Требования к подготовке сообщения по теме. Методические рекомендации по подготовке сообщения

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

· название доклада;

· сообщение основной идеи;

· современную оценку предмета изложения;

· краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

· интересную для слушателей форму изложения;

· акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям , которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.



Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

  • фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
  • суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
  • мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.

К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).

В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:

- «Это Вам позволит…»

- «Благодаря этому вы получите…»

- «Это позволит избежать…»

- «Это повышает Ваши…»

- «Это дает Вам дополнительно…»

- «Это делает вас…»

- «За счет этого вы можете…»

После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

  • Вызывает ли мое выступление интерес?

· Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?

· Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

· Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.

Напишите одно сжатое предложение о своем выступлении. Попробуйте выразить мысли так, чтобы зацепить слушателей и сразу же завладеть их вниманием.

  • Используйте анекдот или крылатую фразу. Можно найти готовую красивую формулировку, придуманную кем-то из великих людей. Не стоит стараться их переплюнуть – используйте крылатые фразы, не забывая упомянуть источник.
  • Если вы не знакомы с аудиторией достаточно хорошо, будьте осторожны, планируя начать выступление с шутки. Другие люди могут не понять юмора или даже принять, как оскорбление то, что кажется для вас смешным.
  • Выберите от 3 до 5 поддерживающих утверждений, относящихся к теме. Эти мысли должны быть лаконичными и ясными.

    • Можете начать поиск подтверждающих фактов в общепринятых источниках – каком-нибудь словаре или Википедии. Ознакомившись с темой, нужно проверить правдивость информации в заинтересовавших идеях, а также просмотреть несколько более авторитетных источников.
    • Публику может заинтересовать ваш опыт. Если вы давно знакомы с темой, можете использовать истории из практики и личного опыта. Главное правило – сжатые описания. Вовлекаясь в детали, вы рискуете уйти в сторону потерять внимание аудитории.
  • Определитесь, как вы подготовите материал. Можно написать текст выступления полностью или подготовить только индексные карточки.

    • Если вы хорошо ориентируетесь в теме и можете легко импровизировать, лучше использовать индексные карточки.
      • Используйте 1 карточку для введения. На ней должно быть записано ваше вводное предложение.
      • Используйте 1-2 карточки для утверждений и аргументов в пользу вашего сообщения. После этого подготовьте 1 карточку, связывающую выводы с главной темой выступления.
      • Записывайте на карточках короткие предложения, фрагменты фраз или даже отдельные слова. Эти слова и фразы должны содержать ключевые понятия, напоминающие о том, что вы хотели рассказать публике.
    • Если вы недостаточно хорошо владеете темой или чувствуете неуверенность, напишите полный текст выступления.
  • Определитесь, понадобятся ли в ходе выступления визуальные материалы. Можно подготовить презентацию, используя Prezi или PowerPoint, чтобы сопровождать свое вступление наглядной информацией. Визуальные материалы можно подготовить и на бумаге (диаграммы, графики, иллюстрации и т.д.).

    • Визуальные материалы должны помогать выступлению, а не затмевать его, поэтому нужно использовать минимум необходимых наглядных материалов.
    • Убедитесь, что в аудитории смогут прочитать тексты на ваших визуальных пособиях. Лучше слишком большой размер, нежели недостаточно крупный.
    • Проверьте оснащение помещения, в котором вы будете выступать. Если вы планируете презентацию с компьютером, в помещении должен быть проектор и экран.
  • Внимательно просмотрите список предложенных вопросов. Прочитайте соответствующий материал в своих лекционных записях. Работайте с карандашом в руках, структурируйте свои записи (как правило, на лекции на это не хватает сил и времени): выделяйте главные моменты, доказательства выдвинутых положений, следствия и выводы, основные понятия. Желательно даже составить для себя краткую опорную схему всей пройденной темы. Это облегчит запоминание, сделает материал обозримым и выявит его логику.

    Затем переходите к изучению учебника или пособия из основного списка литературы. То, что, по вашему мнению, дополняет, поясняет или иллюстрирует уже разобранные вопросы, лучше выписать, помещая, в зависимости от объема, либо на полях, либо на специально оставленных местах, либо в тетрадь для семинарских занятий. Заранее продумайте, какой вариант вам больше подходит. С учебником надо работать дома, не обязательно носить его с собой на занятия. Не забывайте, что кроме учебников есть учебно-методическая литература, различные пособия. Материал там излагается в виде схем, таблиц, есть упражнения и тесты.

    Если после работы над текстом лекции и учебника, остались не совсем понятные вам термины, понятия, имена – обратитесь к словарям, энциклопедиям и справочникам. Возьмите себе за правило возможно чаще пользоваться этими источниками знаний: это обогащает память, расширяет эрудицию и способствует развитию интеллекта.

    Чтобы проверить, насколько хорошо вы подготовились к занятию, попробуйте ответить на ситуационные вопросы. Если не получается, значит, вам необходимо снова проработать соответствующую тему.

    Как подготовиться к докладу или сообщению

    Если вы хотите, чтобы сделанный вами на семинаре доклад оказался полезным и интересным, его необходимо тщательно готовить. Сначала прочитать соответствующий раздел в лекции и учебнике – необходимо понять, какими знаниями будут располагать слушающие вас сокурсники. Затем определить цель вашего доклада: дополнить имеющийся материал, проиллюстрировать его примерами или выйти за пределы учебного материала, рассмотреть новые вопросы или аспекты изучаемых проблем. После этого переходите к изучению рекомендованной литературы. Если есть возможность и желание, поищите дополнительные источники, обратитесь к возможностям Интернета.

    При подготовке доклада или сообщения не ограничивайтесь пересказом источников. Вступление к докладу должно содержать обоснование актуальности выбранной темы: поразмышляйте, почему данный вопрос волновал людей раньше и продолжает волновать теперь, чем он важен для них. Сопоставьте существующие точки зрения, постарайтесь определить их слабые и сильные стороны. Не стесняйтесь высказывать свое мнение, отношение к проблеме. При работе над докладом опирайтесь на имеющиеся у вас знания, житейский и профессиональный опыт.

    Результатом работы над источниками будут различного рода конспекты, выписки, ксерокопии с подчеркнутыми и выделенными местами. Это еще не доклад, а только черновой материал к нему. Ваша задача – переработать этот материал, структурировать и упорядочить, сделать обозримым и удобным для понимания. На этом этапе работы необходимо уточнить план. Выделить вступление, где вы обоснуете необходимость и полезность той информации, которую вы собираетесь предложить своим слушателям. Основная часть работы предполагает последовательное и четкое изложение основных положений с доказательствами, обоснованиями и иными аргументами. В заключении коротко резюмируется основной смысл работы и делаются выводы, цель которых показать, что поставленные в работе цели достигнуты и дается ее оценка.

    Текст доклада готов. Но подготовка к докладу еще не завершилась. Если вы просто будете читать свой доклад, не отрываясь от бумаги, то слушатели скоро устанут и заскучают. Поэтому надо уметь не читать, а рассказывать. Для этого нужно составить тезисный план, заглядывая в который вы не потеряете нить рассказа, выписать значимые цитаты, которые нужно передать точно, выделить и пояснить основные термины и понятия. Если из прочитанных вами источников смысл некоторых терминов не совсем ясен – обратитесь к словарю или энциклопедии. Докладчик должен хорошо владеть материалом. Возможно трудные или сложные термины, имена заранее написать на доске, чтобы слушателям легче было ориентироваться. И напоследок подумайте, какие вопросы ваш доклад может вызвать, попробуйте предугадать и подготовиться. Желательно порепетировать, рассказав ваш доклад какому-нибудь добровольному слушателю или хотя бы самому себе. И тогда ваши слушатели получат удовольствие и новые знания, а вы – моральное удовлетворение от хорошо сделанной работы и хорошую оценку.

    Если вы хотите, чтобы сделанный вами на семинаре доклад оказался полезным и интересным, его необходимо тщательно готовить. Сначала прочитать соответствующий раздел в лекции и учебнике – необходимо понять, какими знаниями будут располагать слушающие вас сокурсники. Затем определить цель вашего доклада: дополнить имеющийся материал, проиллюстрировать его примерами или выйти за пределы учебного материала, рассмотреть новые вопросы или аспекты изучаемых проблем. После этого переходите к изучению рекомендованной литературы. Если есть возможность и желание, поищите дополнительные источники, обратитесь к возможностям Интернета.

    При подготовке доклада или сообщения не ограничивайтесь пересказом источников. Вступление к докладу должно содержать обоснование актуальности выбранной темы: поразмышляйте, почему данный вопрос волновал людей раньше и продолжает волновать теперь, чем он важен для них. Сопоставьте существующие точки зрения, постарайтесь определить их слабые и сильные стороны. Не стесняйтесь высказывать свое мнение, отношение к проблеме. При работе над докладом опирайтесь на имеющиеся у вас знания, житейский и профессиональный опыт.

    Результатом работы над источниками будут различного рода конспекты, выписки, ксерокопии с подчеркнутыми и выделенными местами. Это еще не доклад, а только черновой материал к нему. Ваша задача – переработать этот материал, упорядочить его, сделать обозримым и удобным для понимания. На этом этапе работы необходимо уточнить план: выделить вступление, основную часть, которая предполагает последовательное и четкое изложение основных положений с доказательствами, обоснованиями и иными аргументами, и заключение, в котором коротко резюмируется основной смысл работы, дается ее оценка, делаются выводы.

    Текст доклада готов. Но подготовка к докладу еще не завершилась. Если вы просто будете читать свой доклад, не отрываясь от бумаги, то слушатели скоро устанут и заскучают. Поэтому надо уметь не читать, а рассказывать. Для этого нужно составить тезисный план, заглядывая в который вы не потеряете нить рассказа, выписать значимые цитаты, которые нужно передать точно, выделить и пояснить основные термины и понятия. Докладчик должен хорошо владеть материалом. Можно трудные или сложные термины, имена заранее написать на доске, чтобы слушателям легче было ориентироваться. И напоследок подумайте, какие вопросы ваш доклад может вызвать, попробуйте предугадать и подготовиться к ним. Желательно порепетировать, рассказав ваш доклад какому-нибудь добровольному слушателю или хотя бы самому себе, и тогда ваши слушатели получат удовольствие и новые знания, а вы – моральное удовлетворение от хорошо сделанной работы и хорошую оценку.



    Требования к написанию реферата в целом совпадают с требованиями, предъявляемыми к докладам. Но, если главная цель докладчика – представить результат своей работы в устной форме, и, следовательно, есть возможность что-то подкорректировать в момент самого выступления, то реферат – это работа, выполненная в письменной форме, а, значит, возможности исправить уже не будет. Поэтому продумайте основательно план и содержание. План должен быть изложен на первой странице, и весь текст должен соответствовать пунктам плана. В конце работы обязательно следует поместить список использованной литературы. При оформлении работы следите за тем, чтобы была выдержана единая форма (часто при использовании материала из интернета вставляют в текст фрагменты, напечатанные различным шрифтом и с разными муждустрочными интервалами – это портит общее впечатление от прочитанного, и, скорее всего, по смыслу такие части не будут восприниматься как одно целое, а в хорошем реферате всё должно быть взаимосвязано). Обязательно сделайте титульный лист, на котором будет указано название учебного заведения, тема реферата, кем подготовлен и в каком году написан.

    У современных учащихся вузов, школ, нередко возникает вопрос: как подготовить доклад, чтобы он полностью устроил преподавателя? Ученики регулярно получают такие задания: тема изучается ими самостоятельно, а они должны показать, насколько освоили материалы, прочесть соответствующую речь на защите доклада и ответить на вопросы. Некоторые школьники с лёгкостью пишут доклады, а для многих это остаётся сложной задачей. Однако и с течением времени далеко не все приобретают нужные навыки, осваивают методики написания докладов. В вузе самым серьёзным и ответственным докладом становится текст, посвящённый диплому. Именно его зачитывают студенты на защите дипломного проекта, а мастерство докладчика во многом определяет отношение комиссии к его работе в целом. Очень важно научиться писать и презентовать доклад, демонстрируя знания и умения педагогам. Чтобы правильно подготовить доклад необходимо овладеть основными методиками, знать требования к тексту, следовать рекомендациям и алгоритму.


    Готовим доклад правильно и эффективно. Несколько полезных советов
    Вам понадобится учесть несколько советов и следовать алгоритму, чтобы ваша работа была действительно эффективной, а доклад получился содержательным и интересным.
    • Сначала стоит подумать о времени, которое вы затратите на выполнение задания. Постарайтесь выделить на подготовку доклада хотя бы 2-3 дня. Как показывает практика, лучше всего заниматься изучением темы, поиском материалов и дальнейшим оформлением окончательного текста доклада в несколько приёмов. Именно так вы сможете рационально распределить время и трудиться с хорошей производительностью. Спешка всегда вредит делу, зачастую возникают непредвиденные сложности, вопросы. В итоге правильно подготовить доклад ещё сложнее. Упростите себе задачу, оставив нужное количество времени на работу.
    • Важный момент в любой работе, так или иначе связанной с наукой, написанием текстов, – выбор темы, осваивание заданного направления. Когда тема обозначена преподавателем, вам придётся приложить некоторые усилия, чтобы вникнуть в неё, особенно, если она вам мало знакома или показалась неинтересной. Помните, что успех работы не зависит напрямую от темы. Если вы будете готовить доклад тщательно и вдумчиво, вы в любом случае защитите его успешно. Выбирая тему самостоятельно, остановитесь на той, которая вызывает у вас искренний интерес, избегайте практического подхода. Даже если вы имеете много материалов, но направление вас не привлекает, работать будет сложнее.
    • Приступив к подготовке доклада, сразу подумайте, где вы станете доставать источники информации. Не нужно ограничиваться сведениями, имеющимися в Интернете. Используйте только проверенные сайты – их вам может посоветовать учитель. Обязательно возьмите минимум два источника в библиотеке, проверяйте данные по ним.
    • Пишите доклад самостоятельно. Изучите тему, соберите материалы, составьте текст. Не берите готовые доклады, даже если увидите хорошие варианты по вашей теме. Скорее всего, плагиат быстро обнаружит ваш педагог, а вы не получите никакой пользы от работы, не овладеете полезными навыками, не разберётесь в теме, которая может вам пригодиться. Всегда сложно отвечать на вопросы, когда доклад написан кем-то другим.
    • Отведите достаточное время на исследование темы. Разумеется, доклад отличается от научной работы, курсовой, но и в нём вам нужно продемонстрировать собственный подход, сложить личное мнение о проблеме. Работайте по плану: вдумайтесь в тему, разберитесь в сложных для вас вопросах, обозначьте круг базовых проблем. После просмотра разных источников выберите 3-5 основных, чтобы не запутаться в материалах, хорошо их запомнить и не отклониться от заданного направления. Выделите самое главное, касающееся вашей темы, раскрывающее её, в каждом источнике. Составьте план и только после этого начинайте писать сам текст доклада.
    • Подготовив черновой вариант доклада, тщательно проверьте его с точки зрения русского языка. Обратите внимание, что вам нужно выполнить несколько задач:
      1. Разобраться в теме самостоятельно.
      2. Показать преподавателю, что вы действительно ориентируетесь в теме и понимаете то, о чём говорите.
      3. Рассказать всё доступно и понятно, донести суть доклада, его содержание до всей аудитории, том числе до ваших одноклассников (однокурсников), которые услышали данную информацию впервые.
      Если в тексте много ошибок, смысл обязательно будет ускользать, вас не смогут понять. Педагоги тоже оценивают работу по содержанию и по оформлению. Структура текста должна быть чёткой, логичной, построение важно соотнести с раскрытием темы, излагать материал последовательно и не пропускать важные сведения. Раскрывайте непонятные термины, делайте доклад доступным.
    • Очень важный этап – подготовка речи. Хороший способ грамотно преподнести материал – оформить отдельно текст доклада и речь. Речь желательно сделать более краткой, чтобы она занимала 4-5 страниц (если учитель не обозначил другие стандарты). Тогда она будет хорошо восприниматься, а всё остальное вы сможете рассказать, отвечая на вопросы педагога. Обратите внимание, что, не зачитывая сразу весь материал, вы оставляете себе своеобразный «запас», имеете возможность хорошо ответить на дополнительные вопросы. В то же время, помните, что важно и в речи полностью раскрыть тему, не упуская узловых моментов, понятий, иначе она будет неполной. Напишите речь на листочках или напечатайте, её вам, скорее всего, можно будет взять с собой на защиту доклада.
    • Речь следует не только грамотно оформить, но и научиться хорошо преподносить материал, прорепетировать выступление несколько раз. Вы можете потренироваться перед зеркалом. Произносите слова чётко, правильно интонируйте, не делайте длительные и ненужные паузы, не используйте междометия. Говорить нужно в среднем темпе, не очень медленно, но и не слишком быстро, иначе слушателям будет трудно воспринимать текст. Произносите фразы спокойно, старайтесь не волноваться. Тренировки помогут вам уверенно чувствовать себя на самой защите доклада.
    Особая специфика у доклада для защиты диплома. Как правильно подготовить доклад, чтобы он не испортил впечатление о работе, стал вашим дополнительным преимуществом?

    Помните, что длинная речь – это уже недостаток выступления. Допустимое время, отводимое обычно на доклад, – 10 минут. Но есть две тенденции:

    • уже на пятой минуте аудитория начинает уставать;
    • студенты в большинстве случаев не укладываются в заданный промежуток времени.
    В итоге можно сделать два вывода. Когда многие студенты удлиняют речь, комиссия утомляется ещё больше. Следовательно, задача докладчика – максимально сократить время своего выступления. Оптимальная длительность доклада – 5-6 минут. Его продолжением станут ответы на вопросы комиссии. Что же нужно обязательно сказать, делая доклад по дипломному проекту?
    • Кратко обозначьте актуальность, предмет и объект, методы исследования, цели и задачи работы.
    • Скажите, какие известны фундаментальные исследования по вашей теме, а на какие источники в основном опирались именно вы. Достаточно назвать 5-7 позиций.
    • Дайте представление о содержании работы буквально в двух предложениях: это может напоминать пересказ оглавления, только с соответствующими смысловыми связками.
    • Основная часть вашего доклада – ваши собственные наработки, результаты, выводы. Рассказывайте о своих находках, приводите примеры и доводы. Это должно занять примерно 4/5 вашей речи.
    Вы убедитесь, что такой доклад будет воспринят прекрасно, комиссия выслушает вас с интересом, а всё, что не вошло в вашу лаконичную речь, они смогут спросить у вас дополнительно.

    Подготовка доклада. Алгоритм
    Как подготовить доклад правильно? Следуйте советам, действуйте по алгоритму, тогда работать будет легче, а результат порадует.

    1. Вникните в тему доклада. Определите основные проблемы и выпишите их на отдельный листочек. Сразу подумайте, всё ли вам понятно. Уточните термины, нюансы работы у преподавателя.
    2. Найдите источники, где вы собираетесь брать информацию. Возьмите в библиотеке хотя бы 2-3 источника, в Интернете пользуйтесь проверенными сайтами. Сверяйте сведения с печатными материалами.
    3. Ограничивайте количество источников, иначе вы можете запутаться в материалах, потратить слишком много сил на их осваивание. Соотносите работу с объёмом доклада, сложностью темы. Если вы учитесь в школе, достаточно взять 3-5 источников, а вот студенту стоит довести их количество до 5-9.
    4. Определите самые важные для раскрытия темы места в материалах, основные моменты. Дополните ими ваш черновик.
    5. Составьте план доклада. Сделайте маленькую вступительную часть, обозначьте тему, кратко расскажите об источниках информации (назовите их), после основной части перейдите к вашим заключительным выводам.
    6. Напишите черновик доклада. Не забывайте о последовательности, логичности изложения.
    7. Прочтите текст, подумайте, соответствует ли он теме, исправьте все недочёты, ошибки.
    8. Сделайте два варианта доклада: чистовой вариант и речь, представляющую собой сокращённую версию доклада.
    9. Прочтите речь, доклад, проверьте на наличие ошибок.
    10. Прорепетируйте защиту доклада, прочтите речь вслух два раза.
    Действуйте в соответствии с алгоритмом, вникайте в тему, помните о рекомендациях: так вы сумеете подготовить хороший доклад, успешно его защитить.