Запорожская сечь. Тарас Бульба

На тему: “Запорожская Сечь

и запорожские казаки”

Запорожская Сечь была военной организацией: казаки жили в куренях (военное подразделение), ими руководил атаман или гетман, который руководил Сечью при помощи казацкой верхушки - старшины . Казаки совершали успешные походы в Крым и даже доходили до Стамбула (Константинополя). По рекам и морю они ходили на небольших лодках, выдолбленных из целого дерева, которые назывались чайками . По краям прикреплялись связки камыша, что придавало дополнительную устойчивость. У казаков была конница, но все же основой их войска была пехота. Чтобы противостоять татарской коннице казаки начинают активно использовать огнестрельное оружие - пищали, пистоли, небольшие пушки. По степи они передвигались на возах, которые в случае нападения татар казаки устанавливали в квадрат и вели сильный огонь по татарам. Прорваться в середину квадрата было очень трудно, и обычно татары отступали.

Состоя под верховною протекцией сперва польского, потом русского правительства, временно под покровительством крымского хана, запорожские козаки во все время своего исторического существования управлялись собственным, обыкновенно ежедогодно сменявшимся и непременно неженатым начальством.

Кошевой атаман, войсковой судья, войсковой асаул и войсковой писарь составляли войсковую старшину.

Кошевой атаман соединял в своих руках военную, администра­тивную, судебную и духовную власть. В военное время кошевой был «главным командиром», «фельдмаршалом» войска и действо­вал как совершенно неограниченный диктатор: он мог выбросить непослушного за борт лодки или же на шее с веревкой тащить его за тяжелым обозом; в мирное время он был «конституционным владыкою» Запорожья и потому управлял всею областью козацких вольностей с их паланками, селениями, зимовниками и бурдюгами;

исполнял роль верховного судьи над всеми провинившимися и преступниками, и потому наказывал виновных за проступки и оп­ределял казнь злодеям за преступления; считался верховным на­чальником запорожского духовенства и потому принимал и опреде­лял духовных лиц из Киева в сичевую и паланочные церкви.

Обязанности кошевого состояли в том, что он утверждал выбранных на раде всех следовавших за ним чинов, узаконивал распределение «по лясам» земли, покосов, рыбных ловель, звериных уходов, разделял военную добычу, войсковые доходы, царское жалованье, принимал новых лиц в Сечь, отпускал старых козаков из Сечи, выдавал аттестаты заслуженным товарищам, посылал ордера паланочной старшине, входил в дипломатические отношения с соседними государствами. Но при всей своей силе кошевой атаман, однако, не был неограниченным властелином запорожского войска. Жизнь кошевого атамана, как и прочих старшин, нисколько не отличалась от жизни остальных козаков.

Войсковой судья был вторым лицом после кошевого атамана в запорожском войске; как и кошевой атаман, он избирался на войсковой раде из простого товариства. Судья был блюстителем тех предковских обычаев и вековечных порядков, на которых зиж­дился весь строй козацкой жизни; в своих решениях он руководст­вовался не писаным законом, как совсем не существовавшим у запорожских козаков, а преданиями или традициями. Обязанностью войскового судьи было судить виновных скоро, право и нелицепри­ятно; он разбирал уголовные и гражданские дела и производил суд над преступниками, представляя, однако, окончательный приговор суда решать кошевому атаману или войсковой раде. Внешним знаком власти войскового судьи была большая серебряная печать, кото­рую он обязан был держать при себе во время войсковых собраний или рад и прикладывать к бумагам, на которых постановлялось решение всей рады. Судья, как и кошевой атаман, не имел ни особого жилища, ни отдельного стола, а жил и питался обще с козаками своего куреня. Главным доходом судьи было царское жалование.

Войсковой писарь, как и кошевой атаман и войсковой судья, выбирался товариством на общей раде и заведывал всеми письменными делами запорожского войска. Обя­занность писаря считалась в Запорожье столь важной и ответственной, что если бы кто другой, вместо него, осмелился писать от имени коша кому-либо или принимать письма, присылаемые на имя писаря, того без пощады казнили смертью. Значение войско­вого писаря в Запорожье было очень велико. Влияние войсковых писарей тем сильнее было в Запо­рожье, что большинство из них оставалось на своих должностях в течение многих лет бессменно. Внешним знаком достоинства войскового писаря была в длинной серебряной оправе чернильни­ца - каламарь.

Войсковой асаул, так же, как кошевой атаман, судья и писарь, избирался общею радою из простых козаков низового товариства; обязанности войскового асаула были очень сложны: он наблюдал за порядком и благочинием между козаками в мирное время в Сичи, в военное в лагере; следил за исполнением судебных приговоров по решению кошевого или всей рады, как в самой Сичи, так и в отдаленных паланках войска; производил следствия по поводу разных споров и преступлений в среде семейных козаков запо­рожского поспольства; заготовлял продовольствие для войска на случай войны, принимал хлебное и денежное жалованье и, по приказу кошевого, разделял его сообразно должности каждого старшины; охранял всех проезжавших по степям запорожских вольностей; защищал интересы войска на пограничной линии; посылался впереди войска для разведки о неприятелях; следил за ходом битвы во время сражения; помогал той или другой стороне в жаркие минуты боя. Внешним знаком власти запорожского войскового асаула была деревянная трость, на обоих концах скованная серебряными кольцами, которую он обязан был держать во время войсковых собраний. Жизнь и доходы войскового асаула были такие же, как и войскового писаря; но жалованья он получал 40 рублей в год. В помощники войсковому асаулу выбирался войско­вой подасаулий, а на случай войны войсковой обозный, ведавший артиллериею и войсковым продовольствием и разделявший все труды асаула.

Должность куренных атаманов, называемых просто «отамання», числом 38, по числу куреней в Запорожской Сечи, как и другие, была выборная; в куренные избирался человек расторопный, храбрый, решительный, иногда из бывшей войсковой старшины, а большею частию из простых козаков; выбор куренного атамана известного куреня составлял частное дело только этого куреня и исключал вмешательство козаков другого куреня. Куренные атаманы прежде всего исполняли роль интендантов в Сечи; прямою их обязанностью были доставка провизии и дров для собственного куреня и хранение денег и имущества козаков в куренной скарбнице; поэтому у куренного атамана всегда находи­лись ключи от скарбницы, которые в его отсутствие никто не смел брать, если на то не было разрешения от куренного. Куренные атаманы заботились о козаках своего куреня, как отцы о собственных детях и, в случае каких-либо проступков со стороны козаков, виновных наказывали телесно, не испрашивая на то ни у кого разрешения. Любимых куренных атаманов запорожские козаки слушались иногда больше, чем кошевого или судью, и потому часто через куренных атаманов кошевой атаман в трудных и опасных вопросах или случаях действовал и на настроение всего войска. Неспособных, пьяниц, небрежных или просто не сумевших понравиться козакам куренных атаманов козаки немедленно сбрасывали и даже иногда казнили смертью.

После войсковой старшины и куренных атаманов следовали так называемые «батьки» или «старики», «сивоусые диды», «знатные радцы», т.е. бывшие войсковые запорожские старшины, или оставившие свои должности по старости лет и по болезни, или уступившие их другим после войсковой рады. Опытность, прославленная отвага, отчаянное удальство в молодые годы - давали им право на громадный нравственный авторитет в среде запорожского войска. Это были «столбы» всего низового войска, носители всех его преданий и строгие исполнители козацких обычаев. На радной площади «сивоусые деды» занимали место тотчас после войсковой старшины; в совещаниях по куреням-тотчас после куренных атаманов; во время войны начальствовали над отдельными отряда­ми и даже иногда над самими полковниками; при отправке «лис­тов» от сичевого товариства приписывались тотчас после имени кошевого атамана, а после смерти пользовались такою честью, что, при их погребении, один раз палили из пушек, «а из мелкого ружья более, нежели по другим простым козакам».

За войсковою старшиной следовали войсковые служители - довбыш, пушкарь, толмач, кантаржей, шафарь, канцеляристы и школьные атаманы.

Из уголовных преступлений самым большим считались: предательство, убийство козаком товарища; побои, причиненные козаком козаку в трез­вом или пьяном виде; воровство чего-либо козаком у товарища и укрывательство им краденной вещи: «особливо строги были за большое воровство, за которое, ежели только двумя достоверными свидетелями в том докажутся, казнят смертию »; связь с женщиной и содомский грех ввиду обычая, запрещавшего брак сичевым козакам; обида женщине, когда козак «опорочит женщину не по пристойности », потому что подобное преступление «к обесславлению всего войска запорожского простирается»; дерзость против начальства, особенно в отношении чиновных людей русского правительства; насилие в самом Запорожье или в христианских селениях, когда козак отнимал у товарища лошадь, скот и имущество; дезертирство, т. е. самовольная отлучка козака под разными пред­логами в степь во время похода против неприятеля; гайдамачество, т. е. воровство лошадей, скота и имущества у мирных поселенцев украинских, польских и татарских областей и проезжавших по запорожским степям купцов и путешественников; привод в Сичь женщины, не исключая матери, сестры или дочери; пьянство во время походов на неприятеля, всегда считавшееся у козаков уголовным преступлением и ведшее за собой строжайшее наказание.

Повесть «Тарас Бульба», написанная Н. В. Гоголем , описывает события происходящие, в среде запорожских казаков. Запорожская Сечь представляется казацкой республикой со своими порядками и обычаями. Это своеобразное царство свободы и равенства. Автор на протяжении всей повести прославляет законы этой земли. Он называет Сечь «гнездом», откуда появляются гордые и крепкие воины, а также местом, откуда на всю Украину распространяется воля и казачество.

Запорожская Сечь в повести описана как место праздного существования. Здесь все время проходят пиршества и гуляния, но при этом сохраняются строгие и справедливые законы. Казаки считались народом вольным и разгульным, и место, где они могли по-настоящему чувствовать себя как дома, было именно в Запорожье. Сюда со всей Украины приезжали казаки в поисках приюта. Старые казаки приезжали провести время со старыми друзьями. А молодые здесь могли набраться опыта у старшего поколения.

Так поступили и главные герои пьесы – Тарас Бульба с сыновьями Остапом и Андрием . Старый казацкий полковник давно не видел давних боевых товарищей и очень соскучился по ним. Для сыновей же он считал Запорожье лучшей «школой жизни». Сечь встретила их дружелюбно трудовыми буднями. Сразу при въезде они увидели более двадцати кузниц, откуда издавался оглушительный стук кузнечных молотов. Это и понятно. Ведь для того, чтобы обмундировать сотни тысяч казаков требовалась работа многих кузнецов.

Помимо кузнецов на улицах встречались и кожемяки, мывшие своими сильными руками воловьи шкуры. Были и добытчики руды, и торговцы порохом, и строители судов. Сам же город представлял собой суровую крепость, где готовили молодых воинов. Здесь не давалось много времени на обучения. Молодые казаки сразу приступали к сражениям, которые здесь почти не прекращались. В перерывах они не любили браться за учебные дисциплины, только за стрельбу и иногда за лошадиные гонки. К тому же им нужно было овладеть саблей, меткой стрельбой, рукопашным боем и прочими полезными умениями.

Запорожская Сечь отличалась суровыми нравами и законами. Так, например, за кражу казака могли забить насмерть, за долги могли приковать цепями, пока кто-нибудь из товарищей не выкупит или не отдаст долг. Однако самое страшное наказание было предусмотрено за смертоубийство. За это казака могли заживо похоронить с гробом убитого им человека. Считалось, что такие суровые законы учили молодых воинов уважать друг друга, быть мужественными и стойкими. Именно эти качества были необходимы настоящему казаку. Жестокое наказание ждало и изменника веры и родины. По этой причине Тарас Бульба собственноручно убил своего младшего сына Андрия.

В наше время Запорожская Сечь ассоциируется с былинными богатырями, вошедшими в историю своей храбростью и преданностью родине. Всем известно, как героически они проявляли себя в борьбе с захватчиками. В какой-то мере именно казачество повлияло на формирование национального менталитета. Многие казацкие обычаи не мешало бы восстановить, так как они являются достойным примером наследования.

Многие считают, что Запорожская Сечь - это одно-единственное укрепление, находившееся в районе но это совершенно ошибочное мнение. На самом деле под этим названием история объединила целый ряд центров днепровского казачества, которые сменяли друг друга последовательно. И находились они в различных местах низовья Днепра, южнее днепровских порогов (отсюда и название «Запорожская»).

Первая Запорожская Сечь - это Хортицкая крепость (Хортицкая Сечь), основанная в 1552 году князем Дмитрием Вишневецким на острове Малая Хортица. Она была разрушена крымско-турецкими войсками уже в 1557 году, но её идея - хорошо укреплённый военный лагерь - вскоре возродилась в образе следующих сечевых объединений.

В общей сложности история Запорожской сечи насчитывает восемь Сечей, каждая из которых существовала от 5 до 40 лет: Хортицкая, Томаковская, Базавлуцкая, Никитинская, Чертомлыцкая, Каменская, Алёшковская и Подпольненская.

Какие обычаи и порядки там царили? Известно, например, что для приёма в Сечь мужчина должен был быть свободным, неженатым, говорить по-украински, исповедовать православие (или креститься в православную веру). После принятия в казаки он должен был пройти военную подготовку, которая длилась около семи лет.

Единственным органом власти на Сечи являлась Рада, на которой решались все важнейшие вопросы. Рады проходили 1 октября, затем 1 января и на второй или третий день Пасхи. Также, Рада могла быть созвана в любое время по желанию большинства казаков. Решения, принятые на Раде, являлись обязательными для всех и каждого.

Община всех Сечи называлась Кош. Делился он на 38 куреней, которые являлись самостоятельными военными единицами. В каждом курене находилось от нескольких десятков до нескольких сотен казаков. Кроме того, у слова «курень» было и другое значение - так называлось жилое здание, в котором и находился «военный курень».

Несмотря на то, что все решения принимались на Радах, Запорожская Сечь имела главу, которым являлся кошевой атаман. Кроме основных своих полномочий, он имел право подписывать смертные приговоры для виновных казаков. считались следующие: убийство казаком другого казака; любое, даже мелкое, воровство; драка в нетрезвом состоянии; дезертирство; грабёж местного населения.

О запорожских казаках, их стойкости, мужестве, нестандартных ходило множество легенд. И факт остается фактом - они могли успешно противостоять сильным, многочисленным и хорошо вооруженным противникам.

В 1775 году российская императрица Екатерина II подписала манифест, согласно которому Запорожская Сечь не только уничтожалась, но и официально причислялась к Новороссийской губернии, что положило конец самостоятельному запорожскому казачеству. Причинами такого судьбоносного решения послужили несколько событий.

Во-первых, Россия заключила с Крымских ханством договор, по которому она получала выход к Чёрному морю, поэтому необходимость в защите южных границ отпала. А во-вторых, казаки активно участвовали в поэтому Екатерина II опасалась, что восстание перекинется и на Запорожские степи.

5 июня 1775 года началась печально известная ликвидация Запорожской Сечи. Российские войска во главе с генералом-поручиком Петром Текелей подошли к Запорожью ночью. Они подобрали день, когда казаки праздновали и не были готовы к сражению. По итогам ультиматума Текели Запорожская Сечь была сдана без боя. Казна и архив были конфискованы. После этого Запорожская Сечь была полностью разрушена артиллерией.

После ликвидации своей Сечи, казаки пополнили ряды войск российской армии, а бывшие старшины стали дворянами. последний атаман Запорожской Сечи, был сослан в Соловецкий монастырь, где провёл тяжкие 28 лет до самой смерти. Часть казаков ушла на территорию Турции, где они основали Задунайскую Сечь, которая смогла продержаться до 1828 года. Задунайские казаки сражались на стороне Турции, а также участвовали в подавлении восстаний.

Областное научное общество учащихся «Поиск»

МБОУ «Ивановская средняя школа»

НОУ «Ориентир»

Запорожская сечь в повести

Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Выполнила:

Булатова Маргарита

  1. класс.

Руководитель:

Мекина Ю.С.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ивановская СШ»

Ивановка- 2014

Цели и задачи.

2.1. Возникновение Запорожской Сечи. Географическое положение.

2.2. Роль описания степи Н.В.Гоголем. Использование художесвенно- изобразительных средств.

2.3. Нравы и обычаи Запорожской Сечи.

2.4. Музей Запорожской Сечи.

Заключение. Выводы.

Список используемых источников литературы.

Глава 1.Организация чтения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь.

Н.В.Гоголь усиленно занимался историей Украины, намеревался написать научный труд. Неоценимую помощь Гоголю оказывали народные песни. С целью сбора дополнительных материалов он дал «Объявление об издании истории Малороссии», в котором обращался к широкой публике с просьбой прислать ему в копиях или оригиналах неопубликованные летописи, записи, песни, деловые бумаги. Все источники, которые удалось собрать, Гоголь тщательно изучил.

В повести «Тарас Бульба» отражены реальные исторические события первой половины 17 века. Желая показать борьбу казачества за независимость, раскрыть ее героический характер, Гоголь не стремился к точной хронологии событий. Встречающееся в повести упоминание о 15 веке, когда сформировалось казачество, позволило Гоголю более полно раскрыть эпоху.

Первоначальная цель работы- познакомиться с содержанием произведения, выявить особенности жизни и быта казаков Запорожской Сечи. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Прочитать и проанализировать повесть «Тарас Бульба».
  2. Изучить теоретические сведения об истории возникновения Запорожской Сечи, о ее нравах и законах. Проанализировать и выявить местные национальные обычаи на основе исторического прошлого славянских народов.
  3. Подчеркнуть величие и героику борьбы за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества, силу воли и духа запорожцев.
  4. Провести анализ своей деятельности и результатов проделанного с целью определения перспектив и практической значимости работы.

Свою повесть "Тарас Бульба"Н.В. Гоголь посвятил борьбе вольного казачества с угнетавшими его польскими панами за национальную независимость. Поляки угнетали крестьян, преследовали все национальное, пытались насадить свою веру, культуру, чуждый украинцам образ жизни. Именно в это тяжелое время опорой казацкой вольности, сторожевым постом Украины не только против Польши, но и против турецких захватчиков стала Запорожская Сечь.
Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни - и вот перед нами разворачивается яркий и живой образ "колыбели" вольного казачества. Много страниц в повести посвящено описанию Запорожской Сечи и борьбе запорожских казаков против захватчиков. Воинской доблестью, героизмом, бесконечной любовью к родине привлекают к себе внимание могучие характеры, сформировавшиеся в упорной борьбе за родную землю.
Никто не мог устоять перед натиском свободолюбивых казаков. Их приближение наводило на поляков страх и ужас: "...все, что могло спасаться, спасалось. Все подымалось и разбегалось... Все знали, что трудно иметь дело с сей закаленной вечной бранью толпой, известной под именем запорожского войска..."
Гоголь представляет нам Запорожскую Сечь как воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь - царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прославляет законы и нравы Запорожской Сечи: "Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!"
Главный герой повести Тарас Бульба убежден, что "нет лучшей науки для молодого человека как Запорожская Сечь".
Несмотря на то, что в перерыве между битвами Сечь представляла собой "какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой", здесь царили строгие (и даже жестокие порой), но справедливые законы. Превыше всего ценились в казачьей вольнице чувство товарищества и уважение к старшим, поэтому любое преступление против этих добродетелей сурово каралось. За воровство казака могли забить насмерть у позорного столба, должника приковывали цепью к пушке, пока кто-нибудь из товарищей его не выкупит или не заплатит за него долг. Самая страшная казнь полагалась за смертоубийство.
В остальном же "Сечь представляла необыкновенное явление". Она состояла из отдельных независимых куреней, которых было больше шестидесяти. Во главе куреня стоял куренной атаман, которого еще называли "батьком" за то, что в его руках были деньги, одежда, питание, топливо. Из казаков "никто ничем не заводился и не держал у себя", даже личные деньги отдавались "под сохран" куренному атаману.
Во главе казацкого войска стоял выборный старшина - кошевой, и казаки очень гордились возможностью самоуправления.
Таким образом, Сечь стала домом, родиной, опорой казакам, не жалеющим ни себя, ни врагов, если нужно было отстоять независимость и свободу родной земли. Словно былинные богатыри, запорожцы сумели войти в историю беззаветной храбростью и неистребимой любовью к родине, проявленными в героической борьбе с захватчикам

Глава 2. Исследование жизни,нравов и обычаев жителей Запорожской Сечи.

2.1 Возникновение Запорожской Сечи. Географическое положение.

Время действия повести «Тарас Бульба» отнесено к событиям украинской истории, к существованию Запорожской Сечи. Однако Гоголь, нарушая историческую хронологию, перемещал происшествия и эпизоды разных веков. Он совсем не соблюдал историческую точность, потому что для него важнее не историческое, а художественное время. Ее главный герой- Тарас Бульба- наделен эпической цельностью и олицетворяет нравственные ценности Запорожской Сечи.

Сечь- православный мир, особая «кочевая» и вольная культурно-историческая общность. Вcе понятия о добре и зле в Запорожской Сечи особые, они принадлежат миру ушедшему и судить о них не по современным, а по тогдашним законам. Например, казаку нужна воля, а не хата, потому что, если у человека есть дом или какое-нибудь имущество,- он теряет и храбрость. Для казака мать и жена ниже друга. Превыше всего, даже родственных уз, товарищество. Два сына Тараса Бульбы- прежде всего товарищи, братья, а потом уже сыновья. Еще однга особенность казацкого товаришества-правословная вера. Она вовсе не выступает учением церкви, а мыслится одной принадлежностью к православию. Следовательно, вера- знак, символ Сечи, как и другие понятия.

В XV - XVI веках на реках Дон, Волга, Урал, Яик, Днепр, Терек возникли поселения вольных казаков, одной из которых была Запорожская Сечь. "Казак" - восточное слово. впервые оно встречается у половцев с XI века. На языке половцев "казак" означало "стража передового, ночного и дневного".

Запорожские казаки основали небывалое в мире мужское государство - Сечь. Это православные " рыцари, считали супружество худшей долей, жили как спартанцы и душу свою клали на Веру".

Поселения казаков называются станицы.Вокруг поселений казаков строили сторожевые башни, где ставили караулы. Все подчинялись атаману, которого выбирали на общем собрании. В казачьем войске была строгая дисциплина. Все подчинялись атаману, которого выбирали на общем собрании станичников - казачьем кругу. У атамана было несколько помощников - есаулов. Есаулы руководили отдельными отрядами казаков.

Всякому, кто бы он ни был, откуда бы и когда бы ни пришёл в Запорожье, доступ был свободен в Сечь при следующих условиях: быть вольным и неженатым человеком, исповедовать православную веру.

Семейных казаков называли "сиднями", "гнездюками", "бабниками". "Запорожским казакам не позволяется быть женатыми в Сечи, а которые уже женаты, должны, чтобы жёны их жили в близких места.

Н.В.Гоголь родился местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии.

Он хорошо знал местные национальные обычай и нравы, собирал народные песни и предания, изучал историческое прошлое славянских народов.

В 16 в. украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление- Сечь- для защиты рубежей страны от польских, турецких и татарских набегов.

О жизни Запорожской Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Н.В.Гоголь.

Какая Запорожская Сечь и ее законы.

«Ваша нежба - чистое..(поле) да добрый…(конь).

Сабля- вот ваша ….(матерь)!

(Запорожье)…- вот где наука, так наука!

Там вам школа»

Эти слова принадлежат Тарасу Бульбе. А можем ли мы считать, что Тарас Бульба –воин? А кто может утверждать, что Запорожская Сечь –школа?

Только тот, кто сам прошел эту школу. Н.В. Гоголь знакомит нас с Запорожской Сечью задолго до появления в ней Тараса Бульбы и сыновей.

Зачитаем слова от 1 главы « Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями, да бабиться с женой! Да пропади она: я козак, не хочу… я так поеду с вами на Запорожье!

С каким чувством произносит Тарас «Я казак!» А чем же он гордится.

А почему Сечь - это гнездо?

(Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах)

Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства.

Вывод:

Вывод.

«Казаки- воины. Главное для них: « чистое поле, добрый конь, матерь-сабля»

Тарас Бульба задолго до приезда сыновей решил их судьбу: быть им защитниками своей земли, как и он сам; поэтому он и принимает решение: сыновья едут в Запорожскую Сечь; как велико горе матери, не успевших наглядеться на своих сыновей. Как трогательны сцены прощания ее с сыновьями.

  1. Роль описания степи. Н.В.Гоголем.

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки, желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Пестрые овражки выползывали из свох нор, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого- нибудь уединенного озера.

Почему Н.В Гоголь ввел описание степи?

Степь широкая, раздольная- символ Родины и свободы. Она связывает два мира: дом Бульбы и Запорожье. Борьба за эти бескрайние степные просторы. Обратить внимание на богатство красок, почувствовать аромат цветов, ее красоту, полюбить этот золотисто-бескрайний океан, почувствовать возвышенно(торжественный)- лирический тон описания степи.

Нельзя не почувствовать прелесть степных просторов, читая страницы повести Н.В. Гоголя; удивляет богатство красок, звуков и торжественно-лирический тон описания степи; за свободу этих степей и сражаются казаки.

2.3.Нравы и обычаи Запорожской Сечи

Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия.Сначала- предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками, которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей. Потом – сама Запорожская Сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства. в каждом курене был свой атаман, свой запас провизии, свой кашевар.

Несмотря на все казаки подчинялись кошевому – атаману, который выбирался из свох же запорожских казаков. Все важные вопросы решали сообща, на общем собрании. Прием в Сечь был прост - надо было сказать:»Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки исправно ходили на службу, но о посте и слышать не хотели. Законов на Сечи было мало, но они были слишком жестокими. Если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось позором для всего казачества. Казака привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину. Каждый проходящий мимо, обязан был ударить его дубиной. Это продолжалось до тех пор, пока казак не умирал.

Не платившего должника привязывали к пушке. Он сидел там до тех пор, пока кто-нибудь из друзей не выкупал его.

Каждый из запорожцев готов был умереть за своего товарища и свое Отечество.

Казаки всему учились сами, « юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв. Главным занятием запорожцев была война. «Победить или погибнуть»- такой девиз казаков, который они писали на своем оружии. Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа.

Оформление музея:

  1. иллюстрация – общий вид Запорожской Сечи;
  2. оружие запорожцев – запорожские пушки, мортиры и ядра, сабля, пороховница, нагайка.
  3. отличительные знаки, атрибуты запорожского войска.
  4. репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Слайд №1.

Приглашаем в наш музей. Мы поможем вам представить историческую эпоху 15-17 веков. В это время на Украине шло освободительное движение против польской шляхты, турков и татарских полчищ. Со всеми ними вело борьбу украинское казачество.

Слайд №2.

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили на южных границах Московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь.

Называлась она так потому, что располагалась за трудно проходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).

Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.

Сечь состояла из шести – десяти куреней (селений), которые были похожие на отдельные независимые республики.

Слайд №4.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Рассмотрим репродукцию картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями:

Обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц.

Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре – кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.

Какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек – наделенный силой и властью?

Какие еще фигуры привлекают ваше внимание?

Кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?

О чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?

Как художник относится к казакам? (И. Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны ее границ от хищных и жестоких набегов)

Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?

Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)

Вывод: какая же она, Запорожская Сечь?

(Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика, по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры).

Заключение.

Первоначальная цель работы- познакомиться с содержанием произведения, выявить особенности жизни и быта казаков Запорожской Сечи. Для достижения цели были поставлены выполнены задачи.

Итак, Запорожская Сечь- особый условный художественный мир, в котором действуют свои нравственные ценности, свои понятия о добре и зле. С современной точки зрения и с точки зрения человека19 века, многие поступки Тараса Бульбы и запорожцев античеловечны и отвратительны. Но Гоголь изображает их эпически спокойно. Они не подлежат критической оценке и нравственному суду, потому что Тарас Бульба- идеальный герой славянской древности и потому что он действовал в полном согласии с теми нравами, которые царили в его эпоху.

Список литературы.

  1. Калганова Т.А. Гоголь в школе. Москва «Дрофа» 2010.
  2. Соколова Л.А. История Отечества. Москва» Просвещение» 2003.
  3. Крутова Н.Я. Н.В. Гоголь.»Тарас Бульба» Волгоград 2013
  4. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя.Москва 1979

Из различных мест повести можно составить довольно определенное понятие об устройстве Запорожской Сечи, быте запорожцев в мирное и военное время. Сечь находилась в нижнем течении Днепра, на одном из многочисленных островов ниже порогов, которыми в этом месте усеяно русло реки.

Остров этот назывался Хортица; впрочем, запорожцы несколько раз переносили местопребывание Сечи с одного острова на другой; она состояла из двух частей: собственно Сечи и предместья, находившегося на расстоянии полуверсты от последней.

Сечь состояла из обширной площади, по краям которой были разбросаны крытые дерном курени. В куренях жили, т.е. ели и спали запорожцы; на площади они собирались для совещаний разного рода. За куренями находился небольшой земляной вал и засека, которые никем не охранялись. Вот и все внешнее устройство Сечи.

Ничего грозного, воинственного она, по-видимому, не представляла, если не считать, что на крышах некоторых куреней, а всего их было около шестидесяти, стояли пушки, а посреди площади находился высокий столб с привязанными к нему литаврами, палки от которых хранились всегда у довбиша.

Никаких укреплений и строений на Сечи больше не было. Перед Сечью лежало в полуверсте предместье, попасть в которое можно было прямо с парома, плававшего по толстому канату между островом Хортицей и правым берегом Днепра. При въезде в предместье было расположено штук двадцать пять кузниц, из которых оглушительно раздавались удары тяжелых молотов.

Само предместье имело вид длинной и широкой улицы, вдоль которой были расположены лавки кожевников, оружейников, шинкарей. Встречались также переносные лотки мелких торговцев, у которых можно было получить положительно все, что угодно: кремни, огнива, порах, платки и даже готовое съестное. Предместье было необходимо для Сечи, так как запорожцы сами почти ничего не делали, а только умели «пить да палить из ружей».

Предместье одевало, поило и кормило Сечь; без него она ни в коем случае не могла обойтись. Естественно, что в предместье Сечи должны были жить и работать люди других национальностей, коль скоро сами казаки ничем почти не занимались.

Так оно и было. Там можно было найти людей почти всех национальностей: татар, армян, турок, евреев и т.п. Не было там только женщин, им под страхом смерти было запрещено показываться в предместье Сечи. Вообще Сечь имела характер и производила впечатление военной суровой организации, или братства со строгими правилами, при помощи которых и можно было поддерживать относительный порядок и лад среди запорожцев.

Все члены этого многолюдного братства были в мирное время абсолютно свободны и равны между собой. Власть кошевого и старшин была чисто номинальной; в любую минуту запорожская рада могла сменить их всех разом.

Пример этого мы имеем в самой повести. «Подговоренные Бульбой запорожцы в один миг собрали раду и с ругательствами приказали ему положить палицу, знак его достоинства, а прочиевласти оставили на местах». Составляя род военного братства, целью которого была защита православной религии и народной самобытности от чьих бы то ни было посягательств, запорожцы ничем и не занимались, кроме войн, которые были почти беспрерывны.

Естественно, что и организация строго соответствовала цели этого братства. Все запорожцы делились на курени, Т. е. на более мелкие военные единицы, во главе которых стоял куренный атаман, заведовавший всеми делами куреня.

Члены куреня обыкновенно у себя ничего не держали; ели из одного котла все, для чего и держали кашевара; казаки одевались из общего запаса платья и оружия; только оно одно ценилось казаками и составляло их гордость и предмет алчных исканий.

Состав этого военного братства был до чрезвычайности разнообразен. Здесь были те люди, которые от притеснения евреев — арендаторов бросили свой дом, свое хозяйство и убежали на Сечь искать воли, здесь были и бурсаки, не вытерпевшие академических лоз и не вынесшие из школы ни одной буквы, но были и такие, которые хорошо знали произведения Цицерона, Горация и других классиков, было также много офицеров, которые потом отличались в королевских войсках, были и просто записные вояки, которые имели благородное убеждение мыслить, что все равно, где бы не воевать, только бы воевать, потому что неприлично благородному человеку быть без битвы.

Много было и таких, которые пришли на Сечь с тем, чтобы потом сказать, что они были на Сечи и уже закаленные рыцари. Кого тут только не было! Охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатой парчи, дукатов и реалов во всякое время могли найти здесь работу. Условиями поступления в число членов Сечи были следующие требования: нужно было верить во Христа, в Святую Троицу и уметь креститься; удовлетворивший этим требованиям мог поступать в какой ему угодно курень.

Власти на Сечи все были выборные; они были следующие: кошевой, знаком достоинства которого была палица; судья, У которого хранилась войсковая печать; писарь с необходимыми принадлежностями своей должности — чернильницей и пером, и есаул с жезлом; за ними следовали куренные атаманы.

Самого ничтожного повода иногда было достаточно, чтобы сменить все власти, и в мирное время обыкновенно старшины низко кланялись пред «радою казацкою» и заискивали у нее.

Все важнейшие дела решались на «раде», причем часто доходило до рукопашной и даже до убийств. Ввиду этого казакам запрещено было являться на «раду» вооруженными, но и это не помогало. Своевольная толпа очень часто убивала кошевого, вздумавшего ей противоречить и не заслужившего ее доверия.

Сечь была очень похожа на демократическую республику, не управляемую никакими законами. Законов, действительно, никаких не было, но были обычаи, имеющие, однако, силу закона.

Обычаи эти были суровы до чрезвычайности, но только такими мерами можно было удержать эту своевольную и разношерстную толпу. За воровство, например, у своего товарища по обычаю назначалась медленная смертная казнь, состоявшая в том, что провинившегося привязывали к столбу на площади и клали возле него дубину.

Всякий проходящий мимо должен был нанести привязанному удар по мере сил своих, и таким образом несчастного заколачивали до смерти. Казака, не отдавшего долга своему товарищу, обыкновенно приковывали к пушке и в таком положении он оставался до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей не выкупал его.

Казака, убившего своего товарища, присуждали быть закопанным живым вместе с гробом убитого. В военное время все преображалось. Власть кошевого и старшин становилась неограниченной, а сам он становился как бы на аршин выше.

Казаки в поход брали с собой очень немного. Все нужное находилось в обозе. Обыкновенно брали по два коня на человека и оружие. Обоз, состоящий из многочисленных крытых телег, тащили волы.

В случае неожиданного нападения казаки составляли возы в два или три замкнутых круга так, что получался род крепости, взять которую почти не было никакой возможности, так как казаки с возов и из-за них открывали беспрерывный огонь из самопалов; в промежутках между возами ставились пушки, которые заставляли держаться неприятеля на почтительном расстоянии от казацкого табора.

Точно таким же образом поступали казаки с осажденными ими городами — с той только разницей, что в середине казацких возов оказывались городские стены. Следует заметить, что запорожцы вообще не любили осаждать городов.

Если не удавалось взять город с первого же приступа, то казаки бросали его и появлялись в той местности, где их меньше всего ожидали. Быстрота их передвижений, несмотря на многочисленный и тяжелый обоз, была поразительна и приводила в изумление иностранных офицеров.

Казаки были почти неуловимы. Путь их похода обоз начался пожарами и трупами. Над ними чинили зверства, и казаки платили своим поработителям той же монетой и не знали пощады.

Женщины, старики и даже дети были безжалостно избиваемы. Особенно жестокая расправа была всегда с евреями. В жестокостях с ними казаки доходили до виртуозности.

Если поход был морской, то казаки готовили челны, смолили их, конопатили, стягивали крепкими канатами, привязывали к бортам их пучки тростника для большей устойчивости и в таком виде совершали набеги на самые отдаленные берега Черного моря, путь к которым был уже давно проложен морскими походами первых киевских князей, о чем казаки отлично знали.

Само собой разумеется, что военная тактика казаков в этом случае была совершенно иная, чем в сухопутном походе. В повести, впрочем, о морских набегах казаков упоминается слегка, и трудно по ней создать себе ясное представление об их действиях на море.