Ребенок умер после урока физкультуры. Почему школьники умирают на уроках физкультуры

За минувший год в школьных спортзалах скончались 211 детей – такую страшную статистику обнародовала в начале октября министр образования Ольга Васильева. При этом речь идёт не о гибели в результате травм, а о внезапной смерти с виду здоровых детей, которые до этого ни на что не жаловались. Почему школьники всё чаще умирают после элементарных физических нагрузок?

Нынешний учебный год начался с трагедии: в сентябре во время физкультуры внезапно потерял сознание и впоследствии скончался школьник из Ульяновской области. Похожая история следом произошла в Сибири. 17 октября в одной из школ Железнодорожного района Красноярска на уроке физкультуры умер 10-летний ребёнок. Мальчику стало плохо во время бега. Вызвали «скорую», ребёнку пыталась помочь школьный врач, но спасти его не удалось. По предварительным данным, школьник скончался из-за проблем с сердечно-сосудистой системой.

Министерство образования возлагает вину на родителей. Там считают, что главная причина в их нежелании сообщать об имеющихся у детей болезнях, из-за чего у школ нет полных и достоверных сведений о состоянии здоровья детей. При этом в ведомстве подчёркивают: практически каждый современный школьник имеет одну-две хронические болезни. Причину этого чиновники видят в недостаточной физической активности детей из-за чрезмерного увлечения компьютерами, телевидением, сидячего образа жизни, раннего пристрастия к курению и неправильного питания.

О здоровье детей учителя сейчас действительно знают мало или почти ничего.

С 2012 года медицинские карты в школах принимают только в том случае, если об этом попросят сами родители. После заявления Васильевой о смерти 211 детей Минздрав предупредил: с 1 января 2018 года вступит в силу приказ, согласно которому результаты регулярных профилактических осмотров детей будут направляться сотрудникам школы. Причём с рекомендацией, насколько интенсивно конкретному ребёнку можно заниматься физкультурой.

Ренат АКЧУРИН, руководитель отдела сердечно-сосудистой хирургии НМИЦ кардиологии, академик РАН:

– Болезни сердца – это не удел старшего поколения. Дети с сердечными проблемами встречаются сейчас так же часто, как и взрослые. Но ребята в отличие от взрослых не всегда могут объяснить, что с ними происходит. Если у ребёнка наблюдаются периодические приступы слабости, возникает желание прилечь после активной физической или умственной нагрузки, отмечаются синюшность кожных покровов, одышка или отёчность, если ребёнок хотя бы один раз терял сознание – его срочно надо вести к врачу.

Медосмотр для галочки

Однако школьные профилактические осмотры – тема особая. Чтобы пройти настоящую, а не для галочки диспансеризацию, нужен день, а то и два-три. Судите сами: только для расшифровки кардиограммы в поликлинике требуются сутки. Со своей стороны, школы, проводя эти осмотры, стремятся свести «прогулы» уроков к минимуму. К тому же после оптимизации во многих районных поликлиниках остались далеко не все специалисты. Потому и проводятся подобные мероприятия зачастую формально. В прошлом году в лицее, где тогда училась моя дочь, вообще объявили, что диспансеризацию можно проходить по желанию. Это желание изъявили порядка 10 человек, которые утром со школьной медсестрой пошли в районную поликлинику, сдали там кровь, были осмотрены терапевтом и окулистом, после чего «осмотр» закончился. В результате всё чаще встаёт вопрос о том, чтобы родители обследовали детей сами, причём в платных медучреждениях, потому что, повторюсь, районные поликлиники стремительно «оптимизируют» специалистов.

Однако многие ли смогут позволить себе обратиться в платную клинику? К тому же для настоящего полноценного осмотра порой требуется глубокое исследование. Ведь школьники умирают на физкультуре не от проблем со зрением или слухом, а по причине серьёзных заболеваний, о которых их родители даже не подозревали.

По словам заместителя директора по научной работе Института кардиохирургии им. В.И. Бураковского НЦССХ им. А.Н. Бакулева, профессора, академика РАН, известного российского кардио­лога Юрия Бузиашвили , прежде всего стоит обратить внимание на шумы в сердце, которые диагностируют у очень большого процента новорождённых. Раньше это было редкостью, а сейчас это выявляют едва ли не у каждого пятого малыша. Ребёнок с такой патологией должен быть обязательно поставлен на учёт у кардиолога и регулярно проходить обследования у квалифицированного специалиста. «На базе НЦССХ им. А.Н. Бакулева мы проводим мониторинг состояния детей со всего постсоветского пространства. Если бы вы знали, сколько врачебных ошибок приходится выявлять, сколько врождённых пороков сердца мы находим», – признаётся профессор.

Тем не менее профессор Бузиашвили полагает, что причину смертей детей на уроках физкультуры невозможно определить однозначно. «В каждом случае имела место конкретная причина или совокупность причин, связанных со здоровьем определённого ребёнка. Наша задача сейчас – предотвратить подобные трагедии и определить меры профилактики. Первое, что должно насторожить и родителей, и учителей, – это отставание ребёнка на физкультуре, его вялость, апатия, нежелание много двигаться. Такой ребёнок в обязательном порядке должен быть обследован. Ведь детям от природы присуща физическая активность», – считает он.

К тому же, добавляет Юрий Бузиашвили, не все дети одинаково переносят проблемы, сопровождающие переходный возраст: «У ребят есть особенность – адаптация к быстрому взрослению. Не все одинаково переносят гормональную перестройку организма. Тут я снова повторюсь: необходимы регулярные медицинские и профилактические осмотры. Если родители видят, что за год их ребёнок вырос на 10–20 сантиметров, необходимо задуматься: все ли его органы нормально адаптировались к столь быстрому росту и взрослению?»

«Креативная» физкультура

Учесть стоит ещё такой момент. Приказ Минздрава «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» содержит рекомендуемые нормативы, по которым на одного врача должно приходиться в школах – 1 тыс. учеников, а на одну медицинскую сестру – от 100 до 500 учеников. Согласно этому же приказу при школах должны быть медицинские кабинеты. При этом за их финансирование отвечают не органы здравоохранения, а органы образования. Однако в редкой школе у врача или медсестры есть все необходимые медикаменты. К тому же, как правило, в школах нечасто можно встретить по-настоящему хорошего врача или опытную медсестру, имеющую навыки оказания помощи в экстренных ситуациях. Вот и вызывают школьные медики «скорую», которая когда ещё приедет…

Вопросы вызывает и учебная программа. Как известно, школам сейчас предоставлена большая самостоятельность в выборе, причём коснулось это не только математики, литературы и физики с химией, но и физкультуры. Каждый учит детей быть спортивными по-своему. Кто-то практикует закаливание, выводя учеников в майках и трико на занятия физкультурой на улице при +10 0С, кто-то вводит экзотические виды спорта, вовлекая в это и мальчиков, и девочек. К тому же недавно вернулась система ГТО, нормативы которой по замыслу чиновников должны сдавать все школьники. Да, физические нагрузки необходимы. Но для того, чтобы спорт не превращался в смертельные игры, необходимо, на мой взгляд, разработать единые стандарты физических нагрузок для школ, завести медицинскую базу данных на каждого без исключения ребёнка и сделать медосмотры не формальностью, а реальностью, причём регулярной.

КСТАТИ

Если верить международной статистике, особенно часто проблемы со здоровьем встречаются у детей-спортсменов. 38% всех спортивных травм и заболеваний, связанных с этим, приходятся на возраст от 6 до 12 лет. У мальчиков в возрастной группе от 12 до 17 лет самые большие риски. На их долю приходится 17% всех травм и заболеваний, большая часть которых требует врачебной помощи и лечения.

Во вторник, 17 октября, еще один ребенок умер на уроке физкультуры. В Красноярске во время бега стало плохо 10-летнему мальчику, и он скончался предположительно от сердечной недостаточности. Это уже как минимум третий случай в начавшемся учебном году. В прошлом, согласно данным Минобрнауки, на уроках физвоспитания погибли 211 школьников. Об этом на прошлой неделе сообщила глава ведомства Ольга Васильева.

Проблема вышла на федеральный уровень, однако внятных механизмов ее решения пока предложено не было. Поэтому НСН провела 17 октября пресс-конференцию, в которой приняли участие глава Ассоциации учителей физической культуры и специалистов физкультурно-спортивного профиля Москвы, Наталья Назарова, уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова и сопредседатель Национального родительского комитета Юрий Оболонский.

ВИНОВАТЫ УЧИТЕЛЯ?

Эксперты назвали несколько уровней проблемы детской смертности на уроках физкультуры. Это и нехватка высококвалифицированных преподавателей, и завышенные требования к учащимся с точки зрения физической подготовки, и отсутствие во многих школах штатного медработника, который бы следил за здоровьем детей, и несоответствие требованиям безопасности спортивных снарядов. Уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова также обратила внимание на личную ответственность учителей.

«Мы требуем, чтобы учителя несли ответственность за жизнь и здоровье наших детей. Что бы ни случилось с ребенком в школе, виноват либо учитель, либо директор», — подчеркнула она в ходе пресс-конференции в НСН , оговорившись, что спрашивать с педагогов можно лишь в том случае, если они располагают всей полнотой информации о здоровье детей.

По словам Мишоновой, на Западе перед зачислением ребенка в образовательное учреждение его родители «заполняют пятистраничный формуляр», сообщая педагогам все необходимые сведения.

В России подобная практика наталкивается на положения закона о защите личных данных. Наличие юридического казуса уже осознали в парламенте, заверил НСН зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кресс . По его словам, он и его коллеги уже «начали думать в этом направлении».

«Учителя физкультуры не имеют данных о здоровье детей. Нужно решить этот вопрос, чтобы не было разглашения персональных данных. Но при этом, чтобы учитель мог работать. Прежде, чем учителя обвинять, мы должны дать ему в руки все, чтобы он работал с открытыми глазами. Чтобы он подбирал индивидуальные программы сообразно здоровью каждого ребенка. Сейчас таких данных нет, поэтому учителя просто выполняют нормативы», — посетовал сенатор.

ВОПРОС С ВРАЧАМИ

Коллега Кресса, первый зампред того же комитета Совфеда Лилия Гумерова считает, что выходом из правовой коллизии может стать возвращение в учебные заведения врачей, которые бы по согласованию с родителями представляли в школах интересы детей. Она напомнила, что похожая практика имела место в советское время.

«Была школьная медицинская сестра, был школьный врач. Возвращение врача в школу, в крайнем случае, детского фельдшера — это требование времени. Пока ребенок в школе, педагог вполне может представлять его интересы с согласия родителей. В начале года родитель мог бы подписывать документы, в которых бы предупреждал об особенностях развития своего ребенка. Когда ребенок прикреплен, он делается по-настоящему родным. А сейчас мы не видим состояния здоровья детей, все это — секретная информация», — пояснила собеседница НСН .


Кроме того, Гумерова считает, что школам можно доверить проведение некоторых видов медицинского обследования детей. Препятствием для этого сейчас выступает неопределенность статуса медработника, который работает в учебных заведениях. По словам сенатора, сейчас врачи неохотно идут в школы, потому что теряют часть льгот.

«Чтобы исправить это, даже законодательство менять не нужно, надо поправить внутриведомственные нормативные акты. Чтобы врач оставался врачом, был прикреплен к медицинскому учреждению, просто свой функционал выполнял в школе. Врач, прикрепленный к поликлинике, мог бы работать в учебном заведении. С той же хорошей зарплатой, не теряя всех выслуг, всех льгот», — пояснила парламентарий.

Как указал НСН Виктор Кресс, ситуация усугубляется тем, что на таких медиков не распространяются и меры соцзащиты, полагающиеся педагогам.

«Многие льготы, которые есть у учителей, не распространяются на медицинских работников», — отметил он, также высказавшись за возвращение врачей в образовательные учреждения.

ПОЧЕМУ ДЕТИ БОЯТСЯ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Поддерживает возвращение врачей в школьные штаты и первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке, бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.

«Был бы в школе медицинский работник, ребенок мог бы обратиться, попросить освобождение от физкультуры. Сейчас, чтобы получить освобождение, нужно попасть в поликлинику. Это сделать нелегко. Поэтому нужно вернуть медицинских работников в школы. Они бы и текущие вопросы решали, и занимались бы профилактикой, и, кстати, следили бы за режимами нагрузки детей — возрастными и по здоровью», — рассказал он в беседе с НСН .


Отдельной проблемой, добавил депутат, выступает в целом невысокий уровень здоровья школьников. «У нас все дети в школе делятся на три группы здоровья. Так вот на первую, здоровых и практически здоровых, приходится меньше 20 процентов», — отметил Онищенко.

В силу состояния здоровья дети не выдерживают требований для сдачи нормативов, признала Лилия Гумерова.

«Нужно посмотреть нормативную базу, которую дети должны выполнять. Нам пора признать, что значительно изменилось состояние здоровья детей. Для многих их них не под силу выполнить требования, чтобы иметь «четыре», «пять» по физкультуре. Почему у нас огромное число детей всеми правдами-неправдами пытаются взять освобождение от физкультуры. Очень многие дети имеют пограничное состояние здоровья, без инвалидности, но с хроническими заболеваниями. Это категория ограниченных возможностей. Дети боятся физкультуры. Они не хотят идти на физкультуру. Первое, что нужно сделать — это пересмотреть программу проведения уроков физкультуры», — подчеркнула сенатор.

Также она призвала пересмотреть требования к подготовке преподавателей, пересмотреть методику преподавания физической культуры, которая должна быть интересной. По словам Гумеровой, все эти предложения в ближайшее время станут предметом обсуждения профильного комитета верхней палаты совместно с представителями Минобрнауки и Минздрава.

А придумывать какие-то новые формы ответственности, наказания педагогов необходимости нет. Как резонно отметил в беседе с НСН Геннадий Онищенко, ответственность для них есть и так. И если произошла трагедия, должны разбираться следственные органы. «Они найдут, кого и за что наказывать», — заключил бывший главный санврач страны.

Сергей Подосёнов

Уроки физкультуры в школах становятся смертельно опасными для наших детей. Шокирующее заявление сделала сегодня министр образования. За прошлый учебный год в России в школьных спортзалах погибли более двухсот учеников. Процент несчастных случаев в этой статистике ничтожен - дети умирают из-за проблем со здоровьем и при полном попустительстве взрослых.

Баскетбольный матч для школьных команд был очень важен. Борьба, накал, все было по-взрослому - судьи, учителя, болельщики. Кто бы мог подумать, что эту игру остановит смерть. 16-летний подросток умер сразу после игры. И таких трагедий сотни. Министр образования Ольга Васильева сегодня озвучила страшные цифры: на уроках физкультуры за год погибли 211 детей и не от физических травм, а от хронических заболеваний.

Фактически с учетом школьных каникул мальчики и девочки умирали каждый день на предмете, который должен укреплять их здоровье, а не наоборот. Почему такое большое количество детских смертей на уроках физкультуры? По всей видимости, это преступная халатность родителей, учителей и врачей. Некоторым родителям иногда важней просто получить медицинскую справку без обследования, а чтобы не тратить время в очереди на диспансеризацию, справку просто покупают. Массовый случай нарушений, когда больным детям ставили диагноз "здоров", обнаружили следователи в Курганской области.

Такая халатность рано или поздно приводит к трагедии. Во Владимире 15-летний школьник скончался на турнире по боксу, притом что у него была серьезная травма, с которой бокс для него должен был быть под запретом, но врачи то ли не заметили проблему, то ли сам спортсмен ее скрыл. Педагоги говорят, нет единой базы, где черным по белому написано все о здоровье школьников. Тогда бы можно было их распределять по группам и давать соответственные нагрузки.

К тому же отсутствие в школах медицинских работников приводит к тому, что в экстренном случае первая помощь оказывается непрофессионально, либо медики просто не успевают. Учителя физкультуры, которые несут ответственность за все, что происходит у них на уроках, оказываются в сложном положении, ведь без справки с диагнозом больной ребенок выполняет те же упражнения, что и здоровые дети, и от чрезмерной нагрузки детское сердце не выдерживает.

По данным врачей, современные дети и подростки часто страдают хроническими заболеваниями, но зачастую сами скрывают свои болезни. Ведь модно быть здоровым и носить значок ГТО. В школьной среде с освобождением от физической нагрузки можно запросто стать изгоем. Вот и приходится нездоровым детям скрывать свои проблемы, а как показывает статистика, это смертельно опасно.

Статистика, объявленная главой Минобрнауки, поразила многих пользователей социальных сетей. «211 детей за год в России погибли на уроках физкультуры. Не от терактов, не от бомбардировки, а просто в школе на уроке физкультуры», – удивляется на своей странице в Фейсбуке Шамиль Гадисов. Его реакцию разделяет Ольга Степаненко: «211 детей! На минуточку, это нормальная численность одной сельской школы. Представьте, за год умерла одна школа. Была-была и вдруг не стало».

«Это все что нужно знать о школе сегодня, – считает врач одного из медицинских центров Анна Злобина. – Мне приходится смотреть много школьников и писать рекомендации по занятиям физкультурой. Очень многим детям нужна ЛФК-лечебная физкультура. Раньше это было на базах детских поликлиник. Теперь только платно и еще нужно найти, где есть и еще туда доехать после уроков. Тупая бессмысленная физкультура вместе со своими нормативами, отнимающая время, здоровье и даже жизнь. А ведь можно было бы организовать все это с пользой для детей. И если ребенок посещает профессиональную спортивную секцию, ему на физкультуре в школе делать нечего, эти часы он проводит впустую».

«Новость – кошмар, – пишет Марта Чуйченко. Она вспоминает, как для нее урок физкультуры закончились травмой и многомесячным лечением, – Не понимаю чиновников, которые принимают единые стандарты для школ по физкультуре. Не понимаю учителей, которые заставляют учеников выполнять программу. После урока в девятом классе, несколько месяцев проходила с воротником Шанца, потому боялась отказаться делать кувырки из-за плохой оценки и уже и так сложившейся репутации неспортивной девочки. На выпускном единственной четверкой (“скажи спасибо не три”) в дипломе была физкультура. После окончания школы отношения со спортом по понятным причинам не складывались долгое время. И после этого говорят, что развивают в стране физкультуру и спорт?»

Ирина Анюхина считает , что уроки физкультуры не учитывают состояние здоровья современных подростков.

«Данных о здоровье ребенка у учителя нет, а нормативы – есть! И от учителя требуют их выполнения! Может, пора уйти от нормативов, которые, кстати, много лет не менялись и не учитывают состояние здоровья современных детей, а сделать уроки физкультуры действительно уроками культурных занятий подвижными групповыми играми или индивидуальными физическими упражнениями по возможностям и интересам детей? А то ведь ГТО уже скоро обяжут пенсионеров сдавать..».

Даниил Александров уверен , что причина смертей на уроках не в защита персональных данных детей, а в том, что «физруки не интересуются их здоровьем, а врачей в школах нет, и даже помощь оказать некому».

«Когда я учился в третьем классе, никакой защиты персональных данных не было. Я был не очень спортивным мальчиком, в первую очередь из-за полного равнодушия к физическим радостям. Бегал на троечку, чтобы не трогали. Но однажды физрук вместе с одноклассниками как-то обидно меня поддели, и я побежал 2 км вокруг Опочининского садика на пятёрку. И пробежал. На финише меня вырвало. Меня отправили в медкабинет, и я там вырубился. К счастью, тогда не было не только персональных данных, но и ненужного паникёрства. Медсестра привела меня в чувство и отправила домой. Кажется, история на том и кончилась. Родители ничего не узнали, физрук меня больше не подначивал, а я не бегал на пятёрку. И сейчас я жив и здоров».

Причиной также может быть переполненность классов в школах, считает Юлия Кишкович. «Классов, чтобы впихнуть детей, ещё хватает, а вот спортзалов – нет. Плюс ещё сделали три физкультуры в неделю. Поэтому в зале занимаются два класса, а иногда и три. И это не всегда равновозрастные дети. У нас, например, занимались второклашки и старшая школа, 9 или 10 класс. А как они занимались? Да играли в вышибалы, например».

«Претензии должны быть не к физкультуре, а к тому, как проводится осмотр и допуски детей к ней», а не на учителей, отмечает Артем Патрикеев.

«Один парень умер на кикбоксинге – извините, а на какой физкультуре проводится кикбоксинг? Эта смерть явно к физкультуре не относится. Другой умер после соревнований по баскетболу. Обычно соревнования проводятся не на уроке, а вне его. То есть опять же, эту смерть тогда трудно прикрутить к физкультуре. А теперь смотрим, отчего умирали дети – от того, что у них были диагнозы, которые или никто не заметил, или о которых никто не сообщил».

Антон Родионов. Фото Анны Даниловой

Врач -кардиолог, доцент лечебного факультета Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Антон Родионов

Умирают не от физкультуры, а от нераспознанной болезни

«Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды.

Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!»

Внезапные смерти молодых людей – редкая, но тем не менее достаточно изученная и хорошо известная проблема. В качестве ведущей причины внезапной смерти рассматривают так называемые кардиомиопатии – заболевания миокарда, в основе которых лежит генетическая поломка, реже перенесенная инфекция. Непосредственной причиной гибели пациентов, как правило, служит желудочковая тахикардия, переходящая в фибрилляцию желудочков – смертельная аритмия, при которой сердце перестает сокращаться, и прекращается кровоснабжение головного мозга. Действенным способом реанимации в этой ситуации может быть только дефибрилляция (нанесение электрического разряда).

Несмотря на то, что в мире внезапные смерти чаще описаны у спортсменов и у школьников на уроках физкультуры, следует понимать, что умирают не от занятий физкультурой, а от нераспознанного заболевания. Большая физическая нагрузка просто может в какой-то момент стать тем пусковым механизмом, который запустит аритмию.

Если, скажем, взять и завтра запретить физкультуру в школе, то внезапная смерть всё равно рано или поздно произойдет, но это случится во время игры во дворе, во время активной работы на дачном участке, в походе или при любой другой интенсивной физической активности. Кстати, не надо думать, что на уроках физкультуры умирают только ослабленные и нетренированные дети, посещающие занятия из-под палки и не выполняющие школьные нормативы. Пациентом со смертельным заболеванием вполне может оказаться внешне спортивный и выносливый молодой человек или девушка.

Как своевременно распознать заболевание? Увы, эта проблема до сих пор не решена во всём мире. Обычный осмотр врачом с выслушиванием (аускультацией) сердца и стандартная электрокардиограмма сплошь и рядом не выявляют патологии. У некоторых людей признаки заболевания можно выявить при проведении эхокардиографии (ультразвуковое исследование сердца), но, во-первых, и нормальный ультразвук не дает 100% уверенности в отсутствии болезни, во-вторых, ни одна страна в мире не сможет обеспечить массовое обследование всех детей – не хватит ни врачей, ни аппаратуры, да и стоимость такой регулярной «диспансеризации» будет запредельная. Надежные генетические маркёры болезни тоже отсутствуют. Таким образом, надо признать, что на сегодняшний день надежных методов скрининга внезапной смерти у молодых людей не существует.

Тем не менее в этой ситуации можно дать две практические рекомендации:

  1. Если в семье зарегистрированы случаи внезапной сердечной (или необъяснимой) смерти, необходимо тщательно обследовать кровных родственников.
  2. Школы (а также и другие места массового скопления людей – вокзалы и аэропорты, самолеты и поезда, музеи и стадионы) необходимо оснащать автоматическими наружными дефибрилляторами (АНД). Эти устройства, которые могут использоваться неспециалистами, способны автоматически распознавать смертельные нарушения ритма и выполнять дефибрилляцию.

В уфимской гимназии врачи не смогли спасти третьеклассника, которому стало плохо на уроке физической культуры. В Белгороде на уроке физкультуры, во время забега на 300 метров, умерла 12-летняя девочка. В Воронеже во время школьных занятий спортом умер восьмиклассник — у мальчика оторвался тромб. В городе Артем (Приморский край) во время пробежки 9-летний мальчик упал и потерял сознание. Школьный медработник попытался оказать ему первую помощь, была вызвана скорая, но спасти школьника не удалось.

Эти дети вошли в статистику смертей на уроках физкультуры, которую на днях огласила министр образования Ольга Васильева. Всего за минувший год умерло 211 детей. Цифра оглушительная. Уроки, направленные на укрепление здоровья, становятся опасными для жизни детей.

Министр считает, что причина здесь в том, что по закону о медицинском обслуживании сведения о состоянии здоровья детей для учителей физкультуры закрыты. Узнать о диагнозе или физических особенностях школьника учителя физкультуры могут только от родителей, если те сочтут нужным это сообщить. Сообщают единицы.

И на деле выходит, что ребенок оказывается совершенно беззащитным перед «быстрее, выше, сильнее», что вынуждает его вступать в состязание на каждом уроке физкультуры. Для чего, спрашивается, ребенку нужны эти состязания, регламентированные школьной программой, а не здравым смыслом? Для чего маленькому человеку бежать стометровку по секундомеру?

Абсолютно очевидно, что не для укрепления здоровья. Потому что здоровье укрепляют долгой, системной и индивидуальной работой, а не двумя уроками в неделю, превращающимися для большинства современных детей в стресс.

К слову сказать, дети, которые системно имеют физические нагрузки (а это учащиеся спортивных школ и балетных училищ, где нагрузки адовы), за редким исключением пополняют статистику внезапной смертности на уроках именно потому, что их организм адаптирован к физическим нагрузкам.

Но старая советская система, которая основывалась на том, чтобы каждый член общества был готов к труду и обороне, по-прежнему актуальна, и на уроках «физры» по инерции кует из астеничных, сколиозных и зачастую хронически больных детей полноценных членов общества.

Эти уроки по сути своей катастрофически устарели не только потому, что абсолютно исключают индивидуальный подход, но и потому, что в современной России учитель физкультуры в школе — это, как правило, или бывший спорт-смен, или случайный человек с очень приблизительным представлением о физиологии ребенка и этапах его роста. Учитель физкультуры — это преподаватель «остаточного принципа» с соответствующей зарплатой и квалификацией.

«Быстро встал и побежал. Что значит «не могу»? Другие, значит, могут, а ты нет?» Почти каждый ребенок хоть раз слышал что-то подобное на уроках физкультуры от учителя. И чтобы не прослыть слабаком, не стать объектом насмешек, обреченно становился на линию старта, автоматически попадая в зону риска для жизни.

Специалисты по детской физиологии утверждают, что современные дети, отягощенные компьютерной нагрузкой и образом жизни в городской среде, не требующей серьезных физических усилий, неизбежно стали значительно уязвимее своих сверстников, живших 20—30 лет назад. Особенно это проявляется в период пубертата, когда происходит резкое изменение гормонального статуса и организм «не успевает» адаптироваться к росту. Почти две трети современных школьников имеют хронические заболевания, и, по-хорошему, для каждого из них нужна индивидуальная программа физических нагрузок. Сделать это нереально. Как нереально школьную ежегодную диспансеризацию превратить в качественное медицинское обследование.

Но выход есть. И он прост. Надо исключить из уроков физкультуры нормативы, выбросить секундомер, стереть на школьном стадионе разметку беговой дорожки, а после дать детям погонять мяч или попрыгать через скакалку. Баскетбол тоже сгодится, и даже лыжи я бы не предавала анафеме. Пользы будет значительно больше. И радости тоже.