Вульгарный материализм. Год борьбы за патриотизм Вульгарно материалистическая трактовка сознания связана с именами

Идеология вульгарных материалистов в прошлом потерпела крах из-за своей абсурдности. Тем не менее, в современное она получила новое, но уже скрытое, дыхание. Какое?... Может и вы являетесь неосознанным вульгарным материалистом нового поколения?...

Утверждали, что содержание определяется главным образом химическим составом продуктов . Поэтому причиной рабства колониальных народов они считали растительную , которую те преимущественно употребляли. Таким образом, с этой точки зрения идеи людоедов-туземцев о том, что для того, чтобы стать умнее, необходимо просто съесть мозг кого-то более умного, не кажется такой уж глупой.

Карл Фохт, один из последователей вульгарного материализма, утверждал, что «мозг выделяет мысль, как печень желчь». Тогда как на самом деле, что уже и утверждают современные учёные, работа мозга в качестве органа мысли происходит по совсем иному типу, чем работа других органов. Мозг является не столько энергетиче­ской, сколько прежде всего инфор­мационной машиной. Из его собственной молекулярной меха­ники никакими силами невозможно извлечь воспроизводимое в образах богатство предметного мира.

Поэтому стремление отстоять уче­ние о том, что единство мира состоит лишь в его материальности, ока­залось ложно направленным, что и показали новые современные исследования, в результате которых потребовались новые философские обобщения, принципиально отличные от вульгарно-материалистических.

Учитывая всё вышесказанное, становится понятным почему приверженцы вульгарного материализма не понимали необходимости философии как особого рода науки со специфическим предметом исследования. Вульгарные материалисты придерживались идей социального дарвинизма, социологической теории, согласно которой закономерности естественного отбора и борьбы описанные в , которая даже советскими материалистичными учёными очень критиковалась, распространяются и на отношения в человеческом обществе.

Вульгарные материалисты: выводы.

Конечно же, зачем говорить о каких-то высших материях, если мы с вами всего-навсего сгустки химических элементов. И как следствие такого бездуховного понимания жизни появляется вульгарность - грубость, пошлость, развязность.

Именно из этого понимания также рождаются и другие термины, которые близки к вульгарности. В частности - фамильярность (от латинского familiaris - семейный, близкий) - бесцеремонность, неуместная развязность в обращении с кем-либо, чрезмерная непринуждённость в общении с кем-либо.

Ещё синонимы к слову «вульгарность» - развязность, панибратство, амикошонство

Вульгарность - первый шаг к распущенности

Теперь становится понятным, почему вульгарный материалист считает, что человек - это всего лишь бездуховный сгусток химических элементов и не более того. Следовательно, о каких-либо моральных нормах и высших принципах и нравственности говорить просто бессмысленно. И вообще, нужно ли, если человек - это просто тело?...

Если человек - это лишь тело, то его - это единственное, что может приносить в жизни, а потому их удовлетворение - это жизненно необходимая деятельность. А если они неудовлетворены, то такой человек - лузер, неудачник по жизни. Теперь становится понятным, почему многие люди современности так несчастны - чувства то безграничны по своей природе, а человек ограничен рамками возможностей своего тела и сознания.

Следовательно, многие современные люди, к сожалению, недалеко ушли от понятия «вульгарный материалист», даже тогда, когда они говорят о нравственности и духовности. Поскольку считают их всего лишь организационным моментом их счастливой материальной жизни.

Проще говоря, современное общество в большей массе - это новое продвинутое поколение вульгарных материалистов, которые духовность, мораль и нравственность используют не для духовного самоосознания и самосовершенствования (о Всевышнему Господу можно вообще забыть), а просто как эффективный инструмент счастливой материальной жизни. В итоге - это всё тот же самый «вульгарный материализм», только вид сбоку...

Продвинутый вульгарный материализм

Скажем так, продвинутый вульгарный материализм, можно назвать вульгарной духовностью, которая, кстати, характерна для первого этапа духовного развития человека, когда он замечает, что значительно лучше и эффективнее устраняют в жизни. И это нормально, многие начинающие привлекаются именно этим аспектом духовной практики .

Главное - через некотрое время пройти этот этап, осознав, что суть духовных практик заключается в ином назначении, а счастье в жизни - это лишь небольшой побочный эффект духовного самосовершенствования, а то с вами произойдёт то же самое, что и с великим демоном - Раваной.

Вульгарный материализм – философское учение XIX в., созданное на более простых материалистических взглядах сравнительно с деятельностью психики человека и ее способности к воспроизведению окружающей действительности.

Главные представители:

1) Карл Фохт (Фогт) (1817–1895) – немецкий естествовед, занимался проблемами вобласти биологии и геологии. Антагонист материалистических представлений К. Маркса, раскритиковавшего его суждения в памфлете «Господин Фогт» в I860 г.;

2) Людвиг Бюхнер (1824–1899) – немецкий физиолог, приверженец естественнонаучных представлений, социального дарвинизма – направления в социологии, применяющего научные достижения Ч. Дарвина, сформированного на переносе позиции борьбы за существование из животного и растительного миров на законы исторического эволюционирования социума (войны, классовая борьба, национализм и пр.);

3) Якоб Молешотт (1822–1893) – голландский философ и физиолог. Является приверженцем естественнонаучного способа постижения окружающей действительности. Его воззрения остро критиковались представителями марксизма.

Противоположным философии вульгарного материализма послужило формирование в 1840-е гг. К. Марксом и Ф. Энгельсом метафизического, философского и исторического материалистических учений.

Различия между марксистским материализмом и вульгарным: революционный, а не реформистский подход к процессу увеличения сведений о реальном мире. Критика диалектических взглядов оказала влияние на явления природы в их взаимосвязях и взаимодействиях, а также на законы деятельности психического отображения человеком окружающей среды и социального формирования в целом. Исходным положением послужил метафизический способ постижения мира при наличии необходимости революционного его переустройства.

Ключевые положения данного метода:

1) наличие тотальной связи явлений в природе и социуме;

2) бесконечность динамики и трансформаций в физическом мире;

3) «борьба противоположностей» как фундамент для эволюционного развития;

4) непрерывный переход количественных модификаций в качественные.

Не отклоняя взглядов естествознания в сведениях о мире, материализм К. Маркса (философское учение) исходит также из вещественности мира с учетом законов динамики материи; существования как объективной действительности, живущей вне и автономно от сознания; первичности материи как источника сознания, чувств и суждений.

Сознание представляет собой воспроизведение материй и бытия в целом в противоположность естественнонаучным мнениям вульгарных материалистов, объединяющих деятельность психических процессов в центральной нервной системе и их воздействие на организм к упрощенному разъяснению этого с точки зрения только лишь физиологии, химии, биологии и т. д.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ (лат. «vulgaris» – «упрощённый») – понятие, введённое в обиход Фридрихом Энгельсом (1820–1895 гг.) для характеристики взглядов философов материалистической ориентации начала – середины XIX в. Карла Фохта (1817–1895 гг.), автора «Физиологических писем» (1845–1847 гг.); Якоба Молешотта (1822–1893 гг.), автора «Круговорота жизни»; Людвига Бюхнера (1824–1899 гг.), автора работ «Сила и материя» (переиздававшейся более 20 раз), «Природа и дух», «Природа и наука». С их точки зрения, сознание и другие общественные явления представляют собой следствие физиологических процессов, зависят от состава пищи, климата и т.д. Считая именно физиологические процессы ответственными за психическое, вульгарные материалисты отождествляли психическое и соматическое (телесное), определяя мысль в качестве секреции мозга. Течение западноевропейской философии, представленное данными философами, возникло под влиянием впечатляющих успехов естествознания в XIX в. Универсальность закона сохранения материи и закона превращения энергии, возможность перенесения объяснительной схемы дарвиновского принципа эволюции на область социальных явлений, активные исследования мозга, физиологии органов чувств, высшей нервной деятельности были использованы в качестве аргументов против натурфилософии в целом и немецкой трансцендентально-критической философии в частности. Вульгарно-материалистическая тенденция в различных формах неоднократно проявлялась и в дальнейшем, особенно в некоторых «философских» истолкованиях фактов естествознания, в частности физиологии. При этом физиологическое рассматривалось как пространственное взаимодействие организма с внешними объектами. Вульгарный материализм проявлялся в стремлении открыть (раскодировать) в следах этого взаимодействия природу человеческой психики. Человек же живёт не только в пространстве, но и в историческом времени: его жизнедеятельность и его способность её осознавать (сознание) возникают и осуществляются в исторически развивающихся формах деятельностного общения, содержание которых есть одновременно и содержание его сознания. Ему присущи биологизм, натурализм и эмпиризм при объяснении социальной жизни – классовых различий, особенностей истории народов и т.д.; эмпиризм в гносеологии, понимании природы теории; отрицание научного статуса философии; противопоставление философии и естествознания. Исследователи не сбрасывают со счетов и то обстоятельство, что соответствующая аргументация использовалась представителями вульгарного материализма в ходе полемик упрощённо. Отмечая в дискуссии с композитором и теоретиком искусств Рихардом Вагнером (1813–1883 гг.), утверждавшем, что «мысли находятся в тех же отношениях к мозгу, как жёлчь к печени или моча к почкам», популяризатор науки Карл Фохт имел в виду наличие связи органа и его продукта, о характере же последнего (духовном или вещественном) речь не идёт. Вагнер отстаивал примитивную точку зрения, согласно которой психическое – не функция мозга, а самостоятельная субстанция, которая после смерти тела молниеносно перемещается в иное место мира, а впоследствии способна возвращаться обратно и воплощаться в новом теле. Людвиг Бюхнер при этом подчёркивал: «Даже при самом беспристрастном рассуждении мы не в состоянии найти аналогии и действительного сходства между отделениями жёлчи и мочи и процессом, производящим мысль в мозгу. Моча и жёлчь осязаемые, весомые, видимые и, сверх того, отбрасываемые и отпадающие вещества, выделяемые телом, мысль же или мышление, напротив того, не отделение, не отпадающее вещество, а деятельность или отправление известным образом скомбинированных в мозге веществ или их соединений... Вследствие этого ум или мысль не сама материя. Мозг не вырабатывает никакого вещества, подобно печени и почкам, но производит лишь деятельность, являющуюся высшим плодом и расцветом всяческой земной организации». По мнению Бюхнера, в неудачном сравнении Фохта содержится правильная главная мысль: «Как не существует жёлчи без печени, точно так же нет и мысли без мозга; психическая деятельность есть функция или отправление мозговой субстанции». Вульгарный материализм не сложился в целостную философскую традицию, однако (наряду с социал-дарвинизмом, позитивизмом и другими течениями философии середины XIX в.) способствовал изменению духовной и интеллектуальной атмосферы Западной Европы. С одной стороны, традиция редукции сложных психических процессов к физиологическим проявлениям работы мозга, отрицание идеальной, регулятивной, социальной природы сознания получила продолжение в конце XIX–XX вв. Традиция была продолжена в принципе радикального монизма в «научном материализме» (Дж. Смит, Д. Армстронг), в принципе физикализма в позитивизме и постпозитивизме, в современных вариантах теософских воззрений, биополевых концепциях сознания и т.д. С другой, – имела продолжение и идея Бюхнера, что «...одностороннее подчёркивание формы... так же предосудительно, как одностороннее подчёркивание материи. Первое ведёт к идеализму, последнее – к материализму...» вкупе с мыслью, согласно которой адекватное уразумение вещей ведёт «к общему монистическому миросозерцанию». Прямая установка на фундирование философии естествознанием не была забыта в ряде интеллектуальных течений XX в.

1. Вульгарный (от французского - простой, примитивный, обычный)материализм - направление в философии, получив­шее широкое распространение в XIX веке.

Сторонники вульгарного материализма:

Полностью отрицали дух (идею) как реальность;

Единственной реальностью считали материю;

Отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объ­яснить сознание как химический процесс;

Были атеистами;

В своих исследованиях опирались на достижения естествен­ных наук (закон сохранения энергии, закон сохранения ма­терии, социальный дарвинизм и др.);

Придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата на человека и иные процессы бытия);

Отвергали диалектику;

Всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и противоречия (по принципу "черное - белое");

Значительно упрощали положения традиционного материализма.

2. Представителями вульгарного материализма были Бюхнер, Фохт, Молешотт.

Людвиг Бюхнер (1824 - 1899) - философ, вульгарный мате­риалист, врач-естествоиспытатель по основной профессии. На­писал книги: "Природа и наука", "Психическая жизнь животных", "Дарвинизм и социализм".

В своей философии Бюхнер:

Обосновывал несостоятельность идеалистических философ­ских концепций;

Лучшим и наиболее истинным философским учением считал философию Людвига Фейербаха;

Был последователем "социал-дарвинизма" - механически переносил законы жизни и взаимоотношений животных на жизнь людей и общества.

Яков Молешотт (1822 - 1893) выдвинул теорию, согласно которой мышление есть физиологический процесс.

Карл Фохт (1817 - 1895) - философ, вульгарный материа­лист, врач-естествоиспытатель по профессии:

Критиковал библейское учение о происхождении человека;

Считал человека близким родственником обезьяны;

Враждебно относился к идее социализма, поскольку, по его мнению, она не соответствует естественной природе человека;

Считал мышление и сознание физиологическо-химическим процессом - "мозг выделяет мысль, как печень желчь".

35.Философия марксизма(к.Маркс,ф.Энгельс).

1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими ученымиКарлом Марксом (1818 - 1883) иФридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. иявляется со­ставной частью более широкого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и со­циально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возве­дена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

2. Возникновению марксизма и марксистской философии спо­собствовали:

Предшествующая материалистическая философия (Демокри­та, Эпикура, английских материалистов XVII в. - Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и осо­бенно атеистическо-материалистическая философия Людви­га Фейербаха середины XIX в.);

Бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

Крушение идеалов Великой французской революции (свобо­да, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

Нарастание социально-классовых противоречий и конфлик­тов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

Кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кри­зис буржуазного брака и нравственности).

3. Главными произведениями основателей марксизма являются:

"Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

"Капитал" К. Маркса;

"Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;

"Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

"Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Эн­гельса;

"Диалектика природы" Ф. Энгельса;

"Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;

"Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;

"Происхождение семьи, частной собственности и государст­ва" Ф. Энгельса.

4. Марксистская философияматериалистична по своему харак­теру и состоит из двух больших разделов -диалектического ма­териализма иисторического материализма (нередко историче­ский материализм рассматривается как часть диалектического).

5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса сталоматериалистическое понимание истории (исторический материа­лизм). Суть исторического материализма в следующем:

На каждом этапе общественного развития люди для обеспе­чения своей жизнедеятельности вступают в особые, объек­тивные, не зависящие от их воли производственные отноше­ния (продажа собственного труда, материальное производст­во, распределение);

Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая являетсябази­сом для институтов государства и общества, общественных отношений;

Указанные государственные и общественные институты, об­щественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению кэкономическому базису;

Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

В зависимости от уровня развития производительных сил и про­изводственных отношений, определенного типа базиса и над­стройки выделяются общественно-экономические формации -первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества);рабовла­дельческое общество (экономика основана на рабстве);азиатский

способ производства - особая общественно-экономическая фор­мация, экономика которой основана на массовом, коллек­тивном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай);феодализм (экономика осно­вана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян);капитализм (промышленное производство, осно­ванное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих);социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, осно­ванное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

Рост уровня производственных сил приводит к изменению про­изводственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

Уровень экономики, материальное производство, производ­ственные отношения определяют судьбу государства и обще­ства, ход истории.

6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются

следующие понятия:

Средства производства;

Отчуждение;

Прибавочная стоимость;

Эксплуатация человека человеком.

Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необхо­дима сила, обслуживающая их, - так называемая"рабочая сила".

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчужде­ния основной работающей массыот средств производства и, следовательно,от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собствен­ников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств про­изводства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обра­щаться к собственникам средств производства в качественаем­ной рабочей силы за заработную плату.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ни­ми, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые сред­ства производства для получения в будущем еще большей при­бавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (комму­нистических) общественно-экономических отношений, при которых:

Будет ликвидирована частная собственность на средства произ­водства;

Будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и при­своение результатов чужого труда (прибавочного продукта) уз­кой группой лиц;

Частная собственность на средства производства будет заме­нена общественной (государственной);

Произведенный продукт, результаты труда будут делиться ме­жду всеми членами общества благодаря справедливому рас­пределению.

7. В основудиалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По вы­ражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксис­тами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

Материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человече­ской фантазии для объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству (особенно его невежественной час­ти) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

Важным фактором развития является практика - преобразо­вание человеком окружающей действительности и преобра­зование человеком самого человека;

Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.


За время существования теории Маркса рядом с марксистской наукой выросло огромное дерево вульгарного марксизма со своей особой методологией, способом мышления и даже традициями. С вульгарным марксизмом столкнулся уже сам Маркс, вынужденный при этом заявить "ясно одно, что сам я не марксист". Причины появления вульгарного марксизма понять не сложно. Вот, что о них пишет известный советский марксист Мих. Лифшиц, ведший в 20-30-х годах прошлого века беспощадную борьбу с вульгарной социологией - проявлением вульгарного марксизма в области культуры:

"Еще при жизни Маркса и Энгельса к рабочему движению примкнуло много полуобразованных представителей буржуазной интеллигенции, нашедших в марксизме легкий способ решить все вопросы истории и современности без самостоятельного изучения фактов... После октябрьской революции быстрое распространение марксизма вширь и приспособление к нему как господствующему мировоззрению части старой интеллигенции сделали вульгарную социологию явлением массовым, практически ощутимым и представляющим серьезную опасность для социалистической культуры."

В общем, появление вульгарной версии марксизма,- явление, по-своему, неизбежное. Широчайшее распространение марксизма, обращение к нему самых широких масс не могло не привести к известной вульгаризации теории, к ее упрощению, схематизму. Марксизм - наука. А всякая наука для овладения ею требует огромных усилий, большой и серьезной работы, и конечно, никакая наука не прощает верхоглядство, поверхностность, догматизм. Уже поэтому полностью преодолен вульгарный марксизм может быть только в ходе развития самой действительности, в процессе появления зрелого коммунистического общества. А до тех пор борьба с вульгаризацией марксизма есть главнейшая задача коммунистов, потому как это и есть борьба за революцию, против буржуазного влияния в коммунистическом движении.

Опубликованная на страницах Ком.ру в последнем номере прошедшего года "антипатриотическая фетва" как раз и написана в "лучших традициях" вульгарного марксизма. Марксизм - это, прежде всего, метод. Он не мыслим без конкретного анализа конкретной ситуации, особенно в вопросах войны, национальных движений, патриотизма. Каждый, кто знаком с марксизмом прекрасно знает эти истины. У Маркса, Энгельса, Ленина нет, и не может быть ответов на все вопросы, которые ставит развитие конкретной ситуации, но у них есть метод, обратившись к которому марксисты могут правильно решать возникающие вопросы. И тут действительно каждый раз нужно думать своей головой.

"Разумеется, основное положение марксистской диалектики состоит в том, что все грани в природе и в обществе условны и подвижны, что нет ни одного явления, которое бы не могло, при известных условиях, превратиться в свою противоположность. Национальная война может превратиться в империалистическую и обратно." (В.И. Ленин "О брошюре Юниуса")

Совсем не таков вульгарный марксизм. Здесь не нужно думать, здесь нужно наизусть заучивать заветы и суры, к чему открыто и призывает автор "антипатриотической фетвы". Вульгарный марксизм - это сведения марксизма к нескольким универсальным схемам. Здесь уже нет и не может быть марксистского анализа. На действительность здесь просто натягивается та или иная заранее готовая схема. Причем часто делается это не бескорыстно. У вульгарного марксизма имеется богатый опыт обслуживания империалистических интересов.

"Никакой войны, кроме классовой", "главный враг - в своей стране" - зачумлено убеждает нас автор. Но вот в Ираке сейчас идет национальная война, где первую скрипку, к сожалению, играют отнюдь не коммунисты, а патриотически настроенная национальная буржуазия. Страшный враг пришел извне, унизил и поработил народ Ирака. Так что же, иракцы не имеют право на национальную войну, что, союз коммунистов с патриотической буржуазией незаконен с точки зрения марксизма?

Но, впрочем, автор, наверное, не Ирак имел в виду, он писал о России. Основная посылка здесь в том, что Россия - такой же империалист, как США или ЕС, а потому любая форма патриотизма в России (в том числе советский патриотизм) есть поддержка агрессивного российского империализма. В общем, это не новая позиция и является обычным жульничеством, о чем неоднократно сторонникам таких взглядов указывалось. По размерам финансового капитала, по производственно-экономической структуре и месте в международном разделении труда, по ВВП на душу населения, который в России находится на уровне Румынии, Болгарии, Казахстана и заметно меньше, чем у Польши, по общему экономическому весу Россия ни в коем случае не может быть причислена к империалистическим странам. В современной международной обстановке Россия может быть (и будет) только жертвой настоящих империалистических хищников.

"Патриотизм вымаранных в углеводороде оккупантов Ирака и патриотизм черносотенной (по цвету национального сырья) Думы имеет одну и ту же, темную классовую природу. Можно ли отличить по вкусу нефть сорта Urals и нефть сорта Brent? Можно ли отличить военные преступления в Чечне от военных преступлений в Междуречье и Палестине?.. Внешняя и внутренняя экспансия российских монополий - наглое грабительство, во всем идентичное политике остальных международных ТНК."

Что тут скажешь? Не советовал бы автору пробовать нефть на вкус и принимать ее внутрь. Не лучший продукт для питания, можно очень серьезно отравиться. Тем более что и без этого хорошо известно, что Urals и Brent на вкус отличить можно, как и вообще нефть из разных месторождений. И так же, как различаются сорта нефти (в том числе и на вкус), война в Чечне отличается от войны в Междуречье. Если Ираку и Югославии в Косово не удалось защитить себя, то Россия пока оказалось несколько сильнее и отбила наглую агрессию империализма на Кавказе, совершенную руками воинственных чеченских племен.

И уж, конечно, экономическую экспансию российских монополий даже близко нельзя поставить с международными ТНК, за которыми стоит вся финансовая и военная мощь империализма, на службе которых такие универсальные отмычки и инструменты закабаления как МВФ, ВТО, НАТО, ЕС, людоедские парижский и лондонский клубы, где заседают кредиторы и хозяева мира. За спиной этих международных ТНК огромная история и практика грабежа народов, отточенная более чем столетием империализма. Россия здесь и рядом не стояла. Она сегодня сама грабится международными ТНК самым варварским и беспощадным образом. Взять хотя бы проекты о разделе продукции Сахалин-1 и Сахалин-2, по которым крупнейшие мировые нефтяные компании добывают нефть на этом пока еще российском острове. Эти чудные договора составлены таким образом, что Россия не получает ни нефти, ни денег (западные компании не платят ни копейки налогов и арендных платежей), ни заказов на оборудование и еще сама должна 700млн. долларов. При этом на самом острове десятки тысяч людей этой зимой замерзают от холода, так как нет топлива и полностью развалено ЖКХ. Где, какие российские компании имеют аналогичные неравноправные договора? Где российские компании осуществляют такой же наглый, ничем не прикрытый грабеж? Так, как же можно их равнять с западными? Богатейший Газпром, использующий всю мощь государства пока не в состоянии получить долю в газопроводах Украины и Белоруссии. Более того, та же Украина более десяти лет безнаказанно грабила Россию, отбирая газ, который потом успешно перепродавался на Запад. Нет, конечно, в каком-то потенциале российские компании не лучше, но только это тот случай, когда "съест-то он съест, но кто ж ему даст". Все места за столом давно заняты. Время появления империалистических держав прошло.

Какой же из всего этого следует вывод в отношении патриотизма? В условиях, когда империализм стал на путь воссоздания колониальной системы, коммунисты обязаны стать союзниками и даже лидерами патриотического движения народов мира против империализма. Тем более, что только коммунисты могут сделать это движение действительно прогрессивным, внести в него понимание того очевидного факта, что узко национальной альтернативы империалистическому рабству нет, что никто не даст создать "свой" спокойный маленький капитализм. Выросшая в 20 веке под крылом Советского Союза национальная неимпериалистическая буржуазия обречена. Империализм очень быстро будет втолковывать эту истину. Спастись в своем отечестве, как показал пример Югославии и Ирака не получится. Скоро будут следующие жертвы, включая Россию - самую большую и сильную из неимпериалистических стран. Итак, еще раз повторимся - альтернативы независимого национального капитализма просто не существует. Вопрос стоит так: или самое варварское колониальное рабство или победа коммунизма во всем мире. Ровно так же, как он был поставлен Лениным в статье "Ценные признания Питирима Сорокина":

"выбора нет: или Советская власть побеждает во всех передовых странах мира, или самый реакционный, самый бешенный, душащий все мелкие и слабые народы, восстанавливающий реакцию во всем мире англо-американский империализм, великолепно научившийся использовать форму демократической республики. Или-или. Середины нет."

Звучит более чем актуально. Или-или. Этот вопрос, поставленный противоборством империализма и коммунизма, так и не был решен в 20 веке. Сегодня коммунизм, как реальная мировая сила временно сошел со сцены и мы видим, как стремительно это "или-или" стало разворачиваться в сторону империализма, в сторону удушения всякой свободы для народов не входящих число великих. В этой же статье Ленин удивительно точно и актуально для сегодняшнего дня пишет о России:

"Русским патриотам, ничего не желавшим знать, кроме непосредственных (и по-старому понимаемых) выгод своего отечества, факты мировой истории показали, что превращение нашей, русской, революции в социалистическую было не авантюрой, а необходимостью, ибо иного выбора не оказалось: англо-французский и американский империализм неизбежно задушит независимость и свободу России, если не победит всемирная социалистическая революция, всемирный большевизм."

Заметим, что Ленин пишет не о социалистической России, которую задушат, если не победит мировая революция, а о России вообще. Именно это обстоятельство, ставшее очевидным для очень многих примерило часть русских патриотов с большевиками. И сегодня перед Россией тот же вопрос или революция и социализм, причем революция побеждающая во всем мире, или колониальное рабство. Выбора нет. Часть антиимпериалистической буржуазии, осознавшей это, может пойти за коммунистами, потому как реальный выход в конечном итоге предлагают только они. В этом союзе с антиимпериалистической буржуазией и есть залог победы коммунистов в современных условиях.

В этой схватке с империализмом патриотизм народов, чья ближайшая судьба - колониальное рабство является самым естественным союзником коммунистов. Этот патриотизм стоит на одной с коммунистами линии против империализма. Тут только нельзя забывать, что патриотизм не есть коммунизм, что патриоты, объективно выступающие на стороне прогресса, могут тащить за собой (и будут это делать) целую кучу реакционных предрассудков и всякого рода национальных слабостей. Людей нужно воспитывать, за патриотизм нужно бороться, очищая его от реакционных сторон. Только делать это нужно тактично и умно, без коммунистического чванства и высокомерно-пренебрежительного отношения к людям. Между прочим, получивший некоторое распространение так называемый советский патриотизм и является отражением того, что не социалистической альтернативы у России нет, что если ты патриот, то ты должен быть за социализм. Поэтому советский патриотизм хоть и не совпадает полностью с коммунизмом явление в высшей степени прогрессивное - это лучшая, самая близкая к коммунизму форма патриотизма.

Но, конечно, не всякий патриотизм является союзником коммунистов. Есть патриотизм, состоящий на службе империализма. Это, прежде всего, патриотизм сытого американского и европейского обывателя, главного потребителя идей западного мессианства. На самом деле все эти бюргеры в глубине души понимают, что за разговорами о демократии и правах человека, которые развитый Запад должен утвердить во всем мире стоит забота об их кошельках, об их бесконечном материальном благополучии на костях погибающего в нищете и страданиях человечества. Сродни этому патриотизму и узколобый, злобный этнический патриотизм скинхедов в российских городах. Здесь тот же принцип "своя рубашка ближе к телу", "Россия для русских". Это патриотизм самых темных, необразованный слоев, которые кроме кавказца на рынке ничего больше не видят и видеть не хотят. Они и американского солдата поддержат, особенно, если он им разрешит погромить рыночных торговцев. Такого рода патриотизм на руку империализму, так как только разобщает угнетенные народы, препятствует их объединению вокруг русского народа, смешению с ним, ассимиляции. Эти патриоты просто борются за право быть ближе к барскому столу. Таков же и патриотизм украинских националистов Ющенко. Они сегодня выговаривают у распорядителей от империализма местечко под солнцем для украинцев. За это Ющенко должен ослабить Россию, оторвать от нее украинцев, изгнать с Украины русский язык, вымарать из сознания народа всякие братские чувства по отношению к России и русским, а в перспективе и поучаствовать пушечным мясом в военном покорении северного соседа. Тогда украинцев пустят в европейскую прихожую и оформят в качестве прислуги. Место, конечно, не бог весть какое, но украинские националисты и этому рады. Все-таки с голоду не умрешь, да и работа в приличном доме. Вот собственно и вся программа Ющенко. Все очень реалистично и по-хозяйски.

Увы, находятся отдельные "коммунисты", которые под разными благовидными предлогами делают все для того чтобы оторвать украинцев от России, фактически выполняя программу империализма в этом вопросе. Русский и украинский народы братья. В этом утверждении бесконечно больше марксизма, чем в истеричных криках отдельных "леваков", мол, "только классы, братских народов не бывает". Бывает, еще как бывает. Наши народы братья; только так перед лицом империализма, уже оплатившего отрыв украинцев от России можно по-марксистски ставить вопрос. И это в высшей степени классовая постановка вопроса, потому как в интересах революции, а это для коммуниста главное, необходим как можно более широкий антиимпериалистический фронт, потому как интересы пролетариата единственно правильно могут быть поняты только в конечном счете. Для марксиста, например, недопустимо противопоставлять необходимости объединения русских и украинцев факты дискриминации украинцев в России. Из фактов дискриминации следует только необходимость борьбы с дискриминацией. А ведь отдельные деятели развивают из этих фактов необходимость отрыва украинцев от России, и еще прикрываются при этом классовостью. С марксизмом и интересами пролетариата понятыми в конечном счете такой подход не имеет ничего общего.

Ближайшие годы станут для коммунистов бывшего СССР годами борьбы за патриотизм. Эта огромная сила должна быть поставлена на службу делу революции. Нам предстоит донести до людей простую мысль, что "или-или". Или социализм, или колониальное рабство. Мы должны вернуть социализм. Другого выхода и выбора у нас нет.