта, работа И дерзкие крылья взлета!
  • А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста: От кочки и до Казбека, В зависимости от человека


Просмотр содержимого презентации
«Вера Алмазова»



  • На основе фактов и литературного образа в рассказе « Куст сирени» А. И. Куприна
  • выяснить, счастлива ли героиня рассказа?

  • видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом
  • показывать психологическую точность имени
  • понимать замысел создания образа героини

  • Подготовиться к написанию домашнего сочинения на тему:« Что значит быть счастливым?».


  • Счастье - состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения

  • Героиня рассказа А. И. Куприна «Куст сирени» молодая женщина, Вера Алмазова, жена офицера, учащегося в Академии генерального штаба. Они небогаты, и Вере приходится прикладывать все усилия, чтобы вести домашнее хозяйство. «Она отказывала себе во всем необходимом» , создавая нужный для напряженно работающего мужа комфорт. Она должна всячески поддерживать мужа, помогая ему выдержать экзамены в Академию. Не будь ее, он «махнул бы на все рукою» , не находя в себе достаточно энергии.


  • Это русское имя, оно имеет то же значение, что и слово `вера`.
  • Вера в детстве уравновешенная девочка, с логическим складом ума. Любит самые разные безделушки, и все ненужные в доме вещички, в конце концов, оказываются среди ее игрушек. Избегает шумных компаний, капризов за ней не водится. Учится прилежно, охотно ухаживает за младшим братиком или сестренкой. Близких подруг у Веры немного.
  • Вера имеет хорошо организованный практический ум. Она способна трезво оценивать обстановку и проявляет сообразительность в конкретных делах. У Веры есть музыкальные способности. Она способна научиться хорошо играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

  • Фамилия Алмазов происходит от слова «алмаз», которое было заимствовано у тюркоязычных народов и кроме значения «драгоценный камень», также имело смысл «закаленная сталь». Имя Алмаз (Алмас), которое можно перевести как «не тронет, не возьмет» - было чрезвычайно распространено и популярно в татарской ономастике. В качестве русской фамилии Алмазов встречается начиная с XV в

  • Вера разделяла с ним все его проблемы и «приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом» . Она была для мужа «переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой» . Ее муж легко падает духом, раздражается, выплескивает на Веру все свои обиды. Но она находит в себе терпение не обижаться, а утешать его и находить выход из положения.

  • Она предлагает необычное решение – посадить кусты сирени в том месте, где на плане муж пролил чернила. Вера спорит с мужем и добивается своего. Верочка с легкостью решает рас­статься со своими драгоценностями, ясно, что спокойствие мужа для неё важнее всего. Николай принимает заботу жены, он тоже любит её, просто по-другому.

  • Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. … «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком…» Почему автор именно так заканчивает рассказ? … Автор уважает Веру за то, что она ради любимого человека, его счастья отдает свои драгоценности

  • Муж Веры действительно любит её, но он слабый человек, легко поддающийся отчаянию. Вере приходится нести двойную ношу ответственности за семью, искать пути преодоления трудностей, постоянно поддерживать бодрость в любимом человеке. Ей трудно, но она счастлива, и ее трудное счастье заслуживает уважения, потому что она его выстрадала

  • 1. Как звали главную героиню рассказа А. И. Куприна «Куст сирени»?

а. Рассеянный

б. Решительный

в. Скверный


а. Акация

б. Шиповник

в. Сирень


а. Янтарная

б. Алмазова

в. Рубинова


а. Любовь

б. Ненависть

в. Презрение


Просмотр содержимого презентации
«Николай Алмазов)»


А.и куприн «Куст сирени»


  • Счастье- чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.(по словарю С.Ожегова)
  • Счастливый- полный счастья, такой, которому благоприятствует удача, успех.

  • Значение и происхождение: победитель народов (греч.). Энергетика и Карма: энергия имени Николай обладает удивительной подвижностью, в ней странным образом общительность порою сочетается с безапелляционностью, веселость - со строгостью, легкость - с достаточной жесткостью и напряженностью. Все это часто приводит к тому, что характер Николая как будто целиком создан из противоречий, до того трудно бывает его понять. С другой стороны, это может найти свое отражение в его разносторонности и широте взглядов. Почти наверняка в общении с ним будет трудно отыскать какую-либо область, в которой он бы не имел своего собственного мнения. Впрочем, не надо представлять Колю этаким всезнайкой, просто это свойство любого быстрого ума, починяющегося более интуиции, чем логике. Кстати говоря, это утверждение легко проверить - достаточно выяснить, какую игру он предпочитает - «медленные» шахматы или «быстрые» шашки? Скорее всего, он выберет второе.

  • Николай Алмазов учится в Академии генерального штаба. Это очень тяжело, там сложные экзамены, из – за случайной ошибки молодой офицер попал в трудную ситуацию. Необходимо оправдаться перед профессором, но как? Николай считает, что всё пропало. Он совершенно убит этой неудачей, резко отвечает жене. «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать». Его страшит предстоящий позор: «Через месяц опять в полк, да ещё с позором, с треском».

  • «…он выпустил из рук портфель, который упал на пол и почти раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами…»

  • У Веры более сильный и решительный характер, она помогла мужу поступить в Академию. Алмазовы небогаты, и Вера «отказывала себе во всём необходимом», чтобы жизнь Николая была комфортной, потому что он напряженно работал. Она страдает за него и быстро готова действовать, чтобы вызволить мужа из неприятной ситуации (муж пролил чернила на чертёж местности, потому что долго засиделся над работой). Вера придумывает посадить кусты сирени и оправдать появившееся на плане местности пятно.

  • Собрав последние ценности семьи, она закладывает их в ломбарде, а на эти деньги покупает у садовника кусты сирени. Ночью они нанимают работников, чтобы те посадили кусты.

  • Победу мужа Вера принимает как собственную. Заставляет мужа рассказывать во всех подробностях об истории с кустами. Она поняла, что муж поступил в Академию генерального штаба.

Торжество любви

«Алмазов был весь в пыли, но лицо его сияло торжеством одержанной победы». Они шли домой, «держась за руки и беспрестанно смеясь».


  • Николай меняется под влиянием жены в лучшую сторону. Он даже профессора Академии сначала ненавидел, называл его «Немец», «Педант», а после истории с сиренью стал говорить «Умница такой», «Знания – просто чудовищные».

  • Сила любви помогла Вере сделать для мужа всё, чтобы преодолеть невзгоды. Для него большое счастье, что такой верный и преданный человек, как Вера, есть в его жизни.

  • Рассказ назван так, потому что благодаря кусту сирени, находчивости Веры, Николай поступил в Академию генерального штаба. Он понял, что их жизнь зависит не от «Немца», «Педанта», а от них самих. Люди-сами творцы своего счастья.

  • 1.Николай был смелый, решительный человек.
  • 2.Он поступал в Московский государственный университет.
  • 3. Алмазовы были небогаты.
  • 4.Они заложили все свои драгоценности.
  • 5. Николай меняется под влиянием жены в лучшую сторону.

  • 1.Нет
  • 2.Нет

Для творчества А.И. Куприна характерно особое внимание к концепту любви. Что такое истинная любовь? Какая она бывает? Этот же рассказ посвящен одному из видов любви – между мужем и женой. Поэтому он будто дает читателю возможность задуматься о том, какие семейные отношения можно назвать глубокими, искренними, и на чем они строятся.

«Куст сирени» – рассказ А.И. Куприна, написанный в 1894 году и опубликованный в октябре того же года в журнале «Жизнь и Искусство». Он относится к ранней прозе автора. Для пробы пера этого писателя характерно большое тематическое разнообразие и человечное, чуткое отношение к героям.

Произведение сразу же пришлось по душе рецензентам и простым читателям. Оно, можно сказать, сделало автору имя в литературном мире. Не удивительно, ведь писатель начинал свой творческий путь с описания человеческих добродетелей. Лишь потом он начал активную журналистскую деятельность, которая привела его на социальное дно. Сюжеты того периода уже не радовали публику, а смущали ее.

Смысл названия

Почему Куприн назвал свой рассказ именно так? Образ сирени не единожды встречается в русской литературе и, в частности, в прозе. Так, в «Вешних водах» И.С. Тургенева сирень символизирует зародившуюся любовь и вместе с тем разлуку, так же, как и в романе И.А. Гончарова «Обломов» с веткой сирени ассоциативно связывается начало отношений Обломова и Ольги, и этот же образ соотносится с расставанием.

В рассказе А.И. Куприна образ сирени также связан с любовной темой: он символизирует истинную супружескую привязанность и любовь, искреннее участие и взаимопомощь, что и является главной проблемой, смысловым центром произведения. Кроме того, этот куст означает начало весны, а в контексте произведения указывает на то, что супруги не охладели друг к другу, напротив – в их отношениях открылась чудесная пора, где взаимное тепло оживляет все вокруг.

Жанр и направление

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» относится к методу и направлению реализма. Куприн — один из самых известных представителей этого направления в русской литературе. Его произведения отличаются очень яркими и детальными описаниями быта (ежедневных бесед, событий), наполненными ощущением как бы живого участия в них автора-повествователя.

В рассказе, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя или героев, выделяется одна сюжетная линия – эти черты и свойственны произведению «Куст сирени», а следовательно, мы можем определить его как рассказ (сюжет построен вокруг того, как Вера и Николай Евграфович решают проблему успешной сдачи экзамена).

Композиция

Композиционно произведение можно разделить на три части:

  1. Возвращение Николая Евргафовича с работы и сообщение супруге о неудаче;
  2. Энергичная помощь Верочки мужу – всяческие старания исправить ситуацию;
  3. Счастливый конец — Вера снова встречает Алмазова, и он сообщает ей уже радостную новость об успехе.
  4. Такая композиция называется зеркальной: и в начале, и в конце рассказа муж Веры возвращается с известием с работы.

    О чем?

    Рассказ «Куст сирени» о любви супружеской. Эта тема раскрывается во взаимоотношениях Веры и Николая Евграфовича. Так, Верочка принимает горячее участие во всем, что случается в жизни её мужа. Она постоянно поддерживает его, отказывает себе во всем, даже необходимом, ради его успеха. Так, женщина закладывает свои украшения, чтобы достать деньги для садовника, который мог бы посадить кусты, чтобы супруг сдал экзамен. Дело в том, что он нечаянно посадил кляксу на чертеж, а вместо нее, чтобы не переделывать, нарисовал куст. Профессор рассердился и не зачел работу, так как знал местность наизусть. Но героиня посадила в том месте сирень, и смущенный преподаватель, увидев его, изменил оценку. В конце рассказа счастливые супруги смеются и делятся друг с другом своей радостью, взаимной любовью. В этом кратком эпизоде, раскрывающем суть рассказа «Куст сирени», писатель показал рецепт избавления от жизненных проблем. В одиночестве человеку приходится нелегко, он теряет веру в себя, а вот в супружестве он обретает не только эмоциональную привязанность, но и верного союзника в лице возлюбленного или возлюбленной. Главное – это научиться ставить общие интересы выше личных.

    Другая сторона рассказа – тема жизненных ценностей. Для Верочки и её мужа это любовь, благополучие, взаимопонимание. Профессор же Николая Евграфовича, например, показан как человек, посвятивший себя, всю свою жизнь любимому делу.

    Главные герои и их характеристика

    1. Николай Евграфович Алмазов — молодой небогатый офицер, который только с третьего раза поступил в Академию генерального штаба. Все экзамены давались ему очень тяжело, стоили больших трудов. Он описан как сильный человек, но неудача на последнем экзамене очень сильно ударила по его самообладанию, и он был расстроен так, что хотел чуть ли не заплакать от обиды. В трудную минуту он слушает свою жену, не сопротивляется её желанию помочь, исполняет её короткие поручения.
    2. Во всем его поддерживала жена Верочка , способная на глубокое сочувствие, умеющая взять на себя роль главы семьи в трудную минуту, разрешить тяжёлую ситуацию, стать миротворцем.
      Так, она обращалась к мужу очень осторожно и ласково, её быстрые решительные действия были вызваны искренней обеспокоенностью душевным состоянием супруга, его возможной будущей неудачей.

    Темы

    Главные темы рассказа, тесно связанные друг с другом, — любовь и счастье . Что такое настоящая любовь? В ней ли заключается счастье? Истинное чувство основано на взаимном доверии, на способности к самопожертвованию ради любимого человека, на умении понять боль и радость близкого, и в обладании им может заключаться настоящее счастье, духовное и возвышающее личность. Именно поэтому мы можем назвать Веру счастливой: она способна на такую глубокую любовь, и ею так же дорожит её супруг, как и она им.

    В рассказе даются краткие описания деталей быта, обстановки, в которой происходит само действие, и зарисовки природы передают особое ощущение в тот или иной момент, как, например, тишину и красоту позднего вечера:

    Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком.

    Это состояние вечернего умиротворение продолжается еще и тем, что в это время люди уже возвращаются домой, к своей семье

    Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин.

    Проблемы

    В произведении поднимается, прежде всего, проблема любви и связанная с ней проблема счастья. В частности, это и трудность истинной, жертвенной любви, и способности к искреннему участию, сочувствию. Это и недостаток силы духа у главного героя, и тяжелая задача на плечах Веры — взять на себя роль главного и разрешить трудную ситуацию, когда близкий человек в растерянности.

    Так или иначе, проблематика произведения связана с нравственными категориями любовных отношений между людьми. Какими свойствами обладает истинная любовь, и как она проявляется? Способна ли она сделать человека по-настоящему счастливым и духовно свободным в своем счастье? Нравственные проблемы также коснулись мужа Веры, когда он осознал свой обман и понял, что поступил не очень хорошо по отношению к профессору.

    Смысл

    Основная идея произведения заключается в том, что глубокая привязанность, взаимная любовь, доверие и уважение супругов строятся на умении жертвовать собой ради близкого человека, поддерживать, сочувствовать – быть рядом. Жизнь в согласии может зародиться, только если оба человека относятся друг к другу очень внимательно и с любовью. Именно такой брак может сделать жену и мужа счастливыми, возвысить их над рутиной и бытом.

    Интересно, что главная мысль Куприна заостряется на роли женщины в браке. Именно от нее во многом зависит погода в доме. Если бы она не проявила должного понимания и только обрушилась на мужа за недостаток внимательности, то Николай сломался бы окончательно, а семья превратилась бы во взаимную пытку. Но поддержка, сочувствие и любовь Веры, которая жертвует своими интересами ради блага супруга, спасли положение и выручили героя, который вновь готов покорять гранитные кручи науки.

    Вывод

    Итак, рассказ А.И. Куприна «Куст сирени», представляя некий идеал супружеских отношений, причем совершенно реалистичный, вдохновляет читателя естественной красотой человеческих чувств: взаимоуважения, доверия, жертвенности, участия. Таким образом, этот идеал наше сознание может впитать, соответственно, возвыситься и приблизиться к нему, понять его сущность и бессознательно потянуться к его красоте.

    Необходимо учиться любить. Многие думают, что это чувство сваливается с неба или же целиком зависит от таинственной совместимости сердец, но писатель обращает наше внимание, что ему нужно именно учиться, совместно преодолевая трудности. Истинная любовь – не дар, а достижение, к которому приходят нравственные и добродетельные люди, которые готовы трудиться над собой для достижения гармонии в семье. Вот, чему учит Куприн в своем рассказе.

    Критика

    Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» я восприняла как что-то очень цельное, органичное, естественное. Взаимоотношения Веры и Николая Евграфовича, бытовые, казалось бы, повседневные, описываются так пристально и верно, что легко очароваться взаимной дружбой и любовью супругов. Впечатление от рассказа – появившийся где-то в памяти некий пример супружеских отношений, естественный, совершенно близкий к реальной жизни и вместе с тем очень благородный и красивый.

    Современники писателя восприняли рассказ восторженно. Так, И. В. Терентьев написал, что «произведение А. Куприна обладает целительной силой чистейшего нравственного источника». В своей статье он особенно хвалил образ Верочки, как наиболее удачное открытие автора.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!



Любовь это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой И. А. Бунин «Кавказ» А. П. Чехов «О любви» Сравнение Герои словно «украли» свое счастье, в их любви было много радостного и много тревожного, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Герои словно «украли» свое счастье, в их любви было много радостного и много тревожного, тревога от того, что само их счастье было временным, непрочным, зыбким и хрупким перед лицом бессмертной и могучей природы. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Чеховские герои, полюбив, не изжили дурной рефлексии, не возвысили свои души. Счастье прошло мимо героев. Писатель поведал о скорбной доле русского интеллигента, который не только по чужой, но и по собственной воле истощает чувства и убивает здоровые порывы и стремления.


Цель урока подготовиться к сочинению- рассуждению на тему: "Любовь в произведениях русских писателей" (по рассказам И.Бунина "Кавказ", А.Чехова "О любви", А.Куприна "Куст сирени")


Александр Иванович Куприн Родился: Умер: 1938 Основные вехи жизни родился в г. Наровчат Пензенской губ. в семье чиновника окончив юнкерское училище, поступает в армию A. H. Куприн оставляет военную службу, работает грузчиком, актером, организовывает цирк, управляет имением, сотрудничает в местных газетах как репортер и фельетонист. В 1894 году Александр Иванович Куприн пишет рассказ «Куст сирени» сближение с издательством "Знание" и А. М. Горьким выходят повести и рассказы. В рассказах "Гамбринус" (1907), "Гранатовый браслет" (1911) неподкупность, благородство чувств противопоставляет пошлости, лицемерию буржуазной морали эмиграция в Париж возвращение в СССР 25 августа A. H. Куприн умер в Москве Любовь способна облагородить душу любящего человека




Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье? Любовь – это «труд»: доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми