Экологическое право россии. Понятие мониторинга

Экологический мониторинг - это комплекс наблюдений, ведущихся за тем, в каком состоянии пребывает а также ее оценка и прогноз изменений, происходящих в ней под воздействием как антропогенных, так и природных факторов.

Как правило, на любой территории подобные исследования всегда ведутся, но службы, ими занимающиеся, принадлежат разным ведомствам, и их действия не скоординированы ни по одному из аспектов. По этой причине перед мониторингом окружающей среды стоит первоочередная задача: определиться с эколого-хозяйственным районом. Следующий шаг заключается в выборе информации, касающейся именно состояния среды. Также нужно убедиться, что поступивших данных вполне достаточно для того, чтобы сделать правильные выводы.

Виды экологического мониторинга

Так как при проведении наблюдения решается много задач различного уровня, в свое время было предложено различать три его направления:

Санитарно-гигиенический;

Природно-хозяйственный;

Глобальный.

Однако на практике оказалось, подход не позволяет четко определить районирование и организационные параметры. Невозможно точно разделить и функции подвидов наблюдения за окружающей средой.

Экологический мониторинг : подсистемы

Основные подвиды наблюдения, ведущегося за окружающей средой, это:

Эта служба занимается контролем и прогнозом колебаний климата. Она охватывает ледяной покров, атмосферу, океан и другие части биосферы, влияющие на его формирование.

Геофизический мониторинг. Эта служба анализирует данные по и данные гидрологов, метеорологов.

Биологический мониторинг. Данная служба ведет наблюдение за тем, как загрязнение среды влияет на все живые организмы.

Мониторинг здоровья жителей той или иной территории. Эта служба наблюдает, анализирует и прогнозирует населения.

Итак, в общем виде экологический мониторинг выглядит следующим образом. Выбирается окружающая среда (или один ее объект), измеряются ее параметры, собирается, а затем передается информация. После этого данные обрабатываются, дается их общая характеристика на текущем этапе и делается прогнозирование на будущее.

Уровни наблюдения за состоянием среды

Экологический мониторинг - это система многоуровневая. По возрастающей она выглядит таким образом:

Детальный уровень. Мониторинг реализуется на небольших участках.

Локальный уровень. Эта система образуется, когда части детального мониторинга объединяются в одну сеть. То есть он ведется уже на территории района или большого города.

Региональный уровень. Он охватывает территорию нескольких регионов в пределах одной области или края.

Национальный уровень. Его образуют объединенные в пределах одной страны системы регионального мониторинга.

Глобальный уровень. В него объединяются системы мониторинга нескольких наций. Его задача - следить за состоянием среды во всем мире, прогнозировать ее изменения, происходящие, в том числе, и в результате воздействия на биосферу.

Программа наблюдения

Экологический мониторинг научно обоснован и имеет собственную программу. В ней указываются цели его проведения, конкретные шаги и методы реализации. Главные моменты, из которых состоит мониторинга, следующие:

Список объектов, которые контролируются. Точное указание их территории.

Список показателей ведущегося контроля и допустимых пределов их изменений.

И, наконец, временные рамки, то есть, с какой периодичностью должны отбираться пробы, и когда должны предоставляться данные.

Государственный общий экологический контроль проводится Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, представительными органами субъектов РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственный специальный (подведомственный) экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, а также граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, тем, что между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

В систему органов, осуществляющих экологический мониторинг, входят специально уполмоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов:

  • Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России);
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  • Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы);
  • Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);
  • Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и разнообразными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, выдача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии со ст. 65 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 №22-ФЗ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта Федерации и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. К специфическим способам осуществления предупредительного экологического контроля относится также проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Экспертиза представляет собой проверку соответствия документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативов по проектированию и строительству (ст. 80 Водного кодекса РФ).

Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы призваны осуществлять государственный контроль не только за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованием природных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы. Наиболее важные их правомочия предусмотрены Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Помимо специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, специальными функциями по осуществлению экологического контроля и надзора наделены функциональные министерства и ведомства. Так, например, Министерство сельского хозяйства РФ через свои департаменты по управлению охотничьими ресурсами и рыболовству проводит государственный контроль за использованием и охраной охотничьих животных и ведением охотничьего хозяйства; осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в Российской Федерации. Минсельхоз России осуществляет также государственный контроль за охраной и использованием водных биологических ресурсов; контролирует целевое использование рыбохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности выделяемых им государственных средств, работу рыбопропускных и рыбозащитных сооружений; выполнение обязательств по межправительственным соглашениям, конвенциям и другим договоренностям в области регулирования рыболовства, охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов.

Осуществление экологического мониторинга в Российской Федерации входит в обязанности различных государственных служб. При этом распределение функций между центральными органами исполнительной федеральной власти осуществляются следующим образом.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) – координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды (ОПС); организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры (кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) – организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения ОПС; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной среды.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды) – мониторинг недр, включая мониторинг подземных вод и опасных геологических процессов; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса сточных вод. Росрыболовство – мониторинг рыб, других животных и растений.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) – мониторинг лесов.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) – мониторинг земель, осуществление топографо-геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) – координация развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом").

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения.

Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) – мониторинг ОПС и источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами военной техники двойного применения.

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) – участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера.

На региональном уровне экологический мониторинг и (или) контроль обычно вменяется в обязанность:

  • Ростехнадзору (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действующих предприятий);
  • комитету по гидрометеорологии и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг);
  • санитарно-эпидемиологической службе Минздрава РФ (состояние рабочих, селитебных и рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов питания);
  • Министерству природных ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения);
  • предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами);
  • различным ведомственным структурам (подразделениям Министерства сельского хозяйства, предприятиям водно-канализационного хозяйства и пр.). Для того чтобы эффективно использовать сведения, уже полученные государственными службами, важно точно знать функции каждого из них в области экологического мониторинга.

Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суде или в арбитражном суде.

14.1 Понятие экологического мониторинга. Классификация.

14.2 Оценка фактического состояния окружающей среды

14.1 Понятие экологического мониторинга. Классификация

Для выявления изменений состояния биосферы под влиянием деятельности человека необходима система наблюдений. Такую систему в настоящее время общепринято называть мониторингом.

Мониторингом называют систему повторных наблюдений одного или более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определёнными целями и в соответствии с заранее подготовленной программой. Понятие мониторинга окружающей среды было впервые введено Р.Менном в 1972 г. на Стокгольмской конференции ООН.

Мониторинг включает следующие основные направления деятельности:

    Наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую природную среду, и за состоянием среды;

    Оценку фактического состояния природной среды;

    Прогноз состояния природной среды. И оценку этого состояния.

Таким образом, мониторинг – это многоцелевая информационная система наблюдений, анализа, диагноза и прогноза состояния природной среды, не включающая управлением качеством окружающей среды, но дающая необходимую информацию для такого управления

Задачи экологического мониторинга

    Научно-техническое обеспечение наблюдения, оценки прогноза состояния окружающей среды;

    Наблюдения за источниками поступления загрязняющих веществ и уровнем загрязнения окружающей среды;

    Выявление источников и факторов загрязнения и оценки степени их воздействия на окружающую среду;

    Оценка фактического состояния окружающей среды;

Прогноз изменения состояния окружающей среды и пути улучшения ситуации.

Классификация мониторинга.

    По масштабам наблюдения;

    По объектам наблюдения;

    По уровню загрязнения объектов наблюдения;

    По факторам и источникам загрязнения;

    По методам наблюдения.

По масштабам наблюдения

Название уровня

мониторинга

Организации, осуществляющие мониторинг

Глобальный

Межгосударственная система мониторинга

окружающей среды

Национальный

Государственная система мониторинга окружающей среды территории России

Региональный

Краевые, областные системы мониторинга окружающей среды

Локальный

Городские, районные системы мониторинга окружающей среды

Детальный

Системы мониторинга окружающей среды предприятий, месторождений, заводов и т.д.

Детальный мониторинг

Низшим иерархическим уровнем является уровень детальногомониторинга окружающей среды, реализуемого в пределах территорий и масштабах отдельных предприятий, заводов, отдельных инженерных сооружений, хозяйственных комплексов, месторождений и т.д. Системы детального мониторинга окружающей среды являются важнейшим звеном в системе более высокого ранга. Их объединение в более крупную сеть образует систему мониторинга локального уровня.

Локальный мониторинг (импактный)

Проводится в сильно загрязнённых местах (городах, населённых пунктах, водных объектах и т.д.) и ориентирован на источник загрязнения. В

связи с близостью к источникам загрязнения здесь обычно присутствуют в значительных количествах все основные вещества, входящих в состав выбросов в атмосферу и сброс в водные объекты. Локальные системы, в свою очередь, объединяются в еще более крупные – системы регионального мониторинга.

Региональный мониторинг

Проводится в пределах какого-то региона, с учётом природного характера, видом и интенсивностью техногенного воздействия. Системы регионального мониторинга окружающей среды объединяются в пределах одного государства в единую национальную сеть мониторинга.

Национальный мониторинг

Система мониторинга в рамках одного государства. Такая система отличается от глобального мониторинга не только масштабами, но и тем, что основной задачей национального мониторинга является получение информации и оценка состояния окружающей среды в национальных интересах. В России осуществляется под руководством МПР. В рамках экологической программы ООН поставлена задача объединения национальных систем мониторинга в единую межгосударственную сеть – «Глобальную сеть мониторинга окружающей среды» (ГСМОС)

Глобальный мониторинг

Назначение ГСМОС – осуществление мониторинга за изменением в окружающей среды на Земле в целом, в глобальном масштабе. Глобальный мониторинг – это система слежения за состоянием и прогнозирование возможных изменений общемировых процессов и явлений, включая антропогенное воздействие на биосферу в целом. ГСМОС занимается глобальным потеплением климата, проблемами озонового слоя, сохранение лесов, засухи и т.д. .

По объектам наблюдения

    Атмосферный воздух

    в населённых пунктах;

    разных слоёв атмосферы;

    стационарные и передвижные источники загрязнения.

    Подземные и поверхностные водные объекты

    пресные и солёные воды;

    зоны смешения;

    зарегулированные водные объекты;

    природные водоёмы и водотоки.

    Геологическая среда

    почвенный слой;

    Биологический мониторинг

    растения;

    животные;

    экосистемы;

    Мониторинг снежного покрова

    Мониторинг радиационного фона.

Уровень загрязнения объектов наблюдения

    Фоновый (базовый мониторинг)

Это наблюдения за объектами окружающей среды в условно чистых природных зонах.

2. Импактный

Ориентирован на источник загрязнения или отдельное загрязняющее воздействие.

По факторам и источникам загрязнения

1. Инградиентный мониторинг

Это физическое воздействие на окружающую среду. Это радиационное излучение, тепловое воздействие, инфракрасное, шум, вибрация и т.д.

2. Ингредиентный мониторинг

Это мониторинг отдельного загрязняющего вещества.

По методам наблюдения

1. Контактные методы

2. Дистанционные методы.

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие оценить их состояние и происходящие в них процессы под влиянием техногенной деятельности.

Экологический мониторинг - это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды под влиянием техногенной деятельности.

Термин «мониторинг» образован от лат. monitor - наблюдающий, предостерегающий (так называли впередсмотрящего матроса на парусном судне). Идея глобального мониторинга окружающей человека природной среды и сам термин «мониторинг» появились в 1971 г. в связи с подготовкой к проведению Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972). Первые предложения по разработке такой системы были выдвинуты Научным комитетом по проблемам окружающей среды. Профессор Р. Мэнн в 1973 г. в постановочном аспекте изложил концепцию мониторинга, которая была обсуждена в феврале 1979 г. на первом Межправительственном совещании по мониторингу (Найроби). Мониторингом Р. Мэнн предложил назвать систему повторных наблюдений одного и более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой.

В конце XX - начале XXI в. в Беларуси мониторинг природной среды и источников техногенных воздействий осуществляется службами Госкомгидромета, Санэпиднадзора, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства сельского хозяйства, Национальной академией наук и другими ведомствами.

Цель экологического мониторинга - информационное обеспечение управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью (рис. 2.1).

В состав мониторинга входят:

  • ? наблюдения за изменением качества окружающей среды, факторами, воздействующими на окружающую среду;
  • ? оценка физического состояния природной среды;
  • ? прогноз изменения качества среды.

Наблюдения осуществляются по физическим, химическим и биологическим, иногда по специфическим показателям.

В систему экологических наблюдений входит определение показателей опасного загрязнения среды веществами техногенного происхождения, например соединениями тяжелых металлов, газовыми загрязнителями и т.д.

Основным источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой. Потребность в наблюдениях (новой, дополнительной или контрольной информации) возникает на всех этапах оценки (рис. 2.2).

Рис. 2.2.

за состоянием окружающей среды

Например, прогноз и оценка ожидаемого состояния атмосферы является составной частью мониторинга и основывается па изучении процессов распространения загрязняющих веществ, их превращений и влияния па различные организмы. Прогноз позволяет наметить и осуществить не только меры по уменьшению вредных воздействий, по и профилактические мероприятия.

Измерительным комплексом единого экологического мониторинга используются данные от стационарных (постоянные посты наблюдений) и мобильных (автомобили-лаборатории, аэрокосмические средства и др.) систем.

Выделяют глобальный, национальный, региональный и локальный уровни мониторинга.

Глобальный (биосферный) мониторинг осуществляется на основе международного сотрудничества, позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли. Наблюдения ведут базовые станции в различных регионах планеты (30-40 сухопутных и более 10 океанических). Нередко они располагаются в биосферных заповедниках (например, в Березинском биосферном заповеднике).

Национальный мониторинг осуществляется в пределах государства специально созданными органами (В Беларуси - Национальная система мониторинга окружающей среды - НСМОС).

Региональный мониторинг осуществляется на станциях системы, куда поступает информация в пределах крупных районов, интенсивно осваиваемых народным хозяйством и, следовательно, подверженных техногенному воздействию.

К локальному мониторингу относятся наблюдения за воздушной средой различных зон города, промышленных предприятий. Такой мониторинг осуществляется с помощью стационарных, передвижных или подфакельных постов. Данная система существует в большинстве крупных городов Беларуси и на крупных промышленных предприятиях.

Система наземного мониторинга окружающей среды обычно подразделяется на блоки, имеющие свои задачи и базу обеспечения (табл. 2.1).

Биологический, или биоэкологический (санитарно-гигиенический ), блок мониторинга осуществляет постоянное наблюдение за состоянием среды и се влиянием на здоровье человека. Значение этого блока мониторинга трудно переоценить. Нередко люди и не представляют, какой опасности они подвергают свое здоровье, проживая в той или иной местности. Сравнение показателей некоторых болезней на различных территориях даст возможность установить, в какой степени благоприятны или неблагоприятны условия для жизни и деятельности людей.

Геосистемный (геоэкологический , технический) блок мониторинга включает наблюдения за изменением природных геосистем и превращением их в природно-технические. Практика показывает, что прогнозы по созданию оптимальных природно-технических си-

Общая схема наземного мониторинга окружающей среды

Таблица 2.1

мониторинга

Объект мониторинга

Характеризуемый показатель

Службы и опорные базы

Биологический (санитарный)

Приземный слой воздуха; поверхностные и грунтовые воды; промышленные и бытовые стоки и выбросы; радиоактивные излучения

Гидрометеорологическая, водохозяйственная, санитарно-

эпид ем нол огичес кая

Геосистемный (хозяйственный)

Исчезают и е в и д ы ж и в от 11 ы х

и растений; природные экосисте-мы; агросистемы; лес11ые экосистемы

Функциональная структура природных экосистем и ее нарушения; популяционное состояние растений и животны; урожайность сельскохозяйственных культур; продуктивность насаждений

Биосферный

Атмосфера (тропосфера) и озоновый экран; гидросфера; растительный и почвенный покров, животное население

Радиационный баланс, тепловой перегрев, газовый состав и запыление; загрязнение больших рек и водоемов; водные бассейны, круговороты на обширных водосборах и континентах; глобальные характеристики состояния почв, растительного покрова и животных; глобальные балансы СО2 и О2; крупномасштабные круговороты веществ

Международные биосферные станции

2.1. Общая характеристика контроля состояния природной среды

стсм, в пределах которых может жить и работать человек без ущерба для своего здоровья, удается получить в результате тщательного изучения механизмов превращения природных геосистем в природно-технические.

Биосферный (глобальный ) блок мониторинга охватывает наблюдения за параметрами геосферы в глобальном масштабе. Это наиболее сложная система наблюдений, которая позволяет прогнозировать изменения качества окружающей человека среды в глобальном масштабе. В качестве примера можно привести прогнозы потеплений климата из-за возникновения «парникового эффекта» и его последствий для природы планеты. Еще один пример - концепция «ядерной зимы» как результата атомной войны - яркое подтверждение необходимости тщательного изучения и учета всех прогнозов по изменению природы Земли при проведении, в частности, международной политики.

Приоритетные направления мониторинга окружающей среды. В исследованиях факторов и источников воздействия на окружающую среду определен ряд приоритетов (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Важнейшие объекты мониторинга

Определение приоритетов основывается на свойствах загрязнителей, возможности организации наблюдений и проводится по следующим критериям:

  • ? результат фактического или возможного воздействия на здоровье и благополучие человека, па климат или экосистемы;
  • ? склонность к деградации в окружающей природной среде и накоплению в человеке и пищевых цепях;
  • ? возможность химической трансформации в физических и биологических системах, в результате чего вторичные (дочерние) вещества могут оказаться более токсичными или вредными;
  • ? мобильность, подвижность загрязняющих веществ;
  • ? фактические или возможные тенденции концентрации в ОС и (или) в человеке;
  • ? частота или величина воздействия;
  • ? возможность измерений;
  • ? значение для оценки состояния окружающей среды;
  • ? пригодность с точки зрения всеобщего распространения для равномерных изменений в глобальной или субрегиональной программе.

Загрязняющие вещества по перечисленным критериям разбиваются па классы с указанием среды и типа программы измерений (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Классы приоритетных загрязняющих веществ

Окончание табл. 2.3

приоритет

Загрязняющее

вещество

Тип программы измерений

Нитраты, нитриты

Питьевая вода, пища

Окислы азота

Ртуть и ее соединения

Пища, вода

Воздух, пища

Двуокись углерода

Окись углерода

Нсфтсуглеводороды

Морская вода

Флуориды

Свежая вода

Питьевая вода

Микротоксины

Микробиологические загрязнения

Реактивные углеводороды

Примечание. Г - глобальный, Р - региональный, Л - локальный мониторинг.

Как было отмечено выше, наблюдения по глобальному (фоновому или базовому) мониторингу проводятся в биосферных заповедниках. Сеть станций должна охватывать каждый из типов био-мов на Земле. Общее количество необходимых станций оценивается в 20-40 единиц. По обязательным и желательным критериям (табл. 2.4) отбираются заповедники, которые можно потенциально использовать для проведения глобального фонового мониторинга.

Таблица 2.4

Критерии отбора биосферных заповедников для целей фонового

мониторинга

Окончание табл. 2.4

Обязательный критерий

Желательный критерий

Доступность. Территория должна быть доступной в разумных пределах, однако на нее должен быть ограничен доступ, например, большого числа автомобилей

Отсутствие нарушений в прошлом должно обеспечивать естественный характер экосистем. Поскольку на практике трудно найти такие заповедники, критерием является минимум нарушений

Охрана. Заповедник должен быть навечно взят под правовую защиту

Постоянный штат (более 5 человек). С увеличением штата возрастает возможность проводить в заповеднике больший объем работ, необходимых для целей мониторинга

Штат работников должен быть постоянным и состоять из следующих служб:

  • охраны;
  • научных исследований;
  • ухода за местностью;
  • технических работ при проведении наблюдений

Текущая научная работа:

  • мониторинг загрязняющих веществ;
  • фундаментальные экологические исследования;
  • изучение воздействия па среду

Растительность в заповеднике должна приблизительно соответствовать основным биогеографическим типам земного шара

Наличие метеорологических, гидрологических, геофизических, почвенных, геогидрологических, биологических данных

Наблюдения на станциях глобального фонового мониторинга носят комплексный характер и проводятся по единой программе.

Таким образом, рациональное природопользование возможно при наличии и правильном использовании информации, полученной системой мониторинга окружающей среды, экологического мониторинга.

Понятие экологического мониторинга Мониторингом называют систему повторных наблюдений одного или более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определёнными целями и в соответствии с заранее подготовленной программой Менн 1972. Понятие мониторинга окружающей среды было впервые введено Р. Уточняя определение мониторинга окружающей среды Ю.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция №14

Экологический мониторинг

  1. Понятие экологического мониторинга
  2. Задачи экологического мониторинга
  3. Классификация мониторинга
  4. Оценка фактического состояния окружающей среды (санитарно-гигиенический мониторинг, экологический)
  5. Прогноз и оценка прогнозируемого состояния

1. Понятие экологического мониторинга

Мониторингом называют систему повторных наблюдений одного или более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определёнными целями и в соответствии с заранее подготовленной программой (Менн, 1972). Необходимость в детальной информации о состоянии биосферы стала ещё более очевидной в последние десятилетия в связи с серьезными негативными последствиями, вызванными бесконтрольной эксплуатацией человеком природных ресурсов.

Для выявления изменений состояния биосферы под влиянием деятельности человека необходима система наблюдений. Такую систему в настоящее время общепринято называть мониторингом.

Слово «мониторинг» вошло в научный оборот из англоязычной литературы и происходит от английского слова « monitoring » происходит от слова « monitor », имеющее в английском языке следующее значение: монитор, прибор или устройство для наблюдения и постоянного контроля над чем-либо.

Понятие мониторинга окружающей среды было впервые введено Р.Менном в 1972г. на Стокгольмской конференции ООН.

У нас в стране одним из первых теорию мониторинга стал разрабатывать Ю.А. Израэль. Уточняя определение мониторинга окружающей среды, Ю.А.Израэль ещё в 1974 г. сделал акцент не только на наблюдение, но и на прогнозе, введя в определение термина «мониторинга окружающей среды» антропогенный фактор как основную причину этих изменений. Мониторингом окружающей среды он называет систему наблюдений, оценки и прогноза антропогенных изменений состояния окружающей природной среды. (Рис.1) . Стокгольмская конференция (1972г) по окружающей среде положила начало созданию глобальных систем мониторинга состояния окружающей среды (ГСМОС/ GEMS ).

Мониторинг включает следующие основные направления деятельности:

  • Наблюдения за факторами, воздействующими на окружающую природную среду, и за состоянием среды;
  • Оценку фактического состояния природной среды;
  • Прогноз состояния природной среды. И оценку этого состояния.

Таким образом, мониторинг – это многоцелевая информационная система наблюдений, анализа, диагноза и прогноза состояния природной среды, не включающая управлением качеством окружающей среды, но дающая необходимую информацию для такого управления (рис. 2.) .

Информационная система/мониторинг/ Управление

Рис. 2. Блок-схема системы мониторинга.

2. Задачи экологического мониторинга

  1. Научно-техническое обеспечение наблюдения, оценки прогноза состояния окружающей среды;
  2. Наблюдения за источниками поступления загрязняющих веществ и уровнем загрязнения окружающей среды;
  3. Выявление источников и факторов загрязнения и оценки степени их воздействия на окружающую среду;
  4. Оценка фактического состояния окружающей среды;
  5. Прогноз изменения состояния окружающей среды и пути улучшения ситуации. (Рис.3.) .

Суть и содержание мониторинга окружающей среды состоит из упорядоченного набора процедур, организованного в циклы: Н 1 – наблюдения, О 1 – оценка, П 1 – прогноз и У 1 – управление. Затем наблюдения дополняются новыми данными, на новом цикле, и далее циклы повторяются на новом временном отрезке Н 2 , О 2 , П 2 , У 2 и т.д. (Рис. 4.) .

Таким образом, мониторинг представляет собой сложно построенную, циклически функционирующую и развивающуюся во времени по спирали постоянно действующую систему

Рис. 4. Схема функционирования мониторинга во времени.

3. Классификация мониторинга.

  1. По масштабам наблюдения;
  2. По объектам наблюдения;
  3. По уровню загрязнения объектов наблюдения;
  4. По факторам и источникам загрязнения;
  5. По методам наблюдения.

По масштабам наблюдения

Название уровня

мониторинга

Организации, осуществляющие мониторинг

Глобальный

Межгосударственная система мониторинга

окружающей среды

Национальный

Государственная система мониторинга окружающей среды территории России

Региональный

Краевые, областные системы мониторинга окружающей среды

Локальный

Городские, районные системы мониторинга окружающей среды

Детальный

Системы мониторинга окружающей среды предприятий, месторождений, заводов и т.д.

Детальный мониторинг

Низшим иерархическим уровнем является уровень детального мониторинга окружающей среды, реализуемого в пределах территорий и масштабах отдельных предприятий, заводов, отдельных инженерных сооружений, хозяйственных комплексов, месторождений и т.д. Системы детального мониторинга окружающей среды являются важнейшим звеном в системе более высокого ранга. Их объединение в более крупную сеть образует систему мониторинга локального уровня.

Локальный мониторинг (импактный)

Проводится в сильно загрязнённых местах (городах, населённых пунктах, водных объектах и т.д.) и ориентирован на источник загрязнения. В

связи с близостью к источникам загрязнения здесь обычно присутствуют в значительных количествах все основные вещества, входящих в состав выбросов в атмосферу и сброс в водные объекты. Локальные системы, в свою очередь, объединяются в еще более крупные – системы регионального мониторинга.

Региональный мониторинг

Проводится в пределах какого-то региона, с учётом природного характера, видом и интенсивностью техногенного воздействия. Системы регионального мониторинга окружающей среды объединяются в пределах одного государства в единую национальную сеть мониторинга.

Национальный мониторинг

Система мониторинга в рамках одного государства. Такая система отличается от глобального мониторинга не только масштабами, но и тем, что основной задачей национального мониторинга является получение информации и оценка состояния окружающей среды в национальных интересах. В России осуществляется под руководством МПР. В рамках экологической программы ООН поставлена задача объединения национальных систем мониторинга в единую межгосударственную сеть – «Глобальную сеть мониторинга окружающей среды» (ГСМОС)

Глобальный мониторинг

Назначение ГСМОС – осуществление мониторинга за изменением в окружающей среды на Земле в целом, в глобальном масштабе. Глобальный мониторинг – это система слежения за состоянием и прогнозирование возможных изменений общемировых процессов и явлений, включая антропогенное воздействие на биосферу в целом. ГСМОС занимается глобальным потеплением климата, проблемами озонового слоя, сохранение лесов, засухи и т.д. .

По объектам наблюдения

  1. Атмосферный воздух
  2. в населённых пунктах;
  3. разных слоёв атмосферы;
  4. стационарные и передвижные источники загрязнения.
  5. Подземные и поверхностные водные объекты
  6. пресные и солёные воды;
  7. зоны смешения;
  8. зарегулированные водные объекты;
  9. природные водоёмы и водотоки.
  10. Геологическая среда
  11. почвенный слой;
  12. грунты.
  13. Биологический мониторинг
  14. растения;
  15. животные;
  16. экосистемы;
  17. человек.
  18. Мониторинг снежного покрова
  19. Мониторинг радиационного фона.

Уровень загрязнения объектов наблюдения

  1. Фоновый (базовый мониторинг)

Это наблюдения за объектами окружающей среды в условно чистых природных зонах.

2. Импактный

Ориентирован на источник загрязнения или отдельное загрязняющее воздействие.

По факторам и источникам загрязнения

1. Инградиентный мониторинг

Это физическое воздействие на окружающую среду. Это радиационное излучение, тепловое воздействие, инфракрасное, шум, вибрация и т.д.

2. Ингредиентный мониторинг

Это мониторинг отдельного загрязняющего вещества.

По методам наблюдения

1. Контактные методы

2. Дистанционные методы .

4. Оценка фактического состояния окружающей среды

Оценка фактического состояния является ключевым направлением в рамках мониторинга окружающей природной среды. Она позволяет определить тенденции изменений состояния окружающей среды; степень неблагополучия и его причины; помогает принять решения по нормализации положения. Могут быть выявлены и благоприятные ситуации, указывающие на наличие экологических резервов природы.

Экологический резерв природной экосистемы есть разница между предельно допустимым и фактическим состоянием экосистемы.

Метод анализа результатов наблюдений и оценка состояния экосистемы зависят от вида мониторинга. Обычно оценка осуществляется по совокупности показателей или по условным индексам, разработанным для атмосферы, гидросферы, литосферы. К сожалению, нет унифицированных критериев даже для одинаковых элементов природной среды. Для примера рассмотрим лишь отдельные критерии.

В санитарно-гигиеническом мониторинге обычно используют:

1) комплексные оценки санитарного состояния природных объектов по совокупности измеряемых показателей (таблица 1) или 2) индексы загрязнений.

Таблица 1.

Комплексная оценка санитарного состояния водоемов по совокупности физических, химических и гидробиологических показателей

Общий принцип расчета индексов загрязнений следующий: вначале определяется степень отклонения концентрации каждого загрязняющего вещества от его ПДК, а затем полученные величины объединяются в суммарный показатель, который учитывает воздействие нескольких веществ.

Приведем примеры расчета индексов загрязнения, используемых для оценки загрязненности атмосферного воздуха (ИЗ) и качества поверхностных вод (ИЗВ).

Расчет индекса загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА).

В практической работе используют большое количество различных ИЗА. Некоторые из них основаны на косвенных показателях загрязнения атмосферы, например, на видимости атмосферы, на коэффициенте прозрачности.

Различные ИЗА, которые можно разделить на 2 основные группы:

1.Единичные индексы загрязнения атмосферы одной примесью.

2.Комплексные показатели загрязнения атмосферы несколькими веществами.

К единичным индексам относятся:

Коэффициент для выражения концентрации примеси в единицах ПДК (а ), т.е. значение максимальной или средней концентрации, приведенное к ПДК:

а = Сί / ПДКί

Этот ИЗА используется как критерий качества атмосферного воздуха отдельными примесями.

Повторяемость (g ) концентраций примеси в воздухе выше заданного уровня по посту либо по К постам города за год. Это процент (%) случаев превышения заданного уровня разовыми значениями концентрации примеси:

g = (m / n ) ּ100%

где n - число наблюдений за рассматриваемый период, m - число случаев превышения разовыми концентрациями на посту.

ИЗА (I ) отдельной примесью - количественная характеристика уровня загрязнения атмосферы отдельной примесью, учитывающая класс опасности вещества через нормирование на опасность SО 2 :

I = (C г /ПДКсс) Ki

где I - примесь, Ki - константа для различных классов опасности по приведению к степени вредности диоксида серы, C г - среднегодовая концентрация примеси.

Для веществ различных классов опасности Кi принимается:

Класс опасности

Значение Ki

Расчет ИЗА основан на предположении, что на уровне ПДК все вредные вещества характеризуются одинаковым влиянием на человека, а при дальнейшем увеличении концентрации степень их вредности возрастает с различной скоростью, которая зависит от класса опасности вещества.

Данный ИЗА используют для характеристики вклада отдельных примесей в общий уровень загрязнения атмосферы за данный период времени на данной территории и для сравнения степени загрязнения атмосферы различными веществами.

К комплексным индексам относятся:

Комплексный индекс загрязнения атмосферы города (КИЗА) - это количественная характеристика уровня загрязнения атмосферы, создаваемого n веществами, присутствующими в атмосфере города:

КИЗА=

где Ii - единичный индекс загрязнения атмосферы i-ым веществом.

Комплексный индекс загрязнения атмосферы приоритетными веществами - количественная характеристика уровня загрязнения атмосферы приоритетными веществами, определяющими загрязнение атмосферы в города, рассчитывается аналогично КИЗА.

Расчеты индекса загрязнения природных вод (ИЗВ) также могут быть выполнены несколькими методами.

Приведем в качестве примера метод расчета, рекомендованный нормативным документом, который является неотъемлемой частью Правил охраны поверхностных вод (1991) - СанПиН 4630-88.

Вначале измеренные концентрации загрязняющих веществ группируют по лимитирующим признакам вредности - ЛПВ (органолептическому, токсикологическому и общесанитарному). Затем для первой и второй (органолептический и токсикологический ЛПВ) групп рассчитывают степень отклонения (А i ) фактических концентраций веществ (C i ) от их ПДК i , так же, как и для атмосферного воздуха (A i = C i /ПДК i ). Далее находят суммы показателей А i , для первой и второй групп веществ:

где S - сумма А i для веществ, нормируемых по органолептическому (S орг ) и токсикологическому (S токс ) ЛПВ; n - число суммируемых показателей качества воды.

Кроме того, для определения ИЗВ используют величину растворенного в воде кислорода и БПК 20 (общесанитарный ЛПВ), бактериологический показатель - число лактозоположительных кишечных палочек (ЛПКП) в 1 л воды, запах и привкус. Индекс загрязнения воды определяется в соответствии с гигиенической классификацией водных объектов по степени загрязнения (табл.2).

Сопоставляя соответствующие показатели (S орг , S токс , БПК 20 и т. д.) с оценочными (см. табл. 2), определяют индекс загрязнения, степень загрязнения водного объекта и класс качества вод. Индекс загрязнения определяют по наиболее жесткому значению оценочного показателя. Так, если по всем показателям вода относится к I классу качества, но содержание кислорода в ней меньше 4,0 мг/л (но больше 3,0 мг/л), то ИЗВ такой воды следует принять за 1 и отнести ее ко II классу качества (умеренная степень загрязнения).

От степени загрязнения воды водного объекта зависят виды водопользования (табл. 3).

Таблица 2.

Гигиеническая классификация водных объектов по степени загрязнения (по СанПиН 4630-88)

Таблица 3

Возможные виды водопользования в зависимости от степени загрязнения водного объекта (по СанПиН4630-88)

Степень загрязнения

Возможное использование еоднсо объекта

Допустимая

Пригоден для всех видов водопользования населения практически без каких-либо ограничений

Умеренная

Свидетельствует об опасности использования водного объекта для культурно-бытовых цепей. Использование как источника хозяйственно-питьевого водоснабжения без снижения уровня: химического загрязнения на очистных водопроводных сооружениях может привести к начальным симптомам интоксикации у части населения, особенно при наличии веществ 1-го и 2-го классов опасности

Высокая

Безусловная опасность культурно-бытового водопользования на водном объекте. Недопустимо использование как источника хозяйственно-питьевого водоснабжения из-за сложности удаления токсических веществ в процессе водоподготовки. Употребление для питья воды может привести к появлению симптомов интоксикации и развитию отделенных эффектов, особенно при присутствии веществ 1-го и 2-го классов опасности

Чрезвычайно высокая

Абсолютная непригодность для всех видов водопользования. Даже кратковременное использование воды водного объекта опасно для здоровья населения

В службах Минприроды РФ для оценки качества воды используют методику расчета ИЗВ только по химическим показателям, но с учетом более жестких рыбохозяйственных ПДК. При этом выделяют не 4, а 7 классов качества:

I - очень чистая вода (ИЗВ = 0,3);

II - чистая (ИЗВ = 0,3 - 1,0);

III - умеренно загрязненная (ИЗВ = 1,0 - 2,5);

IV - загрязненная (ИЗВ = 2,5 - 4,0);

V - грязная (ИЗВ = 4,0 - 6,0);

VI - очень грязная (ИЗВ = 6,0 - 10,0);

VII - чрезвычайно грязная (ИЗВ более 10,0).

Оценка уровня химического загрязнения почвы проводится по показателям, разработанным в геохимических и геогигиенических исследованиях. Такими показателями являются:

  • коэффициент концентрации химического вещества (К i ),

К i = С i /С фi

где С i – фактическое содержание определяемого вещества в почве, мг/кг;

С фi – региональное фоновое содержание вещества в вочве,мг/кг.

При наличии ПДК i для рассматриваемого типа почв, К i определяют по кратности превышения гигиенического норматива, т.е. по формуле

К i = С i /ПДК i

  • суммарный показатель загрязнения Z c , который определяется по сумме коэффициентов концентрации химических веществ:

Zc = ∑ K i – (n -1)

Где n – число загрязняющих веществ в почве, К i - коэффициент концентрации.

Ориентировочная оценочная шкала опасности загрязнения почвы по суммарному показателю представлена в табл. 3.

Таблица 3

Опасность

Изменение в здоровье

допустимая

 16

низкий уровень заболеваемости детей, минимум функциональных отклонений

умеренно опасная

16-32

увеличение общего уровня заболеваемости

опасная

32-128

увеличение общего уровня заболеваемости; увеличение числа болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, нарушениями сердечно-сосудистой системы

чрезвычайно опасная

 128

увеличение общего уровня заболеваемости; увеличение числа болеющих детей, нарушение репродуктивной функции

Экологический мониторинг имеет особое значение в глобальной системе мониторинга окружающей среды и, в первую очередь, в мониторинге возобновляемых ресурсов биосферы. Он включает наблюдения за экологическим состоянием наземных, водных и морских экосистем.

В качестве критериев, характеризующих изменения состояния природных систем, могут быть использованы: сбалансированность продукции и деструкции; величина первичной продукции, структура биоценоза; скорость круговорота биогенных веществ и др. Все эти критерии численно выражаются различными химическими и биологическими показателями. Так, изменения в растительном покрове Земли определяются изменением площади лесов.

Главным результатом экологического мониторинга должна быть оценка откликов экосистем в целом на антропогенные возмущения.

Отклик, или реакция экосистемы - это изменение ее экологического состояния в ответ на внешние воздействия. Оценивать реакцию системы лучше всего по интегральным показателям ее состояния, в качестве которых могут использоваться различные индексы и другие функциональные характеристики. Рассмотрим некоторые из них:

1. Одним из наиболее распространенных откликов водных экосистем на антропогенные воздействия является эвтрофирование. Следовательно, слежение за изменением показателей, интегрально отражающих степень эвтрофированности водоема, например рН 100% , - важнейший элемент экологического мониторинга.

2. Откликом на выпадение «кислотных дождей» и другие антропогенные воздействия может быть изменение структуры биоценозов наземных и водных экосистем. Для оценки такой реакции широко используют различные индексы видового разнообразия, отражающие тот факт, что при любых неблагоприятных условиях разнообразие видов в биоценозе уменьшается, а численность устойчивых видов возрастает.

Десятки таких индексов предложены разными авторами. Наибольшее применение нашли индексы, основанные на теории информации, например, индекс Шеннона:

где N - общее число особей; S - число видов; N i - число особей i -го вида.

На практике имеют дело не с численностью вида во всей популяции (в пробе), а с численностью вида в пробе; заменяя N i /N на n i / n , получим:

Максимальное разнообразие наблюдается, когда численности всех видов равны, а минимальное - когда все виды, кроме одного, представлены одним экземпляром. Индексы разнообразия (d ) отражают структуру сообщества, слабо зависят от величины пробы и безразмерны.

Ю. Л. Вилмом (1970) были подсчитаны индексы разнообразия Шеннона (d ) на 22 незагрязненных и 21 загрязненном участках разных рек США. На незагрязненных участках индекс колебался от 2,6 до 4,6, а на загрязненных - от 0,4 до 1,6.

Оценка состояния экосистем по видовому разнообразию применима к любым видам воздействий и любым экосистемам.

3. Реакция системы может проявляться в снижении ее устойчивости к антропогенным стрессам. В качестве универсального интегрального критерия для оценки устойчивости экосистем В. Д. Федоровым (1975) была предложена функция, названная мерой гомеостаза и равная отношению функциональных показателей (например, рН 100% или скорости фотосинтеза) к структурным (индексам разнообразия).

Особенностью экологического мониторинга является то, что эффекты воздействий, малозаметные при изучении отдельного организма или вида, выявляются при рассмотрении системы в целом.

5. Прогноз и оценка прогнозируемого состояния

Прогноз и оценка прогнозируемого состояния экосистем и биосферы опираются на результаты мониторинга окружающей природной среды в прошлом и настоящем, изучение информационных рядов наблюдений и анализ тенденций изменений.

На начальном этапе необходимо прогнозировать изменение интенсивности источников воздействий и загрязнений, осуществлять прогноз степени их влияния: прогнозировать, например, количество загрязняющих веществ в различных средах, их распределение в пространстве, изменения их свойств и концентраций во времени. Для составления таких прогнозов необходимы данные о планах деятельности человека.

Следующий этап - прогноз возможных изменений в биосфере под воздействием имеющихся загрязнений и других факторов, так как уже возникшие изменения (особенно генетические) могут действовать еще много лет. Анализ прогнозируемого состояния позволяет выбирать приоритетные природоохранные мероприятия и вносить коррективы в хозяйственную деятельность на региональном уровне.

Прогнозирование состояния экосистем необходимое звоне в управлении качеством природной среды.

В оценке экологического состояния биосферы в глобальном масштабе по интегральным признакам (осредненным в пространстве и времени) исключительную роль играют дистанционные методы наблюдений. Лидируют среди них методы, основанные на использовании космических средств. Для этих целей создаются специальные спутниковые системы («Метеор» в России, «Лендсат» в США и др.). Особенно эффективны синхронные трехуровневые наблюдения с помощью спутниковых систем, самолетов и наземных служб. Они позволяют получать информацию о состоянии лесов, сельскохозяйственных угодий, фитопланктоне моря, эрозии почв, урбанизированных территориях, перераспределении водных ресурсов, загрязнении атмосферы и т. д. Наблюдается, например, корреляция между спектральной яркостью поверхности планеты и содержанием гумуса в почвах и их засоленностью.

Космическая съемка предоставляет широкие возможности для геоботанического районирования; позволяет судить о росте населения по площадям поселений; потреблении энергии по яркости ночных огней; четко идентифицировать слои пыли и аномалии температуры, связанные с радиоактивным распадом; фиксировать повышенные концентрации хлорофилла в водоемах; обнаруживать очаги лесных пожаров и многое другое.

В России с конца 60-х гг. действует единая Общегосударственная система наблюдений и контроля за загрязнением окружающей среды. В ее основе лежит принцип комплексности наблюдений природных сред по гидрометеорологическим, физико-химическим, биохимическим и биологическим параметрам. Наблюдения построены по иерархическому принципу.

Первой ступенью являются локальные пункты наблюдений, обслуживающие город, район и состоящие из контрольно-замерных станций и вычислительного центра сбора и обработки информации (ЦСИ). Затем данные поступают на второй уровень - региональный (территориальный), откуда информация передается местным заинтересованным организациям. Третьим уровнем является Главный центр данных, в котором собирается и обобщается информация в масштабах страны. Для этого сейчас широко используют ПЭВМ и создают цифровые растровые карты.

В настоящее время создается Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), назначение которой - выдача объективной комплексной информации о состоянии окружающей природной среды. ЕГСЭМ включает мониторинги: источников антропогенного воздействия на окружающую среду; загрязнения абиотической компоненты окружающей природной среды; биотической компоненты природной среды.

В рамках ЕГСЭМ предусмотрено создание экологических информационных служб. Мониторинг ведет Государственная служба наблюдений (ГСН).

Наблюдения за атмосферным воздухом в 1996 г. проводились в 284 городах на 664 постах. Сеть наблюдений за загрязнением поверхностных вод РФ на 1 января 1996 г. состояла из 1928 пунктов, 2617 створов, 2958 вертикалей, 3407 горизонтов, расположенных на 1363 водных объектах (1979 г. - 1200 водных объектов); из них - 1204 водотока и 159 водоемов. В рамках Государственного мониторинга геологической среды (ГМГС) наблюдательная сеть составила 15000 пунктов наблюдения за подземными водами, 700 участков наблюдений за опасными экзогенными процессами, 5 полигонов и 30 скважин для изучения предвестников землетрясений.

Среди всех блоков ЕГСЭМ наиболее сложным и наименее разработанным не только в России, но и в мире является мониторинг биотической составляющей. Не существует единой методологии использования живых объектов ни для оценки, ни для регулирования качества окружающей среды. Следовательно, первоочередная задача - определение биотических показателей для каждого из блоков мониторинга на федеральном и территориальном уровнях дифференцированно для наземных, водных и почвенных экосистем.

Для управления качеством окружающей природной среды важно не только владеть информацией о ее состоянии, но и определять ущербы от антропогенных воздействий, экономическую эффективность, природоохранных мероприятий, владеть экономическими механизмами охраны окружающей природной среды.


Фактического состояния

окружающей среды

Состояния окружающей

среды

За состоянием

окружающей среды

И факторами, на

неё воздействующими

Прогноз

ценка

Наблюдения

Мониторинг

наблюдения

Прогноз состояния

Оценка фактического состояния

Оценка прогнозируемого состояния

Регулирование качества среды

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ЗАДАЧА

ЦЕЛЬ

НАБЛЮДЕНИЕ

ОЦЕНКА

ПРОГНОЗ

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ

ВЫЯВЛЕНИЕ

за изменением состояния окружающей среды

предлагаемых изменений состояния окружающей среды

наблюдаемых изменений и выявление эффекта деятельности человека

причин, вызывающих изменение окружающей среды, связанных с деятельностью человека

для предотвращения

отрицательных последствий деятельности человека

оптимальных отношений общества и окружающей среды

Рис.3. Основные задачи и цель мониторинга

Н 1

О 2

Н 2

П 1

О 1

19.58 KB В число его основных задач входят: сбор инвентаризация и визуализация информации по текущему состоянию и функционированию наиболее представительных вариантов почв и земель; поэлементная и комплексная оценка функционально-экологического состояния почв и других элементов ландшафта; анализ и моделирование основных режимов и процессов функционирования земель; выявление проблемных ситуаций в ландшафте; обеспечение информацией всех зон. Индикаторные критерии мониторинга: ботанические – чувствительность растений к окружающей среде и... 7275. Мониторинг сетевых устройств. Мониторинг серверов (просмотр событий, аудит, мониторинг производительности, определение узких мест, мониторинг сетевой активности) 2.77 MB В любой системе семейства Windows всегда присутствуют 3 журнала: журнал Система System события записанные в журнал компонентами операционной системы например сбой в запуске службы при перезагрузке; расположение журнала по умолчанию в папке SystemRoot system32 config SysEvent. Работа с журналами Открыть системные журналы можно следующими способами: открыть консоль Управление компьютером и в разделе Служебные программы открыть оснастку Просмотр событий; открыть отдельную консоль Просмотр событий в разделе... 2464. Мониторинг туралы жалпы мәліметтер. Негізгі міндеттері. Мониторинг жүйесінің блок- сызбасы 28.84 KB Экологиялық мониторинг - антропогендік факторлар әсерінен қоршаған орта жағдайының,биосфера компоненттерінің өзгеруін бақылау, баға беру және болжау жүйесі. Сонымен, мониторинг – табиғи орта күйін болжау мен бағалаудың 2400. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР 14.14 KB В связи с этим все больше осознается ограниченность интерпретации природного капитала только как природных ресурсов. Озеро содержит пятую часть мировых ресурсов пресной воды обеспечивает регулирование водного и климатического режима на огромных территориях привлекает десятки тысяч туристов полюбоваться своими уникальными красотами. Для России например очевидно огромное значение ископаемых ресурсов в экономике. Роль природных условий и ресурсов в развитии и размещении производительных сил В зависимости от характера залегания и размещения... 3705. Экологический туризм на Дальнем Востоке 7.24 MB Он практически не изучен. Нет данных по проведенному анализу видов экологического туризма в регионах. Имеются лишь отрывочные сведения о некоторых видах экологического туризма, представленных в разных регионах Дальнего Востока. 21742. Экологический аудит обращения с отходами в ООО «Интинская тепловая компания 17.9 MB Анализ отходов образующихся на предприятиях ООО Интинская тепловая компания по классам опасности. Источники образования отходов по структурным подразделениям предприятия. Расчеты нормативов образования отходов. Анализ отходов по видам и объемам образования. 14831. Мониторинг отходов 30.8 KB Смесь разных видов отходов представляет из себя мусор но если их собрать раздельно то получим ресурсы которые можно использовать. К настоящему моменту в крупном городе на одного человека в год в среднем приходится 250300 кг твердых бытовых отходов ТБО а ежегодный прирост составляет около 5 что приводит к быстрому росту мусорных свалок как разрешенных зарегистрированных так и диких незарегистрированных. Состав и объем бытовых отходов чрезвычайно разнообразны и зависят не только от страны и местности но и от времени года и многих... 3854. Управление и мониторинг WatchGuard System 529.58 KB Системный диспетчер WatchGuard System Manager предоставляет мощные и удобные инструменты управления политиками безопасности сети. Он объединяет все функции управления и отчётности Firebox X в едином интуитивно понятном интерфейсе. 754. Мониторинг радиационного загрязнения окружающей среды 263.85 KB Воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия. Радиоактивные излучения вызывают ионизацию атомов и молекул живых тканей в результате чего происходит разрыв нормальных связей и изменение химической структуры что влечет за собой либо гибель клеток либо мутацию организма. Техническое задание Воздействие радиационного излучения на организм может иметь трагические последствия. Радиоактивные излучения вызывают ионизацию атомов и молекул живых тканей в результате чего происходит разрыв нормальных связей и... 7756. Эколого-экономический мониторинг окружающей среды 238.05 KB Мониторинг – это система выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, прогнозов, оценок и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием и безопасностью управляемой системы. Нацеленность мониторинга на обеспечение системы управления рекомендациями и вариантами управленческих решений предопределяет включение