Ярило — бог солнца и посвященный ему праздник Ярилин день. Ярило – бог солнца у славян

Сведения о многих богах, которых чтили наши предки, дошли до нас весьма расплывчато. О некоторых мы знаем только имя. Но это не относится к Яриле – богу плодородия и жизненной силы земли. Чтили его на всех землях, где жили славяне – от Руси до Сербии.
Неудивительно, что именно о нем нам известно больше, чем о других богах. Перуна чтили в первую очередь воины, составлявшие сравнительно небольшую часть населения. Род был настолько огромен, всесилен и непостигаем, что многие люди не слишком задумывались над его природой. Зато Ярилу с детства хорошо знал каждый ребёнок землепашца. Что и неудивительно – отвечая за урожай и плодородие земли, Ярило (или Ярила) часто вспоминался людьми. А если учесть, что в те времена львиная доля населения была именно землепашцами, то легко понять, почему все сведения и традиции, связанные с Ярилой, церкви не удалось уничтожить даже тысячу лет.
Можно сказать, что этот бог воплощал в себя плодородие. От него зависело, будет ли год плодородным, богат ли будет урожай, а значит, сытно ли будет жить простой человек.
Праздники, на которых славили Ярилу, растянулись почти на два месяца – с конца апреля и до конца июня. Это также легко объяснить. Май и июнь – самые важные месяцы для роста хлебов. Если взойдут они дружно в мае, пойдут в крепкий, крупный колос в июне, значит и в июле окрепнет, а в августе можно будет собрать богатый урожай, которого хватит и на семена, и на безбедную жить в течение всего года.
Конечно, за эти два месяца праздники были совсем разными. Например, в конце апреля праздновали пробуждение Ярилы. Его мощь напрямую сравнивалась с мощью зерен. Ярило пробудился и рожь с пшеницей взошла. Нужно подбодрить молодого бога, показать, что его помнят, чтут и любят. Поэтому до конца июня, всего за два месяца, не раз и не два поднимали кружки с медом за него.
А в конце июня Ярило… умирал. Да, отдав всю свою жизненную мощь зерну, он умирал и нуждался в соответствующих похоронах. Из соломы, старой одежды, веток мастерилась кукла, которую торжественно несли хоронить. Обычно её несли женщины, горестно плача и стеная – мол, на кого же ты нас покинул. Мужчины же шли следом и успокаивали (нередко весьма скабрезным образом), что ничего с ним не случится, оживет он через год и обязательно вернется на Землю, чтобы снова наполнить её силой и мощью.
Хоронили Ярилу по-разному, в зависимости от степени христианизации конкретного района. Где христианство набрало особую силу, а церковь особенно тщательно следило за тем, чтобы люди не жили традициями предков, куклу закапывали. Но все-таки в большинстве мест подготавливался большой костёр, на который торжественно укладывалась кукла-Ярила, после чего дрова поджигались. Грусти и слез не было – только улыбки, смех и радость. Все знали – пепел от костра разнесется по окрестностям ветрами, внуками Стрибожьими, и он уйдет в землю. А следующей весной Ярило снова пробудится, чтобы прожить всего два, но очень ярких, насыщенных месяца.
Праздник отмечался ярко – почти настолько же радостно, как Купала. Но в последующие недели и месяцы наши предки забывали о праздниках. Начиналась летняя страда, где нельзя было пропустить ни единого дня, а порой и часа. Ведь работать славяне всегда умели и любили.

Ещё одна статья, которая раскрывает потаённый смысл Славянского бога Ярило.

Ярило заступает на солнечное дежурство сразу после Даждбога. Он принимает в свое солнечное владение уже подготовленную почву. Поэтому в первую очередь, Ярило бог позднего весеннего солнца. Да, Ярое солнце, красное солнце, это про Ярилу. Его время Конец Весны – начало лета.
Символом Ярилы - солнца является стилизованное солнце и венок из полевых цветок. На цветовом уровне Ярилу изображают в красно-белый цветах.
Семантика слова «Ярило» отсылает нас к древнему корню «Яр». Это обозначение всего насыщенно красного, вспомните только ягоду яргу. Ярый красный цвет солнца пробуждает природу и заставляет плодоносить. Некоторые учёные считают что в имени бога Ярило сокрыта ярая эротическая сила, буйство молодости, эротическое влечение. Но как мы писали в одной из статей, символы плодородия напрямую зависят как с солнцем, так и мощью полового влечения и последующего деторождения. Это буйство язычества. Недаром, по одной из версии Ярилу изображают голым на коне. Конь, как известно, олицетворяет солнечную колесницу. Это одна из привязок Ярилы именно к солярным функциям. Даже до определённого исторического периода герб Москвы был соотносим именно с таким образом Ярилы. Вообще в язычестве нет комплекса голого тела. В славянском зодчестве эта тема не так реализована, как скажем, в греческом язычестве, но это не меняет сути.
Считается что для треб Ярилы нужно пшеница и зерно, поэтому при обрядах это нужно обязательно соблюсти.
Есть же среди исследователей и иная точка зрения касательно Ярилы. Они считают его богом войны. Ярый приверженец данной позиции считается Мария Семёнова, которая реализовала данную позицию наиболее ярко в свой книге «Мы Славяне». Она рисует его также как и многие на белом коне, с красным плащом и с отрубленной головой привязанной к седлу. Другие исследователи просто несколько по иному трактуют ярую семантику божества. По их мнению Ярый боец, ярая сила. Это безумная сила воина, практически берсеркера, который в бешенстве совершает героические поступки. Но даже в такой концепции изображение этого божества происходит с элементами плодородия. Так в одной из рук у Ярилы меч, а в другой колоски пшеницы. Кстати, в древности, одна из разновидность пшеницы была с названием «Яровая».
Но есть и более консервативные учёные, которые вообще отрицают что Ярило был у славян божеством.
Есть и другая крайняя позиция у староверов инглингов. Они считают Ярило -солнцем трисветлым и это одно из верховных божеств славянского пантеона. Бог Демиург.
Ярица-супруга радостного, вечно молодого Славянского Бога Ярило.
Купить кумир с ликом

Бог Ярило высокочтимый защитник и податель силы пробуждающейся природы. Славянский бог Ярило почитался по всей территории Киевской Руси и не присоединенных славянских земель. В летописных источниках Ярило бог славян описывается, как могучая сила способная дать плодородие землям и живым существам. Центральное капище с кумиром Ярило находилось в Волегасте (Волегоще) где ему приписывались свойства бога справедливой войны.

  • Описание Ярило

    Бог Ярило в описаниях предстает перед глазами современников былинным витязем. Это сильный и могучий мужчина, несущий в облике уверенность защитника своей земли. Славянскими предками он описывался верхом на златогривом коне с копьем в руке.

    Ярило бог славян приходил на смену зимней стуже, изгоняя Карачуна и всех его приспешников. Где ступала нога коня, там подымались весенние травы. От дыхания Ярила просыпалась земля, текли соки в стволах деревьев.

    Он приносил весеннее жаркое солнце, и от горячего прикосновения жарких лучей все плодородие земли и живых существ пробуждалось. Прихода дня Ярила и празднования в его честь ждали с нетерпением. Само торжество было радостным и сопровождалось массовыми народными гуляньями. Эти традиции сохранились по сей день, что позволяет составить более полную картину обычаев наших предков.

    Основные функции

    Согласно собранным этнографами данным бог Ярило нес многогранное предназначение:

    • смена холодного периода на теплый;
    • пробуждение природы;
    • плодородие;
    • защита славян от темных сил;
    • уничтожение чудовищ;
    • поддержка процветания и сил славян.

    Согласно исследованиям славянский бог Ярило был олицетворением Рода и его могучей силы. Поскольку Всеотец не вмешивался напрямую в жизнь своих творений, его аспектом в мире Яви выступает Ярило. Он же является самим весенним жарким солнцем. В его задачи входило пробуждение сил размножения и продления рода в любом живом существе после зимнего периода.

    Имена божества в славянских культурах

    Среди славянских народов по исследованиям В. А. Вавилова бог Ярило имел множество имен:

    • Яровит ― западные славяне;
    • Ярило ― центральные районы;
    • Ярун ― сербские славяне;
    • Геровит ― балтийские славяне;
    • Ярина ― восточные славяне;
    • Руевит ― г. Карензе.

    Историки и филологи подробно изучали лингвистическое происхождение имени, которое носил Ярило бог славян. Они пришли к выводам, что в основе большинства имен бога присутствует санскритский корень «ar». В буквальном переводе оно означает «восхождение, возвышение».

    Второе предположение касается санскритского «arvan», что переводится как «конь». Однако к этому же слову используемы эпитеты «стремительный, быстрый» применимые к описанию солнца. Таким образом если принять санскритское происхождение имени Ярило можно объяснить присутствие в описании коня и щита ― символа солнечного диска.

    Сила славянского бога весеннего солнца

    Какой же силой обладал славянский бог Ярило по былинным источникам? В своих трудах «Поэтических воззрениях славян на природу» этнограф А. Н. Афанасьев описывает особое значение Ярилы в жизни славян. Он изгонял тьму и обладал исключительным правом запустить новый виток Колеса года.

    Бог Ярило выступает отправной точкой нового сезона, который завершается в период сильных холодов. Полевые работы начинались после обряда обхода, в котором самый красивый юноша украшенный венком выносил на поле каравай и факел как символы нового плодородного сезона.

    Символика божества

    В сохранившихся описаниях и источниках изображается бог Ярило с несколькими атрибутами:

    • шлем из червонного золота;
    • круглый щит;
    • копье;
    • стрела;
    • блин.

    Все это атрибутика воинской доблести и различных символов солнца. Однако, Ярило выступает как защитник славянской земли. Щит украшенный бляхами выступает в роли олицетворения солнца. В главном святилище Ярила его вешали в красный угол и не трогали до начала боевых действий. Вовремя различных войн ритуальный щит несли впереди войска рядом со знаменами.

    Все предметы которыми обладает Ярило бог славян так или иначе связана с богатырской силой и доблестью. Именно поэтому ему приносили требы юноши в надежде обрести былинную силу и пойти по стопам известных воинов.

    Знаки

    В народном творчестве Ярило бог славян наделен солярной символикой. Найденные глиняные и деревянные изделия в крестьянских захоронениях Новгорода, Киева и других крупных поселений были покрыты символами:

    • солнечный крест ― единение Рода и Ярилы, Солнечный диск;
    • коловрат ― восходящее Солнце;
    • посолонь ― уходящий на покой Ярила;
    • колард ― плодородная земля;
    • инглия ― первичная жизнь, зарождающаяся от божественного огня;
    • солнцеворот ― движение Солца-Ярилы по небосводу.

    Благодаря сохранившимся расшифровкам славянский бог Ярило выступает, как персонифицированное воплощение Солнца и его жизненного цикла. Небесный огонь считался самым сильным защитником от невзгод и негативного влияния, поэтому его изображения наносились на предметы быта.

    Сказания о Яриле

    В былинных сказах славянский бог Ярило появляется, как персонаж уничтожающих различные порождения тьмы. «Книга Коляды» содержит описания победы Ярила над страшным змеем Ламией. Согласно повествованию божество Сива наслал эту тварь на Царьград в наказание. Существо долго терроризировало жителей, разоряя город. Когда Ламия потребовал на поедание царевну Ярину, жители города взмолились. На их зов откликнулся бог Ярило, поразив мерзкое отродье.

    В источнике «Велесова книга» описывалось рождение и уход в Навь Ярилы. В конце подобного цикла всегда присутствует воскрешение в начале весны божества. Таким образом, существование Ярилы описывается, как вечный круговорот Солнца в природе.

    Движение жизненных сил в образе Ярилы

    По одной из версий, бог Ярило ― ипостась Велеса. Ярила наделен даром бессмертия, как и другие божества. Но в его жизненном цикле есть место уходу в Навье царство. Мудрые предки объясняли подобное явление тем, что дух жаркого весенне-летнего Солнца отходит, на место ему приходит лютая стужа.

    Именно поэтому Ярило бог славян в холодное время обращается Морозом. Суровое зимнее божество опустошает земли и приносит зимние холода. Однако, он не стремится уничтожить все живое. Под толстыми шапками снега природа пережидает холодный период до теплой весны.

    Дни празднования в честь Ярилы

    Самое раннее чествование божества начиналось с 15 апреля. Это был период первых подготовительных работ. Открывали сезон символическим отправлением треб и прославлением проснувшегося Солнца. Обязательной атрибутикой торжества выступали венки и караваи. По одной из версий, хлеба пекли из муки колосьев собранных в день осеннего равноденствия.

    Славился бог Ярило в марте на весеннее равноденствие (21 марта). Отмечалась «Масляница», этот день становился отправной точкой для полевых работ. Торжество возрождения жизни проходило радостно. Ярило бог славян покровительствовал влюбленным, в этот эдень многие справляли свадьбы или выбирали нареченную.

    По одному из обычаев свою возлюбленную юноша должен был усадить на белого коня и обойти с нею все поля принадлежавшие общине. По другой версии ведущим выступал юноша, получивший посвящение в воины. Ему давался в руку меч и факел, с этими атрибутами он совершал обход владений поселения.

«Велес» Славянский интернет-магазин © Лѣта 7518 от С.М.З.Х. - продажа славянской одежды, аксессуаров, оберегов, оружия, кумиров, книг, картин, изделий из кожи...
Весь ассортимент

Выберите удобный язык

Читайте и смотрите нас

Удобная навигация по статье:

Бог древних славян Ярило

Ярило – солярное божество древних славян периода языческой Руси, который являлся самым младшим из солнечных богов, составляющих пантеон. Люди считали его братом Даждьбога и Хорса, веря, что он был незаконнорожденным сыном бога-оборотня Велеса и жены бога-громовержца Перуна Додолы. При этом, дошедшие до нас данные настолько скудны, а родословная богов славян настолько запутана, что сегодня разобраться в ней нет никакой возможности.

Легенда о славянском боге Ярило

Однако, из ранних летописных текстов нам историкам известно, что Ярило славянские народы относили к поколению внуков и сыновей основных богов. Ярило-Солнце считался божеством, одаривающим людей неистовой страстью и здоровыми детьми. Таким образом, он ассоциировался не только с расцветом природы и человеческих сил, но и с плотской любовью. Также, это божество довольно часто древние авторы называли воплощением весеннего солнца и богом весны.

При этом, если бог Коляда «заведовал» только рождённым, молодым светилом, которое только начинает свою жизнь после холодной зимы, то Ярило отожествлялся с набравшим силу весенним солнцем. Характерными чертами этой божественной сущности выступали искренность, яркость темперамента, неистовость и чистота. В целом, ему приписывались все так называемые «весенние» черты характера человека. Ассоциации данного бога с культом весны также можно отследить по названию яровых культур зерновых, засевающихся перед началом весны.

Словесное описание бога Ярило

Древним славянам Ярило представлялся молодым и статным парнем с голубыми глазами и прекрасными чертами лица. В большинстве случаев его изображали нагим по пояс, что символизировало не только жаркую погоду, за которую отвечал весной солнечный бог, но и его покровительство влюблённым и молодым людям. Однако, исследователи акцентируют, что божество не отвечало за чувства людей друг к другу, но лишь «вдохновляло» их желанием плотской любви.

Согласно одной из дошедших до нас легенд, прекрасная богиня Леля полюбила бога Ярило и признавшись ему, получила от него взаимность. При этом, Ярило признавался в любви Ладе, Маре и множеству земных женщин. Этот бог не признавал священные узы брака и семью, но выступал лишь за неукротимую страсть.

Праздник бога Ярило

День почитания этого солярного славянского божества или же Ярилин день на Руси праздновали в самом начале июня (по современному календарю). Как правило, празднование приходилось на первое – пятое число этого первого летнего месяца. Но, это совершенно не значит, что о нём забывали в другие важные сезонные праздники. К примеру, Ярила почитали на праздник весеннего равноденствия, на Ивана Купала, Масленицу и праздник Сороки. Это свидетельствует о важности для славянских народов поклонения солнечному свету и теплу.

Ярилин день являлся праздником конца весны и начала летних дней. Согласно народным поверьям, в данный день нечистая сила старалась спрятаться в самые недоступные места (под камни, в болото и пр.), ведь в этот день солнечные лучи обладали особой магической силой.

Стоит заметить, что отмечали этот праздник вплоть до восемнадцатого века, о чём есть свидетельства в записях Воронежской и других губерний. В Киевской Руси в этот праздник люди устраивали яркие масштабные ярмарки, которые заканчивались танцами и хороводами вокруг больших костров. Есть народная поговорка: «На праздник Ярилы все святые с ним борются, но побороть не могут», что свидетельствует ещё раз о том, что невзирая на запрет христианских священников и государства этот языческий праздник продолжал праздноваться людьми.

На празднике мужчины устраивали кулачные бои, веря, что и сам бог Ярило не отличается покладистым и мягким характером. Обязательными блюдами в этот день были яичница, сладости и пироги. Кроме того, ни один Ярилий день не обходился без обязательной требы идолам этого солнечного божества. Как правило, в качестве необходимой жертвы выступало пиво и мёд. Как и на каждый языческий праздник к ночи разжигались костры у которых плясала молодёжь, одевшая свои самые лучшие и яркие наряды. Согласно некоторым литературным источникам, имели место быть и игры брачного характера.

При этом, все заключённые в этот вечер браки считались полностью законными, а рождённые после праздника дети являлись рождёнными в браке. Не менее популярны в этот день были и походы к тем, кто делал привороты или умел гадать на судьбу и любовь.

Древнеславянский миф о Яриле рассказывает о любви этого божества к Матери-Земле, что по сути, является отражением верований о самом зарождении жизни на всей земле и о воскрешении этого мира после каждой зимы. Из этого текста мы узнаём, что изначально солярное божество влюбилось в пустую и холодную землю. Желая оживить её, он спросил разрешение у остальных богов, которые запретили ему это. Тогда Ярило направил к земле свой взгляд и вопреки их воле пробудил безжизненную землю, наполнив её своим теплом.

Бог солнца у славян - Ярило - один из самых известных и почитаемых богов, входящих в славянский пантеон. Ярило - бог весны, жизни, всего расцветающего, бог солнца.

Изображение Ярило

Бог солнца у славян Ярило изображается в облике молодого прелестного молодого человека с красивыми локонами с золотистым отливом, и чистыми глазами цвета неба. Ярило восседает на огненном коне, а за его спиной развивается плащ ярко красного цвета. В качестве эпитетов, применяемых к описанию Ярила используются такие слова, как ярый, яркий.

Ярило в славянском эпосе и легендах

Славянский эпос насчитывает множество легенд, связанных с богом солнца. Основные боги славянского пантеона:

  • зимний бог - Хорс,
  • весенний бог - Ярило,
  • летний бог Даждьбог,
  • осенний бог Сварог (Световит)

Все четыре божества олицетворяют солцне, которое появлялось на небосводе с наступлением определенной поры года. Каждое из этих четырех божеств наделены совершенно противоположными чертами характера. Хорс - холодный, сдержанный, немного жестковатый бог.

Ярило - добрый, стремительный, несет тепло и свет, дает рождение всему живому под лучами весеннего солнца. Бог солнца в славянских мифах часто изображается с огненными стрелами в руках, которые он в конце зимы запускает в холодное, серое небо, чтобы освободить дорогу на небосводе весеннему солнцу, дарящему тепло и надежду людям. Ярило - является символом плодородия, включая и аспекты плотских отношений.

Существует легенда, в которой Ярило однажды задали вопрос, способен ли он на такое чувство, как любовь. Ярило ответил что он любит всех женщин, вне зависимости от того, являются ли они неземными богинями, или простыми женщинами. Благодаря чувствам между богом весеннего солнца и Землей, появилось все живое.

Происхождение Ярило

Когда бог весеннего солнца родился, его окружала тьма и постоянный холод, которой была окутана Земля. Сильно полюбив ее, Ярило проткнул небеса, и выпустил на волю весеннее солнце, которое оживило Землю, дало ей тепло и ласку. На тех участках земной поверхности, которые были обласканы солнечными лучами, появлялись удивительной красот цветы и буйство зелени. Любовь Ярило и Земли породила птиц и рыб. «Согласно легенде древних славян, первый человек на земле появился после самого страстного и любящего поцелуя между Ярило и Землей.»

От символа к Богу

Согласно первым упоминаниям о Ярило, бог весеннего солнца изначально считался ритуальным персонажем, стоя на одном ряду с Колядой и прочими другими. Уже тогда Ярило был символом весеннего солнца, но изображался как чучело, или небольшая кукла, изготовленная из природных материалов. Время правления Ярило - с наступления зимнего солнцестояния до для весеннего солнцестояния.

Наши предки чтили свою культуру и четко соблюдали все религиозные обряды, что и в наши дни многие пытаются возродить, как дань уважения своим предкам. В день «смерти» Ярило, ему устраивали похороны, кладя в гроб куклу и нося его по всему поселению, распевая печальные ритуальные песни. По окончанию церемонии, гроб с чучелом Ярило заколачивали и хоронили в поле с соблюдением всем религиозных обычаев.