Изучение научно-методической литературы. Теоретический анализ проблемы

  • III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  • III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  • Начало любого исследования связано со сбором и первичной систематизацией материалов исследований. Методика сбора и изучения источников литературы предусматривает решение следующих задач:

    Выявление источников литературы по теме исследования и их регистрация (составление картотеки);

    Добывание и изучение литературы с критическим осмыслением ее содержания;

    Систематизация и обобщение собранных данных, завершающееся составлением обзора литературы по теме исследования.

    Основными хранилищами научно-технической информации являются библиотеки вузов или государственные библиотеки. Поэтому студентам для осуществления успешного поиска литературы необходимо правильно ориентироваться в фондах библиотеки. Большую помощь для целенаправленной работы в этом плане могут оказать соответствующие каталоги, которые подразделяются на три основных вида:

    Алфавитный,

    Систематический,

    Предметный.

    В алфавитном каталоге сведения об имеющихся в библиотеке литературы располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов или названий книг (если в них не указаны авторы).

    Наряду с алфавитным широко распространены систематические каталоги . Описание произведений в них даны по отраслям и науки и техники.

    В ряде крупных научных и технических библиотек создаются предметные каталоги . Они отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке.

    Кроме распространенных выше основных видов каталогов, можно выделить еще каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При работе с литературой следует учесть, что материалы журналов и сборников содержит более свежие данные, чем книги и монографии, так как последние долго готовятся и издаются. В то же время в монографиях и книгах материал изучается более подробно.

    Для успешного поиска необходимой литературы в библиотеке надо запомнить следующее:

    2. Вас интересует книга по определенной отрасли науки – обратитесь к систематическому каталогу.

    3. Вам необходима книга по какому-либо узкому, специальному вопросу (предмету) – обратитесь к предметному каталогу.

    4. Вы интересуетесь статьей из периодического издания – обратитесь к систематическим или предметным карточкам журнальных и газетных статей.

    Анализ существующих подходов к пониманию сущности информации с позиций педагогики, психологии, философии, биомеханики способствует комплексному пониманию информационного обеспечения научно-исследовательской и методической работы в физической культуре и спорте.

    Источники информации в сфере физической культуры и спорта можно условно разделить на 9 групп:

    Периодическая научная и методическая литература,

    Непериодическая научная и методическая литература,

    Труды, сборники, материалы конференций и семинаров,

    Отчеты о научно-исследовательских работах,

    Патентная информация,

    Информационная литература, справочники, энциклопедии,

    Планово-отчетная документация (по ГОСТу),

    Другая непериодическая литература.

    Наша задача – научить студента или молодого ученого изучать и обобщать научные документы, которые делятся на:

    Текстовые (книги, журналы, отчеты, описания, рефераты и т.д.),

    Графические (чертежи, схемы, графики, диаграммы и т.д.),

    Аудиовизуальные (аудиозаписи, видеозаписи, кинофильмы, диапозитивы, слайды и т.д.).

    Научные документы подразделяются на первичные и вторичные. В работы, а во вторичных – результаты аналитико-синтетической деятельности и логической переработки этих результатов. К первичным документам следует отнести: книги, журналы, отчеты, диссертации, переводы. А к вторичным – справочники, энциклопедии, реферативные издания, каталоги и указатели.

    Научную информацию, функционирующую в сфере физической культуры и спорта, по содержательному признаку можно представить как: мировоззренческую, концептуальную, фактографическую, методическую.

    Мировоззренческая литература и информация в настоящее время подлежит наибольшей ревизии. Смена общественного строя в России, возвращение к общечеловеческим ценностям, разгосударствление физкультурного и спортивного движения – предполагает детальный просмотр этой литературы.

    Концептуальная литература отражает фундаментальные положения теории и практики физической культуры и физического воспитания. В этой литературе освящаются исторические, социально-психологические, медико-биологические, педагогические вопросы физической культуры и спорта, а так же смежные с ним вопросы (например, строительство спортивных сооружений, создание высококачественного инвентаря и т.д.).

    Концептуальная литература может быть разделена на три группы:

    Частнопредметные, физкультурно-спортивные дисциплины (теория и методика легкой атлетики, гимнастики и других видов спорта, физическое воспитание в детском саду, школе, вузе);

    Отраслевые физкультурно-спортивные дисциплины (спортивная метрология, спортивная биомеханика, спортивная медицина и т.д.);

    Обобщающие физкультурно-спортивные дисциплины (история физической культуры, олимпийское движение, теория физической культуры, основы спортивной тренировки и т.д.).

    Начинающему научному работнику особое внимание необходимо уделить именно третьей группе литературных источников. В результате их изучения исследователь получает концептуальные, то есть фундаментальные и обобщенные знания об изучаемом явлении – физической культуре и спорте. Знания, изложенные в этой литературе, служат теоретической базой любого исследования.

    Документальными источниками концептуальных знаний служат учебники, монографии, проблемные и обзорные статьи в научных журналах, энциклопедии и другие источники.

    Методическая литература и документы являются результатами переработки, систематизации, адаптации результатов научных исследований для исследования их на практике. Методическая литература выходит под названиями: методические рекомендации, методические указания, методические разработки, практикумы. Для методической литературы характерны конкретность, системность и обоснованность рекомендаций, планов тренировок, режимов работы и т.д. методическая литература в сфере физической культуры и спорта служит «мостиком» между наукой и практикой.

    Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

    1. Используя ряд тестов, определить уровень развития скоростных способностей у учащихся ДЮСШ г. Омутнинска Кировской области.

    2. Определить уровень развития скоростных способностей методом тестирования у учащихся ДЮСШ №2 г. Кирова.

    3. Провести сравнительный анализ уровня скоростных способностей у учащихся обеих групп.

    Методы исследования

    Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

    1) анализ научно - методической литературы;

    2) педагогическое наблюдение;

    3) тестирование;

    4) педагогический эксперимент;

    5) методы математической статистики

    Анализ научно-методической литературы

    При изучении и анализе литературных источников по данной проблеме были выявлены основные составляющие скоростных способностей и факторы определяющие их развитие. Был определен возраст и формы проявления быстроты и скорости движения у школьников. Также внимание было сосредоточено на работах по проблемам развития основных физических качеств при тренировке в беге на короткие дистанции: быстроты, силы, выносливости. Значительный интерес представляли работы, содержащие сведения и спортивной физиологии, биомеханики, психологии, теории и методики физического воспитании.

    Изучалась также литература, обобщающая опыт педагогов, тренеров и спортсменов по вопросам спортивной подготовки спринтеров.

    Педагогическое наблюдение

    На всех этапах исследовательской работы использовался метод педагогических наблюдений. Объектом этих наблюдений стали тренировочные занятия с детьми.

    Наблюдением необходимо было выявить, как на протяжении учебно-тренировочного процесса изменялся уровень развития скоростных способностей у учащихся 11 - 13 лет ДЮСШ.

    Для регистрации результатов наблюдения использовались разнообразные способы и приемы, как с применением технических средств, так и без них.

    Тестирование

    Тест - в переводе с английского языка означает проба, испытание.

    Тестирование - система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнение тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов.

    При подборе тестов, выявляющих уровень развития скоростных способностей, руководствовались основными требованиями, согласно которым упражнениями должны быть:

    1) достаточно простыми и доступными для всех исследуемых не требующих длительного предварительного обучения;

    2) разнообразными.

    В ходе исследования были использованы следующие тесты: для определения скоростных способностей:

    1) измерение времени реакции - "гимнастическая палка";

    2) теппингтест;

    3) бег 30 м. с низкого старта;

    4) бег на месте за 5 сек.

    Измерение времени реакции - "гимнастическая палка".

    В исходном положении исследователь удерживать ее вертикально за верхний конец, а испытуемых контролирует открытой кистью за нижний. После команды "Внимание!" испытуемый должен поймать падающую палку, как можно быстрее. Быстроту реакции определяют по наименьшему расстоянию от первого хвата до заключительного (см.).

    Теппингтест.

    Частота движений рук оценивалась с помощью простейшего метода - теппингтеста. Испытуемый должен был за 5 сек. Поставить как можно больше точек в квадрате 2 х 2 см. Результат: число точек, т.е. движений руки за 5 сек.

    Бег на 30 м. с низкого старта.

    По команде "На старт!" испытуемых принимает стартовое положение: толчковая нога впереди, маховая - сзади, опущена на колено. Туловище выпрямлено, голова - прямо по отношению к туловищу.

    По команде "Внимание!" испытуемый выпрямляет ноги, отделяет колено сзади стоящей ноги от дорожки. Перемещает ОЦМ тела вверх и вперед. Туловище - прямо. Таз приподнимается выше уровня плеч.

    По команде "Марш!" ученик устремляется вперед.

    Результат: время пробегания отрезка 30 м. (сек.)

    Бег на месте за 5 сек.

    По сигналу испытуемый стремится, как можно чаще поочередно касаться коленями подвешенного резинового шнура. Шнур подвешивают горизонтально на высоте, составляющей прямой угол с бедром поднятой ноги испытуемого.

    Результат: число движений ног за 5 сек.

    Педагогический эксперимент

    Педагогический эксперимент являлся основным методом исследований, которые проводились в естественных условиях. Эксперимент преследовал цель выявления эффективности методик развития скоростных способностей в различных ДЮСШ.

    Для большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента при обработке его показателей были использованы методы математической статистики.

    Основные этапы эксперимента приведены в разделе 2.3. Организация исследования.

    Организация исследования

    Исследования проводились в естественных условиях на базе ДЮСШ №2 г. Кирова и ДЮСШ г. Омутнинска Кировской области.

    Проведение эксперимента - сентябрь 2009 года.

    В эксперименте приняло участие 30 мальчиков в возрасте 11 - 13 лет, ранее.

    Было сформировано две группы:

    группа "А" - учащиеся ДЮСШ №2 г. Кирова,

    группа "B" - учащиеся ДЮСШ г. Омутнинска Кировской области.

    Условно было выделено 4 основных этапа исследования.

    На первом этапе на основе результатов анализа научно - методической литературы осуществлялся выбор темы, объекта и предмета исследования. Ставилась цель, и подбирались задачи для ее успешного решения. Разрабатывалась научная гипотеза, а также методика тестирования.

    На втором этапе исследования происходило формирование групп. Проводилась первое тестирование в обеих группах.

    На третьем этапе проводилось повторное тестирование, обработка и анализ полученных данных.

    На четвертом этапе - написание глав курсовой работы, выводов и были даны практические рекомендации.

    Теоретический анализ научно -методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. В процессе исследования нами изучалась литература по этиологии, патогенезу, клинике, лечению перелома плечевой кости. Были рассмотрены вопросы по использованию лечебной физической культуры, массажа, физиотерапии при переломе плеча. Анализ научно -методической литературы проводился с целью усовершенствования методики лечебной гимнастики для пациентов с переломом проксимального эпифиза плечевой кости в восстановительном периоде реабилитации. Всего было изучено и проанализировано 67 источников литературы.

    Антропометрия

    У пациентов с переломом проксимального эпифиза плечевой кости отмечалась мышечная гипотрофия нижележащих отделов конечности.

    Для наглядности изменения антропометрических данных во время реабилитационных мероприятий берется размер обхвата плеча в дистальном отделе. Пациент находится в положении стоя, с опущенными вниз руками. Измерение делается на уровне на 4-5 см выше надмыщелков плеча.При измерениях обхватных размеров сантиметровая лента, с помощью которой производят измерения, лежала горизонтально, и ее нулевое деление находилось спереди испытуемого. Исследователь, стоя лицом к испытуемому, считает деление ленты, приходящееся напротив нулевого. Лента плотно прилегает к измеряемому участку тела; не допускается сдавливание мягких тканей и смещение кожи. В качестве эталона берется размер обхвата здоровой руки.

    Динамометрия

    Следствием мышечной гипотрофии у пациентов с переломом плеча является снижение силовых качеств верхней конечности.Для определения силы нами использовался методдинамометрии- это метод измерения силы отдельных мышечных групп с помощью специальных приборов - медицинских динамометров. Используемый нами медицинский динамометр относится кистевым, также называемый ручным, динамометр кистевой ДК - 140э (электронный). Данный прибор предназначается для определения сжимающей силы мышц сгибающих пальцы рук человека и рассчитан на диапазон измерений от 20 до 140 даН (20-140 кг).

    Для измерения силы обследуемый человек вытягивает руку с кистевым динамометром и отводит её в сторону, перпендикулярно туловищу. Свободная рука, при этом, должна быть расслаблена и опущена вниз. После чего, по команде, он сжимает динамометр кистевой так сильно, как только сможет .

    Существует абсолютная сила - это суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном движении и относительная сила - это величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека.



    Абсолютные показатели силы мышц недостаточно информативны, так как все люди отличаются друг от друга по весу и составу тела. Поэтому для сравнительной оценки использовались относительные показатели силы, исчисляемые на единицу массы в процентах. Чтобы определить величину относительной силы кисти, нужно абсолютные показания в килограммах, полученные измерением ручным динамометром, умножить на 100 и разделить на вес тела спортсмена. Относительную силу кисти (ОСК) выражают в процентах и рассчитывают по формуле: ОСК (%) = абсолютная сила мышц (кг) х 100% / масса тела (кг) Для мужчин, не занимающихся спортом, этот показатель должен составлять 60 - 70%.

    Гониометрия

    При длительной гипсовой иммобилизации у пациентов отмечается контрактура в плечевом и локтевом суставе. Для оценки амплитуды движений в суставах мы использовали метод гониометрии с помощью ортопедического угломера. При измерении ось угломера совмещалась с осью сустава, а бранши размещались по оси сочленяющихся проксимального и дистального сегментов. При измерении амплитуды движений в плечевом суставе ось угломера ставится в области большого бугорка плечевой кости, одна бранша ставится на проксимальном отделе плеча, вторая – фиксируется вдоль задней подмышечной линии. Испытуемый осуществил сгибание конечности в плечевом суставе. В норме амплитуда движений в плечевом суставе при сгибании составляет 180 угл.град. При измерении амплитуды движения в локтевом суставе угломер прикладывают таким образом, чтобы одна бранша располагалась соответственно продольной оси дистальной части плеча, а вторая бранша- вдоль продольной оси проксимальной части предплечья.

    Ось вращения угломера должна соответствовать оси движения исследуемого сустава и находится на уровне медиального надмыщелка плечевой кости. В норме амплитуда движения при сгибании в локтевом суставе равна 140 - 150 угл.град, разгибание - 5 - 10 угл.град.



    Оценка подвижности в суставах производится путем сравнения имеющихся показателей со средними значениями подвижности в данных суставах, полученными на основании обследования групп пациентов с учетом квадратичных отклонений.

    Функциональные пробы

    При длительной гипсовой иммобилизации у пациентов в результате уменьшения двигательной активности снижается общая работоспособность. Для оценки эффективности реабилитационных мероприятий был использован Индекс Руфье. Он представляет собой нагрузочный комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке .

    В пробе используется значения частоты сердечных сокращений в различные по времени периоды восстановления после относительно небольших нагрузок. У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 минут определяют число пульсаций за 15 секунд (P1); затем в течение 45 секунд испытуемый выполняет 30 приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится, и у него вновь подсчитывается число пульсаций за первые 15 секунд (Р2), а потом – за последние 15 секунд с первой минуты периода восстановления (Р3). Оценку работоспособности сердца производят по формуле :

    Индекс Руфье = (4 × (Р1 + Р2 + Р3) - 200) /10

    Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15:

    Меньше 3 – высокая работоспособность;

    4-6 – хорошая работоспособность;

    7-9 – средняя работоспособность;

    10-14 – удовлетворительная (средняя сердечная недостаточность);

    15 и выше – не удовлетворительная работоспособность (сильная сердечная недостаточность).

    Педагогическое тестирование

    В качестве педагогического тестирования был применен метод определения качества силовой выносливости. Качеством силовой выносливости являетсяспособность длительное время поддерживать оптимальные силовые характеристики движений. Для этого проводилось максимальное количество технически правильно выполненных отжиманий от пола в упоре лежа за 60 секунд. Обследуемый занимает исходное положение в упоре лежа, руки вытянуты и находятся шире уровня плеч, спина прямая.

    Методика выполнения упражнения:

    1) Первый акт движения – пациент сгибает руки в локтях, касается пола грудной клеткой и задерживается в таком положении 1 сек.

    2) Второй акт движения – пациент занимает исходной положение.

    В качестве нормы взяты нормативы школьной программы по физической культуре для старших классов 35 - 45 раз .

    Педагогический эксперимент

    Сравнительный педагогический эксперимент проводился с целью выявления эффективности усовершенствованной методики лечебной гимнастики у пациентов с переломом проксимального эпифиза плечевой кости на восстановительном этапе реабилитации. Для этого были сформированы 2 группы мужчин (контрольная и экспериментальная) по 10 человек в каждой группе. Курс лечебной гимнастики включал в себя 20 процедур в течение 4 недель. Контрольная группа пациентов использовала общепринятую методику ЛФК, предложенную Каптелиным А.Ф..Экспериментальная группа занималась лечебной физической культурой по усовершенствованной методике с включением в основную часть занятия дозированной тренировки на гребном тренажере, упражнений на аппарате ARTROMOT-S3 в сочетании с гантельной гимнастики и элементами стрейчинга.

    В начале и конце курса реабилитации исследовалась функциональное состояние пациентов.

    1. Анализ научно-методической литературы

    На всех этапах работы проводился теоретический анализ научно-методической литературы. Он заключался в изучении отечественной, зарубежной научно-методической и специальной литературы по теме дипломного исследования, что необходимо для разработки методологического аппарата работы. На основе анализа формулировалась актуальность актуальность и цель исследования, проводилась постановка задач, подбор методов педагогического эксперимента. Кроме специальной литературы по футболу нами использовалось литература по анатомии, физиологии, психологии, которая позволяла наиболее корректно организовать учебно-тренировочный процесс в экспериментальной группе.

    Контрольное тестирование проводилось в начале, в середине и по окончании педагогического эксперимента. Его результаты заносились в спец –карточку протокол.

    Определения уровня развития ловкости

    Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

    1) время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;

    2) время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;

    3) координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;

    4) точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);

    5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

    6) стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности - количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.

    Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей:

    Для определения уровня развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста были использованы следующие контрольные упражнения:

    1) бег «змейкой»

    2) челночный бег 3 х10 м;

    Перечисленные выше тесты по определению ловкости и координационных способностей, по нашему мнению позволяют наиболее достоверно определить уровень развития ловкости у детей младшего школьного возраста

    Педагогическое наблюдение

    Проводилось до начала педагогического эксперимента и в процессе его проведения. Объектом наблюдения которое проводилось до эксперимента является содержание учебных занятий т.е. характер используемых упражнений и особенностей методики их применения. В ходе эксперимента объектом наблюдения была методика применения специальных упражнений, и подвижных игр направленных.на развитие ловкости у детей младшего школьного возраста.

    3.Педагогический эксперимент

    Организация и проведение эксперимента

    В процессе первого этапа (сентябрь- 2009- декабрь 2010) состоялось практическое знакомство с проблемой развития ловкости. Проводился анализ отечественной и зарубежной литературы по развитию ловкости и координационных способностей детей младшего школьного возраста: определялись исходные позиции и направление исследования. Обосновывался методологический аппарат исследования, выбирались методы контроля и разрабатывался ход проведения педагогического эксперимента.

    Второй этап педагогического эксперимента будет проводиться на базе школы, в классах начальной школы.

    В эксперименте примут участие мальчики и девочки 9-10 лет. Методом по парного отбора будет отобрано две группы: экспериментальная (10 человек) и контрольная (10 человек). Уровень физической и подготовленности групп был с некоторой отличительностью в сторону экспериментальной группы. Занятия проводились 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) по три академических часа. На комплекс специальных упражнений отводилось по 15 минут времени на каждом уроке физкультуры. В начале педагогического эксперимента …….. будет проведено предварительное тестирование, которое включает в себя 4 контрольных норматива.

    1) бег «змейкой»

    2) челночный бег 3 х10 м;

    3) челночный бег 4 x 9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта;

    4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений.

    1.Тест "снайпер" для определения точности метания. (Лях В.И. 1987 г.)


    Чем включение в тренировку многократных пробежек на 20-50 ярдов с ускорениями (число ускорений примерно соответствовало среднему количеству ускорений, выполняемых футболистами за каждую игру). Глава 2 Особенности развития ловкости на занятиях по волейболу юных спортсменов 2.1 Характерные черты ловкости волейболистов Ловкость - это способность спортсмена быстро овладевать новыми...

    Опережающего удара. Эти задачи не только требуют высокого уровня всех сторон спортивной подготовленности боксера, но и предусматривают, по нашему мнению, поиск новых подходов, раскрывающих дополнительные резервы реализации природных возможностей организма. Такие резервы заложены в развитии и совершенствовании комплекса двигательных координаций, среди которых ведущую роль играют ловкость, точность...

    И высокого уровня физических качеств школьникам необходим двигательный режим в который должны входить не только физические упражнения и специальная гигиена и диета, но и развивающие ловкость спортивные и подвижные игры. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на многих функциях растущего организма и является патогенетическим фактором в возникновении ряда заболеваний. ...

    Был составлен и проведен семинар для родителей, в который были включены следующие вопросы: 1. Ловкость и ее значение для развития детей старшего дошкольного возраста. 2. Подвижные игры с мячом как средство развития ручной ловкости старших дошкольников. Таким образом, в течение полугода нами велась работа по развитию ручной и телесной ловкости старших дошкольников. С детьми проводились занятия...

    Любая квалификационная работа, независимо от ее характера (экспериментальная или реферативная), начинается с обзора литературы по исследуемой проблеме. Эта часть подготовки работы является опережающей (изучение литературы должны начинаться еще в процессе выбора темы ВКР) в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, прежде чем писать работу, надо разобраться в том, что уже написано, сделано другими. Только тогда становится ясным, что еще не сделано по теме работы (ведутся научные споры; сталкиваются разные научные концепции и идеи; что устарело; какие вопросы не решены) и надлежит творить самому студенту. Во-вторых, в процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и нужно творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, используемой для сравнения и противопоставления. В-третьих, в литературных источниках находят числовые данные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществления различных оценок и расчетов. И, наконец, анализ работ других авторов по теме работы неизбежно должен присутствовать в качестве составной части вашей выпускной квалификационной работы. Кроме того, анализ литературных источников является основным методом исследования в реферативных работах.

    В результате, по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме:

    Ее постановку,

    Историю,

    Степень разработанности,

    Применяемые методы исследования и т.д.

    Необходимо помнить, что исследовательская работа - это прежде всего обобщение уже имеющейся информации .

    Приступая к отбору и изучению литературных источников, Вы попадаете в безбрежное море информации, в котором не сложно и захлебнуться. Что делать?

    Можно посоветовать "зацепиться" за монографию, журнал, статью, в которых есть ссылки на использованную литературу, и далее может происходить "цепная реакция" развертывания поиска, в ходе которой каждый новый источник расширяет круг ваших представлений о публикациях по теме ВКР. Другой, более упрощенный, подход состоит в изначальном обращении не ко всему массиву научной информации, а только к специализированным журналам ("Теория и практика физической культуры", "Физическая культура в школе", "Вестник спортивной науки" и др.), авторефератам диссертаций, другим периодическим изданиям, публикующим информацию, относящуюся к интересующей Вас физкультурной отрасли. Достаточно пролистать подобные издания за последние несколько лет - и Вы получите неплохое представление о сложившемся информационном поле, в котором сосредоточены источники знаний, различных сведений и данных по проблематике вашей работы.

    Изучение и анализ документальных и архивных материалов

    Разносторонняя деятельность в сфере физической культуры находит свое отражение в различных документах: планах и дневниках тренировок, протоколах и отчетах соревнований, учебных планах и программах, журналах учета успеваемости и посещаемости, личных делах и медицинских карточках, статистических данных и т.п. В этих документах фиксируются многие объективные данные, помогающие установить ряд характеристик, причинные связи, выявить некоторые зависимости.

    Так, анализ дневников тренировки спортсменов и тренеров дает возможность с различной степенью достоверности выявить преимущественную направленность учебно-тренировочного процесса, комплекс используемых средств тренировки и восстановления, систему их применения, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, специфику соревновательной деятельности, а также вскрыть индивидуальные особенности подготовки, динамику спортивных результатов и ее взаимосвязь с проделанной работой.

    Сравнительный анализ опыта работы нескольких тренеров или спортсменов дает возможность выявить специфические закономерности, характерные для данного учебно-тренировочного процесса, определить наиболее прогрессивные направления в работе.

    Использование архивных материалов позволяет на основе ретроспективного анализа изучить эволюцию методик физического воспитания и спортивной тренировки, прочих явлений, представляющих интерес для исследователя. Другими методами исследования подобного эффекта достичь не представляется возможным. Кроме того, работа в архиве является важным звеном многих научных и научно-методических исследований, поэтому знакомство с организацией, методикой и техникой этого дела можно считать неотъемлемой частью общенаучной подготовки студентов.