Торренс тест на творческое мышление для взрослых. Тест творческого мышления П

Многие хотят узнать, насколько они креативны и развиты интеллектуально по отношению к окружающим людям. Сделать это можно благодаря разным тестам, одним из которых является тест Торренса на творческое мышление.

Данный тест очень прост. Он состоит из трех этапов, адаптированных под людей любого возраста, начиная от 5 лет. Естественно, что если вы хотите узнать свой относительный результат, то необходимо протестировать несколько человек вашего возраста. Ранее мы рассказывали вам и о других тестах , которые также могут подсказать вам уровень вашей креативности.

Тест Торренса

Этап первый: нарисовать картинку. В данном случае вам понадобится овал, схожий по размерам с куриным яйцом. Цвет его определять только вам самим, но лучше, чтобы он был одинаковый у всех испытуемых. В связи с этим, проще всего будет взять белый цвет, сделав овал из обычной бумаги.

Испытуемый должен нарисовать что-то в овале, чтобы овал превратился в нечто конкретное благодаря вашей дорисовке. Обязательно нужно дать этому рисунку название. Рисовать можно все, что придет вам в голову. Время теста — 1 минута.

Этап второй: ассоциативность мышления. По приведенной ниже таблице нужно сделать следующее. Дорисуйте каждую картинку так, как вы ее видите и дайте ей название. Время теста — 3 минуты.

Этап третий: регулярное мышление. Распечатайте снова картинку, которая приведена ниже. К каждому одинаковому элементу (в данном случае, это пара горизонтальных кругов) необходимо дорисовать что-либо уникальное, чтобы получилось нечто самобытное, осмысленное и понятное. Грубо говоря, рисунки и их интерпретации не должны повторяться. Всего может получиться 30 рисунков. Время теста — 5 минут.

Подсчет баллов

Креативность оценивается в 5 этапов: продуктивность, оригинальность, продуманность, открытость, логика.

Продуктивность. Оценивается по 2 и 3 этапам. Подсчитайте общее количество ответов испытуемого — сколько он дорисовал картинок, столько и получит баллов. Балл не засчитывается, если:

  • исходная часть рисунка не была использована;
  • если нет смысла в рисунке или его названии;
  • повторения.

Оригинальность. Оценивается по всем трем заданиям теста. Тут самое главное, чтобы любые ваши рисунки не повторялись. Если статистические данные, но разновидностей теста очень много, поэтому предлагайте его проходить многим людям, чтобы было с чем сравнивать. Именно поэтому сначала попробуйте дать этот тест пройти хотя бы 40-50 людям, чтобы потом увидеть свои результаты. На основе всех тестов выбираются одинаковые рисунки. Это сделать нетрудно, если проводить тест в аудитории, где все испытуемые сидят вместе и находятся в равных условиях.

Каждый оригинальный ответ — это один балл. Оригинальность определяется следующим образом: если рисунок из любого задания есть хотя бы у 50% испытуемых, то он уже не оригинален. Все остальные варианты считаются оригинальными и дают вам 1 балл. Если рисунка и названия как у вас нет ни у кого, то это дает вам сразу 5 баллов. Если испытуемых больше 100, то 10 баллов вы получите за оригинальный ответ.

Продуманность. За каждый продуманный рисунок в любом из двух последних тестов дается по 1 баллу. Продуманность заключается в наличии не только контурных дорисовок, но и мелких деталей внутри каждого рисунка. В первом рисунке каждый дополнительный балл начисляется за деталь рисунка, которая не меняет смысла, но дополняет его и делает рисунок более понятным, точным и разборчивым. Хотелось бы отметить, что в случае с испытуемыми детьми, рисунки из первого задания могут также многое рассказать об их внутреннем мире - в этом вам поможет другая .

Открытость. Оценка проводится только по второму тесту. Если фигура не превращается в замкнутый рисунок, то вы получаете 0 баллов. Если, например, нос превратился в часть головы, то вы получите 2 балла за каждый такой рисунок. Если вы нарисовали усы без лица — это 0, а вот если эти усы являются частью полного лица, то это 2 балла.

Логика. Подсчитывается в тестах № 1 и № 2. Тут важно уловить суть названия — насколько оно соответствует рисунку.

  • Если название нелогично или состоит из одного слова, которое ясно описывает картинку, то вы получаете 0 баллов.
  • Название со свойствами, например: горячая булочка или красивые усы, приносят по 1 баллу.
  • Любые абстрактные названия, отражающие какой-то смысл, приносят 3 балла. Примеры: Тщетность бытия, грустный весельчак и так далее.

Итог

Подсчитайте количество баллов. Если верить статистике и взять средние показатели по похожим тестам, то у вас должно получиться 40-50 баллов. Это норма. Всё, что больше это уже хорошо, ведь говорит о вашем нестандартном мышлении.

Любые подобные тесты относительны. Они не до конца объективны, поэтому требуют огромного количества испытаний и анализа. Чтобы узнать более точный результат, проведите тест над 100 людьми, а только потом проводите анализ, поскольку в обратном случае вам придется после каждого нового испытуемого проверять результаты на оригинальность и пересчитывать баллы.

Мы желаем вам удачи в тестировании. Суть заключается в быстром принятии решений - делать все необходимо максимально быстро и вдумчиво. Чтобы улучшить свои навыки в эффективном принятии важных и правильных решений, обратитесь за помощью к другой нашей статье . Будьте счастливы, успешны и не забывайте нажимать на кнопки и

Креативность - качество, присущее лишь некоторым людям. Оцените уровень нестандартности мышления персонала, используя тест Торренса. О проведении исследования и интерпретации результатов читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Особенности теста Торренса

Скачайте документы по теме:

»

«Беглость»

Оценка результата:

«Оригинальность» - значимый показатель

    «Абстрактность названия»

    «Сопротивление замыканию»

    «Разработанность» креативности

    • Меньше 30 . Очень плохо.
    • От 30 до 34 . Меньше нормы.
    • От 35 до 39 . Немного ниже нормы.
    • От 40 до 60 . Норма.
    • От 61 до 65 . Незначительно выше нормы.
    • От 66 до 70 . Выше нормы.
    • Больше 70 . Превосходно.

    работников


    Из статьи вы узнаете:

    Особенности теста Торренса

    Рекрутеры все чаще проверяют соискателей, тестируют персонал, чтобы выявить уровень креативности. Нестандартное мышление позволяет генерировать ценные идеи, которые выводят бизнес на новый уровень, выделяют услуги или товары фирмы на фоне конкурентов. Если вы хотите оценить персонал, используйте тест Торренса.

    Скачайте документы по теме:

    За основу автор взял концепцию дивергентного мышления Дж. Гилфорда и доработал ее. Отличительной чертой считается тщательно подобранный набор заданий, предоставляющий человеку широкие возможности для проявления креативных способностей. Данная особенность повышает надежность и валидность теста.

    Тест креативности Торренса - мощная психодиагностическая методика, для работы с которой требуется пройти подготовку. Она состоит из нескольких частей. Проводить их нужно по очереди. Нельзя исключать отдельные вопросы, картинки, иначе вы получите недостоверные результаты.

    Методика Торренса на креативность выявляет вербальный, звуковой и образный компоненты мышления, помогает исследовать составляющие креативности мышления, получить качественную характеристику. Тест чувствителен к оригинальности, гибкости, беглости, способности сопротивляться стереотипам и видеть причину проблемы.

    Субтест 3: «Повторяющиеся линии»

    Стимульный материал теста творческого мышления Торренса состоит из 30 пар параллельных линий, расположенных вертикально. На основе пар линий создается неповторяющийся рисунок. Подробно разъясните правила выполнения, иначе возможны недоразумения, так как люди рисуют однотипные фигуры.

    Узнайте все об оценке креативности в электронном журнале « »

    Интерпретация результатов теста Торренса для оценки творческих способностей

    «Беглость» оценивается во втором и третьем субтесте. Она характеризует продуктивность человека с творческой стороны. Подсчитайте общее количество ответов. Неадекватными признаются рисунки следующего плана: при создании не использовался стимул материал; варианты с бессмысленным названием; абстрактные зарисовки. Не учитывайте их при подсчете баллов, выполняя диагностику креативности (тест Торренса).

    Оценка результата:

    • Если несколько незаконченных фигур во втором субтесте использованы при создании одного рисунка, начисляйте количество баллов, которое соответствует числу фигур.
    • Когда пары параллельных линий в третьем субтесте использованы при создании одной картинки, начисляйте один балл.

    «Оригинальность» - значимый показатель креативности. Степень оригинальности указывает на самобытность, нешаблонность, особенность творческого мышления человека.

    Посчитывайте показатель креативности по трем субтестам Торренса в соответствии с правилами:

    • Оценка основывается на статистической редкости ответа человека от 0 до 1 балла.
    • Оценивается только рисунок, а не его название.
    • Общая оценка получается в результате сложения баллов по всем рисункам.
    • «Абстрактность названия» - способность выделять главное, понимать суть проблемы. Показатель подсчитывайте в субтестах 1 и 2. Выставляйте оценку от 0 до 3, подсчитывая Торренса на творческое мышление.

      • 0 баллов: незаурядные названия, простые наименования из 1 слова.
      • 1 балл: простые описательные названия, выражающие то, что видно на рисунке (серый дом, голубая река).
      • 2 балла: образные описательные названия (уютный деревенский дом, живописная голубая река).
      • 3 балла: философские названия, выражающие суть рисунка, его глубинный смысл.

      «Сопротивление замыканию» - отражает способность оставаться открытым новизне, долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершать мыслительный скачок и создавать оригинальную идею. Показатель подсчитывайте только в субтесте 2. Выставляйте оценку от 0 до 2 баллов.

      • 0 баллов: фигура замыкается самым простым и быстрым способом: с помощью кривой или прямой линии, закрашивания или сплошной штриховки, цифры или буквы.
      • 1 балл: решение превосходит заурядное соединение фигуры, а тестируемый замыкает фигуру быстро, но дополняет деталями снаружи потом.
      • 2 балла: стимульная фигура не замыкается, оставаясь открытой частью, или замыкается с помощью сложной конфигурации.

      «Разработанность» - отражает умение детально разрабатывать идеи. Оценивается в трех тестах креативности Торренса, разработанных для диагностики творческого мышления сотрудника.

      • Начисляйте 1 балл за каждую существенную деталь, дополняющую исходную фигуру. Оценивайте однотипные мелкие детали вместе: все лепестки - 1 балл, сердцевина цветка - 1 балл.
      • Если рисунок содержит много одинаковых предметов, оценивайте разработанность одного из них, но добавляйте баллы и за другие. Например: в саду несколько одинаковых деревьев, в небе - облака и т. п. Давайте по дополнительному баллу за каждую существенную деталь из деревьев, цветков, птиц и еще балл за идею нарисовать аналогичные картинки.
      • Когда предметы повторяются, но имеют отличительную деталь, давайте по баллу за каждую из них. Например: много цветов, но у каждого свой оттенок - 1 балл за каждый цвет.
      • Примитивные изображения оценивайте в 0 баллов.

      Проанализируйте ответы на тест Торренса, подсчитайте результаты. Сложите все баллы, полученные в ходе проведения оценки, после чего разделите их на пять.

      • Меньше 30 . Очень плохо.
      • От 30 до 34 . Меньше нормы.
      • От 35 до 39 . Немного ниже нормы.
      • От 40 до 60 . Норма.
      • От 61 до 65 . Незначительно выше нормы.
      • От 66 до 70 . Выше нормы.
      • Больше 70 . Превосходно.

      Тесты креативности Э. П. Торренса подходят не для всех сфер, но они незаменимы при оценке офисных работников , дизайнеров, маркетологов и т. д. Чтобы получить достоверные результаты, правильно и подробно объясняйте, что нужно сделать вашим сотрудникам или кандидатам на вакантную должность.

      Вывод

      Если трудовая деятельность подразумевает решение необычных ситуаций, используйте тест Торренса, чтобы оценить неординарность мышления сотрудников. Учитывайте, что лучше пригласить эксперта, чем неправильно интерпретировать результаты. Не переоценивайте собственные силы, ведь этот тест не относится к легким вариантам проверки персонала.


Диагностика уровня творческого потенциала личности

с помощью теста Э.Торренса

«Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину,проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее".

П. Торренс

ВВЕДЕНИЕ:КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ОДАРЕННОСТИ

Определение одаренности ребенка - сложная задача, при решении которой необходимо использовать как результаты психологического обследования, так и сведения о школьной и внешкольной деятельности ребенка, получаемые путем опроса родителей, учителей и сверстников. Только такой комплексный подход к диагностике признается всеми научными концепциями при сохраняющейся дискуссионности вопроса о структуре и факторах развития одаренности.

Многочисленные психологические исследования изменили первоначальные представления о высоком IQ (коэффициенте интеллектуальности) как о единственном критерии выдающихся достижений, продемонстрировали важнейшую роль творческого потенциала и личностной сферы, интересов и специальных способностей, а также окружения и обучения как условий развития одаренности.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.

Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, хотя и подготовленного предшествующим упорным поиском. Примером такого "озарения" служит открытие Д. И. Менделеевым периодической системы элементов во сне после 15-ти лет упорной и напряженной работы.

Важным этапом в психодиагностике творческих возможностей человека послужили работы американского психолога Дж. Гилфорда, выделившего два типа мышления: конвергентное (последовательное, логическое, однонаправленное) и дивергентное (альтернативное, отступающее от логики). Большинство психодиагностических тестов креативности ориентировано на выявление способностей к дивергентному мышлению. Эти тесты не предполагают определенного числа ответов. В них нет правильных и неправильных решений, оценивается степень их соответствия идее, поощряется и стимулируется поиск нетривиальных, необычных и неожиданных решений.

Среди создателей теорий и тестов креативности для детей наиболее известным является другой американский психолог, посвятивший этой проблеме всю свою жизнь. Это Поль Торренс. Исследования креативности были начаты им в 1958 году, но уже задолго до этого были подготовлены его практической работой как педагога и психолога с одаренными детьми и взрослыми.

КРЕАТИВНОСТЬ определялась П. Торренсом как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.: фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и. наконец, формулирования и сообщения результата решения (1974 г.). Для того, чтобы точнее определить, что же такое креативность, Торренс рассмотрел по меньшей мере около полусотни формулировок.

В итоге он остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты).

СОЗДАНИЕ ТЕСТОВ КРЕАТИВНОСТИ

Тесты П. Торренса были разработаны в связи с задачами образования как часть продолжительной исследовательской программы, направленной на создание таких методик работы с учащимися, которые стимулировали бы их творчество. При создании тестов автор стремился получить модели творческих процессов, отражающие их природную сложность. Но главной целью исследований П. Торренса и его сотрудников было доказательство надежности и предсказательной валидности (обоснованности) тестов творческого мышления.

Эти исследования, продолжительностью в 7, 12 и 22 года, привели к усовершенствованию первоначальных версий тестов 1958-1966 it. в сторону повышения их надежности и валидности, разнообразия показателей (версии 1974, 1979, 1984 гг.).

Кроме того, были выделены следующие характеристики для оценки творческих достижений тех, кто продемонстрировал высокие тестовые показатели:

1) количество достижений в естественных и гуманитарных науках, искусстве, организаторской деятельности (лидерство) во время школьного обучения, определяемое самим испытуемым по списку из 25 видов;

2) аналогичный показатель достижений после окончания школы;

3) показатель творческого стиля жизни (определяется самим испытуемым по списку из 22-х видов творческого поведения);

4) оценка творческих достижений независимыми экспертами;

5) экспертная оценка профессиональных планов.

В самом длительном лонгитюде П. Торренса изучалась взаимосвязь тестовых показателей креативности у младших школьников и каждым из перечисленных выше показателей их творческих достижений 22 года спустя. Все корреляции (связи) оказались высоко достоверными. Коэффициент множественной корреляции дня всех пяти критериев достигал 0,63, что свидетельствует о существенной взаимосвязи исследованных показателей даже при таком длительном промежутке времени между обследованиями.

Однако, высокие показатели тестов креативности у детей отнюдь не гарантировали их творческие достижения, а лишь свидетельствовали о высокой вероятности их проявления.

Для того чтобы объяснить роль творческих способностей в понимании, предсказании и развитии творчества П. Торренс предложил модель из трех частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям, творческим умениям и творческой мотивации. Высокий уровень творческих достижений может ожидаться только при совпадении всех этих трех факторов.

Другими словами, при отсутствии творческой мотивации (стремления к новому, приверженности задаче и т. д.) высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в искусстве, ни в науке, ни в других видах деятельности даже при полном овладении новейшими технологиями. И наоборот, наличие соответствующей мотивации и овладение необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не могут привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство.

Важными условиями творческой реализации одаренных детей являются также, во-первых, поддержка их увлечений со стороны взрослых, во-вторых, уровень их интеллектуальных способностей, и в-третьих, опыт проживания и обучения в других странах (раннее овладение иностранными языками).

Первое положение получило подтверждение в исследованиях, проведенных учеными разных стран. Так, например, даже подростки, считающие независимость необходимым условием для стабильности своих увлечений, подчеркивают важность поддержки своих интересов ("но без давления") со стороны родителей. В то же время стабильность интересов и внешкольных увлечений детей является важной, но часто игнорируемой, характеристикой их творческой продуктивности.

Как и П. Торренс, большинство психологов включает в число обязательных признаков одаренности интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. При этом более благоприятным для прогноза развития одаренности и творческих достижений признается сочетание уровня развития интеллекта выше среднего с высоким уровнем творческого мышления, чем даже очень высокий уровень развития лишь одного из этих аспектов.

И наконец, наблюдения за одаренными детьми продемонстрировали благотворное влияние на их развитие раннего знакомства с различными типами поведения, речи, обучения, которое способствует формированию более разностороннего взгляда на мир, более гибкого подхода к проблемам, актуализации разнообразных форм самовыражения.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕСТОВ П. ТОРРЕНСА

Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях:

исследование развития одаренности учащихся;

индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;

разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы с обучением;

оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения;

поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработаности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей в целом. Выборочное использование лишь одного или нескольких тестов из этих батарей существенно снижает эффективность и ценность диагностики. Для каждой формы разработаны подробные руководства по проведению тестирования и количественной обработке данных.

Все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы.

Специальное внимание при создании тестов было уделено тому, чтобы сделать их интересными и притягательными для детей всех возрастов. Поэтому для обеспечения надежных результатов очень важное значение имеет обстановка во время тестирования, которая ни в коем случае не должна быть напряженной и нервозной. Необходимо обеспечить полный контакт экспериментатора с детьми, климат доверия и безопасности, поощрения воображения и творческой свободы. При этом нельзя давать Прямые указания: что правильно и что неправильно, но очень важно достичь полного понимания инструкций.

Наиболее широкое распространение получили вербальные и фигурные тесты.

ВЕРБАЛЬНЫЕ ТЕСТЫ включают семь заданий по 5 - 10 мин. каждое и занимают в целом 45 мин.

Задание "Спросить и угадать " - это одна из наиболее ясных моделей творческого мышления, направленная на выявление любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При его выполнении требуется задать вопросы к картинке с изображением какой-то ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (ее причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия). Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, отражающих способность испытуемого выйти за пределы изображенной на картинке ситуации, а выдвижение гипотез о причинах и последствиях событий моделирует научное творчество.

Задание "Усовершенствование игрушки " - одно из наиболее сложных и показательных наблюдений. Оно вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности.

Задание "Необычное использование" - модификация широко известного теста Гилфорда. В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность - уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что испытуемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно складывать предметы.

Задание "Необычные вопросы " - представляет вариант первого задания, но с более сильным акцентом на необычности вопросов.

Задание "Невероятные ситуации " требует воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе возможные выходы из нее. Хотя это задание - одно из наиболее эффектных, многие дети находят его невыполнимым.

ФИГУРНЫЕ ТЕСТЫ состоят из трех заданий, на выполнение каждого из которых отводится по 10 минут, т. е. 30 мин. в общей сложности.

Задание "Нарисуй картинку" ~ оригинальный тест на использование определенного элемента в качестве отправной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, форма которого напоминает довольно обычные предметы. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, самое важное - идея.

Задание "Незавершенные фигуры," сконструировано автором из нескольких других тестов. Из гештальтпсихологии известно, что незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы.

Задание "Повторяющиеся фигуры " сходно с предыдущим, но стимульный материал представляет собой одни и те же фигуры, поэтому испытуемый постоянно должен преодолевать ригидность мышления и выдвигать разнообразные идеи.

Для большинства случаев диагностики творческого мышления рекомендуется основывать свое суждение на анализе отдельных показателей вербальной и фигурной батарей тестов в их соотношении друг с другом. При этом условии может быть получена достаточно разносторонняя характеристика индивидуальности. Но и суммарный балл по каждой шкале или по обеим шкалам вместе дает довольно стабильный индекс общего творческого потенциала, что может оказаться полезным. Надежность такого суммарного показателя выше, т. к. один и тот же человек может проявлять свой потенциал и в общем количестве ответов без их детализации, и в тщательной разработке небольшого числа идей, и в придумывании немногих, но высоко оригинальных решений.

ПОКАЗАТЕЛИ КРЕАТИВНОСТИ

Показатель БЕГЛОСТИ (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания. Продуктивность может отличаться в разных батареях и в разных заданиях одной батареи.

Этот показатель полезен прежде всего тем, что он позволяет понять другие показатели. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл по этой шкале. Однако такие ответы приводят к низким показателям гибкости, оригинальности и разработанности. Низкие значения беглости могут быть связаны с детальной разработанностью ответов в рисуночных заданиях, но могут также наблюдаться у заторможенных, инертных или недостаточно мотивированных испытуемых.

Показатель ГИБКОСТИ оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем. Иногда полезно оценить этот показатель в отношении к беглости, т. к. один и тот же показатель разнообразия может наблюдаться при неодинаковом общем количестве выдвинутых идей.

Низкие показатели гибкости могут свидетельствовать о ригидности (вязкости) мышления, низкой информированности, ограниченности интеллектуального развития или низкой мотивации. Высокие значения предполагают противоположные характеристики, но чрезвычайно высокая гибкость может отражать метание испытуемого от одного аспекта к другому и неспособность придерживаться единой линии в мышлении.

Интерпретация этого показателя одинакова в вербальных и невербальных тестах, однако его значения могут не совпадать. Гибкость во взглядах и действиях с образами не связана с легкостью смены аспектов в словесной сфере.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных. Те, кто получают высокие баллы по оригинальности, обычно, характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Они способны делать большие умственные "скачки" или "срезать углы" при поиске решения, но это не означает импульсивности, оригинальность решений предполагает способность избегать очевидных и тривиальных ответов.

При анализе бывает интересно соотнести показатель оригинальности с показателями беглости и разработанности. При этом могут быть обнаружены самые разнообразные варианты сочетаний.

Следует учитывать, что чрезвычайно высокая оригинальность ответов может наблюдаться при некоторых психических или невротических расстройствах. Поэтому еще раз следует подчеркнуть необходимость разностороннего обследования.

Показатель РАЗРАБОТАННОСТИ, детализации идей используется только для оценки фигурных тестов, но многие исследователи считают его довольно полезным. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

Поскольку выполнение заданий ограничено во времени, бывает полезно соотнести этот показатель с показателем беглости. Человек, который детально разрабатывает каждую идею, очевидно, жертвует их количеством. Разработанность ответов отражает, по-видимому, другой тип продуктивности творческого мышления и может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как она проявляется.

Различие между двумя аспектами творчества может быть представлено, с одной стороны, как творчество в области создания новых идей и, с другой стороны. - как творчество в их разработке - создании новых производств и видов деятельности. Так изобретатель (Томас Эдисон, Никола Тесла) предлагает оригинальный способ решения технической или другой проблемы, а предприниматель (Генри Форд, Ли Якокк) реально воплощает его и находит ему рыночное применение. Члены экипажа гоночной машины также распределяют между собой задачи: штурман намечает способ прохождения трассы, т. е. решает проблему теоретически, а пилот преодолевает препятствия на практике.

Индивидуальные особенности учащихся могут быть оценены при сравнении данных вербальных и фигурных тестов. Дети с низкими баллами по вербальной шкале и высокими - по фигурной часто испытывают трудности при выполнении тестов на интеллект и в школьном обучении, хотя некоторые учителя интуитивно относят их к одаренным. Среди более образованных и успевающих в школе детей часто встречаются противоположные случаи: высоких показателей творчества в вербальной сфере и низких - в наглядно-образной.

Помимо тестов для определения креативности могут быть использованы специальные анкеты и опросники со списками ситуаций, чувств, форм поведения, характерных для творческих людей. Эти анкеты могут быть адресованы как самому испытуемому, так и окружающим его людям. Для анализа творческих достижений обычно используются оценки экспертов: ученых - для научных работ, художников - для картин и рисунков, инженеров - для технических изобретений. Стандарты для таких оценок всегда основаны на общественном суждении.

КРАТКИЙ ТЕСТ. ФИГУРНАЯ ФОРМА

Задание "Закончи рисунок" представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.


ПОДГОТОВКА К ТЕСТИРОВАНИЮ

Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

Необходимо избегать употребления слов "тест", "экзамен", "проверка" во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т. д. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, Проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для надежности результатов.

Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.

Не следует проводить одновременное тестирование в большихгруппах учащихся. Оптимальный размер группы -это 15-35 человек, т. е. не более одного класса.

Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5 - 10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.

Время выполнения теста 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15 - 20 минут.

При тестировании дошкольников и младших школьников экспериментаторы должны иметь достаточное количество ассистентов для помощи в оформлении подписей к рисункам.

Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:

"Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится".

Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом:

«Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Мы собираемся провести их измерение сегодня и через некоторое время. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны».

ИНСТРУКЦИИ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ

После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. (Не следует забывать об указании даты, это важно при проведении повторных тестирований.) Дошкольникам и младшим школьникам нужно помочь в указании этих сведений. В этом случае будет лучше, если вы внесете данные заранее и разладите детям листы с уже заполненными графами.

После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции:

"Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все пни потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить нашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.

Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения".

Задание теста формулируется следующим образом:

"На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры.

Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 14 минут.

Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой" .

Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, успокойте их, сказав им следующее:

"Я заметил(а)", что вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затемвозвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. " Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее".

Если дети не зададут после инструкции вопросы, можно приступать к выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами. Избегайте давать примеры или иллюстрации возможных ответов-образцов! Это приводит к уменьшению оригинальности и, в некоторых случаях, общего количества ответов. Стремитесь поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с детьми.

Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы, некоторые дети упускают этот факт из виду и не обнаруживают вторую страницу. Поэтому следует специальнонапомнить детям о второй странице с заданиями. Необходимо очень внимательно следить за временем, используя секундомер.

По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается и листы быстро собираются. Если лети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы не сможете их надежно оценить.

Для этого удобно иметь несколько ассистентов, что особенно важно при тестировании младших детей.

* Эту инструкцию необходимо предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений. Даже небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и валидизации текста.

ИЗМЕРЕНИЯ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Важным условием высокой надежности теста является внимательное изучение указателя оценки тестовых показателей и использование приведенных стандартов как основы для суждений.

ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ

1. Прочитать руководство. Вы должны четко осознавать концепцию творческого мышления П. Торренса: содержание показателей беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей как характеристик этого процесса.

2. Сначала следует определить, стоит ли ответ засчитывать, т. е. релевантен ли он заданию. Те ответы, которые не соответствуют заданиям, не учитываются. Нерелевантными считаются ответы, в которых не выполнено основное условие задания - использовать исходный элемент. Это те ответы, в которых рисунок испытуемого никак не связан с незавершенными фигурами.

3. Обработка ответов. Каждую релевантную идею (т. е. рисунок, включающий в себя исходный элемент) следует отнести к одной из категорий ответов. Списки категорий приведены на с. 30 - 37 настоящего руководства. Используя эти списки, определите номера категорий ответов и баллы за их ОРИГИНАЛЬНОСТЬ. Запишите их в соответствующих графах.

Если оригинальность ответов оценивается 0 или 1 баллом, категория ответов может быть определена по списку № 1, приведенному на с. 30 - 34. В этот список вошли наименее оригинальные ответы для каждой из фигур теста. Для более оригинальных ответов (с оригинальностью 2 балла) составлен список № 2 (с. 35 - 37). В этом списке собраны категории, общие для всех фигур теста.

Затем определяются баллы за РАЗРАБОТАННОСТЬ каждого ответа, которые заносятся в графу, отведенную для этих показателей выполнения задания (см. табл. на с. 43). Показатели категорий оригинальности и разработанности ответов записываются в бланке, на строке, соответствующей номеру рисунка. Там же записываются пропуски (отсутствие) ответов.

4. Показатель БЕГЛОСТИ для теста может быть получен прямо из номера последнего ответа, если не было пропусков или нерелевантных ответов (см. табл. на с. 43). В противном случае следует сосчитать общее количество учтенных ответов и записать это число в соответствующей графе. Чтобы определить показатель ГИБКОСТИ, зачеркните повторяющиеся номера категорий ответов и сосчитайте оставшиеся. Суммарный балл за ОРИГИНАЛЬНОСТЬ определяется сложением всех без исключения баллов в этой колонке. Аналогичным образом определяется суммарный показатель РАЗРАБОТАННОСТИ ответов. ПРОВЕРКА НАДЕЖНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ.

Время от времени рекомендуется сопоставлять данные собственной обработки тестов с данными обработки тех же тестов более опытным экспериментатором. Все несоответствия должны быть выявлены и обсуждены. Рекомендуется рассчитать коэффициенты корреляции между показателями, полученными двумя исследователями при обработке 20 - 40 протоколов. Другим способом проверки надежности может служить повторная обработка экспериментальных материалов одним и тем же исследователем через одну или несколько недель.При использовании бланков для обработки эти виды контроля займут не много времени. УКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ ТЕСТА.

В указатель (см. табл. па с. 39) включены данные, полученные на 500 учащихся школ г. Москвы в 1994 г. Возраст испытуемых от 6 до 17 лет.

Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.

ГИБКОСТЬ. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Ниже приведен список № 2, включающий 99% ответов. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их "XI". "Х2" и т. д. Однако это потребуется очень редко.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная - 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2-4,9% случаев. Данные об опенке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список.

Премиальные баллы за орнгиналыюсть ответа. Всегда встает вопрос об опенке оригинальности ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. П. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Они указывают на нестандартность мышления и отклонение от общепринятого. Инструкция к тесту и раздельность исходных фигур никоим образом не указывают на возможность такого решения, но вместе с тем и не запрещают его. П. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы по оригинальности за объединение в блоки исходных фигур:

за объединение двух рисунков........................................... 2 балла,

за объединение трех-пяти рисунков.................................. 5 баллов,

за объединение шести-десяти рисунков.......................... 10 баллов.

Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность но всему заданию.

РАЗРАБОТАННОСТЬ. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура. так и за ее пределами. При этом. однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

Один балл дается за:

Каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз.

Цвет. если он дополняет основную идею ответа.

Специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею) - тени, объем, цвет.

Украшение, если оно имеет смысл само по себе.

Каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую но отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства.

Поворот рисунка на 90" и более, необычность ракурса (вид изнутри. например), выход за рамки задания большей части рисунка.

Каждую подробность в названии сверх необходимого минимума.

Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет - шов, пояс, шарф и т. д., то она оценивается 1 баллом.

Ниже приведены три примера подсчета баллов за разработанность ответов. Следует их внимательно изучить.

СПИСОК № 1. Ответы на задание с указанием номеров категорий и опенок по оригинальности*

(24) Абстрактный узор (37) Лицо, голова человека(1) Очки (8) Птица (летящая),чайка

1 балл (от 2% до 4,99%) (10) Брови, глаза человека (33) Волна, море (4) Животное (морда) (4) Кот, кошка (21) Обчако, туча (58) Сверхъестественные существа (10) Сердце ("любовь")(4) Собака(8) Сова (28) Цветок(37) Человек, мужчина (31) Яблоко

О баллов (5 % в более ответов) (24) Абстрактный узор (64) Дерево и его детали (67) Рогатка (28) Цветок

1 балл (от 2% до 4,99%) (41) Буква: Ж, У и др. (13) Дом, строение (60) Знак, символ, указатель (8) Птица: следы, ноги (45) Цифра (37) Человек

0 баллов (5% и более ответов) (24) Абстрактный узор (53) Звуковые и радиоволны (37) Лицо человека (9) Парусный корабль, лодка (31) Фрукты, ягоды

1 баллов (от 2% до 4,99%) (21) Ветер, облака, дождь(7) Воздушные шарики (64) Дерево и его детали (49) Дорога, мост (4) Животное или его морда (48) Карусели, качели (68) Колеса (67) Лук и стрелы (35) Луна (27) Рыба, рыбы (48) Санки (28) Цветы

О баллов (5% и более ответов) (24) Абстрактный узор (33) Волна, море(41) Вопросительный знак (4)Змея (37) Лицо человека (4) Хвост животного, хобот слона

1 балл (от 2% до 4.99%) (4) Кот, кошка (32) Кресло, стул (36) Ложка, половник

(4) Мышь (38) Насекомое, гусеница, червяк (1)Очки (8) Птица: гусь, лебедь (27) Ракушка (58) Сверхъестественные существа (1) Трубка для курения (28) Цветок

(24) Абстрактный узор (36) Блюдо, ваза. чаша (9) Корабль, лодка (37) Лицо человека (65) Зонт

1 балл (от 2% до 4,99%) (33) Водоем, озеро (47) Гриб(10) Губы, подбородок (22) Корзина, таз (31) Лимон, яблоко (67) Лук (и стрелы)(33) Овраг, яма (27) Рыба (25) Яйцо

О баллов (5 % и более ответов) (24) Абстрактный узор (15) Лестница, ступени (37) Лицо человека

1 балл (от 2% до 4,99%) (33) Гора, скала(36) Ваза(64) Дерево, ель (19) Кофта, пиджак, платье(66) Молния, гроза (37) Человек: мужчина, женщина(28) Цветок

(24) Абстрактный узор (18) Автомашина (36) Ключ (62) Серп

1 балл (от 2% до 4,99%) (47) Гриб (36) Ковш, черпак (43) Линза, лупа (37) Лицо человека (36) Ложка, половник (62) Молоток (1) Очки (18) Самокат (60) Символ: серп и молот (48) Теннисная ракетка

О баллов(5 % и более ответов) (24) Абстрактный узор (37) Девочка, женщина (37) Человек: голова или тело

1 балл(от 2% до 4,99%) (41) Буква: У и др. (36) Ваза (64)Дерево (11) Книга (19) Майка, латье (2) Ракета (58) Сверхъестественные существа (28) Цветок (67) Щит

О баллов(5 % я более ответов) (24) Абстрактный узор (33) Горы, холмы (4) Животное, его уши (41) Буква М

1 балл (от 2% до 4,99%) (4) Верблюд(4) Волк(4) Кот, кошка (4) Лиса(37) Лицо человека

(4) Собака (37) Человек: фигура

О баллов(5 % и более ответов) (24) Абстрактный узор (8) Гусь, утка (64) Дерево, ель, сучья (37) Лицо человека (4) Лиса

1 балл (от 2% до 4,99%) (63) Буратино(37) Девочка (8) Птица (58) Сверхъестественные существа (45) Цифры (37) Человек, фигура

(18) Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор.

(3) Ангелы и другое божественные существа, их детали, включая крылья.

(1) Аксессуары: браслет, корона, кошелек, монокль, ожерелье, очки, шляпа.

(20) Бельевая веревка, шнур.

(41) Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания.

(7) Воздушные шары: одиночные или в гирлянде.

(39) Воздушный змей.

(33) Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утес.

(34) Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник.

(64) Дерево: все виды деревьев, d том числе новогодняя ель, пальма.

(49) Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекресток, эстакада.

(4)Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака.

(5) Животное: следы.

(53) Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприемник, рация, камертон, телевизор.

(65) Зонтик.

(63) Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка.

(62) Инструменты: вилы, грабли, клеши, молоток, топор.

(46) Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь.

(11) Книга: одна или стопка, газета, журнал.

(68) Колеса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал.

(50) Комната или части комнаты: пол, стена, угол.

(22) Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик.

(9)Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник.

(12) Коробка: коробок, пакет, подарок, сверток.

(54) Космос: космонавт.

(16) Костер, огонь.

(23) Крест: Красный крест, христианский крест, могила.

(40) Лестница: приставная, стремянка, трап.

(2) Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолет, спутник.

(32) Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта.

(43) Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтерский молот.

(44) Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы. (6)Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки. (59) Наземный транспорт - см. Автомобиль, не вводить новую категорию.

(38) Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк.

(35) Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение Луны, звезда, Луна, метеорит, комета, Солнце.

(21) Облако, туча: разные виды и формы.

(39) Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли.

(19) Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка.

(67) Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемет, пушка, рогатка, шит.

(48) Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис.

(29) Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепешка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб.

(66) Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган.

(36) Предметы домашнего обихода: ваза. вешалка, зубная щетка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щетка.

(8)Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыпленок.

(26) Развлечения: певец, танцор, циркач.

(47) Растения: заросли, кустарник, трава.

(27) Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог.

(58) Сверхъестественные (сказочные) существа: Алладин, баба Яга, бес, вампир, ведьма. Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт.

(42) Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа.

(60) Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема.

(52) Снеговик.

(57) Солнце и другие планеты: см. Небесные тела.

(55) Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота.

(13) Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскреб, отель, пагода, хижина, храм, церковь.

(15) Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба.

(14) Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба.

(17) Тростник и изделия из него.

(51) Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш.

(31) Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко.

(28) Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан.

(45) Цифры: одна или в блоке, математические знаки.

(61) Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер.

(37) Человек, его голова, лицо или фигура: девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определенная личность, старик.

(56) Человек из палочек: см. Человек.

(8) Человек, части его тела: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык.

(25) Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

1. Беглость или продуктивность. Этот показатель не являетсяспецифическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают (см. таблицу I), что большинство детей 1-8 классов выполняют от семи до десяти заданий, а старшеклассники - от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее 5-ти) встречается чаше всего у подростков (5-8 классы).

2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

3. Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.

Те, кто получают высокие значения этого показателя обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагаетспособность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов.

Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

4. Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие - для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

Таблица 1

Средние значения показателей КТТМу учащихся разных классов*

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Для сопоставления показателей творческого мышления (оригинальности и разработанности) необходимо провести их преобразование в стандартную Т-шкалу. Это позволит сравнивать результаты, полученные по К1ТМ и фигурному тесту творческого мышления П. Торренса (см. табл. 2).

Таблица 2.

Преобразование “сырых” показателей в Т-шкалу.

Баллы по оригинальности

Баллы по разработанности

1 - 3 класс

9- 11 класс

1 - 2 класс

9- 11 класс

Значения по Т-шкале 50 ± 10 соответствуют возрастной норме.

Эмпирические исследования проводились с группой учителей средней школы, слушателей курсов повышения квалификации.

Количество испытуемых 20 человек. Возраст от 23 до 48 лет. Разные специальности.

Для определения уровня креативности были использованы графический и вербальный субтесты теста креативности П. Торренса.

После проведения диагностики с помощью графического субтеста были получены следующие результаты

Шкала оригинальности

Шкала разработанности

Норма для взрослых составляет: по шкале оригинальности: 10,5; по шкале разработанности: 40,5 (см.: Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. – М., 2003. – 184 с. – С.68.

Данные по вербальному субтесту. Испытуемым предлагается выполнить 7 заданий. При подведении итогов результат всех семи заданий делится на 7. Полученное число и является показателем креативности.

Количество баллов

Уровень креативности

Выше среднего

очень высокий

Выше среднего

Выше среднего

Очень высокий

Выше среднего

Выше среднего

Ниже среднего

Ниже среднего

Критерии: 1-2 балла – низкий результат; 3-4 балла – результат ниже среднего; 5 баллов – средний показатель; 6 баллов – выше среднего; 7 баллов – высокий показатель; 8-9 баллов –очень высокий показатель.

В наших материалах мы не раз писали об особенностях работы в творческом коллективе салона красоты. Для оценки уровня творческих способностей мы предлагаем вам тест П.Торренса, применимый в том числе и к работе с вашими сотрудниками. Тест был разработан в 1966г. в Университете штата Джорджия и активно используется по нынешний день в адаптированном русском варианте.

Тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. На выполнение каждого субтеста обычно выделяется 10 минут, однако по мнению психологов время можно не ограничивать, поскольку креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках учитывать не нужно.

ФАКТ!
П.Торренсом было создано 12 тестов, которые он объединил в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста стала популярна под названием «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса», ее адаптировали в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году. Другая часть теста – «Завершение картинок» была адаптирована в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук.

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Предложите вашему сотруднику нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка используется цветное овальное пятно, которое вырезается из цветной бумаги. Цвет овала можно выбирать самостоятельно из предложенных вариантов. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Также необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры». Сотруднику предлагается дорисовать 10 незаконченных стимульных фигур, а также придумать название к каждому рисунку.

Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий нужно создать какой-либо (неповторяющийся) рисунок.

КСТАТИ!
Если вам необходимо производить автоматический расчет зарплаты своих сотрудников, вести учет товара, кассовые движения салона красоты и видеть баланс взаиморасчетов, то рекомендуем попробовать Арнику - красоты. В Арнике это реализовано максимально просто и удобно.

Обработка результатов

После выполнения всех занятий проводится обработка результатов. Обработка теста всего предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

«Беглость» – характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 и 3-ем субтесте в соответствии со следующими правилами:

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются такие рисунки:

– рисунки, при создании которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.

– рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.

– осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов, соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность» – самый важный показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, нешаблонности, особенности творческого мышления испытуемого и его выраженной непохожести. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2. Оценивается рисунок, а не название.

3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Отметим: если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

Субтест 1 – оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом – рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

Субтест 2 – обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху вниз: 1. 2. 3. 4. и т. п.

1. – цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко

2. – буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры)

3. – цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды

4. – буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры)

5. – цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда

6. – ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры)

7. – цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш)

8. – цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок

9. – цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных

10. – цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного.

Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

«Абстрактность названия» – выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 х 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т. п.

1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект - «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т. п.

2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить оттуда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» – отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же – 0 баллов

1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ – 0 баллов.

2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры – 0 баллов.

«Разработанность» – отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Правила оценки:

1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка, дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например у цветка много лепестков – все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+ 1 балл), стебель (+ 1), два листочка (+ 1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+ 1 балл). Итого: 5 баллов за рисунок.

2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе – одинаковые облака и т. п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т. п.

3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет – по одному новому.

4. Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Когда мы все посчитали, будем выводить среднее арифметическое. Для получения окончательного результата надо просуммировать все баллы, полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «разработанность» и «замыкание»), и поделить эту сумму на пять. А вот полученный результат имеет действительно значение:

< 30 - очень плохо;

30–34 – ниже нормы;

35–39 – несколько ниже нормы;

40 – 60 – норма;

61 – 65 – несколько выше нормы;

66–70 – выше нормы;

Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. С. 62.. Его программа включала в себя несколько этапов. На первом этапе испытуемому предлагали вербальные задачи на решение анаграмм. Он должен был выделить единственно верную гипотезу и сформулировать правило, ведущее к решению проблемы. Тем самым тренировалось конвергентное мышление (по Гилфорду).

На следующем этапе испытуемому предлагали картинки. Он должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия.

Затем испытуемому предлагали разные предметы. Его просили перечислить возможные способы их применения. Согласно Торренсу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от заданных извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. Под креативностью Торренс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Идеальный, по Торренсу, тест должен тестировать протекание всех указанных операций, но в реальности Торренс ограничился адаптацией и переработкой методик Южнокалифорнийского университета для своих целей Там же. С. 66-71..

Торренс утверждал, что не стремился создать факторно-чистый тест, поэтому показатели отдельных тестов отражают один, два или несколько факторов Гилфорда (легкость, гибкость, оригинальность, точность).

В состав батареи Торренса входит 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление Там же. С. 88-90..

1. Словесная шкала включает в себя семь заданий. В трех первых заданиях испытуемый должен задавать вопросы таким образом, чтобы полученные ответы помогли ему отгадать содержание загадочных изображений. Испытуемый должен записать все вопросы, на которые он хотел бы получить ответ, перечислить все возможные причины и последствия ситуаций, изображенных на рисунке. В 4-м задании фиксируются способы использования игрушки в игре. В 5-м задании перечисляются возможные способы необычного употребления обычных предметов. В 6-м задании задаются вопросы по поводу свойств тех же предметов, а в 7-м задании испытуемый должен рассказать обо всем, что может случиться, если возникнет какая-либо неправдоподобная ситуация. Оценивается легкость, гибкость и оригинальность ответа.

Изобразительная шкала состоит из трех заданий. Первое задание состоит в том, что испытуемый должен на белом листе бумаги нарисовать картинку, используя данную фигуру. Во втором задании испытуемому предлагают дорисовать несколько линий, чтобы получились осмысленные изображения. В третьем задании испытуемого просят составить как можно больше изображений с помощью пары параллельных линий или кругов. Оценивается легкость, гибкость, оригинальность, точность.

Словесно-звуковая шкала состоит из двух заданий, которые предъявляются путем воспроизведения магнитофонной записи. В тесте «Звуки и образы» в качестве стимулов используются знакомые и незнакомые звуки. Во втором задании «Звукоподражание и образы» используются звукоподражательные слова, имитирующие звуки, присущие какому-либо объекту (животному, механизму и т. д.). Испытуемый должен написать, на что похожи эти звуки. Оценивается оригинальность ответа.

Надежность тестов Торренса очень велика: от 0,7 до 0,9. Вербальные тесты более надежны, чем изобразительные Там же. С. 100-101..

В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торренса предназначены для более широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых.

Факторный анализ тестов Торренса выявил факторы, соответствующие специфике заданий, а не параметрам легкости, гибкости, точности и оригинальности. Корреляции этих параметров внутри одного одного теста выше, чем корреляции аналогичных параметров разных тестов Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: Метод. руководство. СПб., 1998. С. 20-22..

Рассмотрим характеристику основных параметров креативности, предложенных Торренсом. Легкость оценивается как быстрота выполнения тестовых заданий, и, следовательно, тестовые нормы получаются аналогично нормам тестов скоростного интеллекта. Гибкость оценивается как число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов. Проблема заключается в разбиении ответов испытуемого на классы. Число и характеристика классов определяется экспериментатором, что порождает произвольность. Оригинальность оценивается как минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе. В тестах Торренса принята следующая модель: если ответ испытуемого встречается менее чем в 1 % случаев, то он оценивается 4 баллами, если ответ встречается менее чем в 1-2 % случаев, испытуемый получает 3 балла и так далее. Когда ответ встречается более чем в 6 % случаев, присваивается 0 баллов. Тем самым оценки оригинальности «привязаны» к частотам ответов, которые дает выборка стандартизации. Опыт применения тестов Торренса показывает, что влияние характеристик группы, в которой получены нормы, очень велико, и перенос норм с выборки стандартизации на другую (пусть аналогичную) выборку дает большие ошибки, а зачастую и просто невозможен Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. С. 112..

Точность в тестах Торренса оценивается по аналогии с тестами интеллекта. Оригинальность и беглость тесно коррелируют между собой: чем больше ответов, тем они оригинальнее, и наоборот.

Успешность выполнения данных тестов определяется скоростными качествами психики, и критики справедливо указывают на влияние скоростного интеллекта при решении тестов, диагностирующих, по мысли их разработчиков, креативность. В исследованиях Торренса и Гилфорда выявлена высокая положительная корреляция уровня IQ и уровня креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц с высокоразвитым интеллектом могут встречаться и низкие показатели креативности. Между тем при низком IQ никогда не обнаруживается высокая дивергентная продуктивность. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога. Он полагает, что при IQ ниже 115-120 баллов (среднее плюс стандартное отклонение) интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор. При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами Там же. С. 156-157..

При этом корреляции между креативностью и интеллектом выше, если при тестировании в обоих случаях используется аналогичный материал (словесный, числовой, пространственный и пр.), и ниже, если материал тестов интеллекта и креативности разнороден.

На первый взгляд эти результаты соответствуют гипотезе о парциальности креативности. Возможно, креативности как общего свойства не существует, она определяется только по отношению к тому или иному материалу и, вопреки мнению Торренса, базируется не на общем интеллекте, а на «парциальных» интеллектуальных факторах, таких как пространственный интеллект, вербальный интеллект, математический интеллект и пр. (по Терстоуну).

Итак, тест Е. Торренса - один из лучших в мировой психологической практике страндартизованный инструмент для измерения творческого (креативного) мышления.

Тест позволяет оценить:

* вербальную креативность;

* образную креативность;

* отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.