Фискальная политика, ее цели, виды и инструменты. Бюджетно-налоговая политика (фискальная)

Под бюджетно-налоговой (фискальной) политикой понимается система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей. Ее основными целями как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются: обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Методы бюджетно-налоговой политики различаются в зависимости от того, какая цель признается главной: стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном периоде для создания условий экономического роста.

Долгосрочные и краткосрочные цели. Стимулирующая бюджетно-налоговая полигика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции,1 особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в России.

Фискальная экспансия -- правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная преодоление циклического спада в экономике страны, предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочном периоде позволяет стимулировать совокупный спрос, в долгосрочном - расширить предложение факторов производства и увеличить темпы экономического роста.

Фискальная Рестрикция - Это государственная политика, результатом которой является увеличение разницы между государственными доходами и государственными расходами. Она обычно направлена на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией.

Мультипликатор государственных расходов - это показатель, отражающий в какой степени вырастет совокупный доход в ответ на увеличение государственных расходов.

В открытой экономике на величину мультипликатора государственных расходов, так же как и на налоговый мультипликатор, повлияет предельная склонность к импортированию. Чем выше эта величина, тем ниже мультипликационный эффект.

Значение мультипликатора, рассчитанного для открытой экономики, будет меньше, чем для закрытой. Это объясняется тем, что расходы на импорт продукции, также как и сбережения, перестают быть составляющей частью совокупного спроса на внутренний продукт.

Налоговый мультипликатор -- отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.

Уменьшение налогов в модели «кейнсианского креста» на ДТ увеличит планируемые расходы на С y ДТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y 1 до Y 2 на величину, равную ДY.

ДY = -ДT* (C y /(1-C y)),

m t = ДY/ДT = -C y /(1-C y)

Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет

m t = -C y /(1-C y (1-t))

где t -- предельная налоговая ставка.

Мультипликатор сбалансированного бюджета -- численный коэффициент, равный единице.

Норвежский экономист Т. Хаавельмо доказал, что при кейнсианской функции потребления даже при сохранении сбалансированного бюджета возникает мультипликационный эффект, при этом мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице, ДУ = ДО = ДТ. Этот вывод получил название теоремы Хаавельмо и объясняется тем, что мультипликатор государственных расходов больше налогового.

Эффект мультипликатора в открытой экономике

В открытой экономике налоговый мультипликатор определяется по формуле:

Cy / (1-C y (1-t)+m")

а бюджетный мультипликатор -- по формуле:

1 / (1-C y (1-t)+m")

где m" -- предельная склонность к импортированию.

Дискреционная фискальная политика - сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T . В период подъема создается бюджетный излишек.

Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом

ВНП = k g G,

где k g = 1/1-MPC - мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов , подобно G , обладает мультипликативным эффектом

ВНП = - k t T,

где k t = MPC/MPS - мультипликатор налогов.

k g > k t , так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

Недискреционная фискальная политика - предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся - пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами. Профицит бюджета - превышение доходов над расходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег - сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Автоматические стабилизаторы (Automatic stabilizers ) - это инструменты автоматической фискальной политики , которые образуют бюджетный дефицит во время спада экономики и увеличивают доходные статьи бюджета во время экономического роста .

К основным автоматическим стабилизаторам относятся такие категории, как пособия по безработице, а также прогрессивный подоходный налог.

Рост реального объема производства приводит к увеличению доходов населения страны, в результате чего существенная доля населения переходит на следующую ступень в шкале налогов и их налоговые выплаты возрастают. В основном эти сдвиги будут сдерживать увеличение совокупного спроса в период экономического роста, а во время спада экономики прогрессивная ставка подоходного налога обеспечит сдерживающий эффект падения совокупного спроса.

По тому же принципу будет действовать система пособий по безработице. В период экономического роста будет происходить сокращение выплат, что затормозит рост совокупного спроса, а во время спада увеличение пособий не даст снизиться совокупному спросу до минимальных размеров.

Различают структурный , циклический и фактический бюджетный дефицит. Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

Циклический дефицит - это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку при буме Y > Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит - это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит . Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит - это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом , а второй и третий - долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга . Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга . В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда - МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 31.1) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (r a ) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном - к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог.

Если обратить внимание на Конституцию РФ, то можно сказать, что в нашей стране, как правило, проводится правительством, поскольку это входит в его обязанности. Ее осуществление проходит на различных уровнях.

Государственный бюджет - это форма собираемых с населения и расходуемых на государственные нужды средств, получение которых в основном происходит за счет налогов и сборов с имущества граждан и прибыли предприятий. С помощью данных денежных средств происходит финансирование судов, армии, местного самоуправления и так далее. Это так называемый план государства, который составляется на целый год и имеет такую же силу, как и закон. Он предполагает выполнение трех функций:

1) Стабилизация. Ее предназначение заключается в проведении

2) Перераспределение. То есть доход, получаемый государством, распределяется в интересах всего общества.

3) Аллокация. Задача данной функции в том, чтобы создать финансовую базу для государства по производству общественных благ.

Большую часть бюджета любого государства составляют налоговые сборы с населения. Поэтому бюджетно-налоговая политика является важной составляющей при осуществлении нормального функционирования органов государства. Она включает в себя целую систему методов и правовых норм, связанных с управлением налогообложения. Основными элементами всех являются виды налогов и, конечно же, принципы их начисления. С их помощью происходит финансирование всего государства.

Налоговые льготы - это самый важный инструмент, который содержит бюджетно-налоговая политика. Поскольку именно с их помощью осуществляется воздействие на экономику. Оно играет важную роль, так как государство, таким образом, может осуществлять, например, стимулирование деятельности предприятий, чтоспособствует экономическому росту. А это и является задачей каждого государства.

НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА

Понятие финансов. Финансовая система государства. Бюджетная система страны. Государственный бюджет, его доходы и расходы.

Государственный долг и его последствия. Регулирование государственного долга. Дефицит бюджета и способы его финансирования. Профицит. Дефолт и секвестр.

Налоги. Функции налогов. Принципы и основные элементы налогообложения. Классификация налогов по различным критериям:

· способ изъятия : прямые и косвенные;

· характер начисления на объект обложения : пропорциональные, прогрессивные и регрессивные;

· государственное устройство и бюджетная структура : федеральные, региональные и местные.

Кривая Лаффера. Налогово-бюджетная политика: цели и инструменты. Дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика.

Основные понятия, которые должен знать студент

Финансы – это система отношений по поводу распределения и использования фондов денежных средств.

Государственный бюджет – это финансовый план доходов и расходов государства, принятый в законодательном порядке на определенный период (обычно на год).

Внебюджетные фонды – это денежные средства, имеющие целевое назначение (Пенсионный фонд, фонд государственного медицинского страхования и т.д.).

Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами за год.

Профицит бюджета – это ситуация, обратная дефициту, т.е. превышение доходов над расходами за год.

Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за этот период бюджетных профицитов.

Дефолт – отказ государства выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними и внешними инвесторами.

Секвестр - пропорциональное сокращение расходов, за исключением социальных, в случае недобора налогов.

Налогово-бюджетный федерализм – разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Прямые налоги взимаются непосредственно с владельца объекта налогообложения (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество и дарение).

Косвенные налоги – это налоги, взимаемые через надбавку к цене (НДС, акциз, пошлина и т.д.).

Прогрессивные налоги – это налоги, ставка которых увеличивается по мере возрастания стоимости объекта налогообложения.

Пропорциональные налоги – это налоги с единой ставкой на все размеры объекта налогообложения.

Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются по мере возрастания стоимости объекта налогообложения. К регрессивным налогам также относятся косвенные налоги, которые в денежном выражении равны для всех плательщиков, но составляют большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода.

Принципы налогообложения : принцип справедливости по вертикали, принцип получаемых благ, принцип платежеспособности.

Фискальная функция налогов заключается в пополнении доходов казны для содержания государства.

Регулирующая функция налогов заключается в способности государства влиять как на структуру национальной экономики, так и на экономическое поведение людей.

Социальная функция налогов связана с перераспределением доходов с целью уменьшения их дифференциации.

Кривая Лаффера показывает зависимость между ставкой налога и доходами государственного бюджета.

t – налоговые ставки; T – доходы государственного бюджета; t1 - оптимальный размер налоговой ставки; T1 - максимальные поступления в государственный бюджет.

Налогово-бюджетная политика – это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и системы налогообложения.

Дискреционная налогово-бюджетная политика – это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Эта политика является результатом действия встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Главный из них – это пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

Практические задания

Тесты

1. Правительственная политика в области расходов и налогообложения называется…

1) монетарная политика;

2) фискальная политика;

3) кредитно-денежная политика;

4) налогово-бюджетная политика;

5) налогово-кредитная политика.

2. К прямым налогам относится налог:

1) на прибыль предприятия;

2) на добавленную стоимость;

3) на золотые изделия;

4) государственная пошлина.

3. Налог на добавленную стоимость относится к:

1) прогрессивным налогам;

2) регрессивным налогам;

3) пропорциональным налогам.

4. Прогрессивный налог применяется, т.к.:

1) нельзя допустить слишком большого разрыва в доходах, поскольку он может вызвать социальный взрыв в обществе;

2) он значительно увеличивает поступления в государственный бюджет;

3) этим чиновники уравнивают свои фиксированные заработки с растущими предпринимательскими доходами.

5. Пропорциональный налог – это налог, при котором:

1) средняя ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода;

2) средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

3) средняя ставка повышается по мере возрастания дохода.

6. Налоги на бензин идут на усовершенствование автострад. Это пример:

1) применения принципа платежеспособности;

2) применения принципа получаемых благ;

3) прогрессивного налога;

4) налога на добавленную стоимость.

7. Если с ростом дохода растет и доля этого дохода, выплачиваемая в виде налога, то такой налог носит название...

1) прогрессивного;

2) регрессивного;

3) прямого;

4) косвенного.

8. «Прогрессивные налоги являются справедливыми, а регрессивные -несправедливыми.» Если придерживаться этого мнения, то акцизы на автомобили и ювелирные изделия...

1) «справедливы», т.к. деньги взимаются с богатых и перераспределяются в пользу бедных;

2) «справедливы», т.к. чем выше акцизы, тем меньше будет миллионеров;

3) «несправедливы», т.к. деньги взимаются с бедных, а достаются богатым;

4) «несправедливы», т.к. деньги отбирают у людей, их заработавших, а расходуют неизвестно на что.

9. Предположим, что в стране с прогрессивным подоходным налогом цены на все без исключения товары и услуги выросли в 2 раза. Как это скажется на реальных располагаемых доходах плательщиков подоходного налога?

1) Реальные располагаемые доходы всех плательщиков подоходного налога уменьшатся.

2) Реальные располагаемые доходы всех плательщиков подоходного налога вырастут.

3) Реальные располагаемые доходы всех плательщиков подоходного налога останутся неизменными.

4) Реальные располагаемые доходы уменьшатся у тех плательщиков, у которых рост цен вызовет повышение маржинальной ставки выплачиваемого налога.

10. Налог на импортируемые в страну товары и услуги носит название:

1) таможенная пошлина;

2) подоходный налог;

3) налог на добавленную стоимость;

4) гербовый сбор.

11. Взаимосвязь между ставкой налогов и величиной налоговых поступлений в государственный бюджет показана на:

1) кривой Лаффера;

2) кривой Филлипса;

3) кривой Оукена.

12. Инструментом фискальной политики в деле стабилизации экономики является:

1) повышение нормы резервов;

2) понижение нормы резервов;

3) операции на открытом рынке;

4) операции на закрытом рынке;

5) увеличение государственных расходов;

6) уменьшение государственных расходов.

13. Ярко выраженная антиинфляционная фискальная политика предполагает:

1) повышение уровня налогообложения и сокращение государственных расходов;

2) сокращение и налоговых поступлений, и государственных расходов;

3) рост налогов и более высокий уровень государственных расходов;

4) снижение налогов и более высокий уровень государственных расходов;

5) постоянство уровня и государственных расходов, и налоговых поступлений.

14. Если правительство предполагает повысить уровень реального ЧНП, оно может:

1) снизить налоги;

2) снизить государственные закупки товаров и услуг;

3) уменьшить трансфертные платежи;

4) снизить уровень бюджетного дефицита;

5) верно 1) и 4).

15. Какая из перечисленных мер НЕ является фискальной?

1) Изменение ставок налогов на прибыль банков.

2) Изменение Центральным банком нормы банковского резерва.

3) Введение налоговых льгот для предприятий, осуществляющих инвестиции в новое производство.

4) Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета.

16. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики?

1) Фискальная политика - это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране.

2) Фискальная политика - это действия Центрального банка страны, направленные на регулирование курса национальной валюты.

3) Фискальная политика - это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

4) Фискальная политика - это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста.

17. Увеличение ставок таможенных пошлин на товары, ввозимые «челноками», может привести к тому, что...

1) предложение этих товаров возрастет, цены понизятся. Доходы государства от взимания пошлины обязательно повысятся;

2) предложение этих товаров снизится, цены вырастут. Доходы государства от взимания пошлины обязательно повысятся;

3) предложение этих товаров снизится, цены вырастут. Доходы государства от взимания пошлины могут снизиться;

4) предложение этих товаров снизится, цены вырастут. Доходы государства от взимания пошлины обязательно уменьшатся.

Задачи

При доходах 100, 1000 и 10000 ден. ед. для их получателей вводится единый по величине налог – 10 ден. ед. Определить, какой это налог?

По данным, приведенным в таблице, определить тип системы налогообложения.

Допустим, предприниматель приобрел товар по цене 150 тыс. ден. ед. (за единицу); цена, по которой он реализовал товар – 200 тыс. ден. ед.; количество приобретенного, а затем реализованного товара – 2000 шт.; ставка налога – 40%. Определить, какую сумму НДС должен перечислить предприниматель в госбюджет в виде налога?

Государственные расходы на приобретение товаров и услуг (G ) – 500 у.е.. Налоговая функция имеет вид: , функция трансфертов . Уровень цен равен 1. федеральный долг- 1000 у.е. при ставке процента 0,1. Реальный объем производства – 2000 ед., потенциальный – 2500 ед. Рассчитать фактическое сальдо госбюджета. Какова величина циклического дефицита госбюджета?

Фискальная политика, ее цели и инструменты

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.10-1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.10-1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.10-2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.10.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).

Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.
  4. Недостатки фискальной политики:

    1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

    2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

    3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

  • проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

Бюджет является центральным звеном в деятельности государства. Он представляет собой совокупность средств, концентрируемых в руках государства и используемых для достижения определенных целей. Он является инструментом финансирования государственных расходов, важнейшим средством регулирования экономики, регулирования доходов регионов, отраслей, индивидов.

Бюджет нацелен на:

1. финансирование расходов государства

2. регулирование экономики

3. регулирование взаимоотношений субъектов федерации.

Функции бюджета:

1. фискальная функция

2. функция экономического регулирования

3. социальная функция

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Первочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

От качества федерального бюджета, от уровня собираемости налогов зависят инвестиционные возможности государства, уровень социальной защиты граждан, предпринимательская активность, взаимоотношения России с другими странами и в целом результативность всей внутренней и внешней политики государства.

Бюджетно-налоговая политика нацелена на:

а) макроэкономическую стабилизацию и сбалансированность;

б) решение финансовых задач;

в) повышение инвестиционной и предпринимательской активности;

г) повышение конкурентоспособности экономики;

д) обеспечение условий для экономического роста.

2. Налоговая система , как инструмент бюджетной политики . Налоги , их виды .

Налоговая система – это совокупность налогов, методов и

механизмов их исчисления. Она является одним из основных инструментов бюджетной политики государства.

Основные качества эффективной налоговой системы :

Встроенность в общее бюджетное устройство;

Стимулирование предприятий к производству товаров и услуг;

Чёткое регулирование взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов.

Цель налоговой системы: обеспечить поступление в бюджет финансовых ресурсов, которые необходимы для поддержания деятельности государства в области социальной защиты граждан, перераспределения доходов, регулирования экономики, обеспечения обороноспособности и правопорядка в стране.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Классификация налогов:

1. по региональному признаку:

Федеральные

Региональные

Местные

2. по объекту налогообложения:

Налоги с доходов;

Налоги на имущество;

Налоги на операции с ценными бумагами.

3. по экономическому содержанию:

Косвенные

4. по прогрессивности:

Прогрессивные

Пропорциональные

Регрессивные

Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом

ВНП = k g G,

где k g = 1/1-MPC – мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов , подобно G , обладает мультипликативным эффектом

ВНП = - k t T,

где k t = MPC/MPS – мультипликатор налогов.

k g > k t , так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

Дискреционная фискальная политика сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T . В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная фискальная политика предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

Встроенные стабилизаторы : прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов. Они нивелируют циклические колебания совокупного спроса.

Фискальная политика будет экспансионистской , если приводит к росту совокупных расходов. Это происходит, когда государство:

1. увеличивает расходы,

2. сокращает чистые налоги

Фискальная политика будет рестриктивной , если она ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда:

1. снижаются государственные расходы,

2. увеличиваются чистые налоги.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Принципы налогообложения: – сочетание прямых и косвенных налогов; – универсальность налогообложения; – равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений; – однократность налогообложения; – использование системы налоговых льгот; – стремление к стабильности условий налогообложения; – запрет обратной силы налоговых законов.

Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 1.) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (r a ) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Рис.1. Кривая Лаффера

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

Чистые налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.