Тест Гилфорда «Социальный интеллект. Тест «Социальный интеллект» Гилфорда Интерпретация отдельных субтестов

Глава 7 КОРНИ ЭМПАТИИ

Вернемся к Гэри, блестящему, но страдающему алекситимией хирургу, который причинял сильные страдания своей невесте Эллен тем, что не обращал внимания не только на собственные чувства, но и на ее тоже. Подобно большинству алекситимиков, он не обладал ни эмпатией, ни интуицией. Если Эллен говорила, что падает духом, Гэри оказывался неспособным выразить сочувствие; если она заговаривала о любви, он менял тему. Гэри имел обыкновение наводить «полезную» критику на то, что делала Эллен, не сознавая, что эти критические замечания заставляли ее чувствовать себя оскорбленной, но отнюдь не помогали ей.

Эмпатия зиждется на самоосознании; чем больше мы поддаемся собственным эмоциям, тем с большим знанием дела будем прочитывать чувства других людей. Алекситимики вроде Гэри, понятия не имеющие о собственных чувствах, пребывают в полном замешательстве, когда дело доходит до понимания того, что чувствуют окружающие их люди. Они не способны различать оттенки эмоций. Эмоциональные нотки и аккорды, вплетающиеся в слова и поступки людей - выразительный тон или изменение позы, красноречивое молчание или предательская дрожь, - проходят незамеченными ими.

Не разбирающихся в собственных чувствах алекситимиков точно так же приводит в недоумение, когда другие люди выражают свои чувства по отношению к ним. Эта неспособность отмечать чувства другого человека и составляет главный дефицит эмоционального интеллекта и прискорбный недостаток с точки зрения того, что означает быть человеком. Как бы там ни было, взаимопонимание, основа заботы, возникает в результате эмоциональной настроенности, благодаря способности к эмпатии.

Эта способность - умение распознать, что чувствует другой человек, - проявляется в великом множестве сфер жизни, от торговли и управления до любовной связи и отцовства и материнства, до сострадания и политической деятельности. Недостаток эмпатии тоже бывает заметным. Ее полное отсутствие наблюдается у преступников-психопатов, насильников и лиц, покушающихся на растление детей.

Человеческие эмоции редко бывают облечены в слова; гораздо чаще они выражаются с помощью иных сигналов. Ключом к интуитивному постижению чувств другого человека служит способность расшифровывать информацию, передаваемую невербальными путями: интонацию голоса, жест, выражение лица и тому подобное. Пожалуй, самый большой объем исследований способности людей считывать такую невербальную информацию выполнен психологом из Гарвардского университета Робертом Розенталем и его студентами. Розенталь разработал тест на эмпатию (определение профиля невербальной чувствительности) - серию видеозаписей молодой женщины, выражающей различные чувства - от отвращения до материнской любви. Сцены, заснятые на видеопленку, охватывали широкий диапазон проявлений эмоций и действий - от вызванного ревностью приступа ярости до просьбы о прощении, от изъявления благодарности до обольщения. Видеозаписи были отредактированы так, что в каждом создаваемом ею образе систематически исключались один или более каналов невербальной коммуникации; например, в дополнение к заглушённым словам в одних сценах блокировались все остальные сигналы, кроме выражения лица. В других показывались только телодвижения и так далее, по всем главным невербальным каналам коммуникации, так что зрителям приходилось распознавать эмоции по тому или иному конкретному невербальному сигналу.

Как показали результаты исследования с привлечением более семи тысяч добровольцев из США и еще восемнадцати стран, способность распознавать чувства по невербальной информации давала такие преимущества, как лучшая эмоциональная адаптированность, большая популярность у окружающих и большая общительность, а также - что, вероятно, вполне оправданно, - и большая чувствительность. Кстати сказать, женщины в этом виде эмпатии в принципе проявили себя лучше мужчин. Причем у людей, чьи показатели улучшались за те сорок пять минут, в течение которых проводился тест, - свидетельство того, что у них есть талант к развитию эмпатических навыков, - отношения с противоположным полом складывались гораздо лучше. А значит, эмпатия, как оказалось, делает жизнь более романтичной.

Если говорить о результатах изучения остальных компонентов эмоционального интеллекта, то обнаружилась только несущественная зависимость между оценками остроты эмпатической чувствительности и оценками по результатам теста академических способностей или коэффициентом умственного развития, а также тестов школьных достижений. Тот факт, что эмпатия не зависит от способности к учебе, подтвердился при тестировании согласно одному из вариантов профиля невербальной чувствительности, разработанному специально для детей. Из 1011 детей, принявших участие в эксперименте, те, кто проявил способность «считывать» чувства других невербальным путем, пользовались в своих школах наибольшей популярностью и отличались самой высокой эмоциональной стабильностью. Они также лучше успевали в школе, несмотря на то что их средний коэффициент умственного развития не превышал коэффициент умственного развития детей, менее способных к расшифровке невербальной информации, доказывая тем самым, что овладение искусством эмпатии помогает повысить успехи в учебе (или просто заставляет учителей относиться к ним с большей симпатией).

Способ выражения рационального ума заключается в словах, ну, а эмоции всегда выражаются невербальными средствами. В самом деле, если слова человека не согласуются с тем, что передается посредством тона его голоса, жестов или других невербальных сигналов, эмоциональная истина заключается в том, как он говорит, а не в том, что он высказывает. Одно практическое правило, использованное в исследованиях общения, состоит в том, что более 90 процентов информации передается невербальным способом. Такого рода сообщения, например, когда в голосе проскальзывает тревога или в быстрых жестах раздражение, почти всегда воспринимают на подсознательном уровне, не обращая особого внимания на характер сообщения, а просто безмолвно принимая и реагируя на него. Навыки, позволяющие нам делать это хорошо или плохо, также большей частью приобретаются без слов.

Из книги Дар психотерапии автора Ялом Ирвин

Глава 7. Учите эмпатии Осторожная эмпатия - это существенная черта не только для терапевта, но и для пациентов, и мы обязаны помочь пациентам развить эмпатию по отношению к другим людям. Помните, что наши пациенты обычно приходят к нам из-за неуспешности в создании и

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно - исторические корни Общие принципы Сознательная деятельность человека по своим основным особенностям резко отличается от индивидуально изменчивого поведения животных.Отличия сознательной деятельности

Из книги Социальная психология. Интенсивный курс. автора Майерс Дэвид Дж

Из книги Эмоциональный интеллект автора Гоулман Дэниел

Неврология эмпатии Как это часто случается в неврологии, первую информацию, наводящую на мысль о том, что источник эмпатии следует искать в головном мозге, предоставили отчеты о странных и эксцентричных пациентах. В отчете за 1975 год, например, анализировались отдельные

Из книги Мышление и речь автора Выготский Лев Семенович

Глава четвертая Генетические корни мышления и речи

Из книги Лишённые совести [Пугающий мир психопатов] автора Хаэр Роберт Д.

Глава 10. Корни проблемы «Теперь я все знаю, и нет смысла мне врать, - сказала миссис Пенмарк своей дочке Роде. - Ты била его туфлей. Вот откуда взялись эти отметины на его лбу и руках». Рода с озадаченным видом медленно попятилась назад. Затем, упав на диван, она уткнулась

Из книги Мышление и речь (сборник) автора Выготский Лев Семенович

Из книги Другая любовь. Природа человека и гомосексуальность автора Клейн Лев Самуилович

Глава четвертая Генетические корни мышления и речи IОсновной факт, с которым мы сталкиваемся при генетическом рассмотрении мышления и речи, состоит в том, что отношение между этими процессами является не постоянной, неизменной на всем протяжении развития величиной, а

Из книги Все из-за меня (но это не так) [Правда о перфекционизме, несовершенстве и силе уязвимости] автора Браун Брене

Глава III. Корни гомосексуальности: основные гипотезы и

Из книги Человек как животное автора Никонов Александр Петрович

Глава IV. Корни гомосексуальности: чужая вина

Из книги Право писать. Приглашение и приобщение к писательской жизни автора Кэмерон Джулия

Глава V. Корни гомосексуальности: биологическая

Из книги Холотропное дыхание. Новый подход к самоисследованию и терапии автора Гроф Станислав

Глава 2 Устойчивость к стыду и сила эмпатии Как мы преодолеваем стыд? Что можем сделать, чтобы не запутаться в паутине стыда? К сожалению, навсегда освободиться от стыда невозможно. Общение важно для нас, а потому угроза разобщения, приводящая к стыду, по-прежнему останется

Из книги автора

Преграды для эмпатии Жалость против эмпатии В разговоре мы часто путаем эмпатию с жалостью. Однако в интервью женщины предельно внятно объясняли различие между ними. Когда они говорили о своей способности преодолевать стыд, они четко указывали на эмпатию: нужно

Из книги автора

Из книги автора

Глава 37 Корни Сегодня четвертое июля, почти середина лета. На моем письменном столе – стоптанная подкова, букетик красных вьющихся роз, глиняный цветочный горшок в форме птицы и свеча с мексиканским символом всесильной руки. Неподалеку четыре из пяти домашних собак

Из книги автора

Глава 1 Исторические корни метода холотропного дыхания 1. Зигмунд Фрейд и начало глубинной психологии Холотропное Дыхание – один из более недавних вкладов в глубинную психологию – дисциплину, основанную в начале XX в. австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. С тех пор,

Инструкция: Вам предлагается ответить на 10 вопросов. Каж­дый вопрос имеет три ответа: А, Б, В. Выберите тот, который больше всего подходит вам. Правильных или неправильных отве­тов нет. Отвечайте быстро, долго не раздумывайте.

1. За чем вы могли бы встать в очередь?

A. Ни за чем.

Б. Если нужно купить то, за чем стоит очередь, и другого выхо­да нет, то занимаете очередь.

B. Если есть возможность, вы лучше отправитесь в другой мага­зин, даже если он и не слишком близко.

2. Вздрагиваете ли вы, если зазвонит телефон?

A. Вы так привыкли к этому, что даже не замечаете звонков.

Б. Да.

B. Нет.

3. Если вы уезжаете в другой город, за сколько времени до от­правления поезда вы приезжаете на вокзал?

A. За час до отправления поезда.

Б. За четверть часа.

B. За полчаса.

4. Если вы находитесь в обществе человека, который почему-либо напряжен и нервничает, передается ли вам его настроение?

А. Если это близкий человек, то безусловно.

Б. Если не можете помочь его беде, то хотя бы пытаетесь успо­коить его.

В. Напряжение передается в любом случае.

5. Ухудшается ли ваше самочувствие (например, вас бросает в жар или в холод, болит голова, начинается головокружение), если вы переживаете из-за чего-либо?

A. Нет.

Б. Случается.

B. Из-за каждого переживания вы чувствуете себя больным це­лый день.

6. Насколько, по-вашему, справедливо изречение: «Рано или поздно все образуется само собой»?

A. Целиком и полностью.

Б. Хорошо, если бы так было, но вы в это не верите.

B. Сам человек должен приложить к этому усилия.

7. Если вы опоздали на урок, что вы чувствуете?

А. И с другими может такое случиться.

Б. В таком случае лучше не входить в класс.

В. Естественно, испытываете стеснение.

8. Если у вас множество разнообразных дел, лучше или хуже продвигается работа, чем в том случае, когда дел мало?

A. В таких случаях у вас как будто вырастают крылья, вы делаете одно дело за другим.

Б. Обилие дел вас подавляет, вы не знаете, за что хвататься, поэтому с трудом управляетесь с ними.

B. Вы всегда работаете в одном темпе.

9. Выносите ли вы нахождение в толпе?

A. Иногда - да, иногда - нет.

Б. Не выносите, нервничаете из-за этого.

B. Вам это не мешает.

10. Можете ли вы спокойно спать на новом, чужом месте?

A. В том случае, если условия подходящие, спите хорошо.

Б. Едва ли.

B. В любом месте спите беспробудно.

Обработка результатов

Баллы, соответствующие ответам:

Вариант ответа

Вариант ответа

Вариант ответа

А

Б

В

А

Б

В

А

Б

В

Подсчитайте сумму баллов. Если вы набрали:

менее 35 баллов - вы эмоционально чувствительный человек. Не всегда уверены в себе, часто теряетесь в сложной ситуации;

от 36 до 65 баллов - вы рассудительны, спокойны и осмотри­тельны, ваши настроения не достигают крайностей. Ваши поступ­ки определяются не эмоциями, а намерениями. Вас, конечно, мож­но вывести из равновесия, но лишь в том случае, если к тому имеется действительная причина. Вы правильно оцениваете зна­чение вещей, этому способствует ваша уравновешенность. Если что-то случается, вы в первую очередь занимаетесь решением этой проблемы;

свыше 65 баллов - у вас низкая эмоциональная чувствитель­ность. Окружающих можете вывести из терпения своей рассуди­тельностью. Возможно, в некоторых случаях вы не слишком сле­дите за теми из происходящих с вами событий, которые вам не­приятны. Если это так, то вы очень везучий человек.

Данная методика диагностики эмоциональности была предложена В.В. Суворовым в 1976 г. и определяет общую эмоциональность человека.

Эмоциональность - один из основных компонентов темперамента, который как известно не меняется на протяжении всей жизни, в отличии от характера. Эмоциональность включает в себя впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.д.

2) экспрессивный компонент (выразительные движения: мимика, жесты, пантомимика, голосовые реакции и др.);

3) когнитивный, в т.ч. рефлексивный, компонент (анализ и понимание воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации , что, собственно, придает эмоциональным явлениям предметную направленность, интенциональность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных компонентов эмоций);

4) физиологический, как центральный, так и периферический, компонент (включает разнообразные вегетативные и биохимические, в т.ч. эндокринные изменения; активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся в ЭЭГ-сдвигах, зрачковый рефлекс, тремор и т.д.);

Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью сферы мотивационной , мировоззрением, ориентациями ценностными и пр.5

Rating 5.00 (1 Vote)

2.1 Методы диагностики невербального общения

Термин «экспрессия» используется для описания того компонента эмоций, который проявляется в основном в мимических комплексах, а также в позе речи. Число исследований, в которых используются экспериментальные приёмы, направленные на регистрацию выразительного поведения, быстро увеличиваются в последние десятилетия.

Методики для изучения эмоциональной экспрессии.

Исследования экспрессии имеют два основных направления: изучение (а) произвольной экспрессии и (б) непроизвольной. Исследователи выразительного поведения используют три приёма: прямое наблюдение, фотографирование и запись на видеомагнитофон. Каждый из этих приёмов имеет и достоинства и недостатки. Ни метод прямого наблюдения, ни статичное фотографирование не являются столь же исчерпывающими, как запись на видеомагнитофон

Использование опросников.

Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в основном базируются на опросниках и выявляют эмоциональные особенности человека.

В лаборатории А.Е. Ольшанниковой были разработаны четыре методики изучения эмоциональности: три – для выявления средств выражений эмоций (экспрессивности).

Методы диагностики эмоций по лицевой экспрессии.

Первые попытки создания методики для определения умений распознавать эмоции по лицевой экспрессии были предприняты Э. Боингом и Э. Титченером, использовавшими схематические рисунки, созданные в 1859 году немецким анатомом Т. Пидеритом. Они создали взаимозаменяемые изображения отдельных частей лица и, комбинируя их, получили 360 схем мимического выражения, которые предъявлялись испытуемым.

В 1970-х годах в Калифорнийском университете П. Экманом и др. разработан метод, получивший сокращенное название (FAST –Facial Affect Scoring Technique). Тест имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трёх уровней лица: для бровей – лба, глаз – век и нижней части лица. Представлены также варианты с учётом разной ориентации головы и направления взгляда.

CARAT – методика, разработанная Р. Бак строится на предъявлении слайдов, на которых запечатлена реакция человека, рассматривающего различные по содержанию сцены из окружающей жизни. Испытуемый должен распознать, рассматривая слайд, какую сцену наблюдает человек.

Тест PONS («профиль невербальной чувствительности») включает 220 фрагментов поведения, представленного в различных элементах экспрессии (только поза, только выражение лица и т.д.) Испытуемый должен выбрать из двух предложенных определений только одно, относящееся к наблюдаемому фрагменту экспрессивного поведения человека.

Используя возможности данного теста, Д. Арчер создал тест SIT (ситуативно-интерактивные задачи), который отличается от предыдущих методик тем, что в качестве демонстрационного материала применяются видеозаписи бытовых сцен и найдены чёткие критерии адекватности их понимания.

Для определения способности распознания эмоций по лицевой экспрессии разработан тест FMST – Г. Дейл.

В.А. Лабунской был разработан метод «вербальной фиксации признаков экспрессии эмоциональных состояний». Этот метод представляет модифицированный вариант метода словесного портрета. От участника исследования требуется описание самых различных особенностей другого человека. Перед испытуемым ставится задача описать экспрессивные признаки шести эмоциональных состояний.

Трудности изучения эмоций обусловлены тем, что во многих случаях их приходится искусственно вызывать в лабораторных условиях, моделировать. В последнее время наметился путь изучения естественно возникающих эмоций при компьютерных играх. Компьютерная игра дает возможность одновременно фиксировать многие параметры проявлений эмоций: моторность, электрофизиологические, речевые.

В нашем исследовании была использована методика изучения эмоциональной экспрессии: вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ). Эта методика разработана Л.Е. Богиной в лаборатории А.Е. Ольшанниковой и представляет собой вопросник из 48 предложений. Методикой выявляются 8 экспрессивных каналов выражения эмоций: громкость голоса, темп речи, образность речи, двигательная активность, лишние движения, мимика. Кроме того, путём комбинации вопросов выделяются три фактора экспрессивности: внешняя выразительность эмоций, активность поведения под влиянием эмоций и нарушение речи и поведения под влиянием эмоций.

Для диагностики психических свойств человека по невербальным особенностям речи в нашем исследовании были использованы методики: «карта контроля состояния речи». Эта методика позволяет оценить индивидуальную предрасположенность к речевой тревожности, выходящей за пределы средних нормативных показателей. Она построена на показателях самооценки, что дает возможность контролировать и корректировать свое собственное речевое поведение. В исследовании был использован тест «Какой у вас тип темперамента» (адаптация более сложно сконструированного теста – опросника А.И.Щебетенко).

Рассмотрения и детального анализа самого процесса социализации, как в целом, так и у каждого конкретного ребенка. Глава 11. Исследование условий и особенностей процесса социализации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома 2.1. Анализ опыта работы по организации учебно-воспитательного процесса детских домов на примере областного детского комплекса семейного типа « ...



Между партнерами, здесь также необходимо проследить, как та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями. 3. Исследование общения как взаимодействия на примере группы студентов Актуальность данной темы заключается в том, что далеко не все понимают, что между темпераментом и способностями существует взаимосвязь. В современных школах...

Формируется на всем жизненном пути человека, и не столько в трудные моменты жизни, сколько в повседневной жизни, будничной деятельности. 2. Проблемы социализации подростков с акцентуированными характерами 2.1 Классификация акцентуаций характера у подростков В 1964 году К. Леонгард дал развернутые описания 4 типов акцентуаций характера и 6 типов акцентуаций темперамента. На основе...

Здесь не совсем подойдет. Поэтому уместнее воспользоваться определением, данным О. Липманном и Л. Адамом в работе «Речь в криминалистике и судебной психологии», впервые сделавшим попытку рассмотреть это явление в речи: Ложь – волевое деяние, направленное на результат. При этом эти авторы исключают фантазирование, т.наз. «условную ложь». И так, ложь – это деяние, деятельность. В связи с...