Образовательный туризм. Виды образовательного туризма, развитие, организация, направления образовательного туризма

Образовательный туризм – это вид отдыха, основной или второстепенной целью которого является изучение зарубежных языков, кулинарий или других дисциплин (экономики, менеджмента, маркетинга и др.), а также удовлетворение любознательности, повышение квалификации и приобретение нового опыта в той или иной профессии или сфере деятельности.

Образование как понятие

Образование – это процесс общения людей с целью обучения и передачи (обмена) тех или иных знаний и навыков, понятий и ценностей, а также разного рода информации из поколения в поколение, от нации к нации, от учителей к ученикам. Завершенным образованием считается достижение определенного уровня знаний, как результат усвоения полученной информации, навыков и умений.

По сути, продукт образования – это совокупность ума, характера и физических способностей человека, сформированные в процессе обучения.

Разновидности образовательных туров

По первопричине

  • образование с элементами отдыха (обучение в заграничных школах и университетах, языковые курсы, экскурсии на работающие предприятия, посещение музеев и выставок, исторические экскурсии, выездные курсы повышения квалификации, семинары и конференции);
  • отдых с элементами образования (любые виды туризма – религиозный, гастрономический, культурный и т.д., включающие в себя образовательные и обучающие мотивы).

По тематике тура

  • Языковой тур – самый распространенный вид образовательного туризма. Основная цель – изучение иностранного языка методом «погружения» в языковую среду. Такие туры особенно популярны среди школьников и студентов. Длительность языкового тура может варьироваться от 10 дней до 3-6 месяцев. В дополнение к интенсивному курсу обучения языковой грамматике, проводятся увлекательные экскурсионные программы, гастрономические туры, познавательные и спортивные мероприятия. Языковые туры отличаются от программы «Академический год» тем, что, как правило, проводятся во время каникул и могут стать подготовительным этапом для дальнейшего получения образования в зарубежных учебных заведениях.
  • Программа «Академический год» - программа культурного обмена между европейскими странами, США, Россией и т.д. Рассчитана на 9-11 календарных месяцев. Направлена на изучение иностранных - языка, культуры и традиций наряду с общеобразовательными предметами. Кроме общего плана школьных или университетских занятий, такая программа включает в себя спортивные, культурные и экскурсионные мероприятия.
  • Спортивно-обучающие туры – это экскурсионные программы, направленные на обучение и занятия некоторыми видами спорта, такими как дайвинг и серфинг, теннис и гольф, верховая езда, катание на лыжах и сноуборде, парусный спорт и другие.
  • Туры профессионального обучения – это различные выездные курсы повышения квалификации, семинары и стажировки, не связанные с получением доходов в месте обучения (стране временного пребывания). Длительность такой поездки может варьироваться от нескольких дней до нескольких месяцев. Например – «инфотур» для работников турфирм, знакомит их с отелями и экскурсионной программой того или иного курорта.

  • Тематические познавательные туры – являются неотъемлемой частью большинства путешествий. Это и любые исторические экскурсии, посещение курсов боевых искусств или тайского массажа, астрологических или кулинарных и т.д.

Популярные направления

Большой популярностью в образовательном туризме, особенно в части языковых программ, пользуются европейские страны – Англия, Франция, Италия. На сегодняшний день к ним присоединились – Финляндия, Норвегия, Польша Чехия и Испания. С целью привлечения интереса к языкам и традициям этих стран, создаются специальные (материально доступные) программы для школьников и студентов.

В последнее время все большей популярностью пользуются образовательные путешествия в страны Азии. В Японию и Сингапур – на экономические семинары; в Таиланд – на курсы разных видов точечных и других массажей; в Индию – с целью познания буддийских истин и учений; в Китай – для знакомства с боевыми искусствами.

Информация о курсах менеджера по туризму:

Туристические курсы ознакомят вас с видами путешествий: познавательным туризмом, активным, оздоровительным, образовательным. Также курсы обучения туризму научат вас разрабатывать и выбирать туристические программы для клиентов. Это качество как раз ценится в менеджерах по туризму больше всего. Вы научитесь организовывать туры за рубеж, на отдых, экскурсионные маршруты, комбинированные и индивидуальные поездки, автобусные туры, морские и речные круизы, образовательные и зимние туры, поездки для школьников, бизнес и шоп–туры.

В чем полезные стороны обучения менеджеров по туризму

Основные темы изучаемые на курсах менеджмента туризма

Туризм обучение состоит из довольно обширной программы, включающей в себя девятнадцать тем, каждая из которых рассматривается очень подробно. Оканчиваются курсы менеджер по туризму зачетом, который поможет вам подытожить полученные вами знания. Наша школа туризма первой темой рассмотрит правовые аспекты туристического бизнеса. Это нормативная база, терминология, а также органы государственного управления туризмом. Менеджер по туризму обучение включает в себя рассмотрение всех участников туристского процесса. Сюда входят турфирмы, гостиницы, рестораны, экскурсионные бюро, туроператоры, турагенства и, несомненно, клиент. Важной составляющей отношений туроператор-клиент является договор на туристическое обслуживание.

Образовательный туризм

Словосочетание «образовательный туризм» принято называть поездки за рубеж с целью учебы. Но является ли это туризмом? Вот вопрос, о котором сегодня спорят образовательные агентства и турфирмы, которые все чаще начинают работать с образовательными поездками. По сообщению компании IQ consultancy, количество студентов, выезжающих на учебу только в Великобритании, ежегодно возрастает на 28%. По сравнению с рынком туристических поездок это – капля в море. Однако годовой оборот этого рынка по оценкам экспертов составляет более 200 млн.евро. Поэтому конкуренция растет, и каждая из сторон претендует на свою долю этого пирога. Для потребителя это означает, конечно, возможность выбирать среди растущего числа агентств и их ценовых предложений.

Самая острая конкуренция – среди агентств, занимающихся так называемыми «языковыми программами». Это объяснимо: такие поездки наиболее «просты в исполнении», да и языковые школы легче идут на контакт, нежели, например, школы частные. Особой популярностью пользуется Мальта – за счет простоты въезда и дешевизны обучения (по сравнению с другими англо-говорящими странами, разумеется). В целом, предлагаемые языковые программы можно разделить на три группы: Up-market – дорогие летние курсы в хорошо оборудованных языковых или частных школах. Как правило, такие школы тщательно соблюдают баланс национальностей. Турфирмы с такими школами, как правило, не работают – слишком дорого, а значит, трудно продать. Да и сами школы на сотрудничество с новыми и непроверенными партнерами идут неохотно. Middle-market – средний ценовой диапазон. Здесь можно найти все что угодно, от добротных английских учебных заведений до учебы в «народных школах» Финляндии.

  • 5.Факторы, влияющие на развитие международного туризма.
  • 6.Понятие «религия». Мировые религии. Центры и особенности христианского паломничества, буддистского паломничества, паломничества мусульман.
  • Религиозный туризм. Центры христианского паломничества.
  • Религиозный туризм. Центры паломничества мусульман.
  • Религиозный туризм. Центры буддистского паломничества.
  • 7.Функции международного туризма.
  • 8.Лечебно-оздоровительный туризм в Америке, Африке, Азии и Океании.
  • Лечебно-оздоровительный туризм в Америке.
  • Лечебно-оздоровительный туризм в Африке, Азии и Океании.
  • 9.Виды международного туризма.
  • 11.Туристские макрорегионы и субрегионы (мезорегионы) мира по классификации unwto.
  • 12.Туристский потенциал и развитие познавательного, развлекательного, курортно-оздоровительного, религиозного и экологического туризма в Южной Азии.
  • Современное состояние и развитие международного туризма в Южной Азии.
  • 13.Понятие «деловой туризм». Основные направления деловых (бизнес-поездок) потоков в мире.
  • 14.Современное состояние и перспективы развития международного туризма в Европейском и Восточно-Азиатско-Тихоокеанском макрорегионах.
  • 15.Современное состояние и перспективы развития международного туризма в Американском и Южно-Азиатском макрорегионах.
  • 16.Туристский потенциал и развитие познавательного, развлекательного, курортно-оздоровительного и экологического туризма в Центральной и Южной Америке.
  • 17.Мировые центры экологического туризма. Развитие экологического туризма в Европе, Америке, Азии, Африке, Ближнем Востоке.
  • 18.Туристское районирование Европы. Современное состояние международного туризма в Европе.
  • 19.Туризм с целью отдыха и развлечений в Европе и Африке.
  • 20.Туристское районирование Африки. Современное состояние и перспективы развития международного туризма в Африке.
  • 21.Современное состояние и перспективы развития международного туризма в Африканском макрорегионе и Ближнем Востоке.
  • 22.Организация спортивного туризма. Виды спортивного туризма.
  • 23.Особенности туризма с целью отдыха и развлечений.
  • 24.Современное состояние и развитие международного туризма на Ближнем и Среднем Востоке. Места религиозного паломничества.
  • 25.Туризм с целью отдыха и развлечения в Америке
  • 26.Виды делового туризма. Конгресс-туризм и его особенности. «Инсентив-туризм» и его особеености. Требования к гостиницам при организации делового туризма.
  • Виды делового туризма. Конгресс-туризм и его особенности.
  • 27.Туризм с целью отдыха и развлечения в Восточно-Азиатско-Тихоокеанском регионе.
  • 28.Экстремальный туризм.
  • 29.Современное состояние и развитие международного туризма в странах Центральной и Южной Америки.
  • 30.Туризм с целью отдыха и развлечений на Ближнем Востоке и Южной Азии.
  • 31.Особенности лечебно-оздоровительного отдыха. Основные типы курортов.
  • Типы курортов
  • 33.Генерирующие и принимающие регионы и страны. Направление основных потоков экологического туризма в мире.
  • 34.Туристский потенциал и развитие познавательного, развлекательного, курортно-оздоровительного, религиозного и экологического туризма в снг и Балтии.
  • 35.Виды экологического туризма. Основные принципы организации экотуризма.
  • 36.Туристский потенциал и развитие познавательного, развлекательного, курортно-оздоровительного и экологического туризма в Африке.
  • 37.Лечебно-оздоровительный туризм в Европе и на Ближнем Востоке.
  • 38.География горнолыжного туризма, гольф-туризма, дайв-туризма.
  • 39.Туристский потенциал и развитие познавательного, развлекательного, курортно-оздоровительного и экологического туризма в Европе.
  • 40.Состояние развития международного туризма в снг и Балтийских странах.
  • 41.Обучающий туризм и его разновидности. Виды обучающих программ.
  • 42.Основные особенности культурного туризма. Элементы культуры, влияющие на развитие туристского интереса. Международные культурные центры.
  • Культурный туризм как вид туристской деятельности.
  • 43.Подходы к определению сельский туризм. Национальные модели организации сельского туризма в Западной Европе. Перспективы развития сельского туризма.
  • 44.Туристский потенциал и развитие познавательного, развлекательного, курортно-оздоровительного и экологического туризма на Ближнем и Среднем Востоке.
  • 41.Обучающий туризм и его разновидности. Виды обучающих программ.

    Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми.

    Основные программы обучающих туров - это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах).

    Учебные программы - специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных кабинетах.

    Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т. д.

    Все программы включают в себя по 24 аудиторных часа. Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.

    Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов языка в неделю.

    Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров.

    В зависимости от продолжительности тура и места размещения туристов в программу могут быть включены спортивные программы. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом - эта форма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры). Групповые туры с размещением в летних лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями.

    Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

    Главная особенность подготовки языково-обучающего тура исключительно индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста.

    Организацией языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями на использование учебной базы, работу преподавателей и пользование методическими пособиями. Обычно у туроператора по обучающим турам имеются "договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющими несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т. д.), а значит, и больший выбор для туристов.

    Перед началом обслуживания необходимо подготовить методическое обеспечение для выдачи туристам: программы обучения, учебники, разговорники, карты города, путеводители на изучаемом языке. Обычно этот набор входит в стоимость тура.

    Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах.

    При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится на нет. Проживание в семье удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное - эффективнее в отношении совершенствования языка, так как обучающемуся приходится общаться на изучаемом языке не только в школе, но и в семье.

    Если студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), следует проверить, есть ли условия для занятий.

    Если тур групповой, то на всем протяжении тура с группой туристов должен работать руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым языком. Назначает его (по договоренности с принимающей фирмой) направляющая сторона.

    Группы по изучению языка должны состоять максимум из 12 человек. Однако с точки зрения отправки да и организации транспортных экскурсий более рентабельны группы по 30 человек. Поэтому при организации учебных занятий большие группы приехавших туристов разбиваются на подгруппы.

    (Спортивно-обучающие туры. Такие туры также распространены во всем мире. Среди них можно назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парусный спорт, подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое главное - обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта.

    Обучающие программы - это занятия выбранным видом спорта по специальной обучающей программе под руководством опытных инструкторов. Необходимо разработать график спортивно-обучающих занятий. Как правило, это первая половина дня между завтраком и обедом. При разработке обучающей программы обязательно обращается внимание на дозированность нагрузки. После обеда -экскурсионно-познавательные мероприятия, свободное время.

    Кроме того, в настоящее время формируются дополнительные рынки на обучающие туры, так называемое профессиональное обучение менеджменту, маркетингу, компьютерным технологиям, туризму, дизайну, гостиничному хозяйству, банковскому делу, праву - всему тому, на что есть спрос по обучению во время путешествий. Это можно назвать привычным словосочетанием - «повышение квалификации». Но только повышение квалификации во время путешествия при помощи туристских фирм) .

    Лекция №6

    Образовательный туризм - весьма распространенный вид туризма, когда во время поездок турист совмещает отдых с обучением.

    В общем смысле можно выделить три направления, или три рынка обучающего туризма:

    > языково-обучающие туры;

    > спортивно-обучающие туры;

    > профессиональное обучение.

    Остановимся подробнее на языково-обучающих турах.

    Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов - от детей и их родителей, покупающих туры для детей с; целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров.

    Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения для таких маленьких детей пока что не имеют большого спроса, а вот школьников 10-17 лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты взрослые (причем последние составляют 10 % всего потока).

    Совмещение языковой подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых - в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно поучить в Ирландии, на Мальте и т.д.

    Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие (стандартные, бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.

    Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем следует немецкий, испанский/итальянский. Следом за ними чдуг предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языкн достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию - китайского, фарси, японского. Но это скорее исключение, чем правило.

    Средняя продолжительность туров - 2-3 недели.

    Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего -это группы бизнес-языка, группы школьников).

    Основные программы обучающих туров - это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах).

    Учебные программы - специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных кабинетах.

    Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т.д.



    Все программы включаю в себя по 2-4 аудиторных часа (45 минут) занятий иностранным языком в день. Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.

    Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов языка в неделю.

    Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров.

    В зависимости от продолжительности тура и места размещения туристов в программу могут быть включены спортивные программы (занятия теннисом, конным спортом, плаванием, греблей на каноэ и т.д.). в основном спортивные программы зависят от возможностей той школы или колледжа, на базе которых организуется тур по обучению языку. Среди учащихся устраиваются различные состязания по спорту и викторины, что также косвенно подталкивает их к языковой практике во время этих мероприятий. Курсы изучения иностранных языков и занятия спортом - эта форма обучающих туров приобретает все большую популярность в мире (особенно среди молодежной клиентуры).

    Групповые туры с размещением в летних лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от обычной среды. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями. Это так называемые развлекательно-образовательные туры, в которых обучению обычно отводится далеко не глинная роль. Этот вид поездок очень нравится школьникам, когда они встречаются со своими сверстниками разных национальностей и общаются с ними на изучаемом языке.

    Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

    Главная особенность подготовки языково-обучающего тура исключительно индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста.

    Организацией языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями (университетами, институтами, колледжами и т.д.) на использование учебной базы, работу преподавателей и использование методических пособий. Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющими несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т.д.), а значит, и большой выбор для туристов.

    Перед началом обслуживания необходимо подготовить методическое обеспечение для выдачи туристам: программы обучения, учебники, разговорники, карты города, путеводители на изучаемом языке. Обычно этот набор входит в стоимость тура.

    Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных туристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится на нет. Проживание в семье удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное - эффективнее в отношении совершенствования языка, так как обучающемуся приходится общаться на языке не только на занятиях, но и в семье.

    К подбору семей, в которых размещаются обучающиеся, необходимо подходить особенно тщательно. С семьями туроператор заключает специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в отдельных случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт в приеме детей.

    Если студенты размещаются в общежитиях (гостиницах), следует проверить, есть ли условия для занятий.

    Если тур групповой, то на всем протяжении тура с группой туристов должен работать руководитель группы из направляющей страны, свободно владеющий изучаемым языком. Назначает его (по договоренности с принимающей фирмой) направляющая сторона.

    Группы по изучению языка должны состоять максимум из 12 человек. Однако с точки зрения отправки да и организации транспортных экскурсий более рентабельны группы по 30 человек. Поэтому при организации учебных занятий большие группы приехавших туристов разбиваются на подгруппы.

    Программы среднего образования в европейских школах и колледжах занимают значительное место у образовательных операторов МУЦ, «Инсайт-Лингва», «Гармония», ИТЭК, «Элитур-Клуб» и других, причем безусловное предпочтение отдается Великобритании, за которой следуют Ирландия, Швейцария, Испания, Германия, Франция, Мальта. Ежегодно по этим программам компании отправляют на учебу 20-30 детей.

    Как правило, иностранцы учатся за рубежом в частных школах-пансионах с высоким уровнем обучения и безопасности, постоянным курированием, хотя некоторые компании оформляют старшеклассников (от 16 лет) с хорошим знанием языка в государственные школы (например, в Германии).

    Основная цель получения среднего образования за границей -последующее поступление в университет. Для зачисления в хорошую школу необходимы знание языка (при необходимости можно окончить подготовительные курсы), хорошая успеваемость на родине, финансовая состоятельность семьи.

    Условия обучения и проживания в зарубежных школах могут существенно различаться. Так, школы и пансионы Великобритании и Ирландии известны своими спартанскими традициями. Здесь жизнь «школяра» четко регламентирована, предусмотрено проживание в комнатах по 10, а в Ирландии - и до 70 человек, занятия спортом проводятся на улице в любую погоду, неукоснительно соблюдаются школьные правила, на занятиях требуется самостоятельная разработка темы.

    Провести учебный год в школе за рубежом можно с помощью обменной программы. Ученики посещают занятия в школе и живут обычно в семьях. По окончании учебного года они получают справку о пройденном обучении.

    Контрольные вопросы:

    1.Дайте характеристику видам образовательного туризма.

    2. Возраст туриста в этом виде туризма.

    3. Особенности организации туров для несовершеннолетних людей(детей). Визовые формальности. Особенности размещения.

    4. Роль досугово-развлекательных и экскурсионных программ в этом виде туризма.

    5. Дайте характеристику мировым центрам образовательного туризма.