Урок «мир профессий. Тип профессии «Человек-Техника Мир профессий человек техника


Библиотечный урок

Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов
Цели:


  • познакомить учащихся с типами и классами профессий;

  • помочь учащимся в определении их направленности на тот или иной тип и класс профессий;

  • помочь в выборе наиболее подходящей профессиональной группы;
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация «Мир профессий», памятки учащимся.

Вступительное слово библиотекаря.

«Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»

Дж. Голсуорси

Профессиональные способности и склонности – это наиболее важные психологические качества, которые являются необходимым условием правильного выбора профессии, успешности обучения и профессиональной дальнейшей деятельности.

То, насколько успешно человек будет справляться со своими профессиональными обязанностями, и в какой мере человеку будет нравиться его работа, зависит прежде всего, от его склонностей и способностей.

Сегодня мы хотим познакомить вас с типами и классами профессий, помочь вам определиться в этом многообразном мире профессий.

Тип профессий - группа профессий, сходных по предмету труда.

Предмет труда - это то, на что направлен труд человека .

Тип «Человек – человек» (Арина Волошина)

Предметом профессий этого типа являются люди.

В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно общаются с другими людьми, т.е. главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Качества предъявляемые профессией к человеку

Профессии типа «Человек – человек»:


  • Умение устанавливать и поддерживать деловые контакты;

  • понимать состояние людей;

  • умение разбираться в человеческих отношениях;

  • находить общий язык с людьми;

  • оказывать влияние на других;

  • иметь хорошую память;
- проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность;

Обладать развитыми речевыми способностями.

Тип «Человек – техника» (Евгений Гуляев)

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, ремонтом техники. Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Тип профессий «Человек – техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления;

пространственных представлений;

технической осведомленности и сообразительности;

хороших двигательных навыков;ловкости.

Тип «Человек – знаковая система» (Татьяна Басаргина)

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой информацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.
Тип «Человек – художественный образ» (Оксана Лейман)

Профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений. Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
Тип «Человек-природа» (Арина Волошина)

Профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ КЛАСС

Профессии связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем. В большинстве случаев профессии этого класса не требуется высшего образования.

ТВОРЧЕСКИЙ КЛАСС

Профессии, связаные с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального мышления и, как правило, высшего образования.
Библиотекарь: Ребята, мы с вами познакомились с основными типами и классами профессий, а сейчас мы предлагаем вам поиграть. Известно очень много пословиц и поговорок о труде. Попробуйте по двум словам отгадать всю пословицу:

Дело – мастер. Труд – лень. Труд – рыбка. Руки – скуки.

Ответы: Дело мастера боится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Руки не для скуки.

Дидактическая игра «Продолжи пословицу»

1. Человек трудом …

2. Славен человек не словами…

3. Птицу узнают в полете, …

4. Кто любит трудиться, …

5. Тяжело тому жить, …

Ответы:

1. Человек трудом велик.

2. Славен человек не словами, славен делами.

3. Птицу узнают в полете, человека в работе.

4. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

5. Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

Дидактическая игра «Что кому нужно»

Парикмахеру – ножницы, расческа.

Учителю – книга, доска.

Футболисту – мяч.

Врач – градусник, шприц.

Скрипачу – скрипка.

Продавцу – весы, калькулятор.

Повар – кастрюля, половник.

Слесарь – отвёртка, молоток.

Дидактическая игра «Назови профессию»

Ведущий: Сейчас я буду произносить фразы соответствующим тоном, которое принадлежит, определенной профессии вы должны догадаться обладатель какой профессии так говорит:

Московское время десять часов пятнадцать минут…

Принести вам чаю…

Откройте рот и скажите: «А – а – а…»

Мороженное… сливочное, шоколадное…

Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области туман.

Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – «Комсомольская»

Тема сегодняшнего урока: «Имя прилагательное».

Дидактическая игра «Найди название профессии»

В буквах спрятались, названия профессий, найдите их:

Ватокарьслкпврачмлковшповарбд

каоучительвдепродовецтдхудожник

Всаёменеджеримуимиджмекеросайюк

Ответ:

Ватокарь слкпврач млковшповар бд

каоучитель вдепродавец тдхудожник

Всаёменеджер имуимиджмекер осайюк

Игра: “ Цепочка профессий”


  • 3 команды (9,10,11 классы):

  • кто больше назовёт профессий, записав их на листке в столбик в течение 1 минуты (читать по очереди, не повторяться).
Ведущий: О разных профессиях мы вспомнили сегодня. Очень важно, чтобы человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, что правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или, что у него золотые руки. Мы желаем вам правильно избрать свой путь в будущем, и дарим вам памятки о сегодняшнем мероприятии. А теперь, ребята, прикрепите выданные вам жетончики на тот тип профессии, которую вы хотите получить по окончании школы.

Спасибо за внимание! Удачи всем!


страница 1





Формула выбора профессии Как правильно выбрать себе профессию? Во-первых, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности. Кратко это называется словом «ХОЧУ». Во-вторых, оценить, каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют вашу профессиональную пригодность и возможности. Необходимо ответить на вопрос, какое у вас «МОГУ». В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня «НАДО». хочу могу надо


В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая: Интересна и привлекательна для вас; Соответствует вашим способностям; Пользуется спросом на рынке труда Результат:


Ошибки и затруднения, возникающие при выборе профессии 1. Ориентация сразу на профессии высокой или высшей квалификации. 2. Предубеждения в отношении престижности и непрестижности. 3. Выбор профессии за компанию. 4. Перенос отношения к определенному чело -веку, представляющему ту или иную профессию, а не саму профессию. 5. Увлечение только внешней или частной стороной профессии. 6. Отождествление учебного предмета с профессией. Отсутствие представлений о характере труда в сфере материального производства. 7. Неумение разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). 8. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, играющих определенную роль при выборе профессии. 9. Неумение сориентироваться в огромном количестве существующих профессий и незнание, с чего начать выбор.


Информацию о ситуации на рынке труда и вакансиях можно получить: На сайте Департамента занятости населения на сайте Правительства Вологодской области - oblast.ru (раздел «Биржа труда»); oblast.ru на сайте - российский информационный Портал «Работа в России» – (раздел «Поиск работы» - общероссийский банк вакансий); В информационных залах центров занятости и информационных киосках службы занятости На сайте Департамента занятости населения на сайте Правительства Вологодской области - oblast.ru (раздел «Биржа труда»); oblast.ru на сайте - российский информационный Портал «Работа в России» – (раздел «Поиск работы» - общероссийский банк вакансий); В информационных залах центров занятости и информационных киосках службы занятости




Мини-тест «Кто Вы?» Перед вами пять геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг). Выберите ту из них, в отношении которой вы можете сказать: "Вот фигура, символизирующая меня!". Постарайтесь почувствовать ее, сопоставить ее с собой. Если вы испытываете затруднения с выбором фигуры, выберите ту, которая больше всего привлекает вас. Не пытайтесь как-то анализировать характеристики фигур - просто доверьтесь своей интуиции.


КВАДРАТ Налоговый инспектор Нотариус Бухгалтер Электрогазосварщик Швея Водитель Программист Каменщик Кондитер Секретарь-референт Социальный работник и др. ПРЯМОУГОЛЬНИК Эколог Страховой агент Машинист Водитель Все профессии, связанные с природой и др. ТРЕУГОЛЬНИК Шеф-повар Брокер Биржевой маклер Коммерческий агент Маркетолог Коммерческий директор Психолог Учитель Юрисконсульт Менеджер и др. Мини-тест «Кто Вы?» (продолжение) Примерные профессии, соответствующие выбранной фигуре


КРУГ ОФИЦИАНТ-БАРМЕН МЕДСЕСТРА МАНИКЮРША ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСАДА АДМИНИСТРАТОР ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА ГУВЕРНЕР ПРОДАВЕЦ УЧИТЕЛЬ ФОТОГРАФ СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ ПСИХОЛОГ СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК СТРАХОВОЙ АГЕНТ и др. ЗИГЗАГ штукатур-маляр Шеф-повар Кондитер Плотник Каменщик Программист Маркетолог Парикмахер Художник Дизайнер Менеджер Актер Музыкант Архитектор Психолог

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.

Физическая и психологическая вы­носливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хо­рошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание;

достаточно высокое интеллектуальное развитие.

Цели труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, организовы­вать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.

Орудия труда: ручные, машины, автоматы.

Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.

Примеры профессий: наладчик, автослесарь , водитель, радиомонтаж­ник, инженер-конструктор, швея-мотористка.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Предмет Труда:

Общие требования к работникам: дисциплинированность, пункту­альность, стойкая работоспособность, аккуратность, оперативная память, устой--, -

чивое концентрированное внимание, способность опеэировать представлениями.

Цели Труда:

Орудия Труда:

условия Труда:

Примеры Профессий:

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Предмет Труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.

Общие Требования к работникам: впечатлительность, эмоциональ­ность, трудоспособность, оперирование средствами эстетического воздействия, художественные способности.

Цели Труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воз­действовать, находить новые способы и варианты.

орудия Труда: ручные, функциональные средства человека, механизиро­ванное оборудование.

условия Труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.

Примеры Профессий: художник, скульптор, журналист, модельер, писатель, хореограф , композитор, парикмахер, закройщик-портной, дизайнер, юве­лир, актер, гравер, реставратор, цветовод-декоратор, живописец по росписи фарфора, шлифовщик по камню.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые , различ­ные живые организмы и биологические процессы.

Общие требования к работникам: любовь, к животным и растениям;

физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициатив­ность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хо­рошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.

Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и об­разцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, прове­рять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.

орудия Труда: ручные, механические и автоматизированное оборудова­ние.

условия Труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помеще­ниях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышен­ной моральной ответственности.

Примеры Профессий: агроном, агрохимик, зоотехник, цветовод, вете­ринар, биолог, микробиолог, эколог, садовод, овощевод, птицевод.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т. д.).

Общие Требования К работникам: высокие моральные качества, доб­рожелательность, вежливость , психологическая сдержанность, воспитанность, вы­держка.

Цели Труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, ока­зывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.

условия Труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.

Примеры Профессий: учитель, воспитатель, тренер, врач, медсестра, юрист, следователь, военнослужащий, менеджер, официант, продавец, проводник, стюардесса, библиотекарь, экскурсовод.

Что еще иметь в виду?

Помните: самый «нужный» ВУЗ не поможет добиться успеха, если у Вас нет ни малейшего интереса к выбранной специально­сти. Поэтому, прежде всего, стоит учитывать собственные инте­ресы и склонности.

Прежде чем поступать куда бы то ни было, постарайтесь по­говорить с как можно большим числом людей уже, работающих по выбранной Вами специальности. Большинство профессий име­ет свои профессионально важные качества. К примеру, если Вы не владеете словом, не стоит учиться на юриста. А если по харак­теру Вы непоседа и не любите долго заниматься одним и тем же, из Вас никогда не выйдет хороший бухгалтер.

Некоторые популярные сейчас и хорошо оплачиваемые специальности не требуют высшего образования . Гораздо важнее набраться практического опыта (например, менеджеру по прода­жам, манекенщице).

Листья в руке

Будда был уже очень старым и знал, что скоро ему предстоит уйти. Однажды, когда он сидел под деревом в осеннем лесу, к нему пришел Ананда и спросил:

Скажите, много ли мы узнали из того, что знаете вы?

Будда взял в руку несколько сухих листьев и спросил:

Как ты считаешь, много ли листьев в моей руке, по сравнению со всеми листьями в этом лесу?

Ананда посмотрел на кружащиеся и шуршащие под ногами листья и сказал:

Конечно, Учитель, листьев в лесу несравнимо больше, чем в вашей руке.

То, что я успел возвестить вам, это лишь несколько листьев в моей руке, - сказал Будда. – Все остальное предстоит познать вам самим, дорогой мой!

Почему же вы не сказали обо всем остальном? – грустно спросил Ананда.

Потому что это не принесло бы вам никакой пользы, - ответил Будда. – Знание идет через проживание, через существование. Вы должны прожить жизнь. А слова – это не более чем шелест и шум шуршащих листьев.

Будьте сами светом для себя

Будда умирал. Сорок лет он шел, и тысячи следовали за ним. Теперь он умирал. Он сказал: «Это мой последний день. Если у вас есть что спросить, спрашивайте.

Настал час, когда каждый должен идти своим путем». Беспросветная тьма окутала учеников Будды. Ананда – любимый ученик – заплакал, как дитя. У него из глаз

катились слезы. Он ударял себя в грудь, почти помешавшись.

Что ты делаешь, Ананда? – спросил Будда.

Что нам теперь делать? – ответил Ананда. – Ты был здесь, мы шли в твоем свете. Все было безопасно и хорошо. Мы совершенно забыли, что есть тьма. В следовании за тобой все было светом. Теперь ты уходишь. Что нам делать?

И он снова принялся плакать и стенать.

Послушай, - ответил Будда. – Сорок лет ты шел в моем свете и своего не смог достигнуть. Думаешь ли ты, что если бы я прожил еще сорок лет, ты бы достиг своего света? Чем дольше ты идешь в заимствованном свете, чем больше подражаешь, тем больше ты теряешь. Лучше мне уйти.

Будьте сами светом для себя.

Нравственность и Материальный Интерес

Нравственность и Материальный Интерес встретились на узком мостике, где двоим не разминуться.

Распластайся предо мной, низкая тварь! - грозно приказала Нравственность. - И я переступлю через тебя!

Материальный Интерес ничего не ответил, только посмотрел ей в глаза.

Ну… э-э-э… ладно, - неуверенно проговорила Нравственность. - Давай потянем жребий, кому кого пропустить.

Материальный Интерес хранил молчание и не отводил взгляда.

Чтобы избежать нежелательного конфликта, - сказала

тогда Нравственность не без душевной муки, - я сама распластаюсь, - и ты сможешь пройти по мне.

Тут только Материальный Интерес разверз уста.

Едва ли моим ногам будет удобно по тебе ступать, - возразил он. - Я на ноги очень чувствительный. Лучше сойди с мостика в воду.

Тем дело и кончилось.

Притча о возможностях и способностях

Один человек как-то приехал в деревню. И вдруг увидел в курятнике орленка. Он, словно петух или курица, ходил вразвалочку и клевал зерна. Иногда его, будто цыпленка, долбали клювом петухи постарше, ничего не опасаясь.

Человек решил провести эксперимент. Взял орленка на руки, сказал:

Но орленок спрыгнул с его рук и заковылял обратно в курятник, клевать зерна.

На следующий день человек вновь взял орленка, отнес его на чердак, и вновь произнес:

Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

А потом столкнул орленка вниз. Тот пролетел пару метров, но, оказавшись во дворе, опять потрусил в курятник.

На третий день человек взял орленка с собой в горы. Поднялся на самую высокую вершину и сказал:

Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

На этот раз он постарался подкинуть орленка повыше. Тот испугался, ведь внизу была пропасть. Пришлось молодому орлу расправить крылья и полететь. Он поднимался все выше и выше. Далеко внизу остался и человек, и гора,

деревня, и курятник, и жившие там петухи с курами. Всего на секунду пожалел орел, что он все-таки научился летать, и вновь ему захотелось назад, в уютный курятник. Но тут его пронзила мысль, что его место - действительно в небе. И тогда он понял, что всегда будет вспоминать и свой курятник, и деревню, и этого человека. Но назад к ним не вернется уже никогда...

Четыре типа людей

В своих путешествиях по Латинской Америке немецкий биолог Александр Гумбольдт встретился с одним мудрецом, который разъяснил ему свою теорию о четырех типах людей.

1. Те, которые кое-что знают, и знают, что они знают. Это люди образованные.

2. Те, которые кое-что знают, но не знают об этом. Такие люди спят. Их надо разбудить.

3. Те, которые ничего не знают, но об этом знают. Таким людям надо помочь.

4. Те, которые ничего не знают и которым неизвестно, что они ничего не знают. Это глупцы, им ничем не поможешь.

О спрятанном жемчуге

Некто пришёл в дом близкого друга и лёг там, напившись допьяна. А в это время его близкий друг должен был уйти по своим делам. Он прикрепил гостю к подкладке одежды в подарок жемчуг, не имеющий цены, и ушёл. А этот человек лежал без сознания, ничего не чувствовал и ничего не понимал.

Когда же он поднялся, то направился в чужую страну, добывал одежду и пищу тяжёлым трудом и очень нуждался. Если ему удавалось добыть немного, он уже считал себя удовлетворённым.

Впоследствии случилось так, что друг повстречал его и

Эй, достойный муж! Почему ты терпишь такие муки ради одежды и пищи? Я уже давно, желая тебе спокойствия и удовлетворения пяти желаний, прикрепил к подкладке твоей одежды бесценный жемчуг, он и сейчас на том же месте, но ты, не зная об этом, трудишься и страдаешь, чтобы обеспечить своё существование. Это же глупо!

Мода и порядки

Однажды, следуя веяниям моды, девочка-подросток изъявила желание надеть платье, которое открывало плечи.

Но мать сочла, что дочь ещё недостаточно взрослая для этого. Горячие споры не прекращались несколько дней.

Когда, наконец, поставили в известность отца, тот сказал:

Пусть она примерит платье. Если оно удержится на ней, значит она достаточно взрослая, чтобы носить его.

Паук в замочной скважине

Обследовав весь дом внутри и снаружи, паук облюбовал себе местечко в замочной скважине.

Какое удобное и надёжное убежище! Никто не сможет обнаружить здесь паука. А он, высунувшись из укрытия, будет преспокойно наблюдать за всем происходящим, не подвергая себя никакому риску.

У каменного порога натяну паутину для мух, - принялся рассуждать довольный паук. - На ступеньках лестницы будет другая, покрепче, - для жирных гусениц, а между дверными створками устрою хитрую ловушку для комаров…

Паук был вне себя от счастья и радужных надежд. Замочная скважина, вся обитая железом, казалась ему неприступной крепостью, и более безопасного пристанища он ещё в жизни не видывал.

Пока паук предавался мечтам и строил заманчивые планы на будущее, его тонкий слух уловил шум приближающихся шагов. Будучи по натуре осторожным, он тут же уполз в глубь своего убежища. Вернувшийся домой хозяин звякнул связкой ключей, вставил один из них в замочную скважину и… раздавил мечтателя.

Гусеница

Прилипнув к листочку, гусеница с интересом наблюдала, как насекомые пели, прыгали, скакали, бегали наперегонки, летали… Всё вокруг было в постоянном движении. И лишь одной ей, бедняге, отказано было в голосе и не дано ни бегать, ни летать. С превеликим трудом она могла только ползать. И пока гусеница неуклюже перебиралась с одного листка на другой, ей казалось, что она совершает кругосветное путешествие.

И всё же она не сетовала на судьбу и никому не завидовала, сознавая, что каждый должен заниматься своим делом. Вот и ей, гусенице, предстояло научиться ткать тонкие шёлковые нити, чтобы из них свить для себя прочный домик-кокон.

Без лишних рассуждений гусеница старательно принялась за работу и к нужному сроку оказалась укутанной с ног до головы в тёплый кокон.

Всему свой черёд! - послышалось ей в ответ. - Наберись немного терпения, а там увидишь.

Когда настала пора, и она очнулась, то уже не была прежней неповоротливой гусеницей. Ловко высвободившись из кокона, она с удивлением заметила, что у неё отросли лёгкие крылышки, щедро раскрашенные в яркие цвета. Весело взмахнув ими, она, словно пушок, вспорхнула с листка и полетела в дымке.

Тайна жизни

Давным-давно …. в незапамятные времена Бог спросил ангелов: «Где дымке спрятать Тайну жизни?».

Один ангел предложил спрятать Тайну в глубине морей.

Бог сказал: «Это было бы слишком просто.… Наступит день, когда они доберутся до самого глубокого океана и оплывут все моря».

Тогда ангелы предложили …схоронить Тайну жизни…в Матери Земле.

Бог сказал: «И это было бы слишком просто.…Однажды они обойдут весь свет и перекопают всю Землю».

После момента молчания ангелы предложили спрятать ее на вершине самой высокой горы.

Бог сказал: «Наступит день, и они заберутся на все горы мира».

Если Тайну жизни нельзя было спрятать ни в море…. ни в Матери Земле, ни в горах, где же тогда можно ее спрятать? Может быть на звезде?

После короткого молчания Бог сказал: «Люди доберутся до 4-х частей света, до самых глубоких морей и высочайших гор и даже до звезд раньше чем познают самих себя, поэтому Тайна жизни должна быть спрятана в них самих».

О сверчке

Один американец шёл со своим другом-индейцем по людной улице Нью-Йорк Сити. Индеец внезапно воскликнул:
- Я слышу сверчка.
- Ты с ума сошёл, - ответил американец, окинув взором растворившись в голубой

переполненную людьми в час пик центральную улицу города.
Повсюду сновали автомобили, работали строители, над головой летали самолеты.
- Но, я правда слышу сверчка, - настаивал индеец, двигаясь к цветочной клумбе, разбитой перед причудливым зданием какого-то учреждения.
Потом он нагнулся, раздвинул листья растений и показал своему другу сверчка, беспечно стрекочущего и радующегося жизни.
- Удивительно, - отозвался друг. - У тебя, должно быть, фантастический слух.
- Да нет. Всё зависит от того, на что ты настроен, - объяснил он.
- Мне трудно в это поверить, - сказал американец.
- Ну смотри, - сказал он и рассыпал по обочине тротуара пригоршню монет.
Тут же прохожие завертели головами и полезли в свои карманы проверить, не у них ли просыпались деньги.
- Видишь, - блеснули глаза индейца, - всё зависит от того, на что ты настроен.

Чашки кофе

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненныеПредложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:

Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас - хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

А теперь подумайте: жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Наиболее счастливые люди - это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

Дерево удовлетворения желаний

Один человек путешествовал и неожиданно попал в рай. Он бродил, наслаждался окрестностями, устал и лег спать под деревом желаний. Оно исполняло любые желания, и не было никакого промежутка между желанием и исполнением. Когда он проснулся, то почувствовал сильный голод и подумал:
- Я чувствую голод. Я бы хотел добыть немного пищи откуда проблемы нибудь.
И немедленно из ниоткуда появляется пища. Прямо приплыла по воздуху, очень вкусная пища. Он был так голоден, что не стал думать, откуда она появилась. Он сразу начал есть, а пища была так вкусна…
Потом, когда его голод прошел, он взглянул вокруг. Теперь он чувствовал удовлетворение. У него появилась другая мысль:
- Если бы только чего-нибудь выпить…
В раю нет запретов, немедленно появилось прекрасное вино.
Лежа в тени дерева и спокойно попивая вино, обдуваемый прохладным ветерком рая, он начал удивляться:
- Что это творится? Что происходит? Может, я сплю? Или здесь есть несколько привидений, которые разыгрывают шутки со мной?
И привидения появились. Они были ужасны, жестоки и отвратительны - именно такие, какими он себе их представлял.
Он задрожал и подумал:
- Сейчас они точно убьют меня.
И они его убили.

Это притча полна огромного смысла. Твой ум - это дерево удовлетворения желаний, и чтобы ты ни подумал, рано или поздно это исполнится. Иногда промежуток времени такой, что ты совершенно забыл, что ты этого хотел, и не можешь найти источник того, с чего началось. Но если взглянуть поглубже, то ты обнаружишь, что твои мысли создают тебя и твою жизнь. Они создают твой рай, они создают твой ад. Они создают твои страдания, они создают твою радость. Они создают плохое, они создают хорошее… Каждый здесь - Волшебник, каждый - Создатель своей жизни. Каждый крутит и ткет волшебный мир вокруг себя… а потом оказывается связан. Паук сам пойман в свою собственную сеть. Никто не мучает тебя, кроме тебя самого. И когда это осознано, вещи начинают меняться. Тогда ты можешь повернуть все наоборот, ты способен превратить свой ад в рай. Все на твоей ответственности.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Предмет Труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.

Общие требования к работникам: дисциплинированность, пункту­альность, стойкая работоспособность, аккуратность, оперативная память, устойчивое концентрированное внимание, способность оперировать представлениями.

Цели Труда: разбираться проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.

Орудия Труда: ручные, автоматизированное) и механическое оборудова­ние, функциональные средства человека.

условия Труда: микроклимат бытового помещения, повышенная мораль­ная ответственность.

Примеры Профессий: технический редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, переводчик, программист, пользователь ПЭВМ, экономист, кассир, лингвист, конструктор, чертежник, штурман, закройщик, радист, стено­графист, телефонист.

Мир профессий разнообразен и динамичен: одни профессии исчезают, другие появляются. Знаете ли Вы, кто такой «Бакенщик», а кто «Андеррайтер»? Многие из Вас сейчас воспользуются интернетом, для того чтобы получить информацию об этих профессиях.

Насколько хорошо Вы ориентируетесь в мире профессий? Сколько профессий вы знаете: 50, 100, 1000…? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессии.

Все профессии принято классифицировать, объединять в группы по ряду общих свойств и признаков. В нашей статье мы приведем три наиболее часто встречающиеся классификации профессий. Возможно, эта информация позволит Вам определить себя к какому-либо типу и получить общее представление о желаемой профессии.

Классификация Е.А. Климова

В России наиболее известна классификация профессий, предложенная Е.А. Климовым , где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда.

Все профессии соотносятся здесь с пятью основными типами:

  1. «Человек - природа» - представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Например, мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
  2. «Человек - техника» - работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например, слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, техник-технолог общественного питания, инженер-электрик.
  3. «Человек - человек» - предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например, продавец, парикмахер, врач, учитель и т.д.
  4. «Человек - знаковая система» - интерес представляютестественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Например, математик, редактор издательства, программист, языковед и т.д.
  5. «Человек - художественный образ» - в профессиях данного типа мир видится работником, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное. Такого человека мир волнует, как область, которую можно преобразовать и в которую можно привнести красоту, удобство, затрагивающую эмоции форму какого-то содержания. Например, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра и т.д.

Кроме этого его классификация делит профессии по целям, средствам труда, по условиям труда.

По целям труда:

«Гностические профессии» (от древнегреческого «гнозис» - знание, познание).
Таких профессий, связанных с чисто познавательным трудом и, в то же время, органично включенных в самые недра материального производства, немало, и все они весьма разнообразны.

«Преобразующие профессии»
Большинство профессий является не чисто гностическим, а связанным с активным изменением свойств и состояний предметов труда. Познавание здесь не самоцель, оно обслуживает преобразующую деятельность человека.

«Изыскательские профессии»
В этом классе профессий на первый план выступает такая цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.

Тип профессии по предмету труда

Гностические (распознать, определить)

Преобразующие (обработать, обслужить)

Изыскательские (изобрести, придумать)

Человек - природа

Ветеринар

Биоинженер

Человек - техника

Наладчик станков с ЧПУ

Водитель, слесарь

Изобретатель, Инженер

Человек - знаковая система

Графолог

Архивариус, библиотекарь

Программист

Человек - художественный образ

Литературный критик

Художник, дизайнер

Человек - человек

Психолог

Учитель, врач

Режиссёр

По средствам труда:

  1. «Ручные орудия труда» (непосредственное выполнение функции).
    Лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант, слесарь, картограф, художник-живописец.
  2. «Механизированные орудия труда» (управление машинами, механизмами).
    Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
  3. «Автоматизированные орудия труда» (управление станками, устройствами).
    Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
  4. «Функциональные средства организма человека». З десь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

По условиям труда:

  • «Условия бытового типа»
    В таких условиях работает, например, лаборант, бухгалтер, программист.
  • «Работа на открытом воздухе ».
    В режиме резкого перепада температуры, влажности. Эти условия характерны для агронома, монтажника стальных и железобетонных конструкций, тракториста-механизатора.
  • «Необычные условия труда»
    Под водой, на высоте, под землей, а также в условияхповышенной температуры и других. Примеры профессий - водолазы, шахтеры, маляры, монтажники.
  • «Условия с повышенным уровнем моральной ответственности»
    За здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности. К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца.

Классификация Дж. Голланда

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда , основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды.

Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

«Реалистический тип»
Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с чёткими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар).

«Интеллектуальный тип»
Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.

«Социальный тип»
Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

«Конвенционный тип»
Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, чётко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьёзные трудности. Наибольшей эффективности им удаётся достичь в профессиях, требующих чёткости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

«Предпринимательский тип»
Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании - предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер.

«Артистический тип»
Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Классификация Л.А. Йовайши

  1. «Сфера искусства» - профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
  2. «Сфера технических интересов» -речь здесь идет о практических видах деятельности. Круг этих профессий очень широк - производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
  3. «Сфера работы с людьми» -профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
  4. «Сфера умственного труда» -профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
  5. «Сфера физического труда» -профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
  6. «Сфера материальных интересов» - профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Рекомендуем вам пройти одну из методик: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова, «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) Дж. Голланда, «Определение профессиональных интересов» Л.А. Йовайши. Это позволит Вам определить свой профессиональный тип и сделать первый шаг на пути профессионального выбора.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить детей с многообразием профессий.

Потребность упорядочить многообразный мир профессий возникает для решения различных практических задач, например для профориентации молодежи или переориентации людей, потерявших работу.

Все профессии можно разделить в зависимости от особенностей предмета труда на пять типов.

1. Если главный, ведущий предмет труда – технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии, то перед нами тип “Человек-техника”.

Большинство профессий этого типа связаны:

1) созданием, монтажом, сборкой технических устройств,

2) с эксплуатацией технических устройств,

3) с ремонтом технических устройств,

4) с объектами неживой природы.

Профессии – слесарь. Инженер, техник, оператор, радиотехник, телемеханик, фотограф, оператор станков, наладчик, слесарь-монтажник.

Психологические требования профессий этого типа к человеку: хорошая координация движений, точное зрительное и слуховое восприятие, и вибрационное восприятие, развитое техническое и творческое мышление и воображение, умение переключать и концентрировать внимание и наблюдательность, физическая и психологическая выносливость.

2. Если главный, ведущий предмет труда – это растение, животные или микроорганизмы, то перед нами тип “Человек-природа”.

Специалистам в этой области приходится изучать, исследовать условия жизни растений, животных, микроорганизмов.

Профессии – агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог, лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод, ветеринар, врач карантинной службы.

Психологические требования профессий этого типа к человеку.

Развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательная способность предвидеть и оценивать изменчивость природных факторов; поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях (в грязи), физическая выносливость, высокая работоспособность.

3. Если главный, ведущий предмет труда – люди. Группы, коллективы, общности людей, то перед нами тип “Человек-человек”.

Большинство профессий этого типа связано: с обучением, воспитанием, обслуживанием людей, с руководством людьми, т.е. профессии, труд в которых направлен на человека.

Профессии: воспитатель, учитель, спортивный тренер, врач, фельдшер, медсестра, няня, продавец, парикмахер, официант, вахтер, экскурсовод, библиотекарь, лектор, юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий.

Требования: стремления к общению, умению легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, доброжелательность, отзывчивость, выдержка, умение сдерживать эмоции, умение улаживать разногласия между людьми, способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, умение убеждать людей, аккуратность, собранность, знание психологии людей.

4. Если главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки, то перед нами тип “Человек -знак”.

Это группа профессий труд которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов, графиков, на создание систем условных знаков, на оформление документов и схематическое изображение объектов.

Профессии: программист, наборщик, кассир, экономист, геодезист, бухгалтер, телеграфист, библиограф, фармацевт, секретарь-машинистка, ученый теоретик и др.

Требования: хорошая оперативная и механическая память. Способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном знаковом материале, хорошее распределение и переключение внимания, точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками, усидчивость, терпение, логическое мышление, дисциплинированность.

5. Если главный, ведущий предмет труда – художественные образы, условия их построения, то перед нами тип “Человек-художественный образ”.

Это профессии, направленные на художественные объекты или условия их создания. Сюда относятся специальности, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью.

Профессии: писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф, ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик, мастер по росписи фарфора, керамики, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник и др.

Требования: художественные способности, развитие зрительного восприятия, наблюдательность, зрительная память, наглядно-образное мышление, творческое воображение, знание психологических знаков эмоционального воздействия на людей, развитый художественный вкус.

Вторым классификационным признаком профессий и специальностей, по Е.А.Климову, является цель труда - результат которого требует или ожидает от человека общество.

По средствам осуществления профессии могут подразделяться на профессии ручного труда, машинно-ручного труда и профессии с применением автоматизированных систем.

Существенно различаются профессии и по условиям работы. По этому классификационному признаку можно выделить следующие группы профессий: профессии с работой в микроклимате, близком к комфортному (бухгалтер и др.); профессии связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (инспектор ГАИ и т.п.); профессии с необычными условиями работы (водолаз, пожарный; профессии с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (врач. Учитель, следователь); профессии. связанные с экстренными и экстремальными ситуациями или с повторяющимися монотонными условиями труда.

Возможно различение профессий в рамках известной квалификации труда: автоматический труд (строго регламентированный, с монотонными операциями в течении дня, когда задания и приемы однообразны, например, рабочий-сборщик деталей на конвейере), полуавтоматический труд, где действия не всегда строго регламентированы (здесь перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме, стиле, например, труд машинистки), шаблонный труд (задания и приемы однообразны и строго оговорены инструкциями, например, работа швеи-мотористки), самостоятельный труд (где в рамках задания предоставляется свобода для самостоятельного выбора приемов работы, например, конструктор, инженер), свободный творческий труд (где работник выбирает не только приемы но и задания, например, деятельность изобретателя, писателя).

Игра “Кто такой”

Цель: выявить у детей степень правильного выбора принадлежности профессий к той или иной группе.

Нарисовать шапку ДДО. В графах ч-ч, ч-т, ч-х/о, ч-з/с, ч-п – детям нужно написать профессии, относящиеся к ним по предмету труда. Из приложенного списка - зачитать профессии.