Музыкальная культура родного края сообщение. Музыкальная культура родного края - PowerPoint PPT Presentation

В отечественном музыкознании с течением времени всё более возрастает интерес к теме «Музыкальная культура русской провинции» . Её краеведческий аспект неизменно актуален. О важности проведения музыкально-краеведческих исследований, необходимости изучения местных музыкально-исторических материалов писали в 20 -30 -е годы XX века известные учёные М. П. Алексеев, Б. В. Асафьев. Между тем музыкальное краеведение долго оставалось мало востребованной отраслью научного знания. Только в последнее тридцатилетие оно развивается как самостоятельная научная область, но этап её становления ещё не завершён. В процессе изучения музыкальной культуры различных регионов России нарабатываются методология и понятийный аппарат краеведческих работ. Сегодня вектор научной мысли направлен на расширение географии её объектов, углубление проблематики, выявление типологических и специфических параметров бытования музыки в провинции для воссоздания более полной и объективно обоснованной картины общероссийского музыкально-исторического процесса, где провинции отводится роль хранительницы коренных вековых традиций.

Краеведческие исследования развенчивают устоявшиеся с прошлого века оценки и представления, вкладываемые в понятия «провинция» , «провинциальная культура» как нечто архаичное, застойное - «пропылившийся бархат кулис» , как дешёвое подражание новым веяниям в искусстве, отсутствие интеллектуального начала и плохой вкус. Эти работы открывают миру глаза на богатые, плодоносные музыкальные традиции русской провинции, ее неповторимые черты, самобытный уклад жизни, определяют место провинции в культурологическом контексте российской музыкальной истории. Всё сказанное подтверждает значимость и актуальность рассматриваемой темы, которая сама по себе и не нова в музыкознании. Сегодня в области музыкального краеведения наметилась тенденция к изучению музыкальной культуры центральной части России, которая в силу географической близости к столицам испытала на себе влияние Москвы и Петербурга в большей степени, чем, например, регионы Урала, Сибири, Дальнего Востока. Наглядным подтверждением этому может служить Липецкая область.

Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Даже новшества, пришедшие к нам из-за границы, творчески переосмысливались и приобретали свои традиционно русские черты – музыкальные инструменты перестраивались на лад народных песен, в кружево и вышивку вносились традиционные, часто языческие народные мотивы. Все могла вписать народная культура, переработать и сделать своей частью, согласной всех других сторон народной жизни. Сегодня во многих местах России и в Липецкой области, возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно найти старого потомственного мастера, который готов передать народную традицию подрастающему поколению, иногда какойнибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел. Особенностью формирования народных промыслов можно назвать историческую удаленность наших земель от центров русской государственности – Киева и Москвы. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение кружева, плетение из соломки, создание елецких гармошек.

Гармоника елецких мастеров – «елецкая рояльная» («роялка» , «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Готовую гармонику елецкий мастер «строил» , вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Каждая елецкая рояльная – мастеровая гармонь, её никогда не собирали на фабриках музыкальных инструментов. На пороге XXI в. напевная ельчанка оказалась на грани исчезновения. Но в 2013 г. в г. Ельце открылась мастерская по изготовлению елецкой рояльной гармони. Николай Афанасьевич (сын знаменитого гармониста-рояльщика Афанасия Ивановича Матюхина), Константин и Илья (внуки), решили возродить традиции старых мастеров. Самая первая рояльная гармонь мастерской Константина Матюхина отправилась в Австрию. В 2014 г. елецкая гармошка 1923 г. работы знаменитого мастера Ивана Черных, отреставрированная Матюхиными, выступила на зимней Олимпиаде в Сочи, показав всему миру ещё одну сторону многоликой российской культуры.

Афанасий Иванович Матюхин (1929 – 2007 гг.) – елецкий гармонист, уроженец д. Озерки Становлянского района Липецкой области. Вошёл в «Золотую Десятку» в передаче Заволокина «Играй, гармонь любимая!» . Корольков Анатолий Иванович род. в 1942 г. на хуторе Поздняково Боринского района Липецкой области. Гармонист «Золотой десятки» Всероссийской передачи «Играй, гармонь любимая!» им. Заволокина (г. Иваново, г. Казань). Лауреат многих конкурсов и фестивалей гармонистов России и зарубежья. Им создан Детский ансамбль рояльных гармоней при детской музыкальной школе в селе Борино, в которой он много лет проработал директором. Евсеев Александр Алексевич, 85 лет. Один из последних жителей деревни 1 -е Машенино Краснинского района Липецкой области. Александр Алексеевич берёт в руки елецкую рояльную. Гармонь отремонтирована в елецкой мастерской Матюхиных. Привычно растягивает меха, из деревянного устройства начинает звучать тонкая, душевная мелодия, и тебе уже хочется улыбнуться, сердце начинает ровнее и веселее биться.

Частушечные песенно-инструментальные формы занимают центральное место в фольклорной традиции Добровского района, расположенного на северо-востоке Липецкой области. В репертуаре местных народных исполнителей можно выделить как общерусские, так и специфические локальные частушки («Канарейка» , «Досада» , «Монастырские» , «Тягучие» и др.). Всего в селах Добровского района Липецкой области зафиксировано 13 различных частушечных форм. Их выделяют многоплановость бытования, уникальность музыкально-стилевых форм и особая манера исполнения в крайне высоком регистре. Этнографические сведения позволяют говорить о том, что на этой территории частушки были доминирующим жанром уже в 1930 -е годы, а в последние десятилетия заняли главенствующее положение в местной музыкально-фольклорной традиции. Наибольшее распространение получили частушки в сопровождении гармони. Помимо хроматической гармоники в Липецкой области огромную популярность в народной среде имела елецкая рояльная гармошка, получившая название от известного центра по ее изготовлению – г. Ельца. Особенностью елецкой рояльной гармоники являются клавишные клавиатуры на правой и левой сторонах, причем слева клавиши расположены с обеих сторон грифа. В народной среде особой любовью пользовалась однорядная диатоническая рояльная гармошка, или шестипарка.

Фольклорный ансамбль «ВОСКРЕСЕНИЕ» Липецкий фольклорный ансамбль «Воскресение» был организован в 1991 году выпускницей Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова Кристиной Иващенко при Областном Доме народного творчества г. Липецка. Ансамбль принадлежит к коллективам «натуральной» ориентации, стремящимся базироваться на подлинном местном песенном репертуаре и воспроизводящим его в манере, максимально приближенной к аутентичному оригиналу. Одним из важных направлений работы коллектива является передача своих знаний и умений подрастающему поколению. При ансамбле существуют две детские группы, осваивающие традиционную культуру народа посредством естественного вхождения в неё через игру, сказку, прибаутку. Главный принцип освоения традиции, которому следуют участники коллектива – перенимать песни «из уст в уста» , учиться непосредственно у сельских мастеров-умельцев во время специальных музыкально-этнографических экспедиций, начавшихся в 1989 году и продолжающихся по сей день.

ФОЛЬКЛОРНЫЙ АНСАМБЛЬ "ВЕРА" Фольклорный ансамбль "Вера" был создан на базе областного центра культуры и народного творчества в 2010 году. Руководителем и вдохновителем ансамбля стала выпускница липецкого областного колледжа искусств им. К. Игумнова Григорьева Екатерина Алексеевна. Своё название "Вера" ансамбль выбрал не случайно. Давняя искренняя увлечённость участников коллектива фольклором с течением времени стала их осмысленной верой в незыблемую ценность традиционного фольклора как части общего наследия человечества и мощного средства сближения различных народов. "Живы традиции, жива моя земля, жив мой народ!" – вот девиз коллектива. В репертуар «Веры» входят традиционные русские песни. Липецкая область молода, она соткана из частей Курской, Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской областей. Такое разноцветье культур наложило отпечаток на жанровое и локально-стилевое своеобразие музыкального фольклора Липецка, и участники ансамбля с удовольствием демонстрируют слушателям всю многогранность культуры родного края. Так же, в репертуаре ансамбля присутствуют и традиционные песни других областей.

Исследовательская работа

МБОУ «Нижнеякинская СОШ»

Итоговая аттестационная

(проектная работа)

«Музыкальная культура родного края»

Работа выполнена:

Учащимися 7 класса

Руководитель проекта:

Шарифуллин А.М. учитель

МБОУ «Нижнеякинская СОШ»

Работа допущена к защите:

______________________

Цель проекта и задачи

Введение

Раздел 1-Русская музыкальная культура.

Раздел 2- музыкальная культура татар.

Раздел 3- музыкальная культура марийцев.

Раздел 4- музыкальная культура украинцев.

Раздел 5- музыкальная культура башкир.

Раздел 6- музыкальная культура чувашей.

Раздел 7- музыкальная культура кряшен.

Раздел 8- музыкальная культура мордовцев.

Раздел 9- музыкальная культура удмуртов.

Раздел 10- музыкальная культура белорусов.

Заключение

Список литературы

Цель проекта и задачи:

Планируемый результат: формирование положительного отношения и любви к родному краю,путем изучения музыкальной культуры.

Тип проекта- творческий.

Форма представления результатов- презентация.

Введение:

Музыкальная культура – это неотъемлемая часть каждого народа, которые имеют отличительные черты, характерные только своей языковой группе, относящиеся к той или иной среде обитания, будь то карелы, финны, эстонцы, удмурты, марийцы, татары, чуваши и т.д. Развитие культуры - очень интересная тема, но она более затрагивает душу и развивает интерес, когда речь идёт о музыкальном развитии культуры так близко знакомой и родной земли. Ни все знают о музыкальной культуре родного края, но ведь это очень интересная и познавательная информация. Поскольку мы живём в России, то должны знать музыкальную культуру и своего края.

Русская музыкальная культура.

(Раздел 1)

Русская музыкальная культура развивалась несколько отличным от зарубежной музыки путем. До своего расцвета и становления первых национальных композиторских школ в начале 19-го века она прошла долгий путь развития. Началом русской музыки можно считать 9-ый век - образование Древнерусского государства. До середины 18-го века светская музыка не была профессиональной, основные музыкальные жанры лежали в области народного фольклора и духовной музыки. С 19-го века русская музыка вступает на свой собственный, отличный от европейского, путь развития. Опираясь на народную музыку и исторические события, композиторы создают самостоятельную национальную школу, ведущими жанрами которой стали эпическая опера и симфония. В 20-ом веке происходит взаимопроникновение и взаимообогащение русской и европейских культур, создание синтетических жанров.

Музыкальная культура татар.

(раздел 2)

Традиционная татарская музыка основана на широко распространенной на Востоке пятизвучной системе - пентатонике, которая типична для китайской, вьетнамской, корейской, венгерской народной музыки. В то же время на ней построены песни мари, чуваш, мордвы - то есть народов, исторические судьбы которых тесно переплетены с историей татарского народа. Однако мелодика татарской песни, особенно протяжной, существенно отличается наличием высокоразвитой орнаментики, чем сближается с восточными традициями. Эта орнаментация не только придает особый колорит музыке, но является важным средством динамизации интонационного его развития. Здесь естественна была бы параллель с орнаментикой мелодики композитора Ф.Шопена. Татарская традиционная музыка имеет различные стилевые и жанровые типы. Эмоциональное содержание и музыкальная стилистика ее в наиболее концентрированном виде проявляются в лирической протяжной песне, представленной здесь в интерпретации признанных мастеров народного музыкального исполнительства. Но традиционная песня - не только памятник народной песни; она и сегодня звучит в радио- и телепередачах, концертных программах.

Музыкальная культура марийцев.

(раздел 3)

У марийцев издавна существовала своя оригинальная музыкальная культура. Музыка марийцев отличается богатством форм и мелодичностью. Марийскими национальными музыкальными инструментами являются гусли, пузырь,барабан и различные трубы.Игрой на гуслях сопровождались танцы на праздниках, а также некоторые религиозные церемонии.На народных музыкальных инструментах исполнялись мелодичные, полные лиризма, протяжные наигрыши, они сопровождали марийские песни, исполнялась на них и инструментальная народная музыка. Интересно отметить, что русские композиторы-Балакирев, Глазунов, Афанасьев интересовались музыкой марийского народа и использовали ее в своем творчестве. На основе марийской народной музыки развивается творчество марийских композиторов. Основоположником марийской профессиональной музыки является первый марийский композитор - И. С. Палантай. Он заложил основы многоголосного хорового пения в марийской музыке.

Музыкальная культура украинцев.(раздел 4)

Украинская музыкальная культура берёт своё начало у древних восточных славян. Она формировалась на протяжении столетий начиная с 14 в. Основой её стал самобытный песенный фольклор украинского народа, в котором нашли отражение его история, национально-освободительная борьба. Народная музыка развивалась как искусство одноголосного, а также многоголосно-подголосочного и гармонического склада в вокальной, вокально-инструментальной и инструментальных формах. Богаты мелос и ритмика украинских песен. В центральных и юго-восточных районах развито многоголосное пение, близкое к русскому, белорусскому. В Западном Подолье и Карпатах песни, как правило, одноголосны, содержат много архаических черт, следы связей с польским, словацким, чешским, а также румынским, венгерским искусством. Многообразно интонационно-ладовое строение украинской музыки - от бесполутонового звукоряда до мажора и минора. Среди народных инструментов - скрипка, басоля (струнно-смычковые) , кобза, бандура, торбан (струнно-щипковые), цимбалы (струнно-ударный), лира (струнно-клавишная), сопилка, трембита (духовые), варган (дрымба, язычково-щипковый), барабан, бубен, тулумбас (ударные).

Музыкальная культура башкир.(раздел 5)

Музыкальное творчество башкир отличается глубокой древностью. Данные этнической истории башкир, а также материалы, содержащиеся в самом фольклоре, дают основание считать, что складывание башкирской народной музыки в единую образно-смысловую и стилевую систему происходило одновременно с формированием из различных племенных групп единой башкирской народности. Известно, что постоянно развиваясь и изменяясь, музыкальный фольклор, тем не менее, сохраняет на протяжении веков такие первичные элементы, как интонации, полевки, ладовые и ритмические образования, а в ряде случаев отдельные сюжеты и образы. Естественно, что процессы складывающейся башкирской народности отразились в системе средств музыкальной выразительности так же, как они отразились в языке и других элементах материальной и духовной культуры башкир. Богатство и своеобразие башкирского музыкального фольклора в значительной степени обусловлено длительным процессом взаимодействия и слияния фольклора древней башкирской народности с музыкально-поэтическими формами тюркских племен. Этот процесс был настолько органичным и постепенным, а роль музыки древних башкирских племен настолько главенствующей, что к моменту образования единой башкирской народности сложился богатый и разнообразный фольклор, отличающийся оригинальностью и единством стиля. Бытуя в устной традиции, народное творчество, естественно, постоянно изменяется, Отмирают отдельные формы и жанры, на смену им рождаются новые, несущие в себе черты преемственности. Этот процесс продолжает с глубокой древности до наших дней.

Музыкальная культура чувашей.(раздел 6)

Чувашская музыка - это музыкальное богатство чувашской культуры, объединяющее в себе многовековый фольклор, творчество чувашских и русских композиторов XX века, создавших классическую сокровищницу, современные популярные песни и театральные постановки. В начале XX века музыкальная культура чувашей была представлена только народным песнопениями. В старинном фольклоре песни бытовые,обрядовые, трудовые, песни социального содержания,исторические.

Народные музыкальные инструменты чувашей - дудка, волынка из бычьего пузыря и сарнай из козьей кожи, вархан и палнай, гусли барабан ханкарма; вошли в быт также скрипка и гармонь.

Профессиональное музыкальное искусство в Чувашии зародилось после Октябрьской революции 1917 года.

Традиционная музыкальная культура чувашей неотделима от жизни народа, его истории, этногенеза и социокультурного развития. В древнечувашском культурном наследии на протяжении веков возникали различные жанрово стилевые пласты традиционной музыкальной культуры, затем они переживали продуктивную стадию своего существования, достигая расцвета и стабилизации выработанных форм. Каждый следующий этап развития традиционной музыкальной культуры не отвергал того, что возникло ранее, а сохранял и постоянно наращивал ее объему.

Музыкальная культура кряшен.

(раздел 7)

Традиционное музыкально-инструментальное искусство кряшен представляет собой художественную ценность общенационального масштаба. Исследование его в качестве отдельного музыковедческого объекта, обусловлено общими задачами, стоящими перед татарской этнологией по изучению всей совокупности инструментальной культуры татарского народа. Особенностями культуры, обрядами, обычаями, народной музыкой, поэтикой кряшен этнографы стали интересоваться с конца XIX века. Такие дореволюционные исследователи быта кряшен как М.Аппаков, Е.А.Бектеева, В.Н.Витевский, Р.П.Даулей, С.М.Матвеев и др. опубликовали различные статьи, очерки отразившие уникальные материалы по традиционной культуре кряшен. В советскую эпоху изучению материальной и духовной культуры кряшен посвятили свои труды Н.И.Воробьев, Ю.Г.Мухаметшин.

Музыкальная культура мордовцев.

(раздел 8)

Истоки профессионального музыкального искусства Мордовии – в самобытном и развитом музыкальном фольклоре мокши и эрзи, особенностью которого является уникальное многоголосие в ансамблевом исполнении вокальных образцов, их жанровое и тематическое богатство, своеобразие народного инструментария.

Периодом формирования основ профессиональной музыкальной культуры были 30-е гг. XX века. Важнейшим фактором развития явилось определение государственного статуса Мордовии в качестве автономной области, автономной республики (1934). Но предпосылки активного процесса становления содержались в предшествующие десятилетия.Одним из путей к утверждению духовной самостоятельности народа было собирание, изучение, публикация в сборниках мордовских народных песен. Большое значение имело сближение с передовой русской культурой конца XIX – начала XX вв.

Музыкальная культура удмуртов.

(раздел 9)

В течение длительного исторического периода удмуртская музыка развивалась в рамках устного народного творчества. Песенное искусство ранней традиции восходит к древней финно-угорской музыке, многие родственные черты в интонационно-ладовом строе, метроритмической структуре сближают его с музыкой коми. Работа по собиранию и изучению удмуртского музыкального фольклора началась после 1917 г. Инициатором первых публикаций выступил известный поэт, фольклорист и исполнитель национальных песен К. Чайников.

Обрядовая поэзия удмуртов отличается разнообразием песенных жанров. Северные удмурты различают два вида музыкального творчества: крезь - мелодия, песня без слов - и мадь - песня со словами, чаще сюжетная. Особую группу составляют хороводные, игровые и танцевальные песни. Необрядовая часть фольклора удмуртов представлена произведениями, которые, в зависимости от отношения к рассказчику, можно отнести к несказочной или сказочной прозе.

Музыкальная культура белорусов(раздел 10)

Музыка Белоруссии - музыкальное искусство республики Белорусь, выделяющееся самобытностью и национальным колоритом, охватывающее музыкальные направления от народного музыкального творчества до современной музыки.

Белорусская народная музыка берёт своё начало от древней культуры восточных славян. Особенность белорусской народной музыки - самобытный фольклор обрядных песен.

Важной сферой формирования национальной музыкальной культуры стали народные танцы и пляски. Среди народных инструментов получили распространение дуда,жалейка, гудок, лира, скрипка и цимбалы..

С конца XIX века начинается расцвет белорусской культуры и музыки: открываются белорусские музыкальные школы и народные консерватории, создаются театры. Во второй половине XX века начинается новая волна расцвета белорусской культуры и музыки. На белорусских мелодиях основаны сочинения известного пианиста и композитора XIX века А. И. Абрамовича.

Заключение:

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.

Проанализировав своё исследование, мы пришли к выводу, что нужно больше интересоваться музыкальной культурой своего родного края. Узнавать историю, биографию исполнителей. А так же, слушать и посещать выступления музыкальных коллективов.

Список литературы:

http://lib7.com/cccp/631-kyltyra-mariicev.html Музыкальная культура Украины. М., 1961 http://lib.a-grande.ru/music.php https://ru.wikipedia.org/wiki/Чувашская_музыка https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыка_Белоруссии

И.Р. Тагиров «Очерк истории Татарстана и Татарского народа (ХХ века)». – Казань: Татарское книжное издательство, 1999г.

Кряшены // Народы России. Атлас культур и религий. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Культура_Удмуртии

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "Музыкальная культура" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Выполнила Бородина Алина

Музыкальная культура

Слайд 2

Развивалась она, прежде всего, как вокальная музыка. Истоки ее в народной русской песне. В народной песне отражалась вся жизнь народа (труд, быт, вера и т.д.). Из самых древних песен известны колыбельные, календарные песни (языческие песни, связанные со временем года – весенние песни и др.). У них узкий диапазон.

Слайд 3

9-12 века – время Киевской Руси. В 988 году Русь приняла христианство. Оно пришло из Византии. Образовалось 3 основных очага музыкальной культуры:

1) Народная песня. В народной песне есть связь с язычеством. Из народа выделялись талантливые люди – скоморохи. Они веселил народ, исполняя не только музыкальные номера, но и цирковые. Они подвергались гонению со стороны церкви. Церковь не одобряла инструментальную музыку. Она признавала только вокально-духовную музыку.

Слайд 4

Слайд 5

3) Церковь. Это – самый важный очаг. Развивалась письменность, иконопись. Появился “знаменный распев” (11-17 вв.). Это – молитвы-песнопения, которые исполнял мужской хор унисон. По характеру – суровые напевы, имеющие плавную мелодию и узкий диапазон. Записывались эти распевы знаменами (знаками), некоторые из которых – крюки. Они не означали точной высоты, а только направление мелодии (вверх или вниз). Эти распевы сочиняли монахи-распевщики. Самые известные из них – Федор Крестьянин (одно из наиболее известных произведений – “Стихира”), Савва Рогов. Тексты сначала переводились с византийского. В 16 веке знаменные распевы писал сам Иван IV (грозный). В дальнейшем знаменный распев стал одним из источников русской музыкальной классики (Рахманинов, Мусоргский и др.).

Слайд 6

Слайд 7

Конец 14-го – 16 вв. – время Московской Руси. В это время правили Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный (16 век), который объединил Русь и взял у татар Казань. О взятии Казани складывали песни и былины. При дворе Ивана IV музыка получила большое развитие. Из-за границы он привез орган, клавикорды, создал “Хор государственных певчих дьяк”. Это – время расцвета знаменного пения. Богослужения отличались пышностью. В это же время появилось первое русское многоголосие (знаменный распев – одноголосие). Стало появляться строчное пение – основной голос и голоса ниже и выше от основного голоса. Дьяк Иван Шайдуров ввел новую запись – “киноварные пометы”, в которых уже фиксировалась высота звука. Запись стала более совершенной.

Слайд 8

В 17 веке знаменный распев исчез. 1613 г. – начало династии Романовых (Михаил). Складывается русская нация. Возникают народные бунты. Вся эта жизнь отразилась и в народных песнях – песни-вольницы, сатирические песни. Возник новый жанр – лирическая народная песня (лирическая протяжная). Это, прежде всего, песни о тяжелой женской доле (медленные, выразительные, страдальческие). Один из ярких примеров этого жанра – песня “Лучинушка”.

Слайд 9

Развивалось русское многоголосие. Во многом это связано с тем, что к России присоединилась Украина, в которой сказывалось влияние польской католической музыки (хоральное пение). Развивалось “партесное пение” – пение по партиям. Высший жанр партесного пения – духовный хоровой концерт. Это – грандиозное хоровое произведение для многих голосов (аккордовое мышление). Обязательно должны были отсутствовать инструменты. Партесные концерты писал Василий Титов (написал концерт в честь полтавской победы – 12 голосов), Николай Бавыкин.

Слайд 10

В 17 веке возникли и новые светские жанры – канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах – светский текст, а в псалмах – духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности – 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас – гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке – в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические канты (хвалебные) в честь побед Петра I. Они имели кварто-квинтовые интонации и были энергичные. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку: Глинка – заключительный хор “Ивана Сусанина” (“Славься”) – 3 голоса, склад канта (имеет черты гимна и марша); так же это проявляется в финале симфонии Глазунова.

Слайд 11

С Украины в Россию пришла нотная запись на пяти линейках квадратными нотами. Вершина развития партесного стиля – духовные хоровые концерты Березовского и Бортнянского. Березовский – крепостной музыкант. Он был очень талантливым. За его огромный талант его послали в Италию. Там он учился у Падре Мартини (учитель Моцарта). Березовский покончил жизнь самоубийством. Хоровые концерты Березовского находятся на очень высоком техническом уровне, сравнимым с Моцартом. У него было огромное гармоническое и полифоническое мастерство. Концерты его состоят из разных контрастных частей (среди них попадаются фуги). Особенно популярный концерт – “Не отверзи мене во время старости” (обращение к Богу).

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • МБОУ «Кадетская школа» Проект на тему: «Музыкальная культура родного края. Л.Л. Мель» Выполнили: уч­ся 5 «Б» класса Наумова Алина, Хайдарова Юля Руководитель: учитель музыки Берестова Л.В. 2016

    Чернушка Содержание 1. Введение ………………………………………………………………3 2. Цели и задачи исследования………………………………………….. 5 3. Путь к музыке будущего композитора ……………………………….6 4. В блокадном Ленинграде ……………………………………………..7 5. Встреча с Чернушкой………………………………………………… 8 6. Создатель « поющей Чернушки»…………………………………….. 10 7. Песенное творчество Л.Л. Меля………………………………………12 8. Заключение ……………………………………………………………14 9. Использованные источники………………………………………….. 15 3

    1. Введение Одна из задач музыкального образования – обращение к национальным, культурным традициям своего народа, края, формирование у детей интереса, уважения, любви и бережного отношения к своим истокам. Школа должна стать местом, где всем учащимся прививают уважение к своей культуре и культуре других народов, проживающих в России. Дети получают возможность расширить свой кругозор, познакомившись с музыкальным искусством края. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, гордится достижениями страны и своего региона. Вот почему необходимо накапливать понятия о своем крае, о его достопримечательностях, знаменитых людях, внесших вклад в становление музыкальной культуры в крае, городе, о музыкальных ценностях, которые составляют основу музыкального искусства региона. Большое внимание уделяется и патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к «большой» и « малой» Родине, России и своего края, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. 4

    2. Цели и задачи проектной работы Цели исследования – познакомить с творчеством композитора города Чернушки ­ Л.Л.Меля, с интересными фактами его биографии, формировать интерес, уважение и любовь к искусству родного города. Задачи исследования: 1. Изучить биографию Л.Л. Меля 2. Исследовать творчество композитора, анализируя историю создания его песен. 3. Выучить и исполнить песню « « Сроднился я с Чернушкою» 5

    3. Путь к музыке будущего композитора Леонид Мель - Заслуженный работник культуры, композитор и общественный деятель, Почетный житель нашего города, первый директор Чернушинской музыкальной школы. Он был беззаветно предан музыке. А заложенные им традиции и по сей день продолжают его ученики. Всю свою жизнь Леонид Леонгардович посвятил осуществлению мечты о поющей Чернушке. «Ни дня без музыки» ­ был его девиз и в бытность завклубом Ленинградского райкома комсомола, и в бытность руководителя академического хора РДК. Леонид Леонгардович Мель родился 1 марта 1903 года в Нарве. Его отец, Леонгард Юрьевич Мель, владел ювелирным магазином. Леня мало что помнил из жизни отца: когда мальчику исполнилось 7 лет, он умер. А в 10 лет не стало и матери. Леню взяла к себе сестра в Воронеж, где он жил и учился в гимназии до 1917 года. В 1918 году переезжает в Петроград к брату и начинает работать в автопарке 7­ой армии. В эти годы Мель пытается сочинять музыку, увлекается живописью, скульптурой. В 1921 году поступает в Ленинградскую консерваторию, которую закончить ее не удалось. В заботах о хлебе насущном будущий композитор должен был пойти работать продавцом в частный магазин. Но музыку Мель не забывал, выступал с концертами художественной самодеятельности. Служил в 5­м отдельном радиотелеграфном батальоне, находившемся в Ленинграде вместе с пермяком Сергеем Смородинцевым(будущим заслуженным артистом Грузинской ССР) и артистом балета Михаилом Михайловым. С ними Мель организовал художественную самодеятельность. Артисты батальона, подружившись с песней, выступали с концертами перед солдатами гарнизона и в клубах города. Первая песня родилась на посту у Зимнего дворца: Антенны выше, и тверже штык. Весь мир пусть слышит Наш звонкий клик. Мы возвещаем миру о том, Что новое счастье ему несем. В 30­е годы работает рационализатором в текстильно­швейном объединении « Ленпромторг». Всегда оставался творцом: и в торговле находил применение своим способностям художника и рационализатора. Труд меля отмечали дипломами, наградами, в 1941 году он – участник Всесоюзного совещания рационализаторов и изобретателей госторговли в Москве. 6

    4. В блокадном Ленинграде Летом 1941 года семейство Мелей собиралось отдохнуть на Черном море, но начавшаяся война нарушила их планы. Детей Лену и Гардика эвакуировали из Ленинграда с детсадом № 49, попали они в деревню Фомино Бедряжинского сельсовета. Эвакуированные из Ленинграда дети жили также в Тауше, Рябках и других селах Чернушинского района. Ольга Яковлевна, жена Леонида Леонгардовича, не выдержавшая разлуки с детьми, приехала в Фомино и стала помогать воспитывать детей из детского сада. Леонида Меля назначили начальником противовоздушной обороны объединения « Ленпромторг». Мель встал на защиту города, оказавшегося в смертельной блокаде. Л. Мель пережил с ленинградцами весь кошмар блокады: замерзал, видел смерть, от истощения не мог ходить, болел, но был из тех ленинградцев, кто не паниковал, а помогал другим: словом, музыкой, делом. Делился с людьми скудной едой, ухаживал за больными, организовывал дежурства на крышах домов, защищая город. Умудрялся ходить на концерты, подбадривал себя игрой на пианино озябшими, негнущими пальцами рук, замерзал в неотапливаемой квартире… «…Дорогая Оля! Жуткие морозы стоят все время, а отопления и освещения нет…Для того, чтобы купить 100 грамм хлеба, надо 2 часа ходить на морозе по рынку, пока найдешь человека, который продаст кусочек.. Мысли сейчас только одни – протянуть до вечера, а с вечера – до следующего дня..» Ему помогли выстоять труд, искусство, музыка. Мель дождался того часа, приблизил его, когда уехал на Урал к любимой сестре. Леонида Леонгардовича вывезли из Ленинграда в октябре 1942 года по болезни. В блокадном Ленинграде от голода, холода и бомбежек погибло более одного миллиона людей…. 7

    5. Встреча с Чернушкой В октябре 1942 года Мель приезжает к семье сначала в Фомино, а затем в Чернушку. Леонида Леонгардовича устроили на работу в столовую, а позднее назначили директором свеклобазы. В нерабочее время Леонид Леонгардович развертывает бурную деятельность по воспитанию детей и взрослых, пишет песни, организует при районном Доме культуры академический хор. Многочисленные хоры появляются на предприятиях, в школах. В селе Тауш открылся детский дом, который часто посещает композитор и становится для детей, потерявших родителей, и отцом, и учителем. Дети пели, плясали, слушали музыку. Тогда же Леонид Леонгардович написал песню о Таушинском детском доме, которую все пели с большим энтузиазмом: Мы, юная смена погибших героев, Здесь, в Тауше, дружно живем. Наши мускулы стальные, Наши силы молодые Тебе, Родина, несем Дети Меля – Лена и Гардик учились в школе № 9 , а их отец вел здесь уроки пения. Леонида Меля в военное и послевоенное время хорошо помнит Валентина Григорьевна Чикурова. Впервые она увидела его в 1943 году, когда училась в 4 классе школы № 9, где директором был Василий Харитонович Харитонов. Валентина Григорьевна вспоминает: «.. Мель нас всех очень любил и был нам близким другом, .. вообще Л.Л. был умным, добрым, скромным, веселым, внимательным и милейшим человеком. Никто из нас не позволял себе делать пропуски репитиций хора. … Художественная самодеятельность была организована Мелем и вшколах, и в трудовых коллективах. Академический хор при районном доме культуры посещали около 40 человек. Когда шла подготовка к районному смотру художественной самодеятельности, Мель самых способных, активных хоровиков распределял по трудовым коллективам предприятий и 8

    организаций, чтобы оказать им помощь. В 1954 году на областном смотре художественной самодеятельности в Перми мы заняли Iместо». Ранний период жизни Ленида Меля в Чернушке хорошо запомнил ГеральдГальямов. В своих воспоминаниях он пишет: «.. мне в квартире Мелей запомнились дореволюционные издания книг русских писателей. Я листал их вместе с Гардей… Когда Леонид Леонгардовия стал работать в доме культуры, я начал ходить на репетиции хора. Потом мне довелось петь в хоре сельхозинститута, в капелле Уральского политехнического института, в академическом хоре Свердловского индустриально­ педагогического техникума, в Чернушинском ансамбле « Прикамские узоры» В воспоминаниях Валентины Чикуровой и ГеральдаГальямова упоминается имя Николая Петрушкова, хориста и артиста народного драматического театра, судьба которого тесно переплелась с судьбой Меля. Петрушков был директором районного дома культуры. Николай подружился с Мелем, который, возглавляя коллектив свеклобазы, руководил академическим хором. Петрушков тоже стал петь в хоре, играть в спектаклях. Однажды он предложил Мелю поменяться должностями. Мель согласился на обмен и в райисполкоме охотно приняли предложение Николая Петрушкова. К тому времени благодаря Мелю Чернушка уже прослыла песенным краем, В 1947 году академический хор, созданный Леонидом Леонгардовичем, принял участие в областном смотре художественной самодеятельности, и его пригласили выступить на сцене Пермского театра оперы и балета в заключительном концерте. Зная добрые дела на поприще художественной самодеятельности, райисполком вынес решение о назначении Меля Л.Л. на должность директора районного Дома культуры. 9

    6. Создатель поющей Чернушки Леонид Леонгардович, кроме академического хора, создавал хоры с помощью своих помощников, таких как Николая Петрушкова, Валентины Чикуровой, Галины Лужбиной, Людмилы Коромысловой на предприятиях и в школах. Мель почитал песню не ради конкурсов и смотров. Для человека, считал он, приобщение к искусству не остается бесследным. Певческие хоры способствуют общению людей. На репетициях, концертах, смотрах они духовно сближаются, испытывают радость от коллективного творчества. В декабре 1956 года Мель прибыл в институт повышения квалификации работников культуры в Москву на семинар самодеятельных композиторов. Он встречается с талантливыми людьми, обсуждает произведения коллег, выносит на их суд песни, которым дается высокая оценка. Также слушает лекции известных композиторов, работников Министерства культуры. Домой возвращается полный новых замыслов, как в песенном творчестве, так и в развитии хорового пения и культуры вообще. Высокопрофессионалного композитора, музыканта, концертмейстера Леонида Меля стали зазывать на работу в театры Свердловска и Перми. Среди поэтов, композиторов работников культуры области пошла молва об отъезде Меля из Чернушки. Но Мель не бросил Чернушку – не смог этого сделать, слишком глубоко пустил он здесь свои корни. Леонида Меля, избранного членом правления Всероссийского хорового общества, все больше волнуют проблемы эстетического и культурного воспитания людей.. ведя продолжительное время уроки пения в девятой школе, он приходит к выводу, что многие беды идут из­за пробелов, допускаемых в семье и школе. Продолжая претворять свою идею о ликвидации музыкальной безграмотности людей, Мель читает в школах, на семинарах свою лекцию « О трудовом воспитанииребят в хоровом кружке». С этой содержатель ной глубокой лекцией он впервые 10

    выступил в 1959 году перед учителями и родителями школы № 9. Мель призывал преподавателей и родителей по­новому взглянуть на проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения. Вся просветительская работа Меля была подчинена формуле известного педагога: « Замечательные учителя – замечательная смена, замечательная смена – замечательный народ» ….1960 год. В столицу Пермская делегация приехала в составе самодеятельных артистов из Чернушки и Осы. Чернушинцы выступали с концертами на ВДНХ, заводе «Станколит», во Дворцах культуры. 23 июля вышли на сцену Колонного зала Дома союзов. Огромный зал на 1700 мест был заполнен до отказа, и вот открывается занавес ­ на сцене сводный академический хор из далекого Прикамья исполняет « Песню о рабочем Урале» на слова Владимира Радкевича, автор музыки – Леонид Мель: То не грозы проходят Над уральской грядою Не стихая ни днем, ни в ночи Это сердце твое, навсегда молодое, Это сердце Урала стучит… Когда музыка стихла, весь огромный зал разразился громом аплодисментов. С неменьшим успехом академический хор исполнил и другие песни. С восторгом зрители встретили и наших солистов. По возвращении домой Леониду Леонгардовичу руководители делегации говорили: ­ Песенная Чернушка покорила Москву. С помощь. Открывшегося в 1958 году народного университета культуры Мель хотел добиться ускорения в достижении своей цели во всеобщем музыкальном образовании населения. « .. отрывочные сведения о явлениях культуры постепенно перестали удовлетворять многих… Желание понимать искусство стало волновать многих» .Этому и должен был учить университет культуры. Слава о популярном народном университете, об академическом хоре вышла далеко за пределы района. В 1964 году Чернушинский народный университет культуры стал участником Выставки достижений народного хозяйства в Москве. Мелю вручили серебряную медаль ВДНХ. А годом раньше в Чернушке открылась музыкальная школа. Отдавая немало сил и времени музыкальной школе, университету культуры, Мель руководил и академическим хором, готовил участников художественной самодеятельности к зональному Всероссийскому смотру в Свердловске, намеченному на январь 1965 года. 11

    Мель считал, что в российской глубинке можно создать все условия для того, чтобы не ощущать себя оторванным от культуры и настоящего искусства. Он постоянно общался с композиторами страны: Кабалевским, Хренниковым, Дунаевским. Ему были близки слова Соловьева­Седого: «Песня – самый массовый жанр, самое массовое в искусстве эстрады, в жизни и быту человека. Она обладает огромной силой воздействия..и огромной силой воспитания. Успех песни определяется триумвиратом – поэт, композитор, исполнитель. Мелодия должна занимать главенствующее место среди всех остальных средств выражения…» 7. Песенное творчество Живя в глубинке, Мель не был провинциалом – тысячи нитей связывали композитора с деятелями искусства и культуры Москвы, Ленинграда, Свердловска, Перми. Свидетельствует о том и творческая дружба Леонида Меля с уральскими поэтами ­ Владимиром Радкевичем, Борисом Ширшовым, Владимиром Аборкиным, Борисом Михайловым. Но больше песен он создал с Владимиром Радкевичем, с этим поэтом у Меля были почти родственные отношения. Владимир Ильич любил приезжать к Мелям. Однажды он заглянул к ним в домик на улице Азина и прочитал стихи о Чернушке. Прочитав стихи, Мель задумался: точно о его судьбе рассказывали задушевные строчки. Потом быстро подошел к пианино и набросал первые знаки на нотный стан. А наутро Леонид Леонгардович встретил поэта песней « Сроднился я с Чернушкою». Так появилась одна из песен о нашем городе. Фрагменты мелодии из созданной ими « Песни о рабочем Урале» служили позывными сигналами Пермского областного радио. Леонид Мель был таким композитором, которому известные поэты без боязни доверяли свои произведения. Борис Николаевич Михайлов – уроженец Перми. Его произведения печатались в уральских газетах и журналах, он – автор многих поэтических сборников.Вся творческая жизнь поэта связана с родным Уралом. Борис Михайлов работал в газете « Звезда», с 1940 по 1950 год стоял во главе Пермской писательской организации. Большая дружба связывала Леонида Леонгардовича и с другим пермским поэтом ­ Борисом Ширшовым. В одном из писем Борис Ширшов пишет композитору: « Уважаемый Леонид Леонгардович! ..высылаю на ваше усмотрение « Песню о перми и солдатскую песню «Пиши, солдат, 12

    пиши своей невесте». Обе они нигде не были опубликованы, и композиторы к ним не прикасались.Если стихи удовлетворят Вас, используйте их, как нужно. Если возникнут замечания, напишите мне, попробую исправить…» К 60­летию композитора, в 1963 году, издан сборник песен « По Уралу, по Прикамью» областным домом народного творчества к 60­летию композитора.Мель, Радкевич, Ширшов, Михайлов работали во имя искусства, и не давали ни себе, ни друг дружке никаких поблажек. Песня Меля и Ширшова о легендарном матросе « Песня о Павле Хохрякове» (памятник установлен в Перми) на Всесоюзном фестивале комсомольской песни была признана одной из лучших. Текст и ноты ее появились в газете « Молодая гвардия» 12 марта 1971 года. Очень напряженно Мель и Ширшов работали над « Песней о родном городе» к 250­летию Перми. Песня удалась и ее создатели были награждены Почетными грамотами отдела культуры Пермского городского Совета народных депутатов. Песни на стихи В. Радкевича: « Приуральская песня» « И сердцем, и броней» « Девушка с окраины» «Песня о мечте» « Уральский вальс» « Люди с красивой душой» «Песня уральских туристов» « осенняя березка» « Я верю» « На Каме» « Мне хочется петь» « Кама родная» Песни на стих других поэтов « Песня о Перми» (Б. Ширшов) «Пиши, солдат, пиши своей невесте» (стихи Бориса Ширшова) « Маята» (стихи Б. Ширшова) « Цветы на плоту» (Б. Ширшов) « на Каме» (стихи Б. Михайлова) « Осенний вальс» (Слова Б. Михайлова) « Песня о Павле Хохрякове» « Песня о родном городе» (стихи Бориса Ширшова) « Мы – нефтяники» (слова Е. Латышева и Н. Филиппова) 13

    « Город у нас золотой»(посвящена 10­летнему юбилею Чернушки, на стихи И. Гурина), « Мы небо наше сделаем светлей»(слова Ивана Гурина) « Как приехал Царь­Горох (стихи П. Жукова) «Дождик», « Апрель», «Весна», « Муравьи» (слова Е.Трутневой) « Мой Пермский край» (слова З. Лагуновой) Л.Л. Мель скончался 1 сентября 1981 года. На гражданской панихиде было много людей, особенно школьников. О Меле говорили добрые слова. Одна из его учениц, Людмила Лазарева, посвятила учителю такие строчки: … А сколько было у него терпенья, Когда учил, как музыку любить! Чтобы не путать Моцарта с Шопеном, Чтобы с Чайковским, Глинкою дружить! Главное дело жизни Меля – созданная им « поющая Чернушка». В общей сложности написано около 180 песен, многие из них до сих пор актуальны, ибо написаны на высоком профессиональном уровне. интересны слушателям, 14

    8 Заключение Вот уже почти 35 лет нет с нами Леонида Леонгардовича. За это время в Чернушке многое изменилось: и во внешнем облике города, и в его культурной жизни. Творчество этого замечательного человека оказало огромное влияние на эстетику, культуру и музыку значительной части России. Имя Меля, его песни появлялись в средствах массовой информации в самых разных городах России. Говорят: где родился, там и пригодился. Мель родился в Нарве, а пригодился на Урале, который стал ему второй родиной. В детской музыкальной школе собран собран богатый краеведческий материал о Леониде Меле: это и очерки, и воспоминания, и фотоальбомы, и стихи. Современники Леонида Леонгардовича очень тепло отзывались о нем, отмечали интеллегентность, доброту, скромность, внимательность. Это был человек большой культуры, тонкого юмора и беззаветной преданности музыке, любимому искусству. Память о нем хранят многие жители нашего города, все те, кто его знал и любил.Поэт Евграф Латышев, считавший себя учеником композитора, посвятил ему такие стихи: Истины я, право не нарушу: Знали нас и область, и Москва! Это он поющую Чернушку 15

    Вывел на орбиту мастерства! Сколько в Меле вдохновенья, силы Не забудешь этого вовек! Добрый, скромный, истинно красивый Благодарный, милый человек! Пусть ничто не будет позабыто! Ни дела, ни песен звонкий зов! Верю, что уральский композитор Будет жить в сердцах учеников! Мель живет в наших сердцах. Он незримо помогает нам во всех творческих делах, его присутствие ощущается на концертах, смотрах, фестивалях. Его именем названа не только музыкальная школа, но и одна из улиц « поющей Чернушки». Леонид Мель будет жить в памяти людей до тех пор, пока на Урале, в России звучат песни. А песням уготована долгая жизнь. 9. Использованные источники 1. Гурин И.П. Жил­был кудесник.­ Пермское книжное издательство ­2005, 191 с. 2.Материалы сайта Чернушинской музыкальной школы 3.Материалы библиотеки музыкальной школы 4.Видеозапись юбилейного концерта ансамбля русской песни « Сударушка» ДТ « Нефтяник» 16

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Развивалась она, прежде всего, как вокальная музыка. Истоки ее в народной русской песне. В народной песне отражалась вся жизнь народа (труд, быт, вера и т.д.). Из самых древних песен известны колыбельные, календарные песни (языческие песни, связанные со временем года – весенние песни и др.). У них узкий диапазон.

    Cлайд 3

    9-12 века – время Киевской Руси. В 988 году Русь приняла христианство. Оно пришло из Византии. Образовалось 3 основных очага музыкальной культуры: 1) Народная песня. В народной песне есть связь с язычеством. Из народа выделялись талантливые люди – скоморохи. Они веселил народ, исполняя не только музыкальные номера, но и цирковые. Они подвергались гонению со стороны церкви. Церковь не одобряла инструментальную музыку. Она признавала только вокально-духовную музыку.

    Cлайд 4

    2) Княжеский двор. Здесь центральной фигурой был певец-сказитель, который сочинял и пел нараспев песни и былины о ратных подвигах князя и его дружины. Аккомпанировал он себе на гуслях. При дворе использовали и другие инструменты – домру, рожки, гудок (струнный инструмент, имеющий 3 струны и смычок).

    Cлайд 5

    3) Церковь. Это – самый важный очаг. Развивалась письменность, иконопись. Появился “знаменный распев” (11-17 вв.). Это – молитвы-песнопения, которые исполнял мужской хор унисон. По характеру – суровые напевы, имеющие плавную мелодию и узкий диапазон. Записывались эти распевы знаменами (знаками), некоторые из которых – крюки. Они не означали точной высоты, а только направление мелодии (вверх или вниз). Эти распевы сочиняли монахи-распевщики. Самые известные из них – Федор Крестьянин (одно из наиболее известных произведений – “Стихира”), Савва Рогов. Тексты сначала переводились с византийского. В 16 веке знаменные распевы писал сам Иван IV (грозный). В дальнейшем знаменный распев стал одним из источников русской музыкальной классики (Рахманинов, Мусоргский и др.).

    Cлайд 6

    В 12-15 веках выделялось Новгородское княжество. Здесь музыкальное искусство несколько отличалось. Народ жил хорошо. Расцветало скоморошество (здесь оно не подвергалось гонению церкви). Слагались былины, но в них прославляли не подвиги князя, а ловкость, смекалку.

    Cлайд 7

    Конец 14-го – 16 вв. – время Московской Руси. В это время правили Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный (16 век), который объединил Русь и взял у татар Казань. О взятии Казани складывали песни и былины. При дворе Ивана IV музыка получила большое развитие. Из-за границы он привез орган, клавикорды, создал “Хор государственных певчих дьяк”. Это – время расцвета знаменного пения. Богослужения отличались пышностью. В это же время появилось первое русское многоголосие (знаменный распев – одноголосие). Стало появляться строчное пение – основной голос и голоса ниже и выше от основного голоса. Дьяк Иван Шайдуров ввел новую запись – “киноварные пометы”, в которых уже фиксировалась высота звука. Запись стала более совершенной.

    Cлайд 8

    В 17 веке знаменный распев исчез. 1613 г. – начало династии Романовых (Михаил). Складывается русская нация. Возникают народные бунты. Вся эта жизнь отразилась и в народных песнях – песни-вольницы, сатирические песни. Возник новый жанр – лирическая народная песня (лирическая протяжная). Это, прежде всего, песни о тяжелой женской доле (медленные, выразительные, страдальческие). Один из ярких примеров этого жанра – песня “Лучинушка”.

    Cлайд 9

    Развивалось русское многоголосие. Во многом это связано с тем, что к России присоединилась Украина, в которой сказывалось влияние польской католической музыки (хоральное пение). Развивалось “партесное пение” – пение по партиям. Высший жанр партесного пения – духовный хоровой концерт. Это – грандиозное хоровое произведение для многих голосов (аккордовое мышление). Обязательно должны были отсутствовать инструменты. Партесные концерты писал Василий Титов (написал концерт в честь полтавской победы – 12 голосов), Николай Бавыкин.

    Cлайд 10

    В 17 веке возникли и новые светские жанры – канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах – светский текст, а в псалмах – духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности – 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас – гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке – в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические канты (хвалебные) в честь побед Петра I. Они имели кварто-квинтовые интонации и были энергичные. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку: Глинка – заключительный хор “Ивана Сусанина” (“Славься”) – 3 голоса, склад канта (имеет черты гимна и марша); так же это проявляется в финале симфонии Глазунова.

    Cлайд 11

    С Украины в Россию пришла нотная запись на пяти линейках квадратными нотами. Вершина развития партесного стиля – духовные хоровые концерты Березовского и Бортнянского. Березовский – крепостной музыкант. Он был очень талантливым. За его огромный талант его послали в Италию. Там он учился у Падре Мартини (учитель Моцарта). Березовский покончил жизнь самоубийством. Хоровые концерты Березовского находятся на очень высоком техническом уровне, сравнимым с Моцартом. У него было огромное гармоническое и полифоническое мастерство. Концерты его состоят из разных контрастных частей (среди них попадаются фуги). Особенно популярный концерт – “Не отверзи мене во время старости” (обращение к Богу).